Напоминание

"Скопинская керамика"


Автор: Соловьева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №103"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: конспекты занятий
Тема: "Скопинская керамика"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспекты

НОД дошкольников по познавательному развитию

на тему «Скопинская керамика»

Составила

Соловьева Светлана Александровна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №103»

Рязань, 2019 г.

Скопинская керамика – это народное декоративно-прикладное

искусство Рязанского края. Конспекты по данной теме представляют опыт

работы по патриотическому воспитанию по образовательным областям

«Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»

программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.

Комаровой, М.А. Васильевой.

Содержание конспектов соответствует ФГОС.

Средняя группа.

Знакомство с керамикой.

Цель: Создание условий для знакомства детей с керамикой.

Задачи:

Познакомить детей с глиняной посудой.

Уточнить

свойства

керамической

посуды:

тяжелая,

не

пропускает

воду,

твердая, гладкая, звучит, распадается на куски от удара.

Подвести к восприятию изделий скопинской керамики, не называя промысла.

Формировать умение рассматривать и обследовать предметы, в том числе с

помощью рук.

Развивать

интерес

к

произведениям

народного

декоративно-прикладного

искусства.

Воспитывать желание узнавать новое об окружающих предметах.

Поощрять

проявление

эмоций

при

рассматривании

изделий

скопинского

промысла.

Обогащение словаря: керамика, глазурь.

Активизация словаря: тяжелая, гладкая, блестящая, твердая, глиняная.

Оборудование: керамическая посуда скопинского производства, вода.

Мотивация: игровой прием.

Предшествующая работа.

Рассматривание разнообразной глиняной посуды.

Ход.

Дети, к нам в детский сад принесли посылку (показывает ). Интересно,

что же в ней?

(Достает и показывает детям посуду) . Что это? Из чего

сделана эта посуда? Да, это глиняная посуда. Её можно назвать одним словом

– керамика. Повтори,…(спросить 3-4 детей).

Сегодня мы будем говорить о керамике. Глиняная посуда появилась

очень давно. В ней готовили еду, хранили молоко, воду.

Из влажной глины как из теста можно лепить любую посуду: горшки,

тарелки, вазы. Люди заметили, если посуду

обжечь в печи, она станет

твердой, как камень. Подойди,…, потрогай эту чашку. Какая она? …А теперь

возьми ее в руки: она легкая или тяжелая? Посуда из глины твердая и

тяжелая. А давайте посмотрим, что будет, если мы нальем в керамическую

чашку воды. Чашка не пропускает воду. А если потихоньку постучим по

чашке,

что

мы

услышим?

Иди,…,

постучи.

Какой

красивый

звук!

О

керамической посуде можно сказать, что она звучит. Как вы думаете, если

уронить керамическую вазу на пол, что ЧС ней будет? От удара керамика

разбивается, распадается на куски. А теперь ты,…, иди , потрогай эту вазу

(вместе с ребенком гладит поверхность вазы). Что еще можно сказать о

керамической посуде, какая она? Да, она гладкая и блестящая. А блестящая

она потому, что покрыта глазурью – блестящим слоем. Чем же покрыта

керамика? (Спросить 3-4 детей).

Что-то мы засиделись, давайте поиграем. Встаньте.

Физкультминутка. «Мы устали, засиделись».

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

( Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки),

Мы посуду рассмотрели,

И в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

(Повороты в стороны)

Приседанья начинаем,

Про керамику все знаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз

Приседать не торопись.

(Приседания)

И в последний раз присели,

А теперь на стульчик сели.

(Дети садятся).

Так что же вы узнали сегодня о керамике, давайте вспомним.

Что такое керамика?

Какая керамическая посуда, если ее потрогать и подержать?

Чем покрыта керамика, почему она блестит?

Что еще можно сказать о керамических изделиях?

Вам нравится такая посуда, хочется на нее еще раз посмотреть?

Все керамические вещи сделаны из глины. Они твердые и тяжелые,

гладкие, не пропускают воду, от удара разбиваются. Керамика блестящая и

красивая, покрыта глазурью, на нее хочется смотреть.

Рисование (по образцу).

Роспись посуды элементами украшения скопинской керамики.

Цель: Формирование у детей представлений о скопинской керамике.

Задачи

Познакомить детей со скопинской керамикой.

Формировать представления о разновидностях посуды.

Учить детей выделять элементы украшения изделий скопинского промысла и

воспроизводить их в своих работах.

