Автор: Филимонова Наталья Юрьевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – д⁄с "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Капризы, упрямство и способы их преодоления
Раздел: дошкольное образование
Капризы
,
упрямство
и
способы
их
преодоления
Капризы
и
упрямство
рассматриваются
как
составляющие отклоняющегося поведения, наряду
с:
1.
Н е п о с л у ш а н и е м ,
в ы р а ж а ю щ е м с я
в
непослушании и озорстве
2.
Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-
либо без определённых причин.
3.
Своеволием
4.
Недисциплинированностью
В с е
в ы ш е
п е р е ч и с л е н н ы е
ф о р м ы
отклоняющегося поведения различаются лишь по
степени
социальной
опасности,
а
также
зависят
от
возрастных
и
индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы
провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства
одинаковы, но об этом позже.
Проявления упрямства:
в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно,
что оно бессмысленно, не приносит пользы.
выступает
как
психологическая
защита
и
имеет
избирательный
характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это
признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его
преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может
привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.
Если
такие
проявления,
ещё
в
дошкольном
возрасте,
из
реактивных
состояний
переходят
в
хронические,
то
возникает
начальная
стадия
педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом
пересекается с вышесказанным.
УПРЯМСТВО
– это
психологическое
состояние,
очень
близкое
к
негативизму.
Это
отрицательная
особенность
поведения
человека,
выражающаяся
в
необоснованном
и
нерациональном
противодействии
просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания,
для которого нет видимых мотивов.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. "
Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой
степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно,
что оно бессмысленно, не приносит пользы.
в недовольстве, раздражительности, плаче.
в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
1.
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
2.
Как
правило,
эта
фаза
заканчивается
к
3,5-
4
годам.
Случайные
приступы
3.
упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
4.
Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
5.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
6.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
7.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у
детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
8.
Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться
и
капризничать,
то,
вероятнее
всего
речь
идёт
о
"
фиксированном
упрямстве",
истеричности,
как
удобных
способах
манипулирования
ребёнком
своими
родителями.
Чаще
всего
это
р е зул ьт ат
соглашательского
поведения
родителей,
поддавшихся
нажиму
со
стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности
у детей:
1.
Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к
сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
2.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы
его понимаете.
3.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это
бесполезно.
Ругань
не
имеет
смысла,
шлепки
ещё
сильнее
его
возбуждают.
4.
Будьте
в
поведении
с
ребёнком
настойчивы,
если
сказали
"нет",
оставайтесь и дальше при этом мнении.
5.
Не
сдавайтесь
даже
тогда,
когда
приступ
ребёнка
протекает
в
общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его
за руку и увести.
6.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи
посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку
только этого и нужно.
7.
Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка
(книжка,
штучка)!".
Подобные
отвлекающие
манёвры
заинтересуют
капризулю и он успокоится.
8.
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить
силой авторитета".
9.
Спокойный тон общения, без раздражительности.
10.Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны,
оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие
моменты
очень
важны
в
предупреждении
и
в
борьбе
с
упрямством
и
капризами.
Речь
пойдёт
о
гуманизации
отношений
между
родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя
наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
достигнуто не своим трудом.
не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
за поступок, за свершившееся действие.
начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь
тоже.
уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у
взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
1.
ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни
т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
2.
когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
3.
во
всех
случаях,
когда
что-то
не
получается
(пример: когда
вы
торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
4.
после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы
ругаете за это, считая, что он виноват).
5.
когда
ребёнок
не
справился
со
страхом,
невнимательностью,
подвижностью и т.д., но очень старался.
6.
когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
7.
когда вы сами не в себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
1.
наказание не должно вредить здоровью.
2.
если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены,
что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в
том
что
совершённое
действие
вообще
достойно
наказания,
т.е.
наказывать "на всякий случай" нельзя.
3.
за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
4.
лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
5.
надо наказывать и вскоре прощать.
6.
если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта,
поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
7.
ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном
воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего
выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже
выработанную стратегию воспитания в вашей семье.