Авторы: Василенкова Наталья Ивановна, Чепурышкин Игорь Петрович
Должность: учитель,директор
Учебное заведение: СОГБОУ "Починковская школа-интернат "
Населённый пункт: Д.Прудки Починковского района Смоленской области
Наименование материала: Групповая работа учащихся с ОВЗ
Тема: Метод групповой работы как императив коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Василенкова Наталья Ивановна
Чепурышкин Игорь Петрович
Смоленск, Починковская школа-интернат, mari1971@yandex.
ru
УДК 74.3+88
МЕТОД ГРУППОВОЙ РАБОТЫ КАК ИМПЕРАТИВ
КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Ключевые слова: групповая форма обучения; коммуникативные
учебные действия; императив; обучающиеся с ОВЗ.
Авторы
рассматривают
метод
групповой
работы
с
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а
также формирования у них коммуникативных учебных действий.
Проблема
формирования
навыков
общения
у
детей
с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно актуальна.
Даная
категория
обучающихся
испытывает
следующие
трудности
формирования
коммуникативных
навыков:
ограниченный
круг
общения,
бедный
социальный
опыт,
недоразвитие
интеллекта
и
эмоционально-волевой сферы, недоразвитие речи. По мнению Л.С.
Выготского,
ограниченность
представлений
об
окружающем
мире,
слабость
речевых
контактов,
незрелость
интересов,
снижение
потребности в речевом общении представляет собой важные факторы,
влияющие на развитие коммуникативных умений у детей с ОВЗ.
Основная
задача
в
работе
с
ними
–
максимально
поддержать
социальную
интеграцию
таких
обучающихся.
Овладение
коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в
этом
пр о це с с е .
Ка к
не л ь зя
л у ч ш е
дл я
ф о р м и р о в а н и я
коммуникативных учебных действий подходит групповая работа на
уроке.
Групповая работа позволяет учащемуся с ОВЗ получить навыки
общения,
сотрудничеств,
взаимопомощи,
учит
участвовать
и
контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и
правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать
собственную
позицию,
так
как
у
каждого
есть
возможность
выдвинуть
и
реализовать
идею
(собственное
понимание
решения
поставленной задачи).
Групповая
работа
улучшает
творческое
мышление,
учит
самооценке
и
самоуважению,
не
дает
возможности
«спрятаться».
Грамотно
организованная
деятельность
работает
на
сохранение
психического и физического здоровья учащегося, повышает вклад и
участие
каждого
воспитанника
группы.
В
результате
общения
со
сверстниками достигается взаимопонимание, столь необходимое для
развития личности депривированных детей. Какой бы пестрой ни
была группа, она сделает больше, чем один человек. Совместная
работа – ключ к успеху коллектива.
Коммуникация
–
одна
из
важнейших
составляющих
нашей
жизни. Ребенок ежедневно вступает в межличностное взаимодействие
для
достижения
значимых
для
него
целей.
Умение
общаться,
добиваться успеха в процессе коммуникации определяет достижения
обучающегося во всех областях его жизни.
Коммуникативные учебные действия включают в себя умения:
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в
разных видах деятельности и быту;
обращаться за помощью и принимать помощь;
вступать
в
контакту
«учитель
–
ученик»,
«ученик
–
ученик», «ученик – класс», «учитель – класс»;
и с п ол ь зо ват ь
п р и н я т ы е
р и туа л ы
с о ц и а л ь н о г о
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
сотрудничать
со
взрослыми
и
сверстниками
в
разных
социальных ситуациях;
договариваться
и
изменять
свое
поведение
с
учетом
поведения других участников спорной ситуации;
д о б р ож е л ат е л ь н о
о т н о с и т ь с я ,
с о п е р е ж и в а т ь ,
конструктивно взаимодействовать с людьми.
Коммуникативные учебные действия влияют в том числе и на
учебную успешность: если обучающийся стесняется отвечать у доски
или испытывает при этом тревогу, его ответ будет хуже имеющихся
знаний,
а
его
оценка,
соответственно,
ниже.
