Напоминание

Административный управленческий мультипроект по теме "Проектная деятельность как форма организация работы ДОУ в режиме сетевого взаимодействия"


Автор: Жиделёва Вера Михайловна
Должность: старший воспитатель МБДОУ ЦРР - дет/сад №35 ГО.Верхняя Тура
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - дет/сад №35 "Сказка"
Населённый пункт: город Верхняя Тура Свердловская область
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Административный управленческий мультипроект по теме "Проектная деятельность как форма организация работы ДОУ в режиме сетевого взаимодействия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Жиделева Вера Михайловна

Старший воспитатель МБДОУ ЦРР – дет/сад №35 «Сказка» ГО. Верхняя Тура

Административный управленческий мультипроект по теме

«Проектная деятельность как форма организация работы ДОУ

в режиме сетевого взаимодействия»

Введение

«Качество дошкольного образования – это качество жизни ребенка», - писал В.И.

Слободчиков.

Эта

мысль

сейчас

актуальна,

как

никогда.

«Качество

образования

в

дошкольной образовательной организации» рассматривается как степень соответствия

совокупности

свойств

и

результатов

образования

детей

дошкольного

возраста

прогнозируемым целям развития на основе требований и стандартов, потребностей и

ожиданий субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей). С этой

точки зрения качество образования изучается в трех аспектах: качество условий, качество

процесса образования, качество результатов.

Становление

новой

системы

образования,

ориентированной

на

вхождение

в

мировое

пространство,

требует

существенных

изменений

в

педагогической

теории

и

практике

дошкольных

учреждений,

совершенствования

педагогических

технологий,

особенно

ввиду

того,

что

сегодня

ФГОС

ДО

определяет

требования

к

условиям,

необходимым

для

создания

социальной

ситуации

развития

детей,

соответствующей

специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5. ФГОС ДО).

Одним из этих требований является обеспечение поддержки индивидуальности и

инициативы детей через:

-создание

условий

для

свободного

выбора

детьми

деятельности,

участников

совместной деятельности;

-создание

условий

для

принятия

детьми

решений,

выражения

своих

чувств

и

мыслей;

-недирективную

помощь

детям,

поддержку

детской

инициативы

и

самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной,

познавательной и т.д.).

Анализ

педагогической

практики

дошкольной

образовательной

организации

показывает, что перечисленные условия обеспечиваются не в полной мере, а именно, дети

недостаточно активно проявляют свою инициативу, творчество, самостоятельность и т.д.

Вместе

с

тем,

мировая

практика

показывает,

что

использование

инновационных

педагогических

технологий

открывает

новые

возможности

воспитания

и

обучения

дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям,

которые

являются

инновационными

в

работе

дошкольных

учреждений.

Этот

метод

актуален

и

очень

эффективен,

т.к.

дает

ребенку

возможность

экспериментировать,

синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные

навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Метод проектов

интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность

сконцентрировать

материал

по

определённой

теме,

повысить

уровень

собственной

компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями,

ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать

процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и

гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада, делает образовательную

систему ДОУ открытой для активного участия родителей и социальных партнеров и

позволяет объединить всех участников образовательного процесса.

Особую

значимость

для

социального

становления

ребенка

и

всестороннего

развития дошкольника приобретают проекты, если в них участвуют не только хорошо

знакомые для дошкольников люди, но и представители социума, социальные партнеры

учреждения.

Участвуя

в

социальных

проектах,

дети

приобретают

опыт

социально-

полезной и одобряемой окружающими деятельности, совершенствуют коммуникативные

навыки, участвуют в общественной жизни, что способствует личностному и социальному

росту ребенка, формированию различных компетентностей, в том числе и социальной.

Участие

дошкольников

в

социальных

проектах

совместно

с

социальными

партнерами разного уровня – это один из способов их включения в общественную жизнь,

это

средство

обогащения

социального

опыта

детей,

это

процесс,

в

котором

активно

происходит

социальное

становление

ребенка

дошкольника,

формируются

социальные

качества и навыки, которые развиваются лишь в условиях совместной деятельности. В

первую очередь это те качества, которые демонстрируют умение работать в коллективе:

доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда

людей, желание посильно помогать им, соподчинять собственные интересы интересам

общего

дела,

чувство

товарищества

и

дружбы,

вежливость.

Формируются

также

общительность,

открытость,

уверенность

в

себе,

любознательность

как

основа

познавательной активности будущего школьника, креативность, активность и инициатива

в самостоятельной деятельности, умение брать ответственность за выбор и принятие

решения, анализировать результаты деятельности.

Реализация

социальных

проектов

несет,

прежде

всего,

развивающий

эффект,

включающий

в

себя

появление

значимых

изменений

в

эмоционально-личностной,

интеллектуальной,

коммуникативной

сферах

личности

участников

проектной

деятельности.

Кроме

того,

для

дошкольников

существенным

будет

являться

воспитательный эффект, включающий в себя формирование основ гражданской культуры,

развитие

социальной

активности,

коммуникативных

и

коллективистских

качеств.

Обучающий

эффект

предусматривает

формирование

понятий,

представлений

об

окружающем мире, о социальных взаимоотношениях, закрепление навыков общения и

совместной деятельности с представителями различных организаций.

Значимым

будет

являться

также

административно-институциональный

эффект:

совершенствование процесса взаимодействия участников воспитательно-образовательного

процесса (представителей детского сада и социальных партнеров), повышение качества

образовательных

услуг,

предоставляемых

детским

садом,

появление

в

дошкольном

образовательном учреждении новых органов управления и возможность общественности

участвовать в жизнедеятельности детского сада.

Становление сетевого взаимодействия (социального партнерства) в образовании

отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в

целом,

и

главное —

способно

удовлетворить

потребности

каждого

субъекта

этого

взаимодействия, а значит, и повлиять на качество образования. Важно отметить, что при

сетевом

взаимодействии

происходит

не

только

распространение

инновационных

разработок,

но

и

идет

процесс

диалога

между

образовательными

учреждениями,

образовательными учреждениями и другими социальными партнерами, а также процесс

отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, происходящих в системе

образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в

качестве примера, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень

собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности

дальнейшей работы, усиливающими качество дошкольного образования.

Сетевое

взаимодействие

в

реализации

основной

образовательной

программы

дошкольного

образования

обеспечивает

возможность

качественного

освоения

дошкольниками

образовательной

программы

с

использованием

ресурсов

разных

организаций,

осуществляющих

образовательную

и

иную

деятельность

(социальную,

культурную, оздоровительную, профилактику безопасного поведения, творческую и т.д.).

Сетевое

взаимодействие

дошкольных

образовательных

организаций

реально

является

на

современном

этапе

инновационным

механизмом

развития

дошкольного

образования

в

свете

федерального

государственного

образовательного

стандарта

и

позволяет эффективно реализовывать стратегические направления системы образования,

объединяя различные ресурсы участников для достижения единой цели.

В целях создания системы сетевого взаимодействия и взаимосотрудничества ДОУ

в сентябре 2016 году усилиями

педагогов МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 «Сказка» был

запущен

долгосрочный

управленческий

административный

мультипроект «Проектная

деятельность как форма организация работы ДОУ в режиме сетевого взаимодействия»,

который состоит их отдельных монопроектов, каждый из которых представляет отдельный

этап

работы,

направленный

на

получение

сложного

инновационного

результата,

на

достижения стратегической цели проекта.

Паспорт проекта

Наименование

образовательной организации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка –

детский сад № 35 «Сказка» с осуществлением физического и психического развития, коррекции и

оздоровления всех воспитанников (МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 «Сказка»)

Наименование проекта

«Проектная деятельность как форма организация работы ДОУ в режиме сетевого взаимодействия»

Вид и тип проекта

Административный, управленческий мультипроект, долгосрочный.

Форма проекта

Сетевое

взаимодействие

-

это

форма,

позволяющая

решать

разнообразные

профессиональные

(педагогические)

проблемы

посредством

диалога

с

коллегами,

родителями

воспитанников

ДОУ,

социальными

партнерами;

увидеть

и

оценить

опыт

коллег,

внедряющих

инновационные

образовательные

программы,

проекты

и

показать

свои

наработки.

Такое

взаимодействие

с

социальными партнерами дает новые возможности для функционирования в режиме инноваций.

Методы реализации проекта

Анализ, анкетирование, проектирование, взаимодействие, сотрудничество.

Возможности

сетевого взаимодействия ДОУ

-все ресурсные возможности детского сада расширяются до масштаба сети;

-детский сад получает мощный толчок к развитию за счет включения в новые взаимодействия;

-детский сад получает реальные основания для социального позиционирования;

-детский сад включается в систематический мониторинг, позволяющий переходить к проективному

управлению, планируя и обеспечивая наиболее перспективные направления развития;

-педагог,

используя

данную

форму,

может

осуществлять

непрерывное

самообразование,

совершенствовать

профессиональное

мастерство,

позиционировать

свои

наработки,

обеспечивать

непрерывность развития своей компетентности;

-образовательное учреждение может реализовать возможности решать разнообразные проблемы, как

общеобразовательного учреждения, так и методической работы на различном уровне.

-появляется возможность выстраивания единого информационного образовательного пространства в

режиме сетевого взаимодействия»

Принцип

сетевого взаимодействия

В основу сетевого взаимодействия положен принцип многообразия дошкольного образования при

сохранении единства требований к его качеству.

Условия реализации проекта

-совместная

деятельность

всех

участников

образовательного

процесса

в

решении

конкретных

образовательных задач ДОУ в рамках организации проектной деятельности;

-общее информационное пространство;

-механизмы,

создающие

условия

для

сетевого

взаимодействия

ДОУ

со

всеми

участниками

образовательного процесса.

Место реализации проекта

МБДОУ

ЦРР

дет/сад

№35

«Сказка»

ГО.

Верхняя

Тура

Свердловская

область,

территории

социальных партнёров ДОУ, семьи воспитанников.

Автор проекта

Старший воспитатель МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 «Сказка» Жиделёва Вера Михайловна.

Участники проекта

Педагогический коллектив МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 «Сказка», воспитанники детского сада №35

«Сказка», родители и законные представители воспитанников ДОУ, социальные партнёры ДОУ.

Творческая группа педагогов ДОУ, узкие специалисты МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 «Сказка».

Основания для разработки

Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён 17

октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ, вступил в силу с 1 января

2014 года)

Актуальность

Апробация

и

реализация

новых

форм

взаимодействия

и

сотрудничества

ДОУ

с

родителями

воспитанников,

с

социальными

партнерами

для

развития

и

модернизации

образовательной

деятельности, повышения качества образования МБДОУ ЦРР – дет/сад №35 «Сказка» ГО. Верхняя

Тура в решении конкретных задач

Миссия проекта

Активизировать всех участников образовательного процесса в решении конкретных образовательных

задач посредством сетевого взаимодействия и взаимосотрудничества ДОУ на основе использования в

практике работы проектной деятельности.

