Напоминание

Итоговое занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши–Читай»


Автор: Токарева Светлана Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№37
Населённый пункт: Московская обл. г. Балашиха
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Итоговое занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши–Читай»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного

возраста (подготовительная к школе группа)

«Путешествие по стране «Пиши-Читай»

итоговое и занятие

Цель:

Воспитывать любовь к чтению и грамматике.

Задачи:

Образовательная задача: закреплять умение детей делать звуковой

анализ слов; закрепить знания об особенностях гласных и согласных

звуков;

Развