Автор: Шереметова Татьяна Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Рябинушка"
Населённый пункт: п. Селенгинск, Кабанский район, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ И ЧАСТУШКИ
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«РУССКИЕ НАРОДНЫЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ И ЧАСТУШКИ».
Пение протяжных ласковых песен маленьким детям характерно не только для нашей
культуры. Интуитивно матери всех времен и народов используют этот способ
установления особого рода контакта с малышом. Засыпая под пение матери, ребенок
постепенно начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи.
Подрастая, он начинает понимать значение отдельных слов, а затем и простое содержание
песни.
КИСКА, КИСКА, КИСКА, БРЫСЬ!
НА ДОРОЖКУ НЕ САДИСЬ.
НАША ДЕТОЧКА ПОЙДЕТ,
ЧЕРЕЗ КИСКУ УПАДЕТ!
ТРАВКА – МУРАВКА
СО СНА ПОДНЯЛАСЬ,
ПТИЦА - СИНИЦА
ЗА ЗЕРНА ВЗЯЛАСЬ.
ЗАЙКА - ЗА КАПУСТКУ,
МЫШКА - ЗА КОРКУ,
ДЕТКИ - ЗА МОЛОЧКО.
Музыкальный фольклор сопровождал русского человека всю его жизнь. Уже над
колыбелью звучали незатейливые песни, в которых будущее младенца представлялось
заполненным трудом в поле, в доме.
БАЮ, ПОБАЙ, КОЛЫБЕЛИ НЕ КАЧАЙ,
СПИ-ПОСПИ, ПОСКОРЕЙ РАСТИ!
ВЫРАСТЕШЬ БОЛЬШОЙ,
СТАНЕШЬ В ЗОЛОТЕ ХОДИТЬ....
БУДЕШЬ ЖИТЬ - ПОЖИВАТЬ,
НЕ ЛЕНИТЬСЯ - РАБОТАТЬ:
СТАНЕШЬ ПШЕНИЧКУ ПАХАТЬ.
НА ПОЛОСКЕ ПАХАРЕК,
В ТЕМНОМ ЛЕСЕ- ЛЕСНИЧОК,
СТАНЕШЬ ПТИЧКУ ЛОВИТЬ
И РОДИТЕЛЕЙ КОРМИТЬ.
Однако даже тяжелая летняя страда именуется в таких песнях веселой: без сожаления
поется о том, что безвозвратно минуют беззаботные детские годы
БУДЕШЬ РАНО РАЗБУЖАТЬ
,
НА РАБОТУ ПОСЫЛАТЬ,
НА РАБОТУ НА ТАКУ,
ДА НА ВЕСЕЛУЮ СТРАДУ.
Во многих колыбельных грядущие годы младенца представляются чередой жизненных
удач и преуспевания (« Будешь в золоте ходить, злато- серебро носить»). Неужели в
бедных крестьянских семьях матери на самом деле верили, что их чадо будет « парчову
шубу носить»? Оказывается, считалось, что слова, произнесенные над колыбелью, имеют
силу заклинания, заговора. Поэтому часто в песнях звучала просьба матери избавить
родное дитя:
ОТ ВСЕХ СКОРБЕЙ,
ОТ ВСЕХ ПАКОСТЕЙ,
ОТ ЗЛО- ЧЕЛОВЕКА
- СУПОСТАТА...
Сильна тревога матери и за здоровье ребенка. Слова колыбельных во здравие, как правило,
обращены к Богородице, божьей милости, Ангелу- хранителю. Однако долгие годы на
Руси сохранялась языческая вера в темные силы, которые мать стремилась « обмануть»,
упоминая мнимую близкую смерть своего ребенка. Вот откуда такие странные слова
колыбельных:
СПИ, ДИТЯ МОЕ МИЛО-
СЕГОДНЯ ВАНЮШКА ПОМРЕТ,
ЗАВТРА ПОХОРОНИМ... В колыбельных песнях целящий, здоровый сон и
успокоительная дрема часто выступают как двойники:
СОН- ТО ГОВОРИТ:
- Я НАЙДУ - УСЫПЛЮ.
