Напоминание

"Капризы, упрямство и способы их преодоления


Автор: Филимонова Наталья Юрьевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР – д⁄с "Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: "Капризы, упрямство и способы их преодоления
Раздел: дошкольное образование





Назад




Капризы

,

упрямство

и

способы

их

преодоления

Капризы

и

упрямство

рассматриваются

как

составляющие отклоняющегося поведения, наряду

с:

1.

Н е п о с л у ш а н и е м ,

в ы р а ж а ю щ е м с я

в

непослушании и озорстве

2.

Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-

либо без определённых причин.

3.

Своеволием

4.

Недисциплинированностью

В с е

в ы ш е

п е р е ч и с л е н н ы е

ф о р м ы

отклоняющегося поведения различаются лишь по

степени

социальной

опасности,

а

также

зависят

от

возрастных

и

индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы

провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства

одинаковы, но об этом позже.

Проявления упрямства:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно,

что оно бессмысленно, не приносит пользы.

выступает

как

психологическая

защита

и

имеет

избирательный

характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это

признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его

преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может

привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.

Если

такие

проявления,

ещё

в

дошкольном

возрасте,

из

реактивных

состояний

переходят

в

хронические,

то

возникает

начальная

стадия

педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом

пересекается с вышесказанным.

УПРЯМСТВО

это

психологическое

состояние,

очень

близкое

к

негативизму.

Это

отрицательная

особенность

поведения

человека,

выражающаяся

в

необоснованном

и

нерациональном

противодействии

просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания,

для которого нет видимых мотивов.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. "

Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой

степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно,

что оно бессмысленно, не приносит пользы.

в недовольстве, раздражительности, плаче.

в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

1.

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.

2.

Как

правило,

эта

фаза

заканчивается

к

3,5-

4

годам.

Случайные

приступы

3.

упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

4.

Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.

5.

Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

6.

Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

7.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у

детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

8.

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться

и

капризничать,

то,

вероятнее

всего

речь

идёт

о

"

фиксированном

упрямстве",

истеричности,

как

удобных

способах

манипулирования

ребёнком

своими

родителями.

Чаще

всего

это

р е зул ьт ат

соглашательского

поведения

родителей,

поддавшихся

нажиму

со

стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности

у детей:

1.

Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к

сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.

2.

Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы

его понимаете.

3.

Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это

бесполезно.

Ругань

не

имеет

смысла,

шлепки

ещё

сильнее

его

возбуждают.

4.

Будьте

в

поведении

с

ребёнком

настойчивы,

если

сказали

"нет",

оставайтесь и дальше при этом мнении.

5.

Не

сдавайтесь

даже

тогда,

когда

приступ

ребёнка

протекает

в

общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его

за руку и увести.

6.

Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи

посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку

только этого и нужно.

7.

Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка

(книжка,

штучка)!".

Подобные

отвлекающие

манёвры

заинтересуют

капризулю и он успокоится.

8.

Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить

силой авторитета".

9.

Спокойный тон общения, без раздражительности.

10.Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны,

оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие

моменты

очень

важны

в

предупреждении

и

в

борьбе

с

упрямством

и

капризами.

Речь

пойдёт

о

гуманизации

отношений

между

родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя

наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

достигнуто не своим трудом.

не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).

из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

за поступок, за свершившееся действие.

начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.

очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь

тоже.

уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у

взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:

1.

ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни

т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.

2.

когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.

3.

во

всех

случаях,

когда

что-то

не

получается

(пример: когда

вы

торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).

4.

после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы

ругаете за это, считая, что он виноват).

5.

когда

ребёнок

не

справился

со

страхом,

невнимательностью,

подвижностью и т.д., но очень старался.

6.

когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.

7.

когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

1.

наказание не должно вредить здоровью.

2.

если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены,

что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в

том

что

совершённое

действие

вообще

достойно

наказания,

т.е.

наказывать "на всякий случай" нельзя.

3.

за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).

4.

лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.

5.

надо наказывать и вскоре прощать.

6.

если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта,

поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.

7.

ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном

воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего

выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже

выработанную стратегию воспитания в вашей семье.



В раздел образования