Закреплять знания цветов и оттенков(коричневый, темно-зеленый), способах

их получения.

Развивать умение смешивать краски для получения нужного оттенка.

Развивать технические навыки: наносить узор слева направо.

Продолжать

учить

детей

слитному

безостановочному

движению

при

проведении линий.

Закреплять умение правильно держать кисть.

Воспитывать

интерес

к

народному

декоративно-прикладному

искусству

родного края.

Развитие речи.

Обогащение словаря: роспись.

Формировать

фонетически

грамотную

речь

в

ходе

игрового

упражнения

«Пальчики здороваются».

Оборудование:

картинки

с

изображением

изделий

скопинской

керамики,

образцы,

тонированные

силуэты

кружек

и

кувшинов

светло-

зеленого

и

светло-коричневого оттенков, гуашь более темных оттенков.

Мотивация: проблемная ситуация, художественное слово.

Ход.

Дети, что это(показывает посуду)? Как вы думаете, для чего нужна посуда?

Помогает всюду

Нам различная посуда:

На нее еду кладут,

Из нее едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты.

В ней готовят сотни блюд –

Варят, жарят и пекут.

Какой бывает посуда( по мере того, как дети называют, показывает картинки,

останавливается на скопинской керамике)?

Это какая посуда? Делают эту глиняную посуду в городе Скопине с

давних времен. А чтобы на нее было приятно и радостно смотреть, мастера

украшали ее фигурками зверей и птиц или делали ее в виде этих животных. А

еще они наносили на глину с помощью палочек, трубочек и колес узоры. И

появлялись на кувшинах, горшках, кружках волнистые и

прямые линии,

точки, кружки. Все это называлось росписью.

Сегодня мы будем украшать посуду как в городе Скопине. Рисовать

вы

будете

вот

на

этой

посуде

(показывает

силуэты).

Какими

же

узорами

украшали

свою

посуду-

керамику

скопинские

мастера?

(Показывает

элементы узоров на картинках).

На самом деле эти узоры наносятся на

сырую глину палочками, трубочками и их хорошо видно. Мы же будем

рисовать эти узоры кистью, и чтобы эти узоры были видны , у вас они будут

такого же цвета только другого оттенка, более темного. Обратите внимание

на образцы. Какими узорами украшена эта посуда?

Какую посуду вы будете украшать? (Спросить 3-4 детей)

Что это? Для чего нужен кувшин? А то что? Для чего нужна кружка? Что есть

и у кувшина и у кружки? Для чего нужна ручка? А чайник – это посуда?

Давайте представим себя чайником. Встаньте.

Физкультминутка. «Я чайник-ворчун»

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд (шагают на месте),

Я

всем

напоказ

выставляю

живот(руки

на

пояс,

повороты

туловища

в

стороны),

Я чай кипячу, клокочу и кричу (хлопают в ладоши ),

- Эй, люди, я с вами почайпить хочу (прыжки на месте).

А теперь выберите себе посуду, которую будете украшать

Спросить у детей:

Что ты выбрал? Какого цвета твой кувшин? А узоры будут какими по цвету?

А как получить краску потемнее? Да, надо добавить каплю черной краски.

А теперь давайте вспомним, как рисовать точку.

Иди, …, покажи. Так, набрала краску на кисточку, лишнюю сняла о край

баночки и прикоснулась концом кисти к бумаге.

А как рисовать кружок, кто покажет? Иди,… Поставил точку и повел кисть,

закругляя, вверх - направо, затем вниз - направо, дальше вниз - налево и

соединяем с точкой, кисть идет не останавливаясь закругляя линию вверх

-налево.

А теперь посмотрите, как рисовать волнистую линию. Рисуем концом кисти,

палочка смотрит вверх. А вот так рисуется линия, похожая на заборчик.

Начинаем тоже с левой стороны, ставим точку. Дальше кисточка побежала

Вверх - направо, как в горку, а теперь спустилась с горки вниз - направо.

Сядьте

правильно:

грудью

не

касаясь

стола,

ноги

согнуты

в

коленях,

опираются всей ступней на пол.

Перед

тем,

как

начать

работу,

надо

подготовить

пальчики:

пусть

они

поздороваются. Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно

касаются

указательного,

большого,

безымянного

пальцев

и

мизинца,

произнося

звук

(Т)

коротко

и

отрывисто

при

каждом

соприкосновении.

