Автор: Гаврилова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №114" г.Чебоксары
Населённый пункт: Чувашия респ.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация опытно - экспериментальной деятельности детей младшей группы "Посадка лука"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 114 «Аленький цветочек» города Чебоксары Чувашской Республики
Организация
опытно-экспериментальной деятельности детей
младшей группы
«Посадка лука»
Подготовила и провела
Гаврилова Юлия Николаевна,
воспитатель МБДОУ «Детский
сад № 114» г. Чебоксары
Чебоксары, 2018
Программное содержание:
- познакомить со свойствами лука; научить сажать луковицы в землю и воду;
-формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями,
делать простейшие обобщения;
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельности;
- воспитывать желание принимать посильное участие в труде, бережное отношение к
результатам своего труда.
Словарная работа:уточнить и активизировать в речи детей слова: «твердый»,
«круглый», «горький», «донце», «донцем вниз»;
Предшествующая работа: загадывание загадок, рассматривание альбома «Овощи»,
беседа «Что растет на грядках», дидактическая игра «Овощи на грядке», просмотр
мультфильма «Чиполлино».
Материал и оборудование: луковицы на каждого ребенка, емкости с водой, землей,
лейка, колпак.
Ход образовательной деятельности в форме экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи
Воспитатель показывает картинку Чиполлино.
Воспитатель: - Ребята, вы узнали кто это? Да, это Чиполлино. Помните, мы с вами
смотрели мультфильм про этого сказочного человечка? А у Чиполлино было много
друзей? Кто? (Ответы детей). Но у него не было ни одного друга луковицы. Может мы с
вами поможем Чиполлино обрести много новых друзей-луковичек? (Ответы детей). Тогда
отправимся в путь в сказочную страну. (Дети идут по тропинке к столу).
2. Уточнение правил безопасности.
Во время занятия:
- не брать лук и землю в рот;
- не брать грязные пальцы в рот и не тереть ими глаза.
3. Выполнение 1-ой части эксперимента.
Воспитатель: Пришел барин с грядки
Весь в заплатках.
Кто ни взглянет
Всяк заплачет. Что это? (Ответы детей)
Воспитатель показывает луковицы.
Воспитатель:
- Это луковица.
- Возьмите каждый себе по луковице. (Дети выполняют)
- Скажите, какого цвета лук? (Ответы детей)
- Какой он формы? (Ответы детей)
- Потрогайте его пальцем и скажите: лук твердый или мягкий? (Ответы детей)
- Сейчас я разрежу луковицу, понюхайте лук. Чем он пахнет? (Ответы детей)
- А почему вы плачете? (Ответы детей)
- Правильно, лук щиплет глазки и заставляет всех плакать.
- Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус?
Воспитатель дает попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его.
- Лук горький, но очень полезный, в нем много витаминов. Это луковица. Если её
посадить, то из нее вырастут зелёные листики, зелёный лук. В зеленом луке тоже много
витаминов.
У меня есть друг
Он - от семи недуг!
Это – вкусный и полезный
Желто-золотистый лук!
4. Выполнение 2-ой части эксперимента.
Посадка лука в воду.
- У лука есть верх (воспитатель показывает его), вот отсюда растет зелёный лук.
- Покажите, откуда будет расти зеленый лук? (Дети показывают)
- А вот низ у луковицы – донце. (Воспитатель показывает)
- Давайте скажем вместе «донце» (индивидуальное и хоровое повторение слова)
- Покажите, где у вашего лука донце? (Дети показывают)
- Лук надо сажать донцем вниз. Давайте посадим одну луковицу в банку с водой.
Воспитатель просит одного ребенка подать баночку, другого – подать лейку с водой.
- Смотрите, я наливаю в баночку из лейки воду. Теперь надо посадить лук. Как я буду
сажать лук? (Донцем вниз). Покажите, где у него донце? (Дети показывают).
Воспитатель предлагает ребенку посадить лук в баночку.
- Но лук можно посадить и в землю. А вы хотите поиграть в игру?
Подвижно-развивающая игра «Лучок-здоровячок».
Воспитатель: Вы будете луком. Я сажаю лук в землю донцем вниз. Ребята, слушайте
внимательно и повторяйте движения за мной.
Посадили в землю маленький лучок
дети присаживаются на корточки
Чтобы рос он крепким наш здоровячок
сжимают в локтях руки и кулачки
Чтоб к солнышку тянул он стрелочки свои
дети встают и тянут руки вверх
Чтоб детки не болели, и прыгать все могли
дети прыгают на месте
5. Выполнение 3-ей части эксперимента.
Посадка лука в землю.
Стук в дверь. Приходит Чиполлино (кукла).
Чиполлино: Здравствуйте, дети! Чем занимаетесь?
Воспитатель: Мы хотим посадить его в землю, чтобы у тебя было много новых друзей!
Чиполлино: Ой, здорово!
Воспитатель: Дети, возьмите по луковице, найдите у него донце. Сажать лук в землю надо
донцем вниз.
Показ воспитателем приема посадки лука. Дети по очереди сажают каждый свою
луковицу.
Чиполлино: - Вот и молодцы. Правильно, донцем вниз сажаете. А теперь, ребятки, чтобы
лучок вырос, его надо полить водой из лейки.
Воспитатель предлагает ребенку полить лук.
Чиполлино: Все хорошо справились с посадкой лука, молодцы. Ну, а мне пора в свою
сказочную страну. Там я подожду, когда лучок вырастет. До свидания, ребята!
Воспитатель и дети: До свидания!
Воспитатель: Дети, посмотрите, как ярко светит солнышко. Все растения любят свет.
Интересно, а что случится с луковицей, если посадить её под колпачок? Сейчас мы это и
узнаем.
6. Выполнение 4-ой части эксперимента.
Посадка лука в баночку под колпак.
Воспитатель предлагает ребенку посадить лук в баночку и накрыть его колпаком.
Воспитатель: Вот мы с вами и узнаем – любит ли лук свет?
7. Фиксирование результатов эксперимента.
Наблюдение за ростом лука.
Вывод: Лук круглый, твердый, горький, заставляет плакать. Для роста зелени нужна вода
и свет.
8. Подведение итогов
Воспитатель:
–Что мы рассматривали? (Луковицу)
- Какой формы луковица? (Круглой)
- Какая она: твердая или мягкая? (Твердая)
- Какой лук на вкус? (Горький)
- Как правильно сажать лук? (Донцем вниз)
- Что нужно для роста зелени? (Вода и свет)
Список литературы:
1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет: Практическое пособие для
воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: Ч. П. Лакоценин С.С., 2006.
2.«Мы». Программа экологического образования детей /Кондратьева Н.Н. - СПб: «Детство
пресс», 2000.
3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика
работы с детьми подготовительной группы д/с: пособие для воспитателя ДОУ/ Николаева
С.Н. - М.: Просвещение, 2002
4..Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. Рекомендации педагогам,
родителям и гувернёрам. - М.: «Мозаика - Синтез», 2004.
5.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми
средней и старшей групп д/с. - М.: Просвещение, 2004.