Автор: Керимова Кичикханум Галамирза Кызы
Должность: воспитатель 2 младшей группы "Лучики"
Учебное заведение: ГБОУ города Москвы "Школа №2010 имени Героя Советского Союза М.П. Судакова" дошкольное отделение "Радость"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: Развитие фонематического слуха и восприятия
Раздел: дошкольное образование
Конспект
по
развитию
речи
детей
второй
младшей
группы
детского сада
Цели занятия:
Образовательные:
1.
упражнять в четком произношении звука [с];
2.
развивать фонематический слух и восприятие;
3.
формировать грамматический строй речи;
4.
способствовать
развитию
познавательных
процессов,
пополнению
активного и пассивного словарного запаса;
5.
совершенствовать
навыки
речевого
общения
друг
с
другом
и
со
взрослыми, развивать речевую активность.
Оборудование и материалы: перчаточная игрушка Змея, текст задачи на
внимание.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Добрый день! Ребята, сегодня у нас будет гость. А чтобы
узнать, что же это за гость, нужно разгадать загадку. Готовы?
Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря.
Она легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит.
Угадали? (змея). Правильно! Сегодня к нам в гости придет змея. Но
совершенно необычная — она добрая, умная и зовут ее Саша.
З.:
Здраштвуйте,
ребята!
Какие
вы
стали
крашивые
и
больсые!
неправильно говоришь! У тебя куда-то пропал звук [с]
– вместо него ты
говоришь [ш]!
З.: Ой, я кажется, знаю, почему у меня так получается! Это злой
волсебник меня заколдовал — я ему нечаянно под ноги заползла, а он на меня
наступил
и
испугался.
А
после
этого
сказал,
что
заколдует
меня.
А
1
расколдоваться
я
могу
только
с
помощью
добрых
девочек
и
добрых
мальчиков, которые смогут пройти сложные испытания! Как же мне теперь с
этими «шшш» и «ссс» быть?
В . :
В д р у г,
м ы
сможем тебе помочь? Не переживай, мы с ребятами тебе можем в этом
помочь! Правда, ребята? Справимся с заданиями? (да).
З.: Тогда отправляемся на выполнение первого задания! Оно называется
«Ловкие пальчики». Только вот я не знаю, что же это может быть!
В.: А я, кажется, знаю! Нам нужно выполнить пальчиковую гимнастику.
А мы с ребятами как раз знаем одну, которая нам подходит — в ней есть
звуки «с» и «ш». Готовы, ребята?
Пальчиковая гимнастика.
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, глупыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш»!
З.: Ура! Мы справились с первым заданием! А теперь ползем..ой, нет,
2
это я ползу, а вы идете! А теперь двигаемся, вот, ко второму заданию. Это
задание очень странное — надо на свечу подуть, чтоб огонь там не задуть. Я
так не умею.
В.: А мы с ребятами умеем!
Дыхательная гимнастика.
Ребята,
поставьте
перед
собой
указательный
пальчик
—
это
свеча.
Теперь представьте, что на ней горит огонек. Как нужно подуть на огонь,
чтобы он не погас? (плавно, осторожно, слабо). Давайте наберем воздуха, и
осторожно подуем на свечу (дети тихонько дуют).
З.:
Ой,
неужели
и
с
этим
заданием
мы
справились?
Спасибо
вам
огромное! Я вспомнила третье задание — оно очень странно называется:
«АРТИКУЛЯЦИОННОЕ» (по слогам, медленно). Я ведь даже не знаю, что
это за слово (печально).
В.? Не волнуйся, Саша, я знаю, что это. И ребята со всем справятся.
Артикуляционная гимнастика:
чашечка;
красим забор;
лошадка;
индюк.
3
В.: Ну что, со всеми мы заданиями справились?
З.: Вроде бы, да. Я сейчас попробую что-нибудь сказать: «шлива»,
«сапка». Ой, кажется,я я забыла, как правильно говорить!
(Змея что-то говорит воспитателю).
В.: Ребята, Саша говорит, что она вспомнила про еще одно испытание
волшебника. Именно поэтому у нее до сих пор не получается правильно
сказать слова. Надо справиться со сложным заданием — повторить за Сашей
слова:
Са-са-са — на полу сидит оса.
Су-су-су — на лугу козу пасу.
Со-со-со — укатилось колесо.
Сы-сы-сы — у папы выросли усы.
(педагог читает чистоговорки, дети повторяют).
В.: Саша, ты не сильно устала за занятие? Немного отдохни с нами.
Физкультминутка.
И. П. - стоя рядом со стульчиками.
Шуршит змея (На вдохе движением, повторяющим движения змеи,
поднять руки вверх, ладони сомкнуты).
Ш-ш-ш (Выдох — волнообразным движением опустить руки вниз,
ладони держим соединенными).
Шипит змея (Вдох — повторить поднятие рук еще раз).
Ш-ш-ш (Выдох — повтор опускания рук).
Шипит, ползет, скрывается. (На вдохе следует развести руки в стороны,
держа ладони повернутыми кверху).
Ш-ш-ш (Выдох — свести руки на груди).
Обманчив этот шорох и покой (Вдох — повторить, руки в стороны).
Ш-ш-ш. (Выдох — повторить, руки скрестить на груди).
Ужалить она может в миг любой (На вдохе руки согнуть назад, голову
отвести назад).
4
Ш-ш-ш. (Выдох — руки вперед, голову вниз).
Не принимай змеиный комплимент (Вдох — повторить, согнутые руки
назад).
Ш-ш-ш (Выдох — повторить, руки вперед).
Змея тебя предаст в любой момент (Вдох — волнообразным движением
поднять руки вверх, держа ладони вместе).
Ш-ш-ш (Выдох — руки дугами наружу (через стороны) вниз).
В.: Ребята, давайте проверим, расколдовали мы Сашу или нет. Саша
будет говорить слово, а мы хлопнем в ладоши, если в нем есть звук «С» и
топнем ногами, если в нем есть звук «Ш».
З.: Кошка, сок, коса, пушка, шоколад, шар, лес, паста, щетка, жук,
мушка, сокол.
В.: Ура, Саша! Ты сказал так много слов и ни разу не перепутала звуки!
Итог урока:
З.: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, преодолели
все трудности и помогли меня расколдовать!
Л.: Что мы делали на занятии? Какое задание было самым сложным?
З.: А за то, что вы мне помогли, я приготовила подарки! (Змея Саша
достает сундучок, в котором шоколадные медали для каждого ребенка).
5