Напоминание

Элементарное музицирование как средство для творческого развития детей дошкольного возраста


Автор: Беляева Ольга Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №10 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г.Сосногорск, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Элементарное музицирование как средство для творческого развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Элементарное музицирование как средство

творческого развития ребёнка

Элементарное музицирование – это универсальный метод для развития

творческих способностей дошкольников. Его с успехом используют в работе

с детьми разных возрастов и в различных видах деятельности: на

музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, изодеятельности,

театрализации.

Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегрированный

подход к построению различных занятий с детьми, и оно даёт педагогам

возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать

взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих

способностей и развития его личности в целом. В каких творческих заданиях

можно использовать элементарное музицирование?

Наиболее доступные для дошкольников:

-озвучивание стихотворений, сказок;

-озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;

-сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

-придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего

предметного мира.

Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать

возможностям детей, их интересам, времени года.

Следует научить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста

стихотворения или сказки, содержания картины и адекватно подбирать

звуковые средства выразительности, осмысленно подбирая темп, динамику,

регистр и тембр звучания. При этом огромную роль играет стиль

взаимодействия взрослого и детей, предполагающий творческое

сотрудничество, совместный поиск, партнёрские взаимоотношения без

авторского научения и показа способа того или иного задания.

Главный критерий правильности методики работы с детьми – то

удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное эмоциональное

выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях.

Рассмотрим несколько примеров.

Озвучивание стихотворения С. Маршака «Апрель»

Апрель! Апрель!- треугольник

На дворе звенит капель- глиссандо

По полям бегут ручьи,- металлофоны

На дорогах лужи- музыкальный колокольчик

Скоро выйдут муравьи- тихое шуршание

После зимней стужи -любым предметом

Пробирается медведь -трещотки, маракасы

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь- свистульки

И расцвёл подснежник- колокольчик

Более сложный вариант – озвучивание собственных рассказов о разных

явлениях природы. Например, подул свежий весенний ветер – маракас,

погремушки, звенят капели- металлофон, треугольник и т.д

Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют

огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами

или игрушками. Используются разные способы: на фланелеграфе, при

помощи настольного, теневого, кукольного театра, по ролям. Например,

озвучивание русской народной сказки «Курочка Ряба» или «Колобок»

(музыкальный руководитель озвучивает с участием воспитателей)

Озвучивание попевок, небольших песенок с помощью « звучащих

жестов» ( хлопков, щелчков,шлепков , цоконья и т.д).

Использование в работе сказок-шумелок.

Такой совместный игровой

досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной

методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст

составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность

что-либо изобразить шумом.

Мышиная история

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на

этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

ТРЕУГОЛЬНИК

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,

грызли зёрнышки

РУБЕЛЬ (или расчёска)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

ШУРШИМ МАРАКАСАМИ

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег

МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)

Шумел ветер,

ДУДИМ В БУТЫЛКУ

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)

Придумывание загадок. Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель,

часы, гром, самолёт, машина и предаёт его звучание в определённом ритме,

на выбранном им самим, инструменте. Другие дети отгадывают, находя

карточку с его изображением.

Таким образом, метод элементарного музицирования является средством

развития творческих способностей у дошкольников.



В раздел образования