Напоминание

Метод групповой работы как императив коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ


Авторы: Василенкова Наталья Ивановна, Чепурышкин Игорь Петрович
Должность: учитель,директор
Учебное заведение: СОГБОУ "Починковская школа-интернат "
Населённый пункт: Д.Прудки Починковского района Смоленской области
Наименование материала: Групповая работа учащихся с ОВЗ
Тема: Метод групповой работы как императив коммуникативных учебных действий обучающихся с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Василенкова Наталья Ивановна

Чепурышкин Игорь Петрович

Смоленск, Починковская школа-интернат, mari1971@yandex.

ru

УДК 74.3+88

МЕТОД ГРУППОВОЙ РАБОТЫ КАК ИМПЕРАТИВ

КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Ключевые слова: групповая форма обучения; коммуникативные

учебные действия; императив; обучающиеся с ОВЗ.

Авторы

рассматривают

метод

групповой

работы

с

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а

также формирования у них коммуникативных учебных действий.

Проблема

формирования

навыков

общения

у

детей

с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно актуальна.

Даная

категория

обучающихся

испытывает

следующие

трудности

формирования

коммуникативных

навыков:

ограниченный

круг

общения,

бедный

социальный

опыт,

недоразвитие

интеллекта

и

эмоционально-волевой сферы, недоразвитие речи. По мнению Л.С.

Выготского,

ограниченность

представлений

об

окружающем

мире,

слабость

речевых

контактов,

незрелость

интересов,

снижение

потребности в речевом общении представляет собой важные факторы,

влияющие на развитие коммуникативных умений у детей с ОВЗ.

Основная

задача

в

работе

с

ними

максимально

поддержать

социальную

интеграцию

таких

обучающихся.

Овладение

коммуникативными навыками является важнейшей составляющей в

этом

пр о це с с е .

Ка к

не л ь зя

л у ч ш е

дл я

ф о р м и р о в а н и я

коммуникативных учебных действий подходит групповая работа на

уроке.

Групповая работа позволяет учащемуся с ОВЗ получить навыки

общения,

сотрудничеств,

взаимопомощи,

учит

участвовать

и

контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и

правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать

собственную

позицию,

так

как

у

каждого

есть

возможность

выдвинуть

и

реализовать

идею

(собственное

понимание

решения

поставленной задачи).

Групповая

работа

улучшает

творческое

мышление,

учит

самооценке

и

самоуважению,

не

дает

возможности

«спрятаться».

Грамотно

организованная

деятельность

работает

на

сохранение

психического и физического здоровья учащегося, повышает вклад и

участие

каждого

воспитанника

группы.

В

результате

общения

со

сверстниками достигается взаимопонимание, столь необходимое для

развития личности депривированных детей. Какой бы пестрой ни

была группа, она сделает больше, чем один человек. Совместная

работа – ключ к успеху коллектива.

Коммуникация

одна

из

важнейших

составляющих

нашей

жизни. Ребенок ежедневно вступает в межличностное взаимодействие

для

достижения

значимых

для

него

целей.

Умение

общаться,

добиваться успеха в процессе коммуникации определяет достижения

обучающегося во всех областях его жизни.

Коммуникативные учебные действия включают в себя умения:

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в

разных видах деятельности и быту;

обращаться за помощью и принимать помощь;

вступать

в

контакту

«учитель

ученик»,

«ученик

ученик», «ученик – класс», «учитель – класс»;

и с п ол ь зо ват ь

п р и н я т ы е

р и туа л ы

с о ц и а л ь н о г о

взаимодействия с одноклассниками и учителем;

сотрудничать

со

взрослыми

и

сверстниками

в

разных

социальных ситуациях;

договариваться

и

изменять

свое

поведение

с

учетом

поведения других участников спорной ситуации;

д о б р ож е л ат е л ь н о

о т н о с и т ь с я ,

с о п е р е ж и в а т ь ,

конструктивно взаимодействовать с людьми.

