Авторы: Замуриёва Елена Владимировна, Егорова Вера Павловна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №6"
Населённый пункт: города Сосновый Бор, Ленинградской области
Наименование материала: Занятие по этикету в средней группе
Тема: «Буратино учится вежливости»
Раздел: дошкольное образование
Занятие по этикету
в средней группе
«Буратино учится вежливости»
Воспитатели: Егорова В.П., Замуриева Е.В.
Программное содержание
:
Закрепить навыки культуры поведения, общения друг с другом и окружающими людьми;
воспитывать культуру речевого общения; активировать словарь детей за счет слов «Доброе
утро», «Добрый день», «Добрый вечер»; воспитывать приветливость, доброжелательность,
уважение к окружающим; воспитывать уважительное отношение к девочкам; закреплять
правила поведения в транспорте; воспитывать эстетический вкус, аккуратность внешнего
вида; учить детей играть психологические этюды с воображаемыми предметами;
развивать внимание, воображение, выразительность движений, творческие способности
детей.
Ход занятия
В группу приходят гости.
Воспитатель (обращается к детям): Давайте поздороваемся с гостями. Здравствуйте,
дорогие гости! Говорить людям «Здравствуйте», значит желать им здоровья. Слово
«здравствуйте» имеет волшебную силу, произносить его надо с улыбкой, на душе станет
легко и приятно.
«Здравствуйте – это волшебное слово,
Людям дарите снова и снова!»
Кроме слова «Здравствуйте» есть много других добрых волшебных слов. Давайте
поиграем в игру «вежливые часики».
Ребята изображают часы. Две руки – это стрелки (руки на поясе).
Воспитатель (наклоняясь в такт тиканья часов):
Тики-так, тики-так,
Ходят часики вот так.
7 утра часы пробили,
Всех детишек разбудили.
Дети хлопают в ладоши (бом-бом)
Воспитатель:
Утро настало,
Солнышко встало.
Отвечайте-ка ребята,
Что сказать, проснувшись, надо?
Дети: Доброе утро! (Часики тикают дальше)
Воспитатель:
Вот и день настал, ребята,
Что сказать при встречу надо?
Дети: Добрый день! (Часики тикают дальше)
Воспитатель:
Стрелки тикали, ходили,
И 6 вечера пробили
Дети хлопают в ладоши (бом-бом).
Воспитатель:
Вечер наступил, ребята,
Что сказать при встрече надо?
Дети: Добрый вечер!
Воспитатель: Молодцы! Давайте повторим, какие в этой игре использовались волшебные
слова.
2
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!
Воспитатель: Ребята, знаете, за чистым-чистым полем, за дремучим лесом, за дальней
дорогой, за сахарной горой есть волшебная сказочная страна. Все жители в ней сказочно
вежливы, все знают волшебные слова, а встретить там можно сказочных героев. Как вы
думаете, кого мы там можем встретить?
Дети отвечают.
Воспитатель: А на чем можно отправиться в эту сказочную страну.
Дети: На автобусе, на самолете, на машине.
Воспитатель: А мы отправимся на сказочном транспорте. Как вы думаете, на каком?
Дети: На ковре-самолете!
Воспитатель (раскрывает небольшой коврик): Вот он, наш ковер самолет. Но он полетит
только, если его пассажиры будут вежливы. Мальчики, помогите девочкам зайти на ковер-
самолет, пропустите их вперед, скажите: «Пожалуйста, проходите».
Дети усаживаются на ковер-самолет.
Воспитатель: Надо вежливо его попросить, чтобы он взлетел. Раз-два-три, лети! Не летит,
что-то мы не так его попросили, что-то забыли сказать. Слово «Пожалуйста»!.
Раз-два-три,
Пожалуйста, лети!
Ой, мы поднялись так высоко, никому не страшно? Слышите, как здесь шумит ветер: «У-
у-у!» Давайте посмотрим вниз, что мы там видим? Вот избушка 3 медведей, вот домики
поросят.
Дети фантазируют.
Всё, снижаемся. Остановились. Выходите. Ой, где же мы очутились? Что-то здесь темно.
Я каждому дам по свечке. Держите крепко (прикасается к ладоням каждого ребенка). А
теперь ее надо зажечь (имитирует зажигание). Чтобы она не затухла, надо прикрыть ее от
ветра. Светло стало? Впереди лестница. Она спускается вниз (ходьба с приседанием на
корточках). А теперь лестница поднимается вверх (Ходьба с приседаниями до полного
роста). Все выше и выше. Вот мы и пришли. Здесь совсем светло. Задуйте свои свечки,
поставьте их на стол. Ой, что это за шум?
На ширме появляется Буратино, грязный, оборванный.
Буратино: привет, девчонки и мальчишки. Здравствуй, Катька, Лешка.
Воспитатель: Ребята, правильно ли поздоровался Буратино?
Дети: Нет! (Объясняют почему)
Воспитатель: Буратино, я сказала ребятам, что мы попадем в сказочную страну, где все
очень вежливы. А ты совсем невежливый. Давайте назовем свои имена ласково, чтобы
Буратино понял, как надо обращаться к ребятам.
Дети представляются, начиная с местоимения: Я – Катенька, я – Машенька.
А как ласково назовем Буратино?
Дети: Буратиночка!
Буратино: Ой, как приятно! Какие вы вежливые, хорошие. Я хочу с вами поиграть.
Воспитатель: Буратино, а почему ты такой неаккуратный, грязный, рваный?
Буратино: А что такого? Я люблю валяться в грязи.
Воспитатель: Посмотри, какие ребята аккуратные, чистые, они не захотят с тобой играть.
Буратино: Ну, простите меня, ребята, я обязательно постираю свою одежду, никогда не
буду пачкаться, ну поиграйте со мной. Я буду говорить, что я делаю, а вы, если со мной
согласны, по моему сигналу отвечайте: «Я тоже!».
Утром я встаю, говорю маме «Доброе утро!», умываюсь, чищу зубы, завтракаю, выхожу
на улицу, сажусь в грязную лужу.
Хотите еще поиграть?
Поиграем в игру «пожалуйста».
Дети повторяют движения ведущего, если он скажет слово «пожалуйста».
Зайцы грызут морковку,
3
Котята умываются,
Котята лакают молоко,
Собачка виляет хвостиком,
Кошка выпускает коготки,
Слон хлопает ушами,
Медведь продирается сквозь кусты,
Козочка перепрыгивает через ручей
Буратино: Мне так понравилось, как вы умеете изображать животных. Какие вы
воспитанные, аккуратные, вежливые, я тоже буду стараться быть вежливым и аккуратным,
буду себя хорошо вести.
Воспитатель: А чтобы ты не забыл правила поведения, мы подарим тебе модели правил
поведения. Ребята их хорошо знают. Ребята, расскажите Буратино, что это за правила
зашифрованы в этих моделях.
Дети рассказывают.
Буратино: Вот, спасибо! Теперь-то я уже не забуду. А забуду – посмотрю и вспомню. И у
себя в сказочной стране всем покажу эти модели – пусть все знают, как себя надо вести. А
я вам подарю свой любимый золотой ключик. Но это тоже трудное задание – ключик еще
отыскать надо.
Буратино дарит детям карточки, где изображен ключ с помощью точек.
Воспитатель: Ну вот. Пора прощаться. Если ты, Буратино, уже стал воспитанным, ты
знаешь, что надо сказать.
Буратино: До свидания!
Дети: До свидания, Буратино!
Воспитатель: Подожди, Буратино, дай нам, пожалуйста, фонарь, чтобы быстрее добраться
до ковра-самолета, а свечки мы оставим тебе, пусть крыса Шушара полакомиться.
Буратино дает воображаемый фонарь.
Дети идут по воображаемой лестнице вверх, вниз, приходят к ковру-самолету.
Воспитатель: Садитесь, ребята, на ковер-самолет, вы устали, расслабьтесь, закройте глаза.
Дети садятся. Звучит музыка «Маленькая страна». Дети «возвращаются» в группу,
прощаются с гостями.
Литература
1. Г.Н. Жучкова. «Нравственные беседы с детьми 5-6 лет».
2. Е.А. Алябьева. «Психогимнастика в детском саду».
3. Шорыгина. «Вежливые сказки».
4. Усикова «Словом душа растет».
5. Соколова О.М. «Этическое воспитание дошкольников».
6. Мирошниченко. «Уроки вежливости».
4