Цель проекта

Создание благоприятных условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста, с учетом

их возрастных, индивидуальных особенностей и творческого потенциала

каждого ребёнка, повышения

качества образования посредством сетевого взаимодействия и взаимосотрудничества ДОУ на основе

использования в практике работы МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 проектной деятельности.

Задачи проекта

1.Создание условий

-для

взаимодействия

всех

участников

образовательного

процесса,

внедрение

новых

методов

взаимодействия с семьями воспитанников и социальными партнерами ДОУ для создания единой

социокультурной системы;

-для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного

развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми,

сверстниками и социальными партнерами ДОУ в ходе проектной деятельности;

-для

профессионального

развития

и

роста

педагогических

работников,

в

рамках

сетевого

взаимодействия ДОУ и реализации ряда проектов различной направленности.

2.Формирования

социокультурной

среды,

соответствующей

возрастным,

индивидуальным,

психологическим и физиологическим особенностям детей на основе использования в практике работы

ДОУ интегрированного проектного подхода.

3.Повышение доступности, качества и эффективности образовательных услуг МБДОУ ЦРР – дет/сад

№ 35 «Сказка» через совершенствование модели сетевого взаимодействия ДОУ.

Сроки и этапы реализации

Долгосрочный (сентябрь 2016- сентябрь 2021гг)

Первый этап – подготовительный (сентябрь 2016 г)

Второй этап – практический (октябрь 2016 – сентябрь 2021 гг.)

Реализация

проектов

различной

направленности

в

сотрудничестве

и

взаимодействии

со

всеми

участниками

образовательного

процесса

(родители

воспитанников

ДОУ,

социальные

партнеры

дошкольного учреждения)

Третий этап - оценочно-рефлексивный (сентябрь 2021 г), промежуточный результат (2019 г).

Ожидаемый конечный

результат реализации проекта

Создание системы сетевого взаимодействия и взаимосотрудничества ДОУ на основе договоров и

совместных планов, использования в практике работы МБДОУ ЦРР - дет/сад № 35 «Сказка» ГО.

Верхняя Тура проектной деятельности.

Для воспитанников

-применение полученных знаний и умений в процессе выполнения различных видов деятельности

(игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.);

-результаты в области устной и диалогической речи и другие;

-реализация

творческого

потенциала

воспитанников

ДОУ,

развитие

коммуникативных

навыков,

позитивной социализации, личностного развития в целом.

-формирование информационных компетенций и умений понимать себя, других, взрослых;

-формирование активной жизненной позиции.

Для родителей воспитанников

-приобретение дополнительной возможности развития личности своих детей;

-развитие и укрепление контактов с ДОУ;

-активное включение в образовательный процесс ДОУ;

-обогащение внутрисемейных отношений.

Для образовательной организации (социальных партнеров ДОУ)

-повышение уровня дошкольного образования в ДОУ;

-повышение рейтинга образовательной организации

-накопление опыта работы по формированию всех компетенций дошкольников;

-активизация внедрения в образовательную практику современных средств и технологий обучения;

-повышение уровня профессионализма педагогических и руководящих работников;

-расширение круга социальных партнеров ДОУ, активно участвующих в решении проблем сетевого

взаимодействия.

Ожидаемые продукты

сетевого взаимодействия

Методические

разработки

(конспекты,

проекты,

программы),

материалы

и

видеозаписи

образовательной

деятельности,

совместной

деятельности

воспитателя

с

детьми,

с

родителями

воспитанников, социальными партнерами ДОУ, контрольно-измерительные материалы, листы оценки

образовательных достижений и т.д.

Продукты сетевого взаимодействия будут использоваться для проведения семинаров, мастер-классов,

практикумов,

дискуссий

по

разрабатываемой

проблеме

и

участие

в

вебинарах,

конференциях,

конкурсах

и т.п.

Ожидаемые результаты

(количественные и

качественные)

Ключевым результатом сетевого взаимодействия будет являться само сетевое взаимодействие, его

обширность и рождающаяся в процессе этого взаимодействия содержательная глубина, количество

завязывающихся (рождающихся) в процессе этого взаимодействия новых содержательных узлов как

новых точек содержательного развития и расширения сети взаимодействия ДОУ.

Система организации контроля

за исполнением проекта

Контроль в рамках проекта осуществляет заведующий МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 «Сказка»

Этапы реализации проекта

Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.

Первый этап – подготовительный (сентябрь 2016 г.)

Цель: определение целей и форм взаимодействия с объектами социума.

Задачи данного этапа:

- анализ объектов социума для определения целесообразности установления социального партнерства;

-установление контактов с организациями и учреждениями муниципального района;

-определение направлений взаимодействия,

-разработка плана сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;

-заключение договоров о совместной работе;

-информирование родителей воспитанников ДОУ о проводимых мероприятиях

Содержание

Продукт деятельности

Ожидаемый результат

Формирование нормативно-правовой

базы

Пакет нормативно-правовых документов

Поиск социальных партнёров

Положение о социальном партнёрстве

Информационный банк

Создание информационного банка

опыта работы

Определение степени участия

каждого социального партнёра в

реализации проекта

Презентации, информация в СМИ

Трансляция информации на сайте в Интернете;

Дни открытых дверей

Реализация проектов и мероприятий различной

направленности

Популяризация деятельности ДОУ

Формирование мотивационной

готовности всех участников проекта

Консилиум, семинары, конференции с участием

ближайших социальных партнёров

Разработка проекта

Систематизация опыта работы ДОУ

по проблеме

Второй этап – практический (сентябрь 2016 - сентябрь 2021 гг.)

