Автор: Хроменок Любовь Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Звёздочка"
Населённый пункт: город Куйбышев, Новосибирской области
Наименование материала: НОД "Путешествие в зимний лес"
Тема: Методическая разработка
Раздел: дошкольное образование
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Куйбышевского района - детский сад «Звёздочка»
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной группе
«Путешествие в зимний лес»
(познание).
Составила:
воспитатель Хроменок Л.Н.
г. Куйбышев
2018 г.
Образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей: речевая, социально -
коммуникативная, художественно - эстетическая.
Цель: Систематизировать представления детей о жизни животных зимой в
лесу.
Задачи:
1.Закреплять и расширять знания детей о диких животных.
2.Развивать внимание, память, воображение, речь.
3.Воспитывать любознательность, любовь к природе, умение заботиться о её
обитателях.
Предварительная работа: беседа о приметах зимы, наблюдение на прогулке
за изменениями в природе, чтение художественной литературы о животных.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, презентация, магнитофон,
наборы карточек, изображение следов животных, картинки зверей.
Методические приёмы: сюрпризный момент, вопросы, наглядный показ,
игровые упражнения, беседа, оценка.
Словарная работа: берлога, логово, шатун, волочить, добыча, лесничий.
Место проведения: групповое помещение.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришла телеграмма.
«Срочно приходите,
Срочно помогите!
Происходят чудеса,
Не поделим мы леса.
Нас волшебник напугал,
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, приходите и нам срочно помогите! »
Жители леса.
Воспитатель:
Ну
что,
отправимся
на
помощь
к
животным?
Давайте
вспомним, как называют животных, которые живут в лесу?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: А как вы думаете, почему их так называют?
Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами
добывают себе еду.
Воспитатель: Дорогу
в
лесу
нам
покажет
волшебный
колокольчик.
Вставайте друг за другом. (Ходьба змейкой).
Основная часть.
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в лесу. Слайд 2
Воспитатель: Назовите животных живущих в лесу.
Дети: Перечисляют животных.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто нам прислал телеграмму.
Слайд 3. Анимированная заставка.
Рассказы о животных.
Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой,
говорили о приметах зимы. Но ведь животные - это тоже часть природы.
Значит, и с ними тоже происходят перемены. А вот какие - это мы сейчас
узнаем.
Ребята, я знаю, вы дома с родителями подготовили небольшие рассказы
о диких животных. Послушаем? (садимся на стульчики).
Слайд 4.Белка к зиме утеплила и поменяла цвет шубки, она стала
серая. Подготовила дупло для зимы: натаскала туда опавших листьев, сухого
мха. К зиме сделала припасы: орешки и желуди, насушила грибов. Иногда в
сильные морозы несколько белок спят вместе в одном гнезде, согревая друг
друга.
Слайд 5. Заяц меняет цвет шубки к зиме. Летом он серого цвета, а к
зиме белеет. У зайца нет отдельной норки. Зимним днем он обычно спит в
снежной ямке или, зарывшись в сугроб, а ночью выходит еду добывать:
обгладывать кору веток и деревьев.
Слайд 6. К зиме лиса покидает нору. У неё на лапках отрастает густая
шерсть, чтобы не холодно было ходить по снегу. В трескучие морозы хвост
служит
лисе
теплым
пушистым
одеялом
и
мягкой
подушкой.
Она
сворачивается колечком в своей норе, укрывает хвостом лапки и лежит,
уткнувшись мордочкой в нежный мех. Зимой лиса охотится на мышей.
Слайд
7. Хомяк зимуют в глубокой
норе с несколькими ходами. В
этих ходах они себе устраивают лежбище, кладовки и туалет. Свое жилище
он устилает сухими листьями. В кладовке хомячок запасает себе корм на
зиму. Зимой хомяк впадает в спячку, но иногда просыпается, чтобы покушать
и сходить в туалет.
Слайд 8. У волка к зиме шерсть становится гуще и длиннее. Это
волкам необходимо, ведь они спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и
лапы. Спят обычно днем, а ночью охотятся. Волки сбиваются в стаи и ходят в
поисках добычи. В сильные морозы, когда все звери спрятались, волки могут
подходить к жилищам людей.
Слайд 9. Зима – сложный период в жизни лося. Корма ему требуется
довольно много, но передвигаться по снегу зверю тяжело. Он бродит вдоль
проторенных тропинок, экономит силы. В сильные морозы лоси зарываются
в рыхлый снег. Помогают зимовать лесники, они в кормушки кладут веники,
сосновые ветки, сено.