Коммуникативные учебные действия влияют в том числе и на

учебную успешность: если обучающийся стесняется отвечать у доски

или испытывает при этом тревогу, его ответ будет хуже имеющихся

знаний,

а

его

оценка,

соответственно,

ниже.

От

овладения

коммуникативными учебными навыками во многом зависит процесс

адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное состояние

в классном коллективе. Если он легко находит общий язык со своими

одноклассниками, то ему психологически комфортно. И наоборот,

неумение контактировать с окружающими уменьшает круг друзей,

вызывает

ощущение

отвергнутости,

неудовлетворенности,

а

в

дальнейшем

может

провоцировать

негативные

формы

поведения.

Коммуникативная

компетенция

может

рассматриваться

в

образовательном

процессе

как

условие

благополучия

ребенка

в

будущем.

П о д групповой

формой

обучения

понимают

такую

форму

организации

деятельности,

при

которой

из

учащихся

класса

создаются

небольшие

рабочие

группы

(по

3-6

человек)

для

совместного

выполнения

учебного

задания.

Задание

дается

не

отдельному ученику, а группе.

Формирование

групп

проводится

по

разным

признакам:

по

желанию

обучающихся,

по

определенному

признаку,

по

выбору

«лидера», по выбору педагога.

При

групповой

работе

учащиеся

изучают

учебный

материал

быстрее и качественнее. Можно предложить использовать на уроках

следующие

виды

заданий:

«Придумай

начало

рассказа»,

«Объясни…», «Придумай разговор литературных героев», «Опиши

устно…»,

«Отгадай,

о

ком

говорим»,

«Составь

или

разгадай

кроссворд»,

«Составь

план

пересказа»,

«Восстанови

текст»,

«Продолжи диалог».

Данная

работа

повышает

внимание,

побуждает

обучающихся

вдумчиво

относиться

к

заданию.

Это

способствует

как

прочному

усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки, так и

формированию

коммуникативных

учебных

действий.

Особенно

эффективно

используется

прием

групповой

работы

на

этапе

обобщения изученного материала.

Развитие

учеников

при

использовании

этой

формы

работы

происходит

не

за

счет

усиленной

нагрузки

тренировочными

заданиями,

а

результате

предоставления

возможности

принимать

посильное

участие

в

коллективном

поиске

ответа

на

вопрос,

в

выполнении полученного задания. На уроке учитель создает условия

для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя,

проявить познавательный интерес.

Данная форма работы школьников предполагает свои правила:

-совместная работа не должна длиться более 10-15 минут во

избежание утомления школьников и снижения эффективности работы;

-не стоит требовать от учеников абсолютной тишины во время

групповой

работы,

но

необходимо

бороться

с

выкрикиванием

и

перебиванием.

Групповая форма работы, применяемая как на уроке, так и во

время внеурочной деятельности, - отличный способ формирования

коммуникативных учебных действий у обучающихся с умственной

отсталостью, обучения их сотрудничеству. При такой форме работы

частично

возрастает

познавательная

активность

и

творческая

самостоятельность,

сплоченность

класса.

У

обучающихся

формируется

умение

решать

конфликтные

ситуации,

слушать

собеседника, эмоционально сопереживать, то есть они приобретают

навыки, так необходимые для жизни в обществе. Поэтому педагогу

чрезвычайно важно помнить о том, что степень сформированности

базовых действий влияет не только на результативность обучения

школьника

и

развитие

личности

в

целом,

но

и

на

процесс

его

социализации.

Литература

1.

Асмолов

А.Г.,

Бурменская

Г.В.,

Володарский

И.А.

и

др.

Как

проектировать

универсальные

учебные

действия

в

начальной

школе.

От

действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. С. 18-20.

2.

Малофеев

Н.Н.,

Никольская

О.С.,

Кукушкина

О.И.,

Гончарова

Е.Л.

Концепция

Специального

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

М.:

Просвещение, 2014, С. 109-110.

3.

ФГОС:

Выявление

особых

образовательных

потребностей

с

ограниченными возможностями здоровья на уровне общего образования. Под

ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачевой. М.: Национальный книжный центр,

2014, 127 с.



В раздел образования