Упражнение выполняется в прямом и обратном порядке, поочередно каждой

рукой, затем вместе.

Теперь приступайте, обращайте внимание на образцы. Не забудьте, что узоры

надо начинать наносить на посуду сверху, и они пойдут слева направо.

В ходе выполнения работы детьми следить за осанкой детей, и за тем, чтобы

дети правильно держали кисть.

Анализ: предложить найти работы, похожие на образцы.

Старшая группа

Чтение. Ф. Кривин.

Глиняная сказка.

Цель: Знакомство с процессом изготовления глиняной посуды.

Задачи.

Продолжать приучать детей слушать сказки.

Выслушивая и уточняя ответы детей, подсказывать нужные слова.

Развивать любознательность.

Воспитывать интерес к художественному произведению.

Глиняная сказка.

Жила на свете Твердая Глина, и никому от нее не было радости. Сухая она

была, черствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.

Пришла к Твердой Глине Вода.

- Надо, - говорит, - тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать

добро.

Прикоснулась к Глине Вода – и та сразу стала мягче. Так размягчилась от

Воды, что из нее даже кружку вылепили.

- Будем с тобой вместе людей поить, - говорит Вода. – А пока я испаряюсь.

- Будем вместе, а сама испаряешься?

- Пока, - говорит Вода. – Чтобы поить людей, кружка должна быть твердой,

непромокаемой. А со мной ты не станешь твердой. Поэтому – прощай.

- Ты же все говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь

говоришь: надо быть твердой…

- Все правильно, - сказала Вода. – Пока ты просто Глина, тебе необходимо

быть мягкой, чтобы из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала

кружкой, тут уже твердость нужна.

Вода испарилась, а Глина задумалась.

Оказывается, не так это просто - делать добро. Чтобы делать на земле

добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда – твердым.

Вопросы к детям.

Какое добро предложила Вода Глине делать людям?

Сможет ли Глина делать добро, если будет всегда мягкой?

А когда она это сможет сделать?

Когда Глина будет твердой?

Как вы думаете, что нужно сделать с посудой, чтобы испарилась вода?

Просто ли делать добро?

Рассказ воспитателя о скопинской керамике.

Цель: Формирование представлений о процессе лепки скопинской керамики.

Задачи.

Продолжать знакомство с народным декоративно-прикладным искусством

родного края.

Уточнить особенности промысла: лепка посуды из жгутов.

Познакомить с профессией гончара.

Развивать наблюдательность, умение видеть характерные особенности

украшения посуды.

Воспитывать уважение к труду гончара.

Формировать интерес и эстетическое отношение к произведениям народного

декоративно-прикладного искусства.

Обогащение словаря: гончар, жгут, горн.

Активизация словаря: глазурь, прямые линии, кружочки, волнистые линии.

Материал: натуральные предметы или картинки с изображением скопинской

керамики.

Предшествующая работа:

Чтение. Ф. Кривин. Глиняная сказка.

Рассматривание открыток с изображением экспонатов Русского музея,

г.Санкт-Петербург

Мотивация: художественное слово.

Ход.

Послушайте стихи рязанского поэта Киселева:

В комнатенке, низенькой и тесной,

Жаждой рукоделия горя,

Вязкую и мягкую, как тесто,

Глину достает он из ларя,

Пальцами суровыми сжимает,

И в ладонях крепко стеснена,

Рыжая, веселая, живая,

Бегает меж пальцами она,

И растет кувшин быстрее злака.

И тогда о том, подумал я,

Может быть , сработана планета

Добрыми руками гончара.

Поэт посвятил его скапинским гончарам. Гончар – это человек, который

делает посуду из глины.

В старинном русском городе Скопине на воротах многих домов были

прилажены игрушки из глины: это были сказочные звери и птицы. Это

означало, что в доме живет гончар. Посуду скопинских мастеров издавна

продавали в разных русских городах и селах.

Послушайте, как делали посуду в Скопине. Сначала мастер готовил

глину, которая целый год лежала на открытом месте, где ее поливали дожди,

обдували ветры, белым одеялом покрывали снега. Затем глину перемешивали

с водой, и она становилась мягкой. Гончар ее долго мял, разрывая на части,

соединял их снова. И так до тех пор, пока глина переставала приставать к

рукам. Затем мастер раскатывал комок глины в жгут – длинную-длинную

ленту, клал на вращающийся круг и начинал лепить(показать картинку).