Цель:

Реализация

проектов

различной

направленности

в

сотрудничестве

и

взаимодействии

со

всеми

участниками

образовательного

процесса

(родители

воспитанников ДОУ, социального партнеры дошкольного учреждения)

Задачи данного этапа:

-формирование творческой группы

педагогов ДОУ для создания и реализации

проекта;

-разработка

социально-значимых

проектов

взаимодействия

детского

сада

с

объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада;

-разработка методических материалов для реализации данных проектов;

-разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в

реализации проекта взаимодействия с социальными партнерами.

Третий этап - оценочно-рефлексивный (сентябрь 2021 г)

Цель: подведение итогов полученных в рамках организованного социального партнерства.

Задачи данного этапа:

-проведение анализа проделанной работы;

-определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

Содержание

Продукт деятельности

Ожидаемый результат

Анализ качества

социального партнёрства всех

участников образовательного

процесса

Мониторинг, интервью родителей, социальных

партнеров, наблюдение, анкетирование;

Проектные методы, позволяющие выявить

представления социальных партнеров о

деятельности дошкольного образовательного

учреждения;

Методика определения степени участия

социальных партнеров в деятельности

дошкольного образовательного учреждения

Создание открытой системы взаимодействия с

социальными партнёрами ДОУ.

Формирование положительного имиджа

дошкольного образовательного учреждения,

повышения качества образования, квалификации

педагогов ДОУ.

Установление связей со структурами,

оказывающими информационные, методические,

консультативные экспертные услуги, с группами

общественности, обеспечивающими руководство

информацией о дошкольном учреждении.

Оценка результатов, промежуточные результаты

МБДОУ ЦРР - дет/сад № 35 «Сказка» ГО. Верхняя Тура

по реализации административного

управленческого мультипроекта по теме

«Проектная деятельность как форма организация работы ДОУ

в режиме сетевого взаимодействия»

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Именно

в

этот

период

начинается

процесс

социального

воспитания,

закладывается

фундамент свободной личности.

Педагогический коллектив МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 «Сказка» ГО. Верхняя Тура

осуществляет свою работу по программе «Мир

открытий» (научный руководитель Л.Г.

Петерсон, под

общей

редакцией

Л.Г.

Петерсон,

И.А.

Лыковой).

Программа

прошла

многолетнюю

апробацию,

зарекомендовав

себя

как

качественный

программно-

методический продукт обогащенного развития дошкольного возраста, обеспечивающий

единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком

своих

потребностей,

возможностей

и

способностей.

Но

мы,

педагоги

современного

дошкольного учреждения, столкнулись с актуальной проблемой: найти новые формы,

методы и приемы, новую модель, обеспечивающие успешное социальное становление

детей.

Мы

пришли

к

выводу,

что

особую

актуальность

приобретает

использование

инновационных технологий. Значимое место среди них занимает проектная технология,

имеющая большие преимущества перед традиционными.

Данная

технология

позволяет

реализовывать

воспитательные

и

развивающие

задачи и учитывает ведущую деятельность в дошкольном возрасте, а также активизирует

познавательные потребности детей, умение работать в группе. Коллективные переживания

сближают

между

собой

детей

и

взрослых,

способствует

социальному

воспитанию

и

свободе личности.

Рассматривая вопрос детально на заседаниях педагогических советов и творческих

групп, усилиями педагогов МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 «Сказка» и социальных партнеров

ДОУ

в

сентябре

2016

году

был

запущен

в

действие

долгосрочный

управленческий

административный мультипроект «Проектная деятельность как форма организация работы

ДОУ в режиме сетевого взаимодействия». Проект состоит из отдельных самостоятельных

монопроектов, каждый из которых представляет отдельный этап работы, направленный на

получение сложного инновационного результата, на достижения

стратегической цели

проекта. Разработанный нами проект направлен на развитие социальной активности,

творческого потенциала и свободы личности ребенка дошкольного возраста, раскрытия

индивидуальности,

как

детей

дошкольного

возраста,

так

и

взрослого,

благодаря

правильно выстроенным партнерским отношениям нашего ДОУ и других социальных

институтов.

Организация социокультурной связи между МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35

«Сказка» ГО. Верхняя Тура и социальными партнерами позволяет использовать максимум

возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать

многие образовательные задачи, тем самым, повышать качество образовательных услуг и

уровень

реализации

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

дошкольного образования.

Реализация

управленческого

административного

мультипроекта «Проектная

деятельность как форма организация работы ДОУ в режиме сетевого взаимодействия»

осуществляется в несколько этапов.

На

первом

этапе

сотрудниками

ДОУ

были

изучены

возможности

социальных

институтов и организаций по предоставлению дополнительных услуг в воспитании и

образовании дошкольников.

В результате данной работы сложилась целостная картина сетевого взаимодействия

ДОУ с социальными партнерами. Были установлены контакты с рядом

общественных

организаций и учреждениями социума. С учетом возможностей каждой организации были

установлены договорные отношения и составлены планы взаимодействия с ними, которые

значительно дополнили и разнообразили образовательную Программу нашего детского

сада, годовые планы учреждения и педагогов ДОУ

На

первом

этапе

были определены

цели,

задачи

проекта,

определены этапы

реализации проекта, разработаны план действий над проектом, проведен анализ условий,

уровень знаний, представлений, навыков детей по теме монопроектов. На этом этапе была

создана творческая группа по разработке и внедрению инновационного проекта. Педагоги

осуществляли поиск продуктивных методов и технологий обучения дошкольников.

Творческой группой педагогов была поставлена цель:

-поиск

эффективных

педагогических

условий

по

внедрению

проектной

деятельности в педагогический процесс.

