Напоминание

Развитие фонематического слуха и восприятия


Автор: Керимова Кичикханум Галамирза Кызы
Должность: воспитатель 2 младшей группы "Лучики"
Учебное заведение: ГБОУ города Москвы "Школа №2010 имени Героя Советского Союза М.П. Судакова" дошкольное отделение "Радость"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: Развитие фонематического слуха и восприятия
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект

по

развитию

речи

детей

второй

младшей

группы

детского сада

Цели занятия:

Образовательные:

1.

упражнять в четком произношении звука [с];

2.

развивать фонематический слух и восприятие;

3.

формировать грамматический строй речи;

4.

способствовать

развитию

познавательных

процессов,

пополнению

активного и пассивного словарного запаса;

5.

совершенствовать

навыки

речевого

общения

друг

с

другом

и

со

взрослыми, развивать речевую активность.

Оборудование и материалы: перчаточная игрушка Змея, текст задачи на

внимание.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Добрый день! Ребята, сегодня у нас будет гость. А чтобы

узнать, что же это за гость, нужно разгадать загадку. Готовы?

Нет ни рук, ни ног у зверя,

И не нужно, не потеря.

Она легко в траве скользит,

А приблизишься – шипит.

Угадали? (змея). Правильно! Сегодня к нам в гости придет змея. Но

совершенно необычная — она добрая, умная и зовут ее Саша.

З.:

Здраштвуйте,

ребята!

Какие

вы

стали

крашивые

и

больсые!

неправильно говоришь! У тебя куда-то пропал звук [с]

– вместо него ты

говоришь [ш]!

З.: Ой, я кажется, знаю, почему у меня так получается! Это злой

волсебник меня заколдовал — я ему нечаянно под ноги заползла, а он на меня

наступил

и

испугался.

А

после

этого

сказал,

что

заколдует

меня.

А

1

расколдоваться

я

могу

только

с

помощью

добрых

девочек

и

добрых

мальчиков, которые смогут пройти сложные испытания! Как же мне теперь с

этими «шшш» и «ссс» быть?

В . :

В д р у г,

м ы

сможем тебе помочь? Не переживай, мы с ребятами тебе можем в этом

помочь! Правда, ребята? Справимся с заданиями? (да).

З.: Тогда отправляемся на выполнение первого задания! Оно называется

«Ловкие пальчики». Только вот я не знаю, что же это может быть!

В.: А я, кажется, знаю! Нам нужно выполнить пальчиковую гимнастику.

А мы с ребятами как раз знаем одну, которая нам подходит — в ней есть

звуки «с» и «ш». Готовы, ребята?

Пальчиковая гимнастика.

Кусается сильно котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш»!

З.: Ура! Мы справились с первым заданием! А теперь ползем..ой, нет,

2

это я ползу, а вы идете! А теперь двигаемся, вот, ко второму заданию. Это

задание очень странное — надо на свечу подуть, чтоб огонь там не задуть. Я

так не умею.

В.: А мы с ребятами умеем!

Дыхательная гимнастика.

Ребята,

поставьте

перед

собой

указательный

пальчик

это

свеча.

Теперь представьте, что на ней горит огонек. Как нужно подуть на огонь,

чтобы он не погас? (плавно, осторожно, слабо). Давайте наберем воздуха, и

осторожно подуем на свечу (дети тихонько дуют).

З.:

Ой,

неужели

и

с

этим

заданием

мы

справились?

Спасибо

вам

огромное! Я вспомнила третье задание — оно очень странно называется:

«АРТИКУЛЯЦИОННОЕ» (по слогам, медленно). Я ведь даже не знаю, что

это за слово (печально).

В.? Не волнуйся, Саша, я знаю, что это. И ребята со всем справятся.

Артикуляционная гимнастика:

чашечка;

красим забор;

лошадка;

индюк.

3

В.: Ну что, со всеми мы заданиями справились?

З.: Вроде бы, да. Я сейчас попробую что-нибудь сказать: «шлива»,

«сапка». Ой, кажется,я я забыла, как правильно говорить!

(Змея что-то говорит воспитателю).

В.: Ребята, Саша говорит, что она вспомнила про еще одно испытание

волшебника. Именно поэтому у нее до сих пор не получается правильно

сказать слова. Надо справиться со сложным заданием — повторить за Сашей

слова:

Са-са-са — на полу сидит оса.

Су-су-су — на лугу козу пасу.

Со-со-со — укатилось колесо.

Сы-сы-сы — у папы выросли усы.

(педагог читает чистоговорки, дети повторяют).

В.: Саша, ты не сильно устала за занятие? Немного отдохни с нами.

Физкультминутка.

И. П. - стоя рядом со стульчиками.

Шуршит змея (На вдохе движением, повторяющим движения змеи,

поднять руки вверх, ладони сомкнуты).

Ш-ш-ш (Выдох — волнообразным движением опустить руки вниз,

ладони держим соединенными).

Шипит змея (Вдох — повторить поднятие рук еще раз).

Ш-ш-ш (Выдох — повтор опускания рук).

Шипит, ползет, скрывается. (На вдохе следует развести руки в стороны,

держа ладони повернутыми кверху).

Ш-ш-ш (Выдох — свести руки на груди).

Обманчив этот шорох и покой (Вдох — повторить, руки в стороны).

Ш-ш-ш. (Выдох — повторить, руки скрестить на груди).

Ужалить она может в миг любой (На вдохе руки согнуть назад, голову

отвести назад).

4

Ш-ш-ш. (Выдох — руки вперед, голову вниз).

Не принимай змеиный комплимент (Вдох — повторить, согнутые руки

назад).

Ш-ш-ш (Выдох — повторить, руки вперед).

Змея тебя предаст в любой момент (Вдох — волнообразным движением

поднять руки вверх, держа ладони вместе).

Ш-ш-ш (Выдох — руки дугами наружу (через стороны) вниз).

В.: Ребята, давайте проверим, расколдовали мы Сашу или нет. Саша

будет говорить слово, а мы хлопнем в ладоши, если в нем есть звук «С» и

топнем ногами, если в нем есть звук «Ш».

З.: Кошка, сок, коса, пушка, шоколад, шар, лес, паста, щетка, жук,

мушка, сокол.

В.: Ура, Саша! Ты сказал так много слов и ни разу не перепутала звуки!

Итог урока:

З.: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, преодолели

все трудности и помогли меня расколдовать!

Л.: Что мы делали на занятии? Какое задание было самым сложным?

З.: А за то, что вы мне помогли, я приготовила подарки! (Змея Саша

достает сундучок, в котором шоколадные медали для каждого ребенка).

5



В раздел образования