Для того, чтобы посуду приносила не только пользу, но и радость, ее

украшали (показывает картинки). Вот ручка кувшина сделана в виде змеи, а

крышка – это птичка. А это кувшин в виде птицы Скопы. Она большая с

прижатыми крыльями. Посмотрите, как она осторожно повернула голову,

кажется, что сейчас она сорвется и полетит. А вы хотите полетать?

Физкультминутка.

Ну-ка, птички, полетели, Дети бегут , машут руками как крыльями,

Полетели и присели, остановились, присели,

Водички попил, наклоняют голову вниз,

Перышки помыли,

В стороны посмотрели , поворачивают голову в стороны,.

Прочь улетели. садятся.

Украшали посуду в Скопине и узорами, которые наносили с помощью

трубочек, палочек на еще не высушенные изделия (показать прямые и

волнистые линии, кружочки и точки на посуде и рассказать , какие узоры и с

помощью чего нанесены на посуду). Сушили посуду 2-3 дня, а чтобы она

была прочной, гладкой и блестящей покрывали ее глазурью и еще раз сушили

в специальной печи, которая называлась горном.

- Что же такое горн?

Какими основными узорами украшена посуда?

Скажите, какого цвета скопинская керамика?

Скопинская керамика – это народное искусство нашего Рязанского края,

которое ценится и почитается во всем мире. Многие работы мастеров

находятся в художественных музеях разных стран.

Значения слов жажда и рукоделие дети узнали до занятия:

Жажда – желание чего-нибудь.

Рукоделие – ручной труд, работа , которую выполняют руками.

Рисование с натуры. Кувшин

Цель: Закрепление умений детей рисовать с натуры кувшин по мотивам

скопинской керамики.

Задачи.

Закреплять знания детей о скопинском народном промысле.

Учить расписывать посуду элементами украшения скопинской керамики:

кружочками, точками, прямыми и волнистыми линиями.

Развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества.

Закреплять умение ритмично располагать узор.

Учить слитному безостановочному движению кисти при проведении линий.

Совершенствовать умение смешивать краски для получения новых оттенков

при рисовании гуашью.

Воспитывать аккуратность.

Побуждать создавать изображения по мотивам народного промысла.

Материал и оборудование: кувшин Скопа, гуашь, палитры, кисточки.

Мотивация: художественное слово (загадка)

Предшествующая работа:

Рассматривание открыток с изображением скопинской посуды.

Рисование узоров, которыми скопинские мастера украшали посуду

Дидактическое упражнение «Подбери чашки к блюдцам».

Ход.

Послушайте загадку:

К реке спустился налегке,

А стал тяжел – домой пошел.

Зачем ходят к реке?

А во что набирают воду?

Вот и наш герой набрал воды и пошел домой. Это…кувшин. Он появился

тогда, когда люди научились делать посуду из глины.

Посмотрите, какой красивый кувшин. Его сделали скопинские мастера.

Сегодня мы будем его рисовать.

Чем он отличается от других кувшинов?

Да, он сделан в виде птицы и называется «Кувшин Скопа», по имени этой

птицы. У птицы есть голова с открытым клювом, крылья, хвост.

Что есть у кувшина? Для чего нужна ручка?

Посмотрите, как интересно окрашен кувшин: где туловище птицы цвет

коричневый, а где ноги - зеленый.

Какими узорами украшена голова птицы? А какие узоры на крыльях? А на

грудке и ногах?

Обратите внимание, что все узоры – линии, дуги, кружки, точки

расположены рядами: друг за другом или друг над другом на одинаковом

расстоянии (показывает).

Иди,…, покажи, как ты будешь рисовать полудуги в верхней части кувшина.

Правильно, начинаешь слева направо наносить узоры: еще, еще, так,

так(словесным сопровождением подчеркнуть ритмичность движений).

Давайте вспомним, чем скопинская керамика отличается от любой другой?

Какие ее основные цвета? Способ лепки? А чем еще, кроме узоров ,

украшали посуду?

Да, фигурками зверей и птиц украшали крышки, носики, ручки. Например

синичками.

Давайте представим себя такими птичками.

Физкультминутка.

Скачет шустрая синица,

(Прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится,

(Прыжки на месте на левой ноге)

Прыг – скок, прыг –скок,

(Прыжки на месте на правой ноге)

Завертелась, как волчок.

