Напоминание

Арсенал Победы.


Автор: Остапенко Андрей Васильевич
Должность: Учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №65
Населённый пункт: Санкт Петербург
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Арсенал Победы.
Раздел: полное образование





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №65 с углубленным изучением

французского языка»

Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

урока по истории России

11 класс

Тема урока: «Арсенал Победы»

Автор-составитель: учитель истории

и обществознания Остапенко Андрей

Васильевич.

2018 - 2019 уч. год

Тема урока: «Арсенал Победы»

Цель урока: определить экономические причины победы советской экономики в Великой

Отечественной войне

Задачи урока:

-изучить основные вопросы, связанные с перестройкой экономики на военный лад,

-развивать умение анализировать, сравнивать исторические процессы, явления;

выделять главное, группировать учебный материал,

-формировать чувство гордости за героическое прошлое Отечества, подвиг советского

народа на фронте и в тылу.

Материалы к уроку:

1. Презентация

2. Опорные схемы

3. Фотографии, фотоальбомы

Виды деятельности:

-смысловое чтение,Э

-оценка своей деятельности и деятельности своего товарища,

-умение аргументировать своё мнение,

-умение находить, группировать и анализировать необходимую информацию,

--умение составлять таблицу

1 часть

Постановка проблемного вопроса. Почему советский тыл одержал победу в Великой

Отечественной войне?

Формулировка вопросов темы.

Учитель вместе с учащимися формулирует основные вопросы темы урока

1.Перестройка экономики на военный лад.

2. Эвакуация. Работа железнодорожного транспорта. Используется материал схемы

«Эвакуация».

3. Достижение экономического превосходства СССР над фашистской Германией.

Достижение в производстве военной технике над Германией в 1942г.

Используется материал схемы «Экономика в годы ВОВ».

4.Создание второй промышленно-экономиче6ской базы на Урале. Центры-Челябинск

(«Танкоград»), Нижний Тагил, Свердловск.

Работа с картой. Учащиеся находят центры военной промышленности.

5. Роль советской науки. Подвиг советской конструкторской мысли, создание лучших в

мире образцов вооружений.

6. Труд женщин, стариков, подростков.

7. Совместная работа учителя с учащимися по данным вопросам. Постановка проблемного

вопроса, беседа, работа с текстом учебника по заданию учителя. Использование

презентаций учащихся.

Учащиеся составляют логический ряд слов по вопросу «Эвакуация».

Совет по эвакуации, Н.М. Шверник, восточные районы, Челябинск, Куйбышев, агрегаты

Днепровской ГЭС, Кировский завод, исторические и культурные ценности, «Танкоград» и

др.

2 часть

Задание. На основе рассмотренных вопросов. используя материал учебника, учащиеся

составляют таблицу.

Учащиеся определяют, какие действия они совершат при выполнении задания:

-осмысленно прочитают предлагаемый текст,

-определят факторы, оказавшие отрицательное и положительное воздействие на работу

экономики в годы войны,

-учащиеся определяют параметры таблицы,

-группируют информацию по определённому признаку,

-распределят аргументы для доказательства каждого из факторов.

Факторы, оказавшие отрицательное

влияние на военное производство

Факторы, оказавшие положительное

влияние на военное производство

Потеря основных сырьевых, добывающих,

промышленных районов в начале войны, в

т.ч. Донецкого и Подмосковного угольных

бассейнов

СССР вступил в войну, имея мощную

экономику и военную промышленность

Недооценка вооружённого потенциала

фашистской Германии, экономика которой

была переведена на военное производство

Сверхцентрализованная система

управления экономикой в условиях войны

Установка на достижение результата

«любой ценой»

Достижение превосходства над Германией

по объёму производства военной

продукции в 1942г

Оборонная промышленность СССР в

начале войны находилась в стадии

технического переоснащения

Патриотическое движение советского

народа, сбор средств населения, церкви

для нужд фронта и тыла

3 часть

Высказать своё отношение к указанным мнениям и фактам

Мнение: «начальник германского генерального штаба фельдмарал В. Кейтель говорил на

допросе: «Гитлер глубоко ошибся в военно-экономических возможностях СССР».

Мнение: «Магнитогорск победил Рур» -так оценивали исследователи западных стран

достижение советской экономики.

Мнение: «В целом, перестройка советской экономики на военный лад была завершена в

необычно короткий срок – в течение одного года. Другим воюющим государствам

потребовалось для этого больше времени.

Представлены факты.

1. Общий объём поставок военной техники союзников по ленд-лизу составил 4% от

экономических затрат СССР в годы войны.

2.Уральская энергосистема в 1944г превратилась в самую крупную систему страны.

3.Урал называли «кузницей победы», он давал 40% военной продукции в годы войны.

4. Советскому народу удалось осуществить беспрецедентное в мировой истории

перебазирование производительных сил из прифронтовых и угрожаемых территорий на

Восток.

5. Во время эвакуации была достигнута рекордная скорость переброски военных и

народнохозяйственных грузов -800 км/сутки.

6. В период войны на одного солдата на фронте работали 6-7 человек в тылу.

7.В СССР на 1т выплавляемой стали выпускалось в 5 раз больше танков, оружия, чем в

Германии.

Составление таблицы по образцам вооружений

Лучшие образцы военной техники и их создатели в годы войны

Вид военной техники

Конструкторы

Примеры образцов

Самолёты

С. Ильюшин, А. Микоян.

П. Сухой, С. Лавочкин.

В. Петляков, А. Туполев

Ил-2, МиГ-3, Пе-2. Ту-2

Танки

Котин. Кошкин. Морозов.

Кучеренко

Т-34, ИС-2, КВ

Стрелковое вооружение

Шпагин, Дегтярёв

Артиллерия

Грабин

ИСУ-152

Просмотр фрагментов презентации по некоторым образцам военной техники.

Самолёт-штурмовик Ил-2

Легендарный Т-34-85

4 часть

Обобщение изученного материала

1. Учащиеся отвечают на главный вопрос урока: «какие факторы обеспечили победу

советского тыла в годы войны?». Записи оформляются в виде схемы.

2.Когда военное производство в СССР достигло наибольшего объёма? (1944г)

3.За счёт каких факторов было достигнуто военное превосходство над противником?

Используется схема «Факторы, обусловившие победу советского тыла в ВОВ»

4. Докажите. Что превосходство военной техники СССР над фашисткой Германией имело

не только количественный, но и качественный характер!

5.Какие качества, черты характера, проявленные у советских людей в годы Великой

Отечественной войны, помогут Вам в формировании личности?

6. Вам предлагают принять участие в конференции по проблемам и актуальным вопросам

истории Великой Отечественной войны. Какие вопросы, касающиеся работы советского

тыла, Вы, бы предложили?

Задание, направленное на определение оценки деятельности учащихся

1. Какая проблема была поставлена перед вами в начале урока?

2. Какими методами и способами её решали (в т.ч. умение группировать факты и

составлять таблицу)

3.Какова была цель урока? Была ли она достигнута?

4. Дайте оценку своей деятельности на уроке

5.Предложите тему следующего урока

Подведение итогов. Объявление оценок

Схема: «Экономические и другие факторы победы СССР в Великой Отечественной войне»

Своевременная эвакуация

предприятий

Урал- «кузница Победы»

Героизм тружеников тыла

Рост военного производства

Роль советской науки

Экономические, другие факторы

победы в ВОВ

Создание лучших образцов

военной техники



В раздел образования