Автор: Крымова Светлана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 2 "Светлячок"
Населённый пункт: г.Инта
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "А я знаю наизусть"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект
«А я знаю наизусть»
Воспитатель: Крымова С.Е.
1
Обоснование необходимости разработки проекта.
Спросите себя – Много ли вы сумеете сразу, без подготовки, прочесть стихотворение
наизусть.
Оказывается,
не
больше
3-4
в
лучшем
случае
это
строчки
А.С.Пушкина
«У
лукоморья дуб зеленый…», а в худшем – «Села муха на варенье…».
И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это
один из наиболее действенных методов развития детской памяти. Детская память очень
восприимчива, то, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.
«Расскажи стихотворение наизусть…», - попросили мы детей своей группы.
«Идет
бычок
качается…»,
«Наша
Таня
громко
плачет…»
и
еще
отдельные
строчки
из
сценария прошлого праздника. Некоторые ребята не смогли вспомнить ничего, а ведь этим
ребятам уже было 5 лет. Это проблема и ее необходимо решать.
Так возникла идея проекта «А я знаю наизусть!» Заучивание стихотворных строк
расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует
формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов
способствует развитию памяти.
Современные дети мало учат стихотворений, редко встретишь ребенка, который знает
много стихов. Вот и говорят учителя и родители, что у детей плохая память.
В 5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. В детском саду, обычно к
праздникам, поручают выучить несколько строк, но не все дети могут читать стихи наизусть
при скоплении людей. Поэтому надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них
обстановке: в группе и дома.
В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и
обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов; одно
произведение в месяц. В данном проекте объем для заучивания гораздо увеличивается, но при
этом учитываются возрастные особенности детей.
Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это
лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом.
И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе
намного легче заучивать не только объемные стихи , но и разные правила, формулы.
Цель проекта: содействовать развитию произвольной памяти у детей 5-ти лет, на основе
заучивания стихотворений.
Задачи проекта:
1. Формировать интерес к художественной литературе;
2. Учить детей различным видам запоминания;
3. Знакомить детей со стихами русских и зарубежных писателей;
2
4. Создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть;
5. Развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь;
6. Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное,
рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.
Участники, партнеры проекта: воспитатели группы «Пчелки», дети и их родители.
Срок реализации: 1 год.
Этапы реализации
1 этап:
Организационный
- подбор стихотворного материала,
- первичная диагностика детей (память, внимание),
- ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта,
- подбор дидактического и методического оснащения проекта,
- консультации со специалистами ДОУ.
2 этап:
Практический
- цикл мероприятий по реализации проекта (5 блоков),
- конкурсы, открытые занятия, викторины, инсценировки, чтение по
ролям, выставки книг и работ детей, просмотр мультфильмов,
-
мероприятия
с
родителями,
паки
для
родителей
по
реализации
проекта.
3 этап:
Заключительный
- итоговая диагностика познавательных процессов,
- сравнительный анализ,
- рефлексия создателей проекта,
- отчет о реализации проекта,
- сбор полученного материала по проекту, монтаж,
- конкурс чтецов, выдача грамот, благодарностей,
- стихотворный праздник «А я знаю наизусть»
Ожидаемые результаты проекта.
1. Повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развития речи.
2. Владение детьми различного вида запоминания стихов.
3. Повышение уровня знаний о детской художественной литературе, расширение кругозора,
знаний о писателях и поэтах, их произведениях.
4. Повышение интереса к заучиванию стихов наизусть.
5.
Привитие
умения
выразительно
читать
стих
наизусть,
раскрывать
характер
героев,
передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.
Риски:
1. Слабая заинтересованность детей и родителей.
Пути
преодоления:
Преподносить
«стихотворный
материал
проекта»
на
позитиве,
Не
перегружая объемом детей и родителей, педагогам проявлять большую заинтересованность
проектом. Делиться результатами работы на каждом этапе проекта. Приглашать родителей на
открытые занятия. Грамоты, благодарности, призы, результаты, удовлетворение от работы.
Создать папку для родителей «А я знаю наизусть!»
3
2. Часто болеющие дети и вновь прибывшие.
Пути преодоления: Индивидуальная работа с детьми и родителями.
Реализация проекта.
Для удобства реализации проекта, планирования работы, контроля и самоконтроля, анализа и
рефлексии
весь
материал
для
заучивания
был
разделен
на
«блоки».
Стихи
в
«блоках»
подобраны по теме, по смысловой направленности, либо эти стихи одного автора.
1. Из большого по содержанию стихотворения для заучивания берется только отрывок, с
учетом возрастных особенностей детей.
2. Существует другой вариант. Когда из стихотворения создается «стихотворная нарезка»
( начало, середина, конец). «Нарезка» не искажает смысловую нагрузку и эмоциональный фон
стихотворения.
