Автор: Беляева Ольга Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №10 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г.Сосногорск, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: Элементарное музицирование как средство для творческого развития детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Элементарное музицирование как средство
творческого развития ребёнка
Элементарное музицирование – это универсальный метод для развития
творческих способностей дошкольников. Его с успехом используют в работе
с детьми разных возрастов и в различных видах деятельности: на
музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, изодеятельности,
театрализации.
Элементарное музицирование предполагает комплексный, интегрированный
подход к построению различных занятий с детьми, и оно даёт педагогам
возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать
взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих
способностей и развития его личности в целом. В каких творческих заданиях
можно использовать элементарное музицирование?
Наиболее доступные для дошкольников:
-озвучивание стихотворений, сказок;
-озвучивание рассказов о явлениях природы, животных и птицах;
-сочинение собственных рассказов и озвучивание их;
-придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего
предметного мира.
Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать
возможностям детей, их интересам, времени года.
Следует научить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста
стихотворения или сказки, содержания картины и адекватно подбирать
звуковые средства выразительности, осмысленно подбирая темп, динамику,
регистр и тембр звучания. При этом огромную роль играет стиль
взаимодействия взрослого и детей, предполагающий творческое
сотрудничество, совместный поиск, партнёрские взаимоотношения без
авторского научения и показа способа того или иного задания.
Главный критерий правильности методики работы с детьми – то
удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное эмоциональное
выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях.
Рассмотрим несколько примеров.
Озвучивание стихотворения С. Маршака «Апрель»
Апрель! Апрель!- треугольник
На дворе звенит капель- глиссандо
По полям бегут ручьи,- металлофоны
На дорогах лужи- музыкальный колокольчик
Скоро выйдут муравьи- тихое шуршание
После зимней стужи -любым предметом
Пробирается медведь -трещотки, маракасы
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь- свистульки
И расцвёл подснежник- колокольчик
Более сложный вариант – озвучивание собственных рассказов о разных
явлениях природы. Например, подул свежий весенний ветер – маракас,
погремушки, звенят капели- металлофон, треугольник и т.д
Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют
огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами
или игрушками. Используются разные способы: на фланелеграфе, при
помощи настольного, теневого, кукольного театра, по ролям. Например,
озвучивание русской народной сказки «Курочка Ряба» или «Колобок»
(музыкальный руководитель озвучивает с участием воспитателей)
Озвучивание попевок, небольших песенок с помощью « звучащих
жестов» ( хлопков, щелчков,шлепков , цоконья и т.д).
Использование в работе сказок-шумелок.
Такой совместный игровой
досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной
методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст
составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность
что-либо изобразить шумом.
Мышиная история
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
ПОБАРАБАНИТЬ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
МЕТАЛЛОФОН (или треугольник)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на
этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ТРЕУГОЛЬНИК
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ,
грызли зёрнышки
РУБЕЛЬ (или расчёска)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
ШУРШИМ МАРАКАСАМИ
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (ИЛИ ДОЩЕЧКУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег
МЕТАЛЛОФОН (или ложечкой по бокалам)
Шумел ветер,
ДУДИМ В БУТЫЛКУ
И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)
Придумывание загадок. Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель,
часы, гром, самолёт, машина и предаёт его звучание в определённом ритме,
на выбранном им самим, инструменте. Другие дети отгадывают, находя
карточку с его изображением.
Таким образом, метод элементарного музицирования является средством
развития творческих способностей у дошкольников.