Автор: Николаева Надежда Викторовна
Должность: учитель внеурочной деятельности
Учебное заведение: МБОУ "Ведерниковская ООШ"
Населённый пункт: х.Ведерников, Константиновский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семейный праздник "Дом в котором ты живёшь"
Раздел: среднее образование
Семейный праздник «ДОМ В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЁШЬ»
Первое целостное представление о мире, человеческих взаимоотношениях
формируется
в
семье.
Эффективность
семейного
воздействия
на
ребенка
обусловлена
естественностью
усвоения
социального
опыта
в
семье,
длительностью
общения
родителей
с
детьми
и
особой
значимостью
родительского авторитета. Важен тот факт, что воздействие семьи на детей-
интеллектуальное,
нравственное,
эстетическое-осуществляется
на
эмоциональной основе. Тысячи семей отмечают семейные праздники: день
рождения, совершеннолетие ребенка, новоселье и т.д. Каждое такое событие
может надолго остаться в памяти у членов семьи, друзей, родственников,
соседей. Народная мудрость гласит, что жизнь- не те дни, что прошли, а те
что,
запомнились.
Народообразующее
население
Ростовской
области
составляют донские казаки. Казаки традиционно ценили родственные связи,
стремились к единению семьи, чему способствовало и проведение общих
праздников и торжеств: смотрин, рождение ребёнка, крестин, свадеб и т.д.
Внедрение
компонента
казачьего
образования
включает
и
работу
с
родителями, работу с семьей.
Организация семейных праздников требует тщательной подготовки: красиво
оформленные помещение и стол, шутки, игры, танцевальная программа и
тысячи
других
мелочей
создают
особую
атмосферу,
когда
складывается
хорошее настроение у всех присутствующих. Вот некоторые рекомендации
по процедуре праздника.
После того, как соберутся большинство гостей, но за стол еще рано
садиться, ведущий предлагает отправиться в мнимое сказочное путешествие.
Дом в котором ты живешь.
Ведущий. Как называется край в котором мы живем ?( Донской край,
Ростовская область, г.Константиновск, казачий край, х. Ведерников)
Ведущий. Кто такие казаки? (Это люди, которые давно живут на Дону. Казак
хорошо умел скакать на коне, он защищал землю от врагов.)
Ведущий. Почему реку назвали Дон? (Считается, что слово «дон» означает
«вода»).
Ведущий. Почему казаки во все времена с любовью относились к реке
Дон? (Казаки в Дону ловили рыбу, брали в реке воду, чтобы её пить, поливать
огород, поить животных, купались.)
Ведущий. Как назывались дома, в которых жили казаки? (Казаки жили в
куренях. На стенах в комнатах висели ковры, фотографии, сабли казаков. В
курене обязательно была печка, в ней казачки готовили еду)
Ведущий. Что вы знаете о казачьей кухне? (Казаки и казачки любили
вкусную еду. Они ели холодный борщ, уху, окрошку, заливное из рыбы,
солянку из овощей, пекли пироги, пили чай и узвар (компот) из фруктов.
Колбасу они делали сами)
Ведущий .А по какому поводу мы сегодня встретились(День рождения…)
Ведущий. А… казак? (Ответом может быть родословная…)
Ведущий.
Казаками
становились
не
только
русские
и
украинцы,
но
и
выходцы из среды местных народов. В конечном итоге, сближение пришлого
люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре
казачества, определило его специфические этнические приметы. Донские
казаки на протяжении многовековой своей истории были глубоко верующими
людьми и исповедовали православную христианскую веру. Казачья кухня не
была
такой
изысканной,
как
сейчас.
Ведущий
приглашает
всех
к
столу
отведать угощение.
В
ходе
застолья
(после
поздравления
родителей,
родственников,
друзей)
можно провести
Конкурс загадок (загадки подбираются с учетом возраста присутствующих):
можно использовать стихи-загадки Галины Сергеевны Томашевской.
Голове не будет страха,
если есть на ней … /папаха/
Что удобней для ноги:
туфли или… /сапоги/
В модных джинсах не поскачешь,
а, скорей всего, заплачешь.
Как папаха голове,
надо хлопцам…/галифе/
Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья…. /бурка/
Ну, а если командир,
полагается … /мундир/
Между делом, тары-бары,
Носит батько … /шаровары/
А, чтоб сделать ловкий шаг,
полагается… /кушак/
В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра. /шашка, сабля/
Чуть поменьше, ловкий брат,
послужить отчизне рад.