Стратегия и механизмы реализации проекта.
Т е м а
1
б л о к а
(сентябрь-
октябрь)
Творчество К.И. Чуковского
Задачи
1.Познакомить детей с творчеством К.И Чуковского
2.Познакомить с отрывками из литературы произведений:
а) Айболит
б) Тараканище
в) Телефон
г) Мойдодыр
3. Провести предварительную словарную работу.
4. Способствовать заучиванию наизусть.
5. Выставка книг.
Развивающая среда
1.Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов.
2.Выставка предметов из стихов Чуковского
Самостоятельная
деятельность детей
1. Рассматриваем выставки предметов.
2. Рассматриваем иллюстрации.
3. Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу родителям.
Совместная
деятельность
Проведение стихотворных минуток каждый день.
Работа
с родителями
Памятка для родителей (А я знаю наизусть)
Т е м а
2
б л о к а
(ноябрь-декабрь)
Времена года
Задачи
1.
Познакомить
детей
с
творчеством
А.С
Пушкина,
Ф.
Тютчева,
Я.Якимова, А. Барто, Е. Михайловой.
2. Познакомить с отрывками из литературных произведений : (Сказки о
царе Салтане ), Со стихотворением « Уж небо осенью дышало», « Есть в
осени
первоначальной»,
«
Встреча
зимы»,
«Что
такое
новый
год»,
«Снегурочка»,
«Зима
не
даром
злится»,
«
Веревочка»,
«Посидим
в
тишине», «Бабушкины руки», «Колокольчики мои».
3.Провести предварительную словарную работу.
4. Способствовать заучиванию наизусть.
4
5. Закреплять выученный материал.
6. выставка книг.
Развивающая среда
1. Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов.
2.Выставка предметов из стихов Чуковского
Самостоятельная
деятельность детей
1. Рисование иллюстраций к сказке А.С. Пушкина.
2. Рассматриваем иллюстрации.
3. Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу родителям.
Совместная
деятельность
1.Проведение стихотворных минуток каждый день.
2. Конкурс на лучшего чтеца стихотворений о Новом годе.
Работа с
родителями
1. Оформление папки передвижки « Как заучивать стихотворения с
детьми».
Тема 3 блока
(январь-февраль)
Творчество С.Я. Маршака
Задачи
1. Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака
2. Познакомить с отрывками из литературных произведений :
« Перчатки», « Кораблик», «Детки в клетки», « Багаж», « Вот какой
рассеянный».
3.Провести предварительную словарную работу.
4. Способствовать заучиванию наизусть.
5. Закреплять выученный материал.
Развивающая среда
1. Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов.
2.Выставка предметов из стихов Маршака
3. Выставка книг.
Самостоятельная
деятельность детей
1. Рисование иллюстраций к стихам С.Я. Маршака
2. Рассматриваем выставки книг и предметов.
3. Заучивание и повтор стихотворений себе, друг другу родителям.
4. «Стихотворные минутки» - каждый день.
5. Инсценировка стихов.
6. Творческая работа «Кораблик» лепим из массы.
Работа с родителями
Конкурс рисунков по творчеству С.Я. Маршака.
Тема 4 блока (май)
Творчество поэтов и писателей разных стран
Задачи
1. Познакомить детей с творчеством Р. Сева , Ю. Тувима
5
2. Познакомить с отрывками из литературных произведений : « Сказка о
длинненьких и кругленьких человечках», «Овощи».
3. Провести предварительную словарную работу.
4. Способствовать заучиванию наизусть.
5. Закреплять выученный материал.
Развивающая среда
1. Чтение стихов по ролям, инсценировка стихов.
2.Выставка книг.
Самостоятельная
деятельность детей
1. «Стихотворные минутки» - каждый день.
2. Инсценировка стихов.
3. Конкурс поделок из природного материала.
Работа с родителями
Памятка для родителей (А я знаю наизусть).
Тема 5 блока
(Июнь)
Русские народные песенки, потешки , считалки, скороговорки.
Задачи
1. Познакомить детей с творчеством русского народа.
2. Провести предварительную словарную работу.
3. Способствовать заучиванию наизусть.
4. Закреплять выученный материал.
Развивающая среда
1. Беседа о складе жизни русского человека, предмета быта, досуг.
2.Рассматриваем иллюстрации русского народного костюма.
Самостоятельная
деятельность детей
1. «Рассматриваем иллюстрации из жизни русских людей.
2. Рассматриваем выставки книг и предметов.
3. Заучивание и повтор стихотворение себе, друг другу, родителям.
Совместная
деятельность
1. «Стихотворные минутки» каждый день.
2. Инсценировка стихов.
3. Творческая работа «русская народная работа своими руками».
Работа с родителями
Памятка для родителей (А я знаю наизусть).
6
7