Напоминание

"Как Буратино маму искал"


Авторы: Меньшова Вера Александровна, Данковцева Вера Владимировна
Должность: музыкальный руководитель, воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребёнка № 4
Населённый пункт: Краснооктябрьского района г. Волгограда
Наименование материала: Методическая разработка по театрализованной деятельности
Тема: "Как Буратино маму искал"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка

По театрализованной деятельности

для подготовительной к школе группы

«Как Буратино маму искал».

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить

правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они

копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них.

Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки.

Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера,

декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает

повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют,

и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно

уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они

помогают:

сформировать правильную модель поведения в современном мире;

повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством,

правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к

созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств,

глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя

сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь

эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и

художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в

процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний

незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи,

ее интонационный строй.

Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по

иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной

случай, интересное событие и т. д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию

выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-

эмоциональному развитию детей.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело

направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно

читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был

готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также

основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого

потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог

должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не

подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы

дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и

"зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как

"играют" другие.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер»)

и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной

деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной

взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая,

двигательная, музыкальная и пр.).

Поэтому можно сказать, что театрализованная деятельность интегративна.

В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются

следующие задачи:

Совершенствовать

всесторонне

развитие

творческих

способностей

детей

средствами театрального искусства.

Развивать

творческую

самостоятельность

в

создании

художественного

образа,

используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности. Углублять

представления о предметах, театральных куклах, декорациях. Совершенствовать

умения детей ориентироваться в помещениях детского сада. Расширять и уточнять

представления детей о видах кукольных театров, уметь различать их и называть.

Продолжать активизировать и уточнять словарь детей, расширять словарный запас.

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Воспитывать

культуру

речевого

общения.

Совершенствовать

умение

составлять

небольшие

рассказы, сказки из личного опыта, используя кукол.

Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами.

Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых

сказках. Совершенствовать навыки коллективного сочинения рассказов из личного

опыта с использованием театральных кукол.

Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение,

характер

музыки

пластикой

своего

тела,

театрализованными

куклами,

создавая

яркий танцевальный образ героя.

Поддерживать инициативу детей в индивидуальных и коллективных импровизациях

на детских музыкальных инструментах, сопровождающих кукольные спектакли и

драматизации.

Поощрять

желание

принимать

активное

участие

в

праздниках,

досугах

и

развлечениях, используя импровизационные умения, приобретенные на занятиях и в

самостоятельной деятельности.

Конспект НОД по театрализованной деятельности

«Как Буратино маму искал».

Действующие лица:

Буратино

Мальвина

Пьеро

Сверчок

Хозяйка харчевни

Лиса Алиса

Кот Базилио

Черепаха Тортила

Черепашка Натали

Арлекино

Кукла

Летучие мыши

Лягушки

Дуремар

Под музыку выбегают 2 Арлекино и Кукла, танцуют.

1-й Арл. Первым солнечным лучом

Постучался праздник в дом.

И от радости сосульки

Зазвенели за окном!

2-й Арл. Мы, услышав звон капели,

Быстро спрыгнув из постели,

Открываем настежь двери:

Праздник, заходи в наш дом!

Кукла: Собирайтесь поскорей,

Мы вас приглашаем

К нам в волшебную страну

Дорогу вам покажем.

Арлекино: Ждёт вас сказка впереди,

С собой улыбки захватите.

Грустить мы вам не разрешим,

И хлопать громче поспешите.

(Звучит фонограмма песни «Буратино» муз. Н.Рыбникова, выбегают дети, в костюмах

кукол, танцуют. По окончанию дети садятся на стулья. Выходят Мальвина, Буратино и

Пьеро).

Мальвина: Мальчики, прошу за стол!

Заниматься час пришёл,

Держите спину прямо,

Диктант напишем с вами.

Буратино: Я так и знал, я так и думал!

Такое солнечное утро.

Я бы лучше погулял,

А потом диктант писал.

Пьеро: Буратино, ты не прав,

Разленился ты опять!

Мальвина хочет нам добра

И как всегда, она права.

1

Мальвина: Прекратите разговоры!

Надоели ваши споры.

Берите перья и тетрадь,

Я начинаю диктовать:

День ве-сен-ний, не мо-роз-ный,

День весёлый и ми-моз-ный,

День 8-го мар-та

Это мамин день!

Буратино. Мамин день? Ну, рассмешила!

Не слыхал я про такой.

У меня есть папа Карло,

А мамы нету никакой!

Буратино, Мальвина и Пьеро исполняют трио.

Буратино (поёт) Про мамин день не слышал я

И писать не буду.

Пьеро: Ты, Буратино, не шали,

Мальвину не серди!

Буратино: А это не моя забота,

Если кто-то сердится.

