Напоминание

Подготовка к написанию сочинения– описания памятника А.С.Пушкину в Москве»


Автор: Ахмерова Лариса Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: Г.Бирск ,Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к написанию сочинения– описания памятника А.С.Пушкину в Москве»
Раздел: среднее образование





Назад




Войти

Урок русского языка в 8 классе

Тема: »Подготовка к написанию сочинения- описания памятника

А.С.Пушкину в Москве»

Цели:1) дать понятие об изобразительном искусстве,

скульптуре.

2)развивать устную и письменную речь учащихся.

3)воспитывать любовь к прекрасному

Оборудование:рисунки памятника, слайд-шоу о памятниках г.

Бирска, портрет А. М. Опекушина.

Я памятник воздвиг тебе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

А. С .Пушкин

(план и словарь заранее на доске)

1)Где и когда сооружен памятник?

2)Описание памятника( высота, постамент, пьедестал, статуя,

фигура)

3)Описание фигуры поэта(лицо, руки, поза, одежда)

4)Какие мысли и чувства хотел выразить автор памятника?

5)Какое впечатление произвел на вас памятник и чем он дорог

вам?

Словарь: ваятель, архитектор, скульптор, обелиск, пьедестал,

постамент, темно-серый, темно- красный гранит, бронзовые

тумбы, чугунные светильники, рельефные строки,

монументальный, установлен, открыт.

Ход урока

Сегодня у нас урок развития речи и мы будем готовиться к

сочинению- описанию по рисунку »Памятник А.С. Пушкину в

Москве». Памятник представляет собой бронзовую скульптуру,

стоящую на высоком постаменте из гранита .Строгость и

величавость- главные достоинства памятника .Автором этого

произведения является известный русский скульптор А. М

Опекушин

Мы должны внимательно рассмотреть рисунок и ответить на

вопросы плана .Наша задача сегодня получить представление

об основных понятиях изобразительного искусства ,

скульптуры, узнать о скульпторе Опекушине, а также нас ждет

заочная экскурсия по достопримечательностям нашего города.

1.История возникновения и развития изобразительного

искусства и скульптуры насчитывает много веков ,эти понятия

привнесли в нашу жизнь красоту, застывшую в бронзе и

калейдоскопе красок. С этими явлениями культуры в нашу

жизнь пришли новые понятия. .Познакомимся с некоторыми из

них.

(на доске понятия и определения ,читаю, дети записывают в

тетрадь только понятия)

Скульптура, памятник, архитектор, обелиск, пьедестал,

постамент.

2.Что характерно скульптуре? Что такое монументальная

скульптура? Кого увековечивают в памятниках? Кто создает

памятники?(ответы на все эти вопросы в сообщении ученика)

3)Экскурсия по Бирску.

Памятники мира… Их образы , остановившиеся во времени,

дают нам уникальную возможность наблюдать историю и

культуру человечества, сходящую с постаментов. Маленький

купеческий городок , в котором мы с вами живем , тоже богат

своим историческим прошлым, отразившимся в памятниках и

монументах. Я приглашаю вас на экскурсию по скульптурным

достопримечательностям нашего городка.

(Показ презентации» Достопримечательности Бирска»)

4)Одна из задач сегодняшнего урока подготовиться к

написанию сочинения- описания памятника Пушкину в

Москве ,автором которого является скульптор Опекушин.

( короткий рассказ о его жизни и творчестве продолжит наш

урок)

5)(На интерактивной доске показывается изображение

памятника)

Обратите внимание на это изображение .Особые требования

предъявляются к памятникам писателям, художникам,

композиторам. Скульпторы в них стремятся показать глубину и

значительность их чувств, важность сделанного ими.

Внутреннее содержание должно нести характеристику

творчества писателя, выраженную в его жесте, облике, позе.

Образец такого рода произведений памятник Пушкину ,

завершенный в 1880 году Опекушиным.

Высота памятника вместе с фигурой составляет около 11

метров. Постамент изготовлен из темно- серого, а пьедестал из

темно- красного гранита. На боковых сторонах выбиты строки

стихотворения »Памятник»

Пропорциям фигуры соответствуют и масштабы ее

прямоугольного гранитного постамента. Памятник отлит из

бронзы .Великий поэт стоит задумчиво, словно погрузившись в

свои мысли или прислушиваясь к рождающимся строфам. Его

поза спокойна, несуетлива: правая рука заложена за жилет, а

левая держит за спиной шляпу. Левая нога как бы делает

неспешное движение вперед. Мягкие складки плаща с

пелериной дополняют и усиливают это впечатление .Слегка

склоненная голова, крупные, спадающие вниз складки плаща -

это создает красивый и простой силуэт, который одинаково

хорошо смотрится с разных точек. И невольно создается

ощущение , что это не памятник ,а сам живой поэт , который

говорит: «Здравствуй ,племя младое, незнакомое!»

Не менее интересно рассматривать этот памятник и вблизи.

Пушкин в костюме, который носил при жизни, одежда

вылеплена тонко и изящно ,но особое внимание обращает на

себя лицо поэта, немного грустное, задумчивое. Спокойное и

приветливое лицо обращено к людскому потоку , беспрерывной

рекой текущему мимо. На боковых сторонах памятника выбиты

строки из стихотворения Пушкина «И долго буду тем любезен я

народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…(эти строки

были высечены в 1937 году ,когда страна отмечала столетие со

дня кончины поэта)Создание постамента было поручено

архитектору Богомолову. Установкой непосредственно

руководили Опекушин и Богомолов. 6июня 1880 года

состоялось открытие памятника .Торжества длились 3 дня .В

Москву прибыло около 100 депутаций .Под пение гимна , звон

колоколов медленно упал белый чехол ,и статуя, созданная

Опекушиным, предстала перед собравшимися. И.С. Тургенев

принял участие в открытии памятника, произнес речь, в которой

сказал:»Пускай у памятника Пушкину остановится всякий и

скажет , что ему он обязан свободой, свободой нравственной.

Пускай сыновья народа будут сознательно произносить имя

Пушкина , чтоб оно не было в устах пустым звуком .На

памятнике надпись Пушкину ,думай, что она значит» учителю».

6)Работа с планом, записанным на доске (записать план в

тетради ,ответить на вопросы вместе с детьми, при написании

сочинения руководствоваться этим планом)

(Доска заранее)

7)Записать в тетради слова и словосочетания ,которые

пополнят ваш словарный запас и помогут максимально

раскрыть заданную тему.

ВЫВОД Опекушинский памятник стал важной

достопримечательностью столицы .Он пережил

многое . И теперь ,как и прежде, к памятнику ,как на свидание с

живым Пушкиным идут десятки и сотни людей .Вечер…

Маленький скверик, горящие фонари в бликах уходящего дня и

строки любви и нежности , появляющиеся из воздушного

пространства , наполненного покоем и тишиной.

Не плачьте ,люди, по годам,

В гранит запечатленный!

Закаменел творец, но дал

Пристанище влюбленным.

Пройдет сезон и птицам вновь

Захочется вернуться

Чтоб в высоте познать любовь

И вечности коснуться…

Написание сочинения - описания мы продолжим на следующем

уроке, следуя плану, используя слова и выражения в тетради.



В раздел образования