Автор: Алиева Гульнара Амангельдыевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4 "УМКА"
Населённый пункт: г.Сургут ХМАО–ЮГРА
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД по пожарной безопасности
Раздел: дошкольное образование
НОД в ст.гр.
«Огонь помощник, а не враг»
ЦЕЛЬ: Формировать представления о повышенной опасности, исходящей
от огня.
ЗАДАЧИ:
- научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;
- расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
- воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности;
- развивать любознательность, память, логическое мышление.
Оборудование: макет камина, песок, вода, земля, огнетушитель, бумага,
пластмассовые предметы, слайды с иллюстрациями правил пожарной
безопасности, руль, колеса для автобуса, султанчики для физминутки,
телеграмма, макет собачьей будки в огне, макет дерева в которое попала
молния, игрушка Бобик, аудиозаписи: мелодия для игры «Пламя костра»,
звук автобуса, звук камина, голос инспектора Пожаркина.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Здравствуйте дети! Меня зовут Елена Владимировна. Давайте
познакомимся теперь с вами, но знакомиться мы будем необычно –
ладошками.
Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку
Кротким пленником годами
Я живу внутри печи
И варю супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома,
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома
Кровожадный спрятан зверь.
А давайте с вами поиграем. Сейчас вы превратитесь в огоньки!
Возьмите в руки султанчики и повторяйте за мной.
“Пламя костра”
Мелодия для игры.
Воспитатель :
Огонь только родился, он ещё слабый и не уверенный дети садятся на
корточки, голову склоняют вниз, руки вдоль туловища.
Огонь набирает силу, растёт. Медленно поднимаемся, руки двигаются из
стороны в сторону, поднимаются над головой.
Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец
Произвольные движения руками.
А теперь огоньки пламени становятся все меньше и меньше. И огонь затухает
(сели на корточки, голову склонили вниз, руки вдоль туловища). Игра
закончена.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас посидеть у моего приветливого
камина, усаживайтесь поудобнее. (Записи звука камина).
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами об огне. Послушайте
интересную историю про огонь.
Звуки потрескивания огня в камине.
Воспитатель: Огонь издавна был другом человека. (ОБРАТИТЕ
ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН) Наши предки считали его живым существом,
«приручали» огонь, поселяя его в своих пещерах, берегли, дарили. На огне
человек научился готовить пищу, он спасал холодными вечерами, помогал в
борьбе с хищниками, отпугивал врагов от пещер и жилища древнего
человека. Огонь считали божеством и поклонялись ему.
- Все это было ребята в далеком прошлом, человек смог покорить огонь,
научился управлять им.
Воспитатель: Огонь стал людям верным помощником и другом. Посмотрите
на экран, как люди в наше время используют огонь.
Слайды "Использование огня человеком".
Воспитатель: Для приготовления пищи на огне. В сварочном аппарате для
сварки труб. В другой печи огонь варит стекло, из которого мастер -
стеклодув делает красивые стеклянные изделия. Космическая ракета взлетает
ввысь, оставляя яркий хвост пламени . Сжечь мусор на огороде помогает
огонь. Приятно посидеть у костра вечером на природе и испечь на костре
картошку. Сегодня огонь - наш верный помощник и друг.
ВОПРОС: Скажите, ребята, для чего нужен огонь людям? Как приручали
огонь? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь давайте встанем и перейдем на другое место.
Идите за мной. (подходят к дереву в которое ударила молния)
Воспитатель: Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили.
Но бывает огонь и другим -
Не согреет ладошек он ваших.
Превращает все в пепел и дым.
Звук удара грома.
- Ребята, посмотрите, что случилось с деревом? В него ударила молния…..!!!
И оно загорелось.
Воспитатель Сила огня велика. Огонь бывает другом, но еще он может быть
страшным и злым, если неправильно обращаться с огнем он может вызвать
пожар. В огне пожара может сгореть все: люди, дома, посевы, скот, леса,
целые деревни и города. (Слайды о пожарах)
Воспитатель: Подумайте и скажите почему огонь может быть страшным и
злым? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте узнаем от чего может возникнуть пожар.
Посмотрите на экран. (Слайды: Причины возникновения пожара)
Воспитатель: И если вдруг случился пожар, нужно срочно принять меры.
Позвонить в пожарную часть. Звонок 01. (слайд)
Показать как звонить по телефону. Необходимо набрать номер «01» и
сообщить свой адрес и что горит.
(Например: пожар по адресу: ул.
Весенняя, дом 5, квартира 2, горит телевизор.
Воспитатель : Итак, пожарные примчались на красной машине с сиреной. В
огненной ловушке находятся люди, их надо спасать.
А что спасет самих пожарных от огня и дыма. Конечно специальный
костюм, который не горит. Рассматривание слайда костюма пожарного .
- Очень хорошее средство борьбы с огнем придумали люди: огнетушитель.
(слайд с изображением огнетушителя)
- В огнетушителе специальный порошок. Порошок накрывает горящий
предмет, как несгораемым одеялом, закрывает огню доступ воздуха, и огонь
гаснет.
- А как вы думаете чего ещё боится огонь? (воды) Чем еще можно тушить
огонь? (водой, землей, песком, снегом).