Пьеро: Ты, Буратино, не шали,

Садись, скорей пиши!

Мальвина: Ну, что это такое?

Сколько повторять…

Буратино: Про мамин день не буду

Диктанты я писать!

Вы помогите лучше

Мне маму отыскать!

Пьеро (говорит) У каждого ребенка

Мама быть должна!

Придумай что-нибудь, Мальвина,

Где маму взять для Буратино!

Мальвина: Помочь ему бы надо.

Но где ж найти нам маму?

Мальчик он упрямый,

Ведь недаром деревянный.

2

Мальвина: Позвоню-ка я сверчку,

У него совет спрошу.

Он живёт уже сто лет

И на всё знает ответ.

Все уходят, выставляется декорация «Очаг», выходит Сверчок.

Дети исполняет песню «Сверчок запечный» сл.А.Петренко, муз. Д.Тухманова.

Сверчок: Да, задача нелегка!

Буратино жаль, конечно,

Только где же маму взять?

Мне, сверчку, не отыскать.

Сто лет за печкой просидел

И вылезать я не намерен…(в задумчивости)

Мышей летучих позову

И Буратино помогу.

Звучит «Тарантелла» В.Гаврилина, выбегают летучие мыши, танцуют.

1-я Л.М. Здравствуй, мудрый наш сверчок!

Мы услышали твой зов.

2-я Л.М. Мы летели высоко,

Дом стоит твой далеко.

3-я Л.М. Поспешили, как могли.

Что случилось, расскажи!

Сверчок. У меня для вас - работа.

Полетайте по стране,

Посмотрите, поищите,

Нет ли мам свободных где?

4-я Л.М. Буратино –хулиган,

Он камнями в нас бросал.

Он стрелял в нас из рогатки,

Хорошо, что не попал!

1-я Л.М. Маму мы ему найдём

И построже подберём.

2-я Л.М. Воспитать его не просто,

Здесь характер нужен жесткий!

3

3-я Л.М. До свидания, Сверчок,

Нам пора в дорогу.

Адрес всем нам твой знаком,

Сообщение пришлём.

Летучие мыши убегают, ставится вывеска «Харчевня трёх пескарей»,

декорации харчевни, выходит хозяйка в фартуке и поварском колпаке.

Хозяйка (поёт) Знаю толк в хороших блюдах,

Вы поверьте мне, друзья.

Если мимо вы идёте,

Обязательно зайдёте.

Ну, а кто ко мне зайдёт,

Без обеда не уйдёт.

Рябчики, цыплята,

Гуси, поросята –

Всё, что захотите,

Можем вам подать.

В соусе, в сметане,

С зеленью, с салатом.

Я готовлю быстро,

Не заставлю ждать!

Хозяйка (прислушивается): Кто-то, кажется, идёт,

А обед мой не готов.

Нужен срочно мне помощник,

Где же мой большой половник?

Щи ещё я не сварила,

Про компот совсем забыла.

Будет путник не доволен,

Коль останется голоден!

Ведущий: Ребята, давайте поможем хозяйке приготовить обед!

Проводится игра «Помоги хозяйке». Приглашаются бабушки с внуками, дети выбирают

нужные для салата овощи, для компота фрукты, бабушки чистят и режут.

После игры выходят кот Базилио и лиса Алиса, танцуют.

Алиса: Пахнет вкусно из харчевни!

Жарят мясо там, наверно.

Нам пора перекусить,

Путь далёкий предстоит.

4

Базилио: Да, поесть бы не мешало:

Рыбы, мяса или сала.

В животе сегодня пусто,

Да и в кошельке не густо!

Алиса: Это, друг мой не беда.

А на что нам голова?

А, верней, моя головка!

От тебя так мало толку…

Подходят к хозяйке, протягивая руку.

Вместе: Подайте бедным нищим,

Голодным и несчастным...

Хозяйка: А, рыжая плутовка

И кот твой – попрошайка.

В харчевне я не подаю

И бесплатно не кормлю!

Алиса: Тогда купи у нас совет,

В обмен на вкусный твой обед.

В стране волшебной слух прошёл,

Наш Буратино маму ищет.

Ты можешь взять его к себе,

Помощник будет он тебе!

Хозяйка: Совет твой дельным оказался,

Обедом я вас накормлю.

А потом я поспешу

И Буратино отыщу.

Все уходят, открывается декорация «Пруд». Выбегают лягушки,

исполняют танец «Лягушачья ламбада».

1-я лягушка. Кто-то пруд наш беспокоит.

Ветра нет, а волны ходят.

2-я лягушка. Дуремар опять пришёл,

Видно, кончились пиявки.

Нет покоя от него,

Вдруг поймает нас в ведро.

5

3-я лягушка. А чего его бояться?