Сформулированная цель выявила постановку следующих задач исследования:

1.Дать анализ психолого-педагогической литературы по развитию метода проектов

в дошкольном образовательном учреждении.

2.Определить

готовность

педагогов

ДОУ

к

работе

с

детьми,

родителями

воспитанников и социальными партнерами используя метод проектов.

3.Совершенствововать профессиональный уровень педагогов через использование

творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.

4.Установление

партнерских

взаимоотношений

с

семьями

воспитанников,

с

окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

5.Обосновать цели, содержание и методику организации проектной деятельности.

С творческой группой педагогов были изучены основные подходы, требования к

организации проекта, создан алгоритм и определены методы организации проектной

деятельности. Участие специалистов-предметников в проектной деятельности является

обязательным

условием

реализации

проектных

задач

через

интегрированные

формы

обучения

детей.

Специалисты-предметники

определили,

какие

воспитательно-

образовательные

задачи

по

своему

направлению

педагогической

деятельности

будут

реализовывать в процессе проектной деятельности. Педагог-психолог также задействован

в проекте, он помогает воспитателю в отслеживании эмоциональной включенности детей

в

проектную

деятельность.

Наблюдая

за

детьми,

он

незаметно

для

них

проводит

обследование и естественную коррекцию психологических затруднений или проблем,

когда сама деятельность детей в заданных условиях дает воспитателю или педагогу-

психологу

возможность

непосредственно,

через

обычное

наблюдение

получать

представление об их развитии. В проектной деятельности принимали участие несколько

групп,

поэтому

методическое

руководство

выступало

в

качестве

координатора:

были

организованы «круглые столы» по планированию темы, где распределялись обязанности

среди привлекаемых к проектной деятельности сотрудников, были составлены графики

мероприятий по теме, осуществлялась методическая помощь и поддержка.

На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной

деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно-

ориентированный

анализ

образовательной

деятельности,

кадрового

обеспечения,

материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и

т.д.

Кроме

этого,

выявляются

противоречия

и

проблемы,

происходит

поиск

их

субъективных и объективных причин и пути их решения.

После мы приступили к реализации планов

по сотрудничеству с социальными

партнерами

ДОУ.

На

этом

этапе

нами

была

сформирована

методическая

база

для

успешной

реализации

проекта,

созданы

рекомендации

и

материалы

для

педагогов,

выработана

система

стимулирования

для

сотрудников-участников

инновационной

деятельности. Детально разработаны и реализованы отдельные монопроекты различной

направленности

и

тематики

с

социальными

партнерами,

предусматривающие

формы

активного

участия

всех

участников

образовательного

процесса

в

реализации

поставленных целей. Параллельно с работой внутри детского сада осуществляется тесное

сотрудничество по организационно-содержательным аспектам нашей общей деятельности

с каждым из социальных партнеров.

Такое взаимодействие

позволило

организаторам

превратить проект в широкую сеть и открытую систему творческого взаимодействия ДОУ

с социальными партнерами.

На третьем заключительном этапе подводятся результаты проектной деятельности

педагогов (участие в конференциях разного уровня, издание педагогического сборника,

представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах Интернета,

публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на семинарах,

мастер-классах, практикумах, дискуссиях. Итоги проектной деятельности оформляется в

виде

мультимедийных

презентаций,

творческих

отчетов

по

заданной

теме,

и

транслируются педагогическому сообществу, родителям воспитанников ДОУ, социальным

партнерам,

с

которыми

и

осуществлялась

реализация

данного

управленческого

мультипроекта.

Целостный

интегративный

процесс

всех участников инновационного проекта

гармонично объединил различные образовательные области для целостного восприятия

окружающего

мира

и

позволил расширить

границы

партнерских

взаимоотношений,

сетевого

взаимодействия

ДОУ

с

различными

общественными

организациями

и

образовательными учреждениями города и области (родители воспитанников ДОУ, СОШ

№19, образовательные организации города, детский дом «Антоновский» Пригородного

района Нижнего Тагила, городская библиотека, СМИ, городской и школьный музей города

Верхняя

Тура,

межшкольный

краеведческий

интерьерный

музей

«Изба-избушка»

при

подростково-молодежном центре «Колосок», учреждения культуры, ТНКА ГО. Верхняя

Тура,

Представительство Татарстана в Свердловской области и т.д.).

Одним из главных

направлений

инновационной деятельности дошкольного

образовательного учреждения является апробация и реализация программы по изучению

татарского языка, национальных обычаев и традиций различных народов России. С этой

целью с 1 сентября 2015 года в МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 “Сказка” была начата работа

по реализации Стратегии развития билинвального компонента”. Большую поддержку по

этому

направлению

мы

получаем

от

руководителя

ТНКА

ГО.

Верхняя

Тура

Ш.Н

Гарифуллина

и

Представительства

Татарстана

в

Свердловской

области

(оснащение

методлитературой и пособиями, прохождение курсов повышение квалификации).

В целях

реализации

Стратегии

развития

билингвального

компонента

сегодня

в

дошкольной

организации ведется активная работа по введению и реализации учебно-методического

комплекта по обучению дошкольников татарскому языку.

Одной из главных задач работы

по

данному

направлению

считаем

-

обогащение

детского

развития

посредством

приобщения

к

истокам

национальной

культуры,

краеведения,

изучения

татарского

(русского) языка, национальных обычаев и традиций различных народов, проживающих

на территории России.

