Автор: Ахмерова Лариса Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: Г.Бирск ,Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к написанию сочинения– описания памятника А.С.Пушкину в Москве»
Раздел: среднее образование
Войти
Урок русского языка в 8 классе
Тема: »Подготовка к написанию сочинения- описания памятника
А.С.Пушкину в Москве»
Цели:1) дать понятие об изобразительном искусстве,
скульптуре.
2)развивать устную и письменную речь учащихся.
3)воспитывать любовь к прекрасному
Оборудование:рисунки памятника, слайд-шоу о памятниках г.
Бирска, портрет А. М. Опекушина.
Я памятник воздвиг тебе нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа.
А. С .Пушкин
(план и словарь заранее на доске)
1)Где и когда сооружен памятник?
2)Описание памятника( высота, постамент, пьедестал, статуя,
фигура)
3)Описание фигуры поэта(лицо, руки, поза, одежда)
4)Какие мысли и чувства хотел выразить автор памятника?
5)Какое впечатление произвел на вас памятник и чем он дорог
вам?
Словарь: ваятель, архитектор, скульптор, обелиск, пьедестал,
постамент, темно-серый, темно- красный гранит, бронзовые
тумбы, чугунные светильники, рельефные строки,
монументальный, установлен, открыт.
Ход урока
Сегодня у нас урок развития речи и мы будем готовиться к
сочинению- описанию по рисунку »Памятник А.С. Пушкину в
Москве». Памятник представляет собой бронзовую скульптуру,
стоящую на высоком постаменте из гранита .Строгость и
величавость- главные достоинства памятника .Автором этого
произведения является известный русский скульптор А. М
Опекушин
Мы должны внимательно рассмотреть рисунок и ответить на
вопросы плана .Наша задача сегодня получить представление
об основных понятиях изобразительного искусства ,
скульптуры, узнать о скульпторе Опекушине, а также нас ждет
заочная экскурсия по достопримечательностям нашего города.
1.История возникновения и развития изобразительного
искусства и скульптуры насчитывает много веков ,эти понятия
привнесли в нашу жизнь красоту, застывшую в бронзе и
калейдоскопе красок. С этими явлениями культуры в нашу
жизнь пришли новые понятия. .Познакомимся с некоторыми из
них.
(на доске понятия и определения ,читаю, дети записывают в
тетрадь только понятия)
Скульптура, памятник, архитектор, обелиск, пьедестал,
постамент.
2.Что характерно скульптуре? Что такое монументальная
скульптура? Кого увековечивают в памятниках? Кто создает
памятники?(ответы на все эти вопросы в сообщении ученика)
3)Экскурсия по Бирску.
Памятники мира… Их образы , остановившиеся во времени,
дают нам уникальную возможность наблюдать историю и
культуру человечества, сходящую с постаментов. Маленький
купеческий городок , в котором мы с вами живем , тоже богат
своим историческим прошлым, отразившимся в памятниках и
монументах. Я приглашаю вас на экскурсию по скульптурным
достопримечательностям нашего городка.
(Показ презентации» Достопримечательности Бирска»)
4)Одна из задач сегодняшнего урока подготовиться к
написанию сочинения- описания памятника Пушкину в
Москве ,автором которого является скульптор Опекушин.
( короткий рассказ о его жизни и творчестве продолжит наш
урок)
5)(На интерактивной доске показывается изображение
памятника)
Обратите внимание на это изображение .Особые требования
предъявляются к памятникам писателям, художникам,
композиторам. Скульпторы в них стремятся показать глубину и
значительность их чувств, важность сделанного ими.
Внутреннее содержание должно нести характеристику
творчества писателя, выраженную в его жесте, облике, позе.
Образец такого рода произведений памятник Пушкину ,
завершенный в 1880 году Опекушиным.
Высота памятника вместе с фигурой составляет около 11
метров. Постамент изготовлен из темно- серого, а пьедестал из
темно- красного гранита. На боковых сторонах выбиты строки
стихотворения »Памятник»
Пропорциям фигуры соответствуют и масштабы ее
прямоугольного гранитного постамента. Памятник отлит из
бронзы .Великий поэт стоит задумчиво, словно погрузившись в
свои мысли или прислушиваясь к рождающимся строфам. Его
поза спокойна, несуетлива: правая рука заложена за жилет, а
левая держит за спиной шляпу. Левая нога как бы делает
неспешное движение вперед. Мягкие складки плаща с
пелериной дополняют и усиливают это впечатление .Слегка
склоненная голова, крупные, спадающие вниз складки плаща -
это создает красивый и простой силуэт, который одинаково
хорошо смотрится с разных точек. И невольно создается
ощущение , что это не памятник ,а сам живой поэт , который
говорит: «Здравствуй ,племя младое, незнакомое!»
Не менее интересно рассматривать этот памятник и вблизи.
Пушкин в костюме, который носил при жизни, одежда
вылеплена тонко и изящно ,но особое внимание обращает на
себя лицо поэта, немного грустное, задумчивое. Спокойное и
приветливое лицо обращено к людскому потоку , беспрерывной
рекой текущему мимо. На боковых сторонах памятника выбиты
строки из стихотворения Пушкина «И долго буду тем любезен я
народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…(эти строки
были высечены в 1937 году ,когда страна отмечала столетие со
дня кончины поэта)Создание постамента было поручено
архитектору Богомолову. Установкой непосредственно
руководили Опекушин и Богомолов. 6июня 1880 года
состоялось открытие памятника .Торжества длились 3 дня .В
Москву прибыло около 100 депутаций .Под пение гимна , звон
колоколов медленно упал белый чехол ,и статуя, созданная
Опекушиным, предстала перед собравшимися. И.С. Тургенев
принял участие в открытии памятника, произнес речь, в которой
сказал:»Пускай у памятника Пушкину остановится всякий и
скажет , что ему он обязан свободой, свободой нравственной.
Пускай сыновья народа будут сознательно произносить имя
Пушкина , чтоб оно не было в устах пустым звуком .На
памятнике надпись Пушкину ,думай, что она значит» учителю».
6)Работа с планом, записанным на доске (записать план в
тетради ,ответить на вопросы вместе с детьми, при написании
сочинения руководствоваться этим планом)
(Доска заранее)
7)Записать в тетради слова и словосочетания ,которые
пополнят ваш словарный запас и помогут максимально
раскрыть заданную тему.
ВЫВОД Опекушинский памятник стал важной
достопримечательностью столицы .Он пережил
многое . И теперь ,как и прежде, к памятнику ,как на свидание с
живым Пушкиным идут десятки и сотни людей .Вечер…
Маленький скверик, горящие фонари в бликах уходящего дня и
строки любви и нежности , появляющиеся из воздушного
пространства , наполненного покоем и тишиной.
Не плачьте ,люди, по годам,
В гранит запечатленный!
Закаменел творец, но дал
Пристанище влюбленным.
Пройдет сезон и птицам вновь
Захочется вернуться
Чтоб в высоте познать любовь
И вечности коснуться…
Написание сочинения - описания мы продолжим на следующем
уроке, следуя плану, используя слова и выражения в тетради.