Пруд наш дом,

Мы здесь живём.

4-я лягушка. Подплывём к нему поближе.

Проучить его пора!

Распугаем всех пиявок,

Разозлим его с утра.

Под музыку входит Дуремар с сачком и ведром. Поет или инсценирует песню.

Дуремар: Ах вы, вредные лягушки,

Помешать решили мне.

Всех пиявок разогнали,

А они сейчас в цене.

Я могу и вас поймать

Да во Францию продать.

Там на вас сегодня спрос,

Продам за евро, курс подрос!

Лягушка: Вот сейчас возьмём и прыгнем,

Ты попробуй нас поймай.

Ждём тебя мы в центре пруда,

Ну, давай, не отставай!

Ведущий: Ребята, а давайте вместе с лягушками попробуем добраться в центр пруда,

убежать от Дуремара и попасть в гости к Черепахе Тортиле.

Проводится игра- эстафета «Доберись в центр пруда по листочкам». Дуремар

пытается их догнать, поймать сачком.

Дуремар: Я сегодня не у дел,

Это просто беспредел!

Завтра я вернусь сюда,

До свиданья, господа!

После игры выходит Черепаха Тортила, садится на кресло.

Тортила: Кто-то громко здесь кричал,

Прыгал, бегал, мне мешал

Отдыхать после обеда.

Сон мой чуткий нарушал.

6

Это внучка Натали

Развлекалась до зари.

Всё танцует и поёт,

Не могу унять её. (зовёт)

А ещё этот английский

One –two-three…

Let me see…

Ведущий: Уважаемая Тортила! А наши дети тоже изучают английский язык, ведь это так

интересно и увлекательно учить иностранный язык, вот послушай, какие поздравления

они приготовили для своих мам и бабушек…

Дети рассказывают стихи и поют песню на английском языке.

Тортила: Натали! Натали!

Где ты есть? Отзовись!

Натали: Ты чего кричишь, бабуля?

Чай испить пришла пора,

Пирожков мне напекла?

Тортила (испуганно машет) Что ты, что ты не могу!

Пирожки я не пеку,

На диете я сижу.

Ты. поешь-ка, травки лучше,

Сытно и легко в желудке.

Натали: Я не буду есть траву,

Сладких пирожков хочу!

Триста лет тебе уже,

Всё диета на уме!

Тортила: Ладно, ладно не сердись,

Со мной рядышком садись.

Расскажи-ка, ты мне лучше,

Про что квакали лягушки?

Натали: Тебе просили передать –

Буратино ищет мать.

Только что-то не пойму,

А зачем она ему?

Тортила: Как так можно говорить?

Ведь без мамы трудно жить!

Надо нам помочь ему,

Как бы не попал в беду.

Тортила (встаёт): Собирайся, и пойдём,

Весь народ мы соберём.

Буратино – милый мальчик,

Маму мы ему найдём!

Дети исполняют массовый танец «Птичка польку танцевала» муз. А.Рыбникова,

композиция движений А.Бурениной «Ритмическая мозаика», в конце перестраиваются

на полукруг.

Натали. Буратино, как дела?

Помощь наша не нужна?

Буратино. Мамочка моя нашлась,

Я её и не терял.

Мам, привет, вернулся я!

В Буратино я играл.

Ведущий: А теперь давайте с вами

Потолкуем мы о маме.

Дети по очереди:

Почему Восьмого марта солнце ярко светит?

Потому что мамин праздник- лучше всех на свете!

Потому что мамин праздник- самый лучший день!

Потому что мамин праздник- праздник всех людей!

Дети: Мы хотим вас в этот вечер

От души поздравить всех,

Пусть стихи и много песен,

Принесут улыбки, смех.

Самая любимая, самая родная,

Самая хорошая, дорогая.

Нужна нам больше воздуха,

Нужна нам больше суши

Для Маши и Максима,

Для Вики и Кирюши.

Если мама загрустит-

Я печалиться не буду,

Чтоб поднять ей настроенье,

Я лекарство раздобуду.

Не горчичники, не банки,

Не микстуру ей найду-

Очень ласково и нежно

Я ей песенку спою.

Дети поют песню « Маму поздравляем» Л.Аксеновой

.

Дети: Не забудьте, что у мамы есть своя родная мама.

Почему же для меня это бабушка моя?

Бабушка должна лежать, кофе пить и дел не знать.

Ну, а бабушка моя тратит время все не зря.

Встану утром я пораньше, уберу я чисто дом.

Свою бабушку родную я поздравлю с Женским днем!

Ведущий: И поздравим мы наших дорогих, любимых бабушек веселым танцем Полька

«Кремена».

Дети исполняют парный танец «Кремена». Вручают мамам и бабушкам открытки,

ведущий еще раз поздравляет всех с праздником.



В раздел образования