- А сейчас предлагаю вам ребята поиграть в игру «Топаем, хлопаем»
Я буду вам читать стишки и если вы считаете что так надо поступать
вы будете хлопать, а если считаете что так поступать нельзя, то будете
топать.
Воспитатель:
Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)
Огонь опасен, Лена знает,
Утюг больше не включает (хлопают)
Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)
Глеб увидел: дом горит,
Мальчик «01» звонит. (хлопают)
Воспитатель: - Молодцы ребята! Игра закончена. Вы знаете, что огонь
детям не игрушка!
(Раздаётся стук в дверь)
Воспитатель - Кто это к нам стучит?
Воспитатель Ой, ребята смотрите нам принесли телеграмму….(показывая
телеграмму).
Телеграмма! Телеграмма!
И пришла к нам с почты прямо.
У телеграммы срочной,
Адрес очень точный:
Детский садик №2
Воспитатель Хотите узнать от кого телеграмма? Я сейчас прочитаю,
слушайте.
«Дорогие ребята детского сада N2! Я - инспектор Пожаркин. Хочу
пригласить вас на учения по тушению пожара. Если у вас нет важных дел
то буду рад вашему визиту в нашу пожарную часть.»
В: Ну что ребята вы согласны принять приглашение Пожаркина?
Д: Да, согласны.
В: Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?
Д: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение,
подготовку.
В: Все пожарные хорошо должны знать правила противопожарной
безопасности.
- На учения по тушению пожара мы поедем на автобусе.
- Сейчас давайте выберем водителя считалкой.
Шина, машина, кузово, кабина, пииип!
Воспитатель Я вас приглашаю в автобус, займите свои места.
Мальчики пропускают вперед девочек!!!
- Водитель, поехали!!!! (звук автобуса)
- А пока мы будем ехать давайте поиграем в игру " Горит, не горит"
Воспитатель: Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть, если этот
предмет горит, сидеть тихо - если не горит.
Слова: бумага, железо, дерево, камень, ткань, вода, тетрадь, стекло,
стул, булыжник, книга, вилка, кустарник, лёд, платье, снег.
Воспитатель: Автобус останавливается. Вот мы и приехали, Здесь нас ждет
инспектор Пожаркин. Выходим из автобуса.
На экране проектора появляется инспектор Пожаркин. Звучит аудиописьмо.
Пожаркин. - Здравствуйте ребята! Я инспектор Пожаркин. Я хочу чтобы вы
прошли учения, как стать юными пожарными. Но сам я не смогу это сделать
так как меня срочно вызвали на пожар. Мне поможет Ольга Владимировна. Я
ее проинструктировал заранее. Делайте все что она скажет. Удачи вам
ребята!!!
Воспитатель: Ну что ребята, Вы готовы стать юными пожарниками, пройти
учения по тушению пожара? (Готовы!)
- Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем
экзамен.
Встанем все в кружок. Я буду каждому по очереди кидать мяч и
задавать вопрос.
ВОПРОСЫ: 1. Как называется профессия людей, борющихся с огнем?
(Пожарные).
2. А какого цвета пожарная машина?
3. Почему пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие
машины и уступали место на проезжей части).
4. А для чего нужны пожарные машины?
5. Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за
неосторожного обращения может возникнуть пожар)
6. Можно ли самостоятельно включать утюг? (Без помощи взрослого
нельзя).
7. Чем можно потушить пожар? (водой, песком, землей, огнетушителем и
т.д.)
8. А любой ли человек может быть пожарным?
9. Можно ли самостоятельно включать газовую печь?
10. По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)
Воспитатель: Молодцы ребята! По результатам экзамена вы достойны
стать юными пожарными. Теперь я могу вас допустить к учению по
тушению пожара.
- У пёсика Бобика загорелась будка, её необходимо потушить. Вам нужно
выбрать необходимые средства для тушения пожара и поставить их возле
будки.Но, будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения
пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь.
- Давайте разделимся на две пожарные бригады ( по 5 человек).
Воспитатель: 1-я пожарная бригада, готовы?
2-я пожарная бригада, готовы?
Начали!
Воспитатель: - Пожарные бригады вы быстро потушили пожар, выбрали
правильные средства тушения пожара. Молодцы!
Воспитатель: - Какие материалы остались не использованы? (Бумага,
пенопласт, пластмассовые предметы).
- Почему? (Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее).
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы помогли Бобику, спасли его домик.И я
хочу вам дать один совет:
Кто с огнем неосторожен,
у того пожар возможен,
Ребята, помните, о том,
что нельзя шутить с огнем!
А за то что вы помогли Бобику и прошли учения я вручаю вам
удостоверения юного пожарника. Молодцы!!!
Воспитатель: - Ну, что ребята, нам пора возвращаться домой. Проходим в
автобус. Занимаем свои места. Водитель поехали! (звук автобуса)
Воспитатель: Сегодня мы с вами ребята посидели у камина, поговорили об
огне, что он бывает другом и врагом, поиграли в игры, по результатам
экзамена вы стали «Юными пожарными», вы правильно нашли средства
тушения пожара для домика песика Бобика.
- Понравилось, ребята вам наше путешествие?
- Ну вот мы и приехали в детский сад. Выходим из автобуса. Наше
путешествие окончено. Нам с вами пора прощаться. До свидания.