Напоминание

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ И ЧАСТУШКИ


Автор: Шереметова Татьяна Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Рябинушка"
Населённый пункт: п. Селенгинск, Кабанский район, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ И ЧАСТУШКИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ И ЧАСТУШКИ».

Пение протяжных ласковых песен маленьким детям характерно не только для нашей

культуры. Интуитивно матери всех времен и народов используют этот способ

установления особого рода контакта с малышом. Засыпая под пение матери, ребенок

постепенно начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи.

Подрастая, он начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание

песни.

КИСКА, КИСКА, КИСКА, БРЫСЬ!

НА ДОРОЖКУ НЕ САДИСЬ.

НАША ДЕТОЧКА ПОЙДЕТ,

ЧЕРЕЗ КИСКУ УПАДЕТ!

ТРАВКА – МУРАВКА

СО СНА ПОДНЯЛАСЬ,

ПТИЦА - СИНИЦА

ЗА ЗЕРНА ВЗЯЛАСЬ.

ЗАЙКА - ЗА КАПУСТКУ,

МЫШКА - ЗА КОРКУ,

ДЕТКИ - ЗА МОЛОЧКО.

Музыкальный фольклор сопровождал русского человека всю его жизнь. Уже над

колыбелью звучали незатейливые песни, в которых будущее младенца представлялось

заполненным трудом в поле, в доме.

БАЮ, ПОБАЙ, КОЛЫБЕЛИ НЕ КАЧАЙ,

СПИ-ПОСПИ, ПОСКОРЕЙ РАСТИ!

ВЫРАСТЕШЬ БОЛЬШОЙ,

СТАНЕШЬ В ЗОЛОТЕ ХОДИТЬ....

БУДЕШЬ ЖИТЬ - ПОЖИВАТЬ,

НЕ ЛЕНИТЬСЯ - РАБОТАТЬ:

СТАНЕШЬ ПШЕНИЧКУ ПАХАТЬ.

НА ПОЛОСКЕ ПАХАРЕК,

В ТЕМНОМ ЛЕСЕ- ЛЕСНИЧОК,

СТАНЕШЬ ПТИЧКУ ЛОВИТЬ

И РОДИТЕЛЕЙ КОРМИТЬ.

Однако даже тяжелая летняя страда именуется в таких песнях веселой: без сожаления

поется о том, что безвозвратно минуют беззаботные детские годы

БУДЕШЬ РАНО РАЗБУЖАТЬ

,

НА РАБОТУ ПОСЫЛАТЬ,

НА РАБОТУ НА ТАКУ,

ДА НА ВЕСЕЛУЮ СТРАДУ.

Во многих колыбельных грядущие годы младенца представляются чередой жизненных

удач и преуспевания (« Будешь в золоте ходить, злато- серебро носить»). Неужели в

бедных крестьянских семьях матери на самом деле верили, что их чадо будет « парчову

шубу носить»? Оказывается, считалось, что слова, произнесенные над колыбелью, имеют

силу заклинания, заговора. Поэтому часто в песнях звучала просьба матери избавить

родное дитя:

ОТ ВСЕХ СКОРБЕЙ,

ОТ ВСЕХ ПАКОСТЕЙ,

ОТ ЗЛО- ЧЕЛОВЕКА

- СУПОСТАТА...

Сильна тревога матери и за здоровье ребенка. Слова колыбельных во здравие, как правило,

обращены к Богородице, божьей милости, Ангелу- хранителю. Однако долгие годы на

Руси сохранялась языческая вера в темные силы, которые мать стремилась « обмануть»,

упоминая мнимую близкую смерть своего ребенка. Вот откуда такие странные слова

колыбельных:

СПИ, ДИТЯ МОЕ МИЛО-

СЕГОДНЯ ВАНЮШКА ПОМРЕТ,

ЗАВТРА ПОХОРОНИМ... В колыбельных песнях целящий, здоровый сон и

успокоительная дрема часто выступают как двойники:

СОН- ТО ГОВОРИТ:

- Я НАЙДУ - УСЫПЛЮ.

ДРЕМА - ТО ГОВОРИТ:

- Я НАЙДУ - У ДРЕМЛЮ.

Иногда сон - это бесплотное могущественное существо, которое бродит по улице, дому,

пока не набредет на колыбель. Сон, дрема желанны и для ребенка, и для матери. Они

приносят не только силу и здоровье, но и долгожданный отдых от работ и забот.

В старинных колыбельных песнях немало мотивов, навеянных мистически- магическими

представлениями о таинственном и опасном окружающем мире. В нем спасительными для

ребенка являются дом, материнская опека и заступничество.

Своеобразный помощник матери в ее неустанных заботах- домашний кот. С образом кота

связан целый цикл колыбельных. Считалось, что любящий поспать кот может передать

свои привычки ребенку. Однако, хорошо зная строптивый нрав котов и кошек, матери в

своих песнях за баюканье ребенка сулили в награду коту и « кусочек пирога», и « туесок

молочка», и другие подарки:

БАЮ-БАЮШКИ-БАЮ

БАЮ ВЕРОЧКУ МОЮ.

ПРИДИ, КОТИК, НОЧЕВАТЬ,

МОЮ ДОЧЕНЬКУ КАЧАТЬ.

УЖ КАК Я ТЕБЕ, КОТУ,

ЗА РАБОТУ ЗАПЛАЧУ:

ДАМ КУСОК ПИРОГА

ДА КУВШИН МОЛОКА.

УЖ ТЫ ЕШЬ, НЕ КРОШИ,

БОЛЬШЕ, КОТИК, НЕ ПРОСИ!

Часто с просьбой усыпить младенца матери обращаются к голубям- гулям. Они

прилетают, воркуют, навевают сны, но, в отличие от кота, делают это бескорыстно. Не

менее часто в песнях упоминается детская колыбель- люлька. Попутно заметим, что в

старину она могла быть двух видов: зыбка, полностью сделанная из дерева, и собственно

люлька, представляющая собой деревянную раму со слабо натянутым на нее холстом.

Люлька подвешивалась к очепу- гибкому шесту, одним концом крепившемуся к потолку.

В заключение надо отметить, что в русском фольклоре характерным является соединение

колыбельных песен с потешками, прибаутками, пестушками. Пестушки ( от слова «

пестовать»

-

нянчить,

воспитывать,

носить

на

руках)

-

это

короткие

рифмованные

приговоры

нянюшек

и

матерей,

ухаживающих

за

младенцем.

Например,

ребенок

просыпается, его гладят, приговаривая:

« ПОТЯГУШЕНЬКИ- НАРАСТУШЕНЬКИ,

РОТОК- ГОВОРУНЮШКИ,

РУКИ- ХВАТУНЮШКИ,

НОГИ- ХОДУНЮШКИ».

ЧАСТУШКИ.

Частушка- это короткая, из двух или четырех строчек, песенка. Обычно на одну мелодию

поется несколько частушек, следующих одна за другой. Недаром слово « частушка»

произошло

от

слова

«

часто».

Частушки

бывают

шутливые,

веселые,

озорные.

Их

исполнение,

как

правило,

сопровождается

ритмичным

притопыванием,

перестуками

каблуков, звонкими выкриками. Но бывают и лирические, задушевные частушки. Их

называют

страданиями

страдать»-

любить).

В

старые

времена

молодежь

часто

собиралась на посиделки. Зимой - в чьей- нибудь избе, а летом- на околице, завалинке.

Девушки приносили с собой рукоделие, а у одного из парней непременно была балалайка.

Говорят, что своим названием она обязана слову «балакать», то есть « болтать». Гармонь

появилась значительно позднее.



В раздел образования