Созданный кружок

по изучению татарского языка и национальных традиций

народов,

проживающих в России показал большую популярность проводимой работы

среди

родителей,

так

как

их

дети

без

ущерба

для

здоровья,

без

интеллектуальных

перегрузок

изучают

татарский

язык,

участвуя

в

праздниках,

концертах,

спектаклях,

проводимых на татарском и русском языках, знакомятся со сказками, стихами, загадками,

слушают народные песни, играют, учатся исполнять национальные танцы. Эти задачи

осуществляются не только на занятиях по обучению родному языку, но и реализуются в

изобразительной деятельности, самостоятельной художественной деятельности

В

рамках

Стратегии развития

билингвального

компонента

и долгосрочного

управленческого административного мультипроекта «Проектная деятельность как форма

организация работы ДОУ в режиме сетевого взаимодействия» в МБДОУ ЦРР – дет/сад №

35

в

сентябре

2016

года

был

запущен

самостоятельный

педагогический

социально-

познавательный монопроект «Мы разные - мы вместе». Главная цель которого – показать и

рассказать детям дошкольного возраста о том, что все мы живем в большой стране, под

названием Россия, в которой рука об руку здравствуют люди разных национальностей,

говорящие на разных языках, с богатой культурой и традициями, а так же люди из разных

социальных миров.

Итогом педпроекта стали всевозможные конкурсы и выставки («Широка страна моя

родная», «Моя родина-Россия», выставка книг «Сказки народов России» и т.п.) по данному

направлению, где были представлены работы, изготовленные семьями воспитанников

детского сада, рассказывающие о традициях и обычаях той или иной семьи, которые позже

стали экспонатами музея культур

народа России, созданного на базе ДОУ. А также

большие праздничные программы, вечера-развлечения, познавательно-игровые викторины

и т.п. Главной нитью сюжета проведенных мероприятий стала тема

толерантности,

терпимости,

добра

и

взаимовыручки.

Частыми

гостями

наших

праздников

стали

представители

городской

администрации,

отдела

управления

образованием,

детских

учреждений

города

и

близлежащих

городов.

Не

остаются

в

стороне

и

родители

воспитанников детского сада, в исполнении которых на праздниках звучат зажигательные

русские частушки, под которые так и хочется пуститься в пляс, грузинская «Лезгинка»

сменяется русским переплясом, белорусские песни – татарскими играми и песнями.

Не удивительно, что именно наше дошкольное учреждение в 2017 году стало

победителем

ежегодного городского фестиваля национальных культур с одноименным

названием. За этой победой и ярким впечатляющим выступлением на конкурсе стоит

огромный

совместный

труд

всех

участников

образовательного

процесса:

педагогов,

родителей, воспитанников ДОУ, социальных партнеров.

В целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества и доброй традицией

для

коллектива

дет/сада

35

«Сказка»

и

его

воспитанников

стало

посещение

Антоновского детского дома Пригородного района Нижнего Тагила. В течение нескольких

лет МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 «Сказка» не только оказывает помощь этому детскому

дому, но и совместно реализует творческие планы и проекты («Мечты бывают разные или

история о том как дорасти до мечты большого роста», «Жила-была мечта…», «Большое

сердце маленького человечка» и т.п.). На протяжении нескольких лет ДОУ ведет активную

работу по организации волонтерского движения в ДОУ «Счастье в ладошках», в рамках

которого

проведено

и

организовано

ряд

благотворительных,

социальных

акций

(проведение

акции

ко

Дню

пожилых

людей,

к

празднику

9

мая,

«Неделя

добра»,

«Марафон добрых дел», «Покормите птиц»; «Чудеса под Новый год»; «Собери ребенка в

школу» и т.п.). К данному роду деятельности активно подключились педагоги и ученики

СОШ № 19 ГО. Верхняя Тура.

В

соответствии

с

тематикой

реализуемого

нами

административного

проекта

работниками

городской

библиотеки

были

подготовлены

и

проведены

познавательные

беседы, интерактивные экскурсии по теме «По дороге в детский сад», «Мы едем, едем,

едем…», «Путешествие в волшебный книжный мир», «Мы пришли в театр», «Жили-были

сказки»», «И оживают куклы» . Воспитанники и педагоги ДОУ приняли активное участие

в

проектах,

проводимыми

МБУК

«Центральной

городской

библиотекой

им.

Ф.Ф.

Павленкова»

под

названием

«Выездной

абонемент»,

«Талантливый

читатель»,

«Педагогическая гостиная» и т. д. Совместно с педагогами музыкальной школы искусств

ГО. Верхняя Тура было проведено ряд интегрированных познавательно-тематических

занятий по теме «Времена года», выставок, мастер-классов «Храбрый портняжка», «Я

леплю из пластилина» и т.п. Педагогами подростково-молодежного центра «Колосок» и

ДОУ №35 «Сказка» было проведено ряд выставок, мастер-классов («Добрые волшебники

семьи», «Милый дедушка, родной», «Наши руки не знают скуки»,

«Российские танки –

мощь

страны» и т.п.), праздников, квест-игр

(«Мы вместе-мы едины»») и т.д. На

протяжении нескольких лет воспитанники нашего детского сада, их родители, педагоги

учреждения

являются

посетителями

интерактивного

музея «Изба-избушка»

при

подростково-молодежном

центре

«Колосок». На фоне музейных экспозиций «Русская

изба» и «Крестьянский двор» для детей проводятся занятия, мастер-классы, праздники, по

тематике перекликающиеся с образовательной программой ДОУ и реализуемых проектов.