Как бы враг не угрожал,
под рукой всегда… /кинжал/
Перекрестятся старушки,
Когда грянет выстрел... /пушки/
Пули, очередь огня, -
Страх наводят на меня.
Точно дождь свинцовый льёт -
это строчит… /пулемёт/
Если кто-то снайпер ловкий,
то ему нужны… /винтовки/,
А кому-то в аккурат -
Настоящий… /автомат/
Если пушкам места нет,
пригодится…/пистолет/
Он в разведке и в дозоре,
и на суше и на море,
Злым врагам пощады нет –
наготове… /пистолет/
Есть, не скрою, у меня и загадки про коня.
Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый… /конь/
Величава и красива
у коня бывает… /грива/
Чтобы очень не трясло,
надо к лошади … /седло/
Если будет та сердита –
то пускает в ход… /копыта/
Кони взрослые готовы
поменять свои… /подковы/
Без подковы конь хромает,
это каждый понимает.
Но не каждый молодец
будет в кузнице… /кузнец/
Лошадь - нежное созданье!
Любит ласку и вниманье.
В зиму надо потеплей
приготовить… /стойло/ ей.
Ест лошадка много… /сена/
Любит травку пожевать.
А какое, непременно,
нужно ей зерно давать?
Отвечаем на вопросы:
ест ячмень, овёс и… /просо/
Кто не любит лошадей,
тот разбойник и… /злодей/
Состязаются два брата,
у кого красивей… /хата/
Чьи жирнее петухи
да у двори… /лопухи/
Вымыл руки и лицо,
вылил воду за крыльцо
И повесил на крючок
вышиванный… /рушничок-полотенце/
Конкурс загадок можно прервать шуточным чтением телеграммы от,
например, Незнайки, можно пригласить гостей на веселый танец или
предложить им спеть любимую песню.
После этого ведущий приглашает всех к чаю и сладкому угощению.
В конце праздника всех приглашают на «Площадь игры».
Игра в детском возрасте занимает ведущее место. Игры зависят от
возрастных возможностей, помещения или игровой площадки: спортивные,
познавательные, развивающие, интеллектуальные. Например:
ПОДНЯТИЕ ГИРИ.
Задача спортсмена поднять гирю весом 24кг от плеча максимальное
количество раз. Побеждает тот, кто больше всех поднимет гирю. Один судья.
ЖМУРКИ
Детская игра, в которой один из участников с завязанными глазами
ловит других. Для игры потребуется платок, чтобы завязать глаза игроку
(жмурке), который будет всех ловить. Далее его крутят несколько раз вокруг
своей
оси,
чтобы
он
немного
потерял
ориентацию
в
пространстве.
О н
д о л ж е н
п о й м а т ь
ко г о - н и буд ь
и з
и г р о ко в
и
о п о з н а т ь .
Если
он
правильно
опознал
игрока,
то
они
меняются
местами.
Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то
игроки
должны
крикнуть
"Огонь!",
но
нельзя
так
делать
чтобы
отвлечь
жмурку от игрока.(Вариант жмурок - пятнашки, только без платка.)
РУЧЕЁК
Это очень простая игра. Скорее, даже, не игра, а развлечение. Она учит
детей преодолевать стеснение, помогает выявить симпатии. В нее можно
играть и самым маленьким деткам, и подросткам (подойдет для детского
лагеря или школьной перемены, детского сада). Желательно собрать больше
участников (нечетное количество). Игроки разбиваются по парам и, взявшись
за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок
проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик
выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор,
становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.
ИГРА «ПОДУШЕЧКА»
Все играющие берутся за руки и составляют круг; один из играющих
входит в круг с маленькой подушечкой, держа ее над головой. Играющие
поют следующую плясовую песню: «Подушечка, подушечка моя пуховая!
Молодушка,
молодушка
моя
молодая!
Кого
люблю,
кого
люблю,
того
поцелую; тому мою подушечку сейчас я подарю». Играющий с подушечкой
танцует
под
эту
песню
в
кругу,
а
после
нескольких
повторений
песни
передает с поцелуем подушечку по выбору другому лицу, которое и входит в
круг; игра снова начинается той же самой песней и продолжается в таком
виде до тех пор, пока все играющие не перебывают в кругу. Дети могут сами
предложить любимые игры.
После каждого конкурса важно продумать поощрения для участников.
Автор разработки учитель внеурочной деятельности
МБОУ «Ведерниковская ООШ» Н.В. Николаева