Слайд 10. Бурундук зверек маленький, но запасливый, на зиму он
забивают "кладовку" лакомыми для себя кушаньями, в основном орехами или
семенами. Всю зиму бурундук проводит в спячке, но зимний сон бурундуков
не спокойный. Примерно раз в неделю бурундук просыпается и перекусывает
запасами. Если зима теплая, то бурундук может выйти, чтобы прогуляться и
найти что-нибудь из пищи.
Слайд 11. Медведь летом и осенью торопится «жирок нагулять» перед
зимним сном. Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает
листьями, хвоей, сухим мхом. Выбирая место для зимовки, медведь долго
кружит по лесу, запутывая свои следы. Как только с неба полетят снежинки,
мишка
укладывается
в
свою
постель.
Снежное
одеяло
прикроет
сверху
берлогу, в жилище станет тепло. Сон его будет длиться до самой весны.
Слайд
12. Осенью
ёж начинается готовиться к зиме. Он много ест,
копит запасы жира для спячки. Выкапывает себе норку под корнями деревьев,
под пеньком, ворохом веток или листьев. Ёжик таскает в норку сухие листья,
траву, мох. Когда наступают холода, он забирается в свой теплый и уютный
домик и крепко спит до весны. Белый снежок покрывалом укрывает норку,
никто ежа не найдет и не потревожит.
Слайд 13. Барсук осенью много ест, чтобы нагулять жир. Зимой этот
жир питает организм животного. Ещё перед холодами барсук заготавливает
припасы (жёлуди, грибы, корешки, семена, высушенных лягушек), Чтобы
питаться в морозы. С приходом зимы барсук впадает в спячку, но спит не
очень крепко. Иногда во время оттепели он ненадолго может проснуться.
Выползет из норы, почистит свою шубку, подкрепиться, тем, что осталось у
него в кладовой, и опять отправляется спать.
Воспитатель: Помогите животным найти свой дом.
Игровое упражнение «Кто, где живёт?»
На столе у каждого ребёнка лежат карточки. С помощью стрелок соединяют
животное и его жилище.
Воспитатель: Чем питаются дикие животные? Игра с мячом.
Дети: Травой, грибами, ягодами, ветками, корой, насекомыми.
Воспитатель: Как различаются дикие животные по способу питания?
Дети: Хищные, травоядные и всеядные.
Игра с обручами «способы питания животных.
Вы видите 2 обруча. На столе лежат картинки с изображением животных.
Каждый из вас возьмет по 1 картинке и если это животное травоядное
положит его в зеленый обруч, если это хищник положите картинку в красный
обруч, а как вы думаете, куда надо положить всеядное животное?
Между двух обручей.
Игра«Выставка хвостов».
На мольберте силуэты животных без хвостов. Картинки с изображением
хвостов развешены на вешалке. Дети берут картинку и называют, чей хвост.
О б ъ я с н я ю т ,
п о ч е м у
т а к о й
х в о с т .
Воспитатель: снегу в лесу много следов. Слайд 14.
Чьи следы можно увидеть?
Игровое упражнение: «Найди животное по следу».
На столе карточки с изображением следы животных. Нужно определить, кому
они принадлежат.
Воспитатель: Ребята, а у нас еще одно заданье. Я буду читать стихотворение,
а вы его будете дополнять:
Однажды днем простой тропой звери шли на водопой
За мамой зайчихой прыгал… ( зайчонок)
За мамой волчицей топал… ( волчонок)
За мамой лисицей крался… ( лисенок)
За мамой медведицей шёл…. ( медвежонок)
За мамой бельчихой скакал… (бельчонок)
За мамой ежихой плелся… ( ежонок)
Заключительная часть
Воспитатель: Что мы делали в лесу?
Дети: Помогали животным.
Воспитатель: Как и чем мы им помогли?
Дети: Определили, кто и где живёт.
Кто чем питается.
Кто спит зимой, а кто нет.
Нашли следы зверей на снегу.
Помогли животным найти своих детёнышей.
Рефлексия.
Воспитатель: Ой, посмотрите, что это такое? Это гостинцы из леса. Шишки.
Дикие животные прислали их вам в благодарность за помощь.
Если вам будет трудно уснуть, потрите шишку между ладонями и сон не
заставит себя долго ждать.