Родители воспитанников ДОУ стали активными участниками всех мероприятий по

тематике проекта «Проектная деятельность как форма организация работы ДОУ в режиме

сетевого

взаимодействия». В

лице

родителей

мы

нашли

поддержку

не

только

в

подготовительной работе (ими было изготовлено огромное количество всевозможного

нетрадиционного

спортивного,

методического

и

дидактического

оборудования

для

обогащения предметно-пространственной развивающей среды учреждения), но увидели в

них талантливых постановщиков, артистов, воспитателей своих детей.

Впервые за всю

практику

работы

детского

сада

родители

воспитанников

ДОУ

стали

активными

участниками

Дня

самоуправления

под

названием

«Детский

сад

в

руках

детей

и

их

родителей», наставниками всевозможных проектов («Путешествие в страну времени»;

«Вечная мерзлота»; «Морские обитатели»; «Есть ли жизнь на других планетах?»;

«От

гусеницы к бабочке»; «Чистый город»; «Что такое Вулкан»; «Что я знаю Динозаврах» ;

«Кто мы, откуда, откуда род наш идет» , «Мое генеалогическое древо»), которые были

представлены в рамках конкурса «На лучший детско-родительский проект» и в контексте

долгосрочного познавательно-исследовательского педагогического проекта по теме «Земля

- наш общий дом» и серии проектов «Лэпбук-современная технология».

В ходе проведенного

мониторинга образовательного процесса было выявлено

положительное

влияние

внедрения

метода

проекта

в

образовательный

процесс

ДОУ,

способствующего активизации всех участников образовательного процесса в решении

развития

их

творческого,

профессионально-личностного

потенциала

и

конкретных

образовательных

задач

посредством

сетевого

взаимодействия и взаимосотрудничества

ДОУ.

На

20%

возросло

количество

педагогов,

участвующих

в

профессиональных

конкурсах,

на

25%

возросло

количество

педагогов,

реализующих

творческие

и

исследовательские проекты, участвующих в различных формах методической работы на

различном уровне. В реализации проектов приняли 80% родителей воспитанников ДОУ.

Анализ динамики изменений интегративных качеств дошкольников (старший дошкольный

возраст) позволяет говорить о растущей тенденции сформированности показателей.

Воспитанники

детского

сада

не

раз

становились

призерами

и

дипломантами

различных конкурсов и проектов, за что награждены грамотами и дипломами различных

степеней. Опыт работы по теме «Развитие билингвального образования в условиях ДОУ»

был представлен в ноябре месяце 2018 года в городе Екатеринбург на Общем собрании

РОО «Конгресс Татар (Татары Урала) Свердловской области. А также на региональном

семинаре

по

проблеме

приобщения

детей

дошкольного

возраста

к

социокультурным

нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации

развития детей на базе детского сада № 4 «Аистёнок» МАДОУ детский сад «Росинка» г.

Новоуральск.

Вывод о внедрения проектного метода в образовательный процесс

дошкольного учреждения

Внедрение метода проектов в образовательный процесс дошкольного учреждения

на протяжении нескольких лет позволяет сделать следующие выводы:

-метод

проектов

успешно

реализуется

в

сочетании

с

программой

обучения

и

воспитания детей в детском саду;

-метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников,

основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского

сада;

-использование

метода

проектов

в

работе

с

дошкольниками

способствует

активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя

значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам;

-проектная

деятельность

качественно

влияет

на

повышение

профессионально-

личностного

потенциала,

уровня

квалификации

и

профессионализма

педагогических

работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала

всех участников образовательного процесса;

-воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он

источник

информации,

консультант,

эксперт.

Он

основной

руководитель

проекта

и

последующей исследовательской, игровой, художественной деятельности, координатор

индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы;

-родители

становятся

активными

участниками

образовательного

процесса.

Сближаются позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности;

-происходит

активное

развитие,

обогащение,

совершенствование

материально-

технической базы ДОУ.

Первые проекты стали отправной точкой для внедрения в деятельность нашего

учреждения метода проектов. Таким образом, проектная деятельность в образовательном

процессе:

В отношении педагогов:

-способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с

воспитанниками и их родителями;

-даёт педагогам возможность саморазвития и самовыражения, что обеспечивает

потребность личности идти по ступенькам роста от проекта к проекту.

В отношении детей:

-обеспечивает

индивидуализацию

для

каждого

ребенка,

условия

для

самоопределения и самореализации личности;

-реализует

право

ребенка

на

свободный

выбор

деятельности,

мнений

и

рассуждений;

-привлекает

детей

к

образовательной

деятельности

без

психологического

принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их

социальный опыт;

-обеспечивает

эмоционально-личностное

и

социально-нравственное

развитие

ребенка, способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

В отношении родителей:

-способствует

становлению

родительской

общественности

непосредственными

участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая

чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

И что самое главное

- внедрение метода проектов в образовательный процесс

дошкольного учреждения

позволяет активизировать всех участников образовательного

процесса

в

решении

конкретных

образовательных

задач

посредством

сетевого

взаимодействия и взаимосотрудничества ДОУ.