(Кружимся на месте)

Вот присела на минутку,

(Присели)

Почесала клювом грудку,

(Встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки на плетень,

(Прыжки на месте на левой ноге)

Тири – тири,

(Прыжки на правой ноге)

Тень – тень – тень!

(Прыжки на месте на двух ногах).

С чего мы начнем работу? Да, сначала простым карандашом нарисуем

основную форму кувшина – птицу. Затем верхнюю часть, где горлышко

кувшина, ручку и нижнюю часть, где ноги.

Потом? А как будем закрашивать верх и низ кувшина?

Когда все закрасим , дадим краске высохнуть, и только потом будем украшать

кувшин узорами. А для того надо подготовить краску. Какого она должна

быть оттенка? Как получить более светлый оттенок?

А теперь надо подготовить пальчики для работы

Пальчиковая гимнастика «Пальчики».

Встают послушно

пальчики,

воспитанные мальчики.

Стоят – не шелохнутся,

зови – не отзовутся.

Поочередно разгибать пальцы правой, затем левой руки, начиная с

большого. Широко расставить пальцы в стороны, на некоторое время

зафиксировать их в этом положении.

Теперь сядьте правильно и начинайте работу. Почаще смотрите на кувшин.

В ходе выполнения работы детьми следить за осанкой, за тем, как держать

кисточку при рисовании кружков, дуг..Напоминать, что узоры нужно

наносить на одинаковом расстоянии друг от друга, друг под другом.

Анализ: выбрать работы, которые более всех похожи на натуру.

Дидактическое упражнение «Подбери чашки к блюдцам»

ЦЕЛЬ: Учить детей различать цвета желтый, зеленый, коричневый и их

оттенки, использовать названия в речи.

Воспитатель вставляет в наборное полотно блюдца разных цветов и

оттенков и рассказывает:

- В магазин сначала привезли блюдца. Продавцы расставили их по полкам.

На верхнюю поставили вот такие блюдца. Какие? На среднюю – вот такие.

Какие? На нижнюю?

Одинакового ли оттенка блюдца на верхней полке? На средней? На нижней?

- Потом привезли чашки. Давайте поможем продавцам подобрать к блюдцам

чашки. Они должны быть такого же цвета и оттенка, как блюдца.

Воспитатель вызывает 3 детей и предлагает подобрать чашки к блюдцам.

Примечание.

1.На каждой полке стоят чашки и блюдца одного цвета и разных оттенков.

Например: темно-зеленая, посветлее, светло-зеленая.

2. В зависимости от количества играющих детей должно быть несколько

экземпляров оборудования.

Подготовительная к школе группа.

Лепка.

Кружка

Цель: Закрепление умений детей лепить посуду из колец (способом, близким

технике изготовления скопинской посуды).

Задачи:

Познакомить детей с новым способом лепки - из колец.

Закреплять знания детей об особенностях народного промысла.

Учить создавать узор с помощью палочек, трубочек, колец.

Развивать интерес к лепке

Формировать умение выделять и называть основные средства

выразительности скопинской керамики.

Развивать технические навыки сглаживания разными способами.

Совершенствовать умение детей радоваться достигнутому результату,

Воспитывать уважение к труду гончара.

Активизация словаря: скопинская керамика, гончар, жгут.

Материал и оборудование: глина, трубочки для коктейля, зубочистки,

зубчатые колеса, клеенка, баночки, металлическая ложка.

Мотивация: просьба.

Ход.

Дети, а вы любите свой город?

Кто прославил наш Рязанский край?

Да, поэт Сергей Есенин, которого знаю и любят во всем мире, ученый

академик Иван Павлов, герой двух народов Федор Полетаев.

А чем еще гордится наша земля? Какую необыкновенную глиняную посуду

делают в одном старинном городе? ДА, мы гордимся работами скопинских

мастеров (показать картинки).

Какие узоры на скопинской керамике? Когда посуда украшается? Правильно,

она украшается еще в сыром виде с помощью палочек, трубочек.

какие узоры на посуде?

Вспомните, как лепят посуду скопинские гончары, из чего? Ее лепят из

жгутов – длинных глиняных лент. Это одно из отличий скопинской керамики.

Нас попросили дети младшей группы вылепить для них кружки для игры в

«Магазин». Скопинские гончары лепили посуду из жгутов на вращающемся

круге, но у нас нет таких, поэтому мы будем лепить кружку из колец,

похожим способом.

