Напоминание

«Использование игр с песком в коррекционной работе учителя–логопеда»


Автор: Батаева Елена Петровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 12
Населённый пункт: с.Юца Ставропольский край
Наименование материала: консультация для родителей
Тема: «Использование игр с песком в коррекционной работе учителя–логопеда»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация «Использование игр с песком в коррекционной работе

учителя-логопеда»

Подготовила учитель-логопед: Батаева Е.П.

Речь является одной из важных психических функций человека, в основе,

которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое

общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности.

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием

успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения

речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на

деятельности ребенка, его поведении.

Применение нетрадиционных методов в коррекционной работе признано в

современной педагогической науке одним из эффективных средств профилактики и

коррекции нарушений в речевом развитии.. Данные методы способствуют развитию

коммуникативной функции речи, при этом заметно усиливают эффект работы учителя

- логопеда. Нетрадиционные методы отлично сочетаются в комплексной коррекции

речи за счет того, что ребенок лучше запоминает и усваивает речевой материал.

Эффективность нетрадиционных методов определяется:

- необычностью замысла, организации и методики проведения занятий,

- заинтересованностью детей,

- развитием их творческой самостоятельности,

- созданием благоприятного климата на занятиях,

- ориентировкой детей на коммуникацию.

К относительно новым нетрадиционным методом в логопедической

практике относят песочную терапию.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма

деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и

тут ему на помощь приходят игры с песком. А самое главное - он приобретает

бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.

Песочная терапия, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями

речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-

развивающей работе с детьми. Игровые упражнения с песком используются в

индивидуальной работе с детьми, а также как элемент подгрупповых занятий, в

процессе которых решаются очень многие задачи:

— развитие диафрагмального дыхания;

— развитие фонематических представлений;

— совершенствование грамматического строя речи;

— автоматизация поставленных звуков;

— обучение грамоте;

— развитие связной речи;

— формирование слоговой структуры речи;

— развитие мелкой моторики.

Наряду с этим известно, что песок поглощает негативную психическую

энергию, обладает релаксационным действием. Использование песочной терапии

позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить

работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим

занятиям.

В методической разработке представлена подборка игр с песком для

развития звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у

детей дошкольного возраста с различными нарушениями речи.

Артикуляционные упражнения

«Лошадка»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по

песку».

«Индюки»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт

движениям языка двигать в толще.

«Качели»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт

движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт

движениям языка в том же направлении по песку.

«Накажи непослушный язычок»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «пя-пя-пя», ладонью

ведущей руки легко похлопывать по песку.

Игры на автоматизацию звуков

«Сильный мотор»

Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого

упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р .

Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с

произнесением звука.

«Слабый моторчик»

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

«Горочка»

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения

- выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком

С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.

«Дорожка»

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко

отшлепывая по песку или воде ладошками.

«Совпадение»

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку

так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает

ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет

игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с

названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания

При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети

набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности

воздушной струи.

«Выровняй дорогу»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок

воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.

«Что под песком?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает

изображение.

«Помоги зайцу замести следы»

В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца.

Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не

обнаружила зайца.

«Секрет»

В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка

обнаружить спрятанное.

«Ямка»

Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.

«Дорога к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать

на песке дорожку от одной игрушки до другой;

«Добрый великан»

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.).

Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

«Путешествие»

На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью

воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;

«Буря»

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной

сильной воздушной струей вызывает «бурю»;

Словарная работа

«Кто больше назовёт?»

Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на

каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники»

Игра проводится аналогично предыдущей.

Совершенствование грамматического строя речи

«Чего не стало?»

Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже

единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной

картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.

«Машинки»

Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет

машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки

относительно других.

«Подбери слово»

Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям

прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая,

блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

«Я делал - я сделал»

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать,

комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и

т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая

свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

Развитие фонематических представлений

Игра «Два короля»

Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить

подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых

и мягких звуков.

«Спрячь ручки»

Спрятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Два замка»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с

дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.

«Два города»

Тазик с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы

по заданию логопеда.

«Выложи узор»

Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в

зависимости от того, какой звук они услышали в слове.

«Клад»

Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт

камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный,

согласный твёрдый, согласный мягкий).

Формирование слоговой структуры слова

«Полоски»

Логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их

количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку»

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует

количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю

полоску.

«Раздели слово на слоги»

Ребёнок печатает на песке заданное слово и вертикальными полосками делит его на

слоги.

Развитие связной речи

«Мой клад»

Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о

каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.

«Нарисуй и расскажи»

Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

«Дорисуй картинку и составь предложение»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача

ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня

держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Начни предложение»

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой

ребенок) заканчивает фразу. (и наоборот)

«Друзья»

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани

воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«Что случилось?»

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения

(«Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

«Две игрушки»

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог

(меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи

песочную картинку.

Обучение грамоте

«Найди буквы и назови»

Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все

буквы.

Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в

левом нижнем углу».

«Назови слово»

Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на

этот звук.

«Прочитай слово»

Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями.

Развитие мелкой моторики

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук,

совершенствование мелкой моторики.

- положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.

- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.

- погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец,

то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев

(«ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).

-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена

в песок.

«Песочный круг»

Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё

меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь

предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками,

пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев,

ладоней, игрушек и т. д.

Упражнение «Необыкновенные следы»

— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;

— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка,

двигаясь в разных направлениях;

— «Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;

— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами,

«Нарисуй картинку пальцами»

Логопед предлагает вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает

представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас -

пальчики. Педагог добивается проговаривания вслух действий ребенка.



В раздел образования