ДРЕМА - ТО ГОВОРИТ:
- Я НАЙДУ - У ДРЕМЛЮ.
Иногда сон - это бесплотное могущественное существо, которое бродит по улице, дому,
пока не набредет на колыбель. Сон, дрема желанны и для ребенка, и для матери. Они
приносят не только силу и здоровье, но и долгожданный отдых от работ и забот.
В старинных колыбельных песнях немало мотивов, навеянных мистически- магическими
представлениями о таинственном и опасном окружающем мире. В нем спасительными для
ребенка являются дом, материнская опека и заступничество.
Своеобразный помощник матери в ее неустанных заботах- домашний кот. С образом кота
связан целый цикл колыбельных. Считалось, что любящий поспать кот может передать
свои привычки ребенку. Однако, хорошо зная строптивый нрав котов и кошек, матери в
своих песнях за баюканье ребенка сулили в награду коту и « кусочек пирога», и « туесок
молочка», и другие подарки:
БАЮ-БАЮШКИ-БАЮ
БАЮ ВЕРОЧКУ МОЮ.
ПРИДИ, КОТИК, НОЧЕВАТЬ,
МОЮ ДОЧЕНЬКУ КАЧАТЬ.
УЖ КАК Я ТЕБЕ, КОТУ,
ЗА РАБОТУ ЗАПЛАЧУ:
ДАМ КУСОК ПИРОГА
ДА КУВШИН МОЛОКА.
УЖ ТЫ ЕШЬ, НЕ КРОШИ,
БОЛЬШЕ, КОТИК, НЕ ПРОСИ!
Часто с просьбой усыпить младенца матери обращаются к голубям- гулям. Они
прилетают, воркуют, навевают сны, но, в отличие от кота, делают это бескорыстно. Не
менее часто в песнях упоминается детская колыбель- люлька. Попутно заметим, что в
старину она могла быть двух видов: зыбка, полностью сделанная из дерева, и собственно
люлька, представляющая собой деревянную раму со слабо натянутым на нее холстом.
Люлька подвешивалась к очепу- гибкому шесту, одним концом крепившемуся к потолку.
В заключение надо отметить, что в русском фольклоре характерным является соединение
колыбельных песен с потешками, прибаутками, пестушками. Пестушки ( от слова «
пестовать»
-
нянчить,
воспитывать,
носить
на
руках)
-
это
короткие
рифмованные
приговоры
нянюшек
и
матерей,
ухаживающих
за
младенцем.
Например,
ребенок
просыпается, его гладят, приговаривая:
« ПОТЯГУШЕНЬКИ- НАРАСТУШЕНЬКИ,
РОТОК- ГОВОРУНЮШКИ,
РУКИ- ХВАТУНЮШКИ,
НОГИ- ХОДУНЮШКИ».
ЧАСТУШКИ.
Частушка- это короткая, из двух или четырех строчек, песенка. Обычно на одну мелодию
поется несколько частушек, следующих одна за другой. Недаром слово « частушка»
произошло
от
слова
«
часто».
Частушки
бывают
шутливые,
веселые,
озорные.
Их
исполнение,
как
правило,
сопровождается
ритмичным
притопыванием,
перестуками
каблуков, звонкими выкриками. Но бывают и лирические, задушевные частушки. Их
называют
страданиями
(«
страдать»-
любить).
В
старые
времена
молодежь
часто
собиралась на посиделки. Зимой - в чьей- нибудь избе, а летом- на околице, завалинке.
Девушки приносили с собой рукоделие, а у одного из парней непременно была балалайка.
Говорят, что своим названием она обязана слову «балакать», то есть « болтать». Гармонь
появилась значительно позднее.