А чем еще отличается скопинская посуда от любой другой? Да, она украшена

фигурками зверей и птиц. Чтобы вы немного отдохнули, давайте представим

себя такими зверушками.

Физкультминутка.

Как у наших у зверят

Лапки весело стучат

(хлопки в ладоши)

Топ – топ – топ, топ – топ – топ.

(топание ногами)

А устали ножки,

Хлопают ладошки:

Хлоп – хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – хлоп.

(хлопки в ладоши)

А потом в присядочку

(приседания)

Пляшут звери рядышком.

(прыжки на месте)

А как пустятся бежать,

Никому их не догнать.

(бег на месте).

А теперь послушайте, как надо лепить кружку (весь процесс воспитатель

показывает), Сначала надо подготовить донышко. Для этого раскатываем

кусок глины , ставим сверху баночку, плотно прижимаем, поворачиваем – и

круг готов. Затем раскатываем валик такой длины, чтобы его можно было

уложить по краю донышка кружки. Таких валиков должно быть несколько, но

такой же длины и толщины, как и первый. Валики надо свертывать кольцом

и выкладывать друг на друга. Следите за тем, чтобы места соединения

валиков были не на одной линии. Кольца плотно прижимаются друг к другу.

Затем нужно снаружи сгладить пальцами поверхность кружки и прилепить

ручку. Сгладить можно и металлической ложкой (показать).

Украшать кружку будем такими же узорами, как скопинские мастера. Для

этого у вас есть трубочки, палочки, колеса.

С чего начнем лепить кружку?

А потом что сделаем?

Сколько таких колец надо сделать?

Какой они должны быть длины и толщины?

Что делаем дальше? А затем?

Когда сделаем и прилепим ручку до украшения или после?

С помощью чего будем украшать кружку?

Все вспомнили, а теперь подготовим пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Мизинчик».

Наш мизинчик

Утром встал,

Безымянного поднял.

Средний пальчик потянулся,

Указательный проснулся.

Должен и большой вставать, -

Братьев в садик провожать.

Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с

мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг

друга.

В ходе выполнения работы детьми оказывать индивидуальную помощь по

требованию.

Анализ: Предложить детям выбрать понравившиеся кружки и объяснить, чем

они понравились.

Беседа о скопинской керамике.

Цель: Закрепление знаний о народном промысле Рязанского края.

Задачи.

Продолжать знакомить детей с историей городов Рязанщины.

Закреплять умение составлять небольшой рассказ о предмете по плану.

Учить различать особенности цветов и называть их.

Закреплять знания о назначении гербов.

Развивать сенсорный опыт детей и эстетическое восприятие изделий

скопинского промысла.

Воспитывать интерес в народному искусству родного края.

Обогащение словаря: легенда, потаенно, ремесло.

Активизация словаря: гончар, герб, глазурь, жгут.

Материал: картинки с изображением скопинской посуды и герба Скопина.

Мотивация : художественное слово

Ход.

Сегодня мы будем говорить с вами об одном старинном городе нашего

родного края, о людях, которые там живут, и чем они занимаются.

Послушайте одну легенду. Легенда – это сказка пополам с правдой.

Давным-давно вокруг одного города на рязанской земле стояли

непроходимые дремучие леса.

В реках, протекающих поблизости, рыбы водилось великое множество. А где

рыба, там и птица обязательно селилась. Вот и поселилась здесь огромная

птица с темными крыльями в пятнышках. У нее были выпученные желтые

глаза, белая грудь т сильные кожистые лапы. Эта гордая и хищная птица

Скопа охраняла город. Жила она потаенно, и если исчезали леса – исчезала и

птица. Так случилось, что стройные рощи вокруг города вырубили. Скопа

исчезла, но город получил свое название от этой птицы – Скопин.

Посмотрите на герб города(показывает). Он имеет форму щита, разделенного

пополам.

Что изображено в верхней части? Над скрещенными серебряным мечом и

ножнами – зеленая шапка, эта часть взята из герба Рязани, главного города

рязанской земли.

А что изображено в нижней части герба?

Именно эта летящая в голубом небе птица и дала имя городу. Но славу ему

принесла не птица, а люди, которые знали многие ремесла. Скопинские

жители пряли и ткали, плели кружево, шили кожаную обувь. Но главным

было то, что на воротах многих домов были прилажены зверушки из глины.