Проблемы и трудности, выявленные в ходе реализации проектов

различной направленности и тематики

В ходе реализации управленческого административного мультипроекта «Проектная

деятельность как форма организация работы ДОУ в режиме сетевого взаимодействия» и

отдельных самостоятельных монопроектов различной направленности и тематики были

выявлены ряд проблем и трудностей, с которыми мы столкнулись в ходе работы над

данными проектами:

-недостаточный

уровень

внутренней

мотивации

воспитанников

ДОУ

и

их

родителей к участию в инновационном проекте;

-низкая

мотивационная

готовность

ряда

педагогов

ДОУ

к

инновационной

образовательной

деятельности

и

участию

в

проектах

различной

направленности

и

тематики

(как

отмечается,

важной

составляющей

успеха

реализации

инновационного

проекта является готовность педагогов взять на себя увеличение нагрузки при поиске и

разработке учебно-методического обеспечения проекта);

-следующая трудность связана с недостаточностью материально-технической базы

для

эффективной

реализации

инновационного

образовательного

проекта,

а

именно:

отсутствие технических творческих лабораторий, наборов конструкторов (LEGO), учебно-

методических комплектов и материалов по тематике реализуемых проектов, материальные

трудности, отсутствие финансовых средств в целом;

-многие

трудности

обусловлены

недостаточными

коммуникационными

и

организационно-управленческими

компетенциями

всех

участников

инновационного

проекта в ходе его реализации (низкий уровень коммуникационных и организационно-

управленческих компетенций педагогов; сложность организации взаимодействия

всех

участников образовательного процесса;

-следующая

трудность

связана

с

недостаточным

количеством

дополнительных

профессиональных

программ

повышения

квалификации

по

разработке

и

реализации

проектов в дошкольных организациях;

-с такой же долей влияния представлены затруднения, связанные с недостаточным

использованием различных ресурсов: сетевого взаимодействия, социального партнерства,

СМИ и интерактивных ресурсов.

-также

нужно

отметить

трудности,

связанные

с

недо ст аточно стью

диагностического инструментария для проведения мониторинговых исследований для

выявления уровней эффективности реализации проектов различной направленности и

тематики.

Ряд мероприятий, направленных на устранение трудностей и проблем,

выявленных в ходе реализации проектов различной

направленности и тематики

Мероприятия,

обусловленные

использованием

внутренних

(мотивационных)

ресурсов

всех

участников

реализуемого

инновационного

образовательного

проекта:

(педагогов,

воспитанников

ДОУ

и

их

родителей,

социальных

партнеров).

Так,

использование внутренних (мотивационных) ресурсов педагогов направлено на:

-активизацию педагогов на использование новых форм и методов работы;

-материальное поощрение за творческую работу самых активных

участников

реализации проекта;

-активизацию

их

деятельности

в

составе

временных

творческих

групп

по

реализации проектов, в качестве руководителей единичных проектов воспитанников;

-активное участие в подготовке итоговых мероприятий ряда проектов.

Работа

по

формированию

мотивации

воспитанников

ДОУ

к

участию

в

инновационной деятельности, реализации проектов направлена на:

-

проведение разъяснительной работы с детьми разных возрастных групп с целью

включения большего числа участников в реализацию инновационного образовательного

проекта;

-

включение воспитанников в реализацию самостоятельных единичных проектов;

Использование внутренних (мотивационных) ресурсов родителей воспитанников

ДОУ, социальных партнеров направлено на:

-

проведение мероприятий по формированию их заинтересованности в результатах

реализации деятельности ряда проектов различной направленности и тематики;

-

внесение в план работы

МБДОУ ЦРР – дет/сад № 35 «Сказка» консультаций,

семинаров, занятий по теме реализуемого инновационного образовательного проекта, и, в

том

числе,

созданию

для

воспитанников

ДОУ

психологически

комфортной

среды

в

процессе реализации проекта.

Следующая

группа

мероприятий,

направленных

на

устранение

трудностей

и

проблем, выявленных в ходе реализации

различных проектов связана с привлечением

дополнительных ресурсов различных форм взаимодействия, в том числе сетевого:

-совместная

работа

по

формированию

гражданской

идентичности

личности

воспитанников

ДОУ

с

коллективами

других

образовательных

и

общественных

организаций;

-активная реализация ресурсов СМИ;

-активная реализация ресурсов социального партнерства для расширения системы

социального проектирования в ДОУ;

-применение

новых

форм

и

методов

работы

во

взаимодействии

с

семьями

воспитанников

ДОУ,

в

том

числе,

использование

индивидуального

подхода,

учет

их

желаний и возможностей;

-выбор

(и/или

корректировка)

наиболее

эффективных

форм

взаимодействия

и

сотрудничества с родителями воспитанников ДОУ, исходя из компетентности родителей

по

теме

реализуемого

инновационного

проекта

(например,

консультации

о

том,

как

личным примером поддерживать познавательный интерес у учащихся и многие другие);

-взаимодействие

ДОУ

(посредством

заключения

договоров)

с

другими

образовательными и общественными организациями по обмену инновационным опытом,

обучению педагогов, оказанию консультационной поддержки в рамках проекта.

Группа

мероприятий

направленных

на

методическую

помощь

и

психолого-

педагогическое сопровождение педагогов – участников инновационного проекта:

-индивидуальная

работа

с

педагогами,

испытывающими

затруднения

в

инновационной деятельности;

-методические

консультации

с

координаторами

реализуемого

инновационного

проекта;

-повышение

профессиональной

компетентности

педагогов

посредством

согласованной

системы

обучающих

курсов,

практик,

консультаций,

проектно-

аналитических семинаров и др.;

-создание и наращивание собственной учебно-методической базы по тематической

направленности реализуемого проекта.

Список литературы

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки

России)

от

17

октября

2013

г.

N

1155

г.

Москва

«Об

утверждении

федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2.Организация

сетевого

взаимодействия

общеобразовательных

учреждений,

внедряющих

инновационные

образовательные

программы,

принимающих

участие

в

конкурсе на государственную поддержку / под ред. Адамского А.И. – М.: Эврика, 2006.

3.Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для

педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2010.

4.Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером

в

организации

воспитательного

процесса

(методические

рекомендации).

-

Оренбург:

Оренбургский ИПК, 2003.



В раздел образования