От
овладения
коммуникативными учебными навыками во многом зависит процесс
адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное состояние
в классном коллективе. Если он легко находит общий язык со своими
одноклассниками, то ему психологически комфортно. И наоборот,
неумение контактировать с окружающими уменьшает круг друзей,
вызывает
ощущение
отвергнутости,
неудовлетворенности,
а
в
дальнейшем
может
провоцировать
негативные
формы
поведения.
Коммуникативная
компетенция
может
рассматриваться
в
образовательном
процессе
как
условие
благополучия
ребенка
в
будущем.
П о д групповой
формой
обучения
понимают
такую
форму
организации
деятельности,
при
которой
из
учащихся
класса
создаются
небольшие
рабочие
группы
(по
3-6
человек)
для
совместного
выполнения
учебного
задания.
Задание
дается
не
отдельному ученику, а группе.
Формирование
групп
проводится
по
разным
признакам:
по
желанию
обучающихся,
по
определенному
признаку,
по
выбору
«лидера», по выбору педагога.
При
групповой
работе
учащиеся
изучают
учебный
материал
быстрее и качественнее. Можно предложить использовать на уроках
следующие
виды
заданий:
«Придумай
начало
рассказа»,
«Объясни…», «Придумай разговор литературных героев», «Опиши
устно…»,
«Отгадай,
о
ком
говорим»,
«Составь
или
разгадай
кроссворд»,
«Составь
план
пересказа»,
«Восстанови
текст»,
«Продолжи диалог».
Данная
работа
повышает
внимание,
побуждает
обучающихся
вдумчиво
относиться
к
заданию.
Это
способствует
как
прочному
усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки, так и
формированию
коммуникативных
учебных
действий.
Особенно
эффективно
используется
прием
групповой
работы
на
этапе
обобщения изученного материала.
Развитие
учеников
при
использовании
этой
формы
работы
происходит
не
за
счет
усиленной
нагрузки
тренировочными
заданиями,
а
результате
предоставления
возможности
принимать
посильное
участие
в
коллективном
поиске
ответа
на
вопрос,
в
выполнении полученного задания. На уроке учитель создает условия
для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя,
проявить познавательный интерес.
Данная форма работы школьников предполагает свои правила:
-совместная работа не должна длиться более 10-15 минут во
избежание утомления школьников и снижения эффективности работы;
-не стоит требовать от учеников абсолютной тишины во время
групповой
работы,
но
необходимо
бороться
с
выкрикиванием
и
перебиванием.
Групповая форма работы, применяемая как на уроке, так и во
время внеурочной деятельности, - отличный способ формирования
коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной
отсталостью, обучения их сотрудничеству. При такой форме работы
частично
возрастает
познавательная
активность
и
творческая
самостоятельность,
сплоченность
класса.
У
обучающихся
формируется
умение
решать
конфликтные
ситуации,
слушать
собеседника, эмоционально сопереживать, то есть они приобретают
навыки, так необходимые для жизни в обществе. Поэтому педагогу
чрезвычайно важно помнить о том, что степень сформированности
базовых действий влияет не только на результативность обучения
школьника
и
развитие
личности
в
целом,
но
и
на
процесс
его
социализации.
Литература
1.
Асмолов
А.Г.,
Бурменская
Г.В.,
Володарский
И.А.
и
др.
Как
проектировать
универсальные
учебные
действия
в
начальной
школе.
От
действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. С. 18-20.
2.
Малофеев
Н.Н.,
Никольская
О.С.,
Кукушкина
О.И.,
Гончарова
Е.Л.
Концепция
Специального
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
М.:
Просвещение, 2014, С. 109-110.
3.
ФГОС:
Выявление
особых
образовательных
потребностей
с
ограниченными возможностями здоровья на уровне общего образования. Под
ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачевой. М.: Национальный книжный центр,
2014, 127 с.