Что это означало?

Чем занимались гончары7

Скопинские гончары славились по всему миру.

Давайте немного отдохнем и поиграем.

Летели две птички, Дети, стоя, взмахивают руками, как

крыльями.

Собой невелички.

Как они летели, Приставляют прямую ладонь ко лбу –

«смотрят»

Все люди глядели.

Как они садились, Садятся на стульчики, разводят руки в

стороны.

Все люди дивились.

Как они целовались, Прижимают руки к груди.

Все люди удивлялись Прижимают ладоши к щекам, качают

головой.

Чмок! Чмок! Посылают воздушные поцелуи

Продолжим нашу беседу.

Чем же прославился Скопин?

Каким было главное ремесло жителей города?

Посмотрите на изделия скопинских мастеров(показать)

Как можно по-другому назвать глиняную посуду?

Чем непохожа скопинская керамика на любую другую?

Как лепилась посуда в Скопине?

Какими узорами она украшалась? С помощью чего?

Давайте вспомним, что делают с посудой после того, как вылепят, украсят,

высушат?

Каких цветов бывает глазурь?

А теперь выберите понравившееся вам изделие и расскажите о нем.

Рассказывать будете по плану:

1 Какая посуда тебе понравилась.

2.Какого цвета

3.Чем украшена

4.Для чего она нужна.

Спросить 3-4 детей. Отметить те рассказы, в которых дети отмечают

особенности скопинской керамики.

Примечание.

Со словами «потаенно» и «ремесло» дети познакомились до занятия.

Потаенно – в тайне ото всех, чтобы никто не видел и не нашел.

Ремесло - то, что человек умеет делать. ЕГО ТРУД

Дидактическая игра «Магазин посуды»

Цель: закрепление умений детей рассказывать об изделиях скопинских

гончаров, отмечая цвет, форму, особенные детали и выразительные средства.

Игровое задание: Приобрести покупку .

Правила игры: Ребенок дает описание того предмета, который хотел бы

приобрести.

Материал: картинки с изображением предметов скопинской керамики.

Воспитатель устраивает магазин посуды, изображая продавца Все предметы

ставятся на стол. Продавец рассказывает о назначении каждого сосуда: в

крынке держат молоко, в миску можно положить овощи, фрукты, а в

горшочке хранить масло или сметану.

Воспитатель напоминает, что всю эту посуду делают из глины скопинские

гончары, и предлагает детям рассмотреть предметы, подумать об их

назначении, форме, особенностях украшения и ставит условие; рассказать о

той посуде, которую хочет купить.

Для чего ему это нужно?

Как называется?

Чем интересна форма?

Какие есть дополнительные детали?

Какого цвета?

Какие есть украшения?

Если по описанию, которое сделал ребенок, можно догадаться, о каком

предмете идет речь, то его «продают» - покупатель получает карточку с

изображением предмета.

Если ребенок допускает неточность, но предмет дети узнали, то кто-нибудь

из них дополняет его рассказ.

Использованная литература.

От рождения до школы. Примерная Основная образовательная программа

дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,

М.А. Васильевой.

М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

Е.С. Анищенкова. Пальчиковая гимнастика.

М. АСТ: Астрель, 2008.

В.И. Ковалько. Азбука физкультминуток для дошкольников.

М. ВАКО, 2010.

Н.Ю. Костылева. Покажи и расскажи.

М. ТЦ Сфера, 2014.

Ф. Кривин. Сказки, добытые из-под земли.

М. Малыш, 1981.

И.А. Лыкова. Лепим, фантазируем, играем.

М.: ТЦ Сфера, 2000.

И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.

Подготовительная к школе группа.

М.: КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА, 2009.

Ю.В. Максимов, В.Н.Чуракова. Методические указания к альбому «Русское

народное декоративно-прикладное искусство».

М.: Советский художник, 1978.

К.П. Нефедова. Посуда и столовые принадлежности. Какие они?

М.:ГНОМ И Д, 2007.

С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

М.: ООО, ИТМ Технологии, 2005.

А. Рогов. Черная роза.

М.: Современник, 1978.

Маленькие чудеса. Сост. Н.В. Тарановская.

Ленинград, Детская литература, 1981.

Человек и его окружение: сборник загадок. Сост. Е.М. Тихомирова

М.: Экзамен, 2009

Журнал «Дошкольное воспитание», №10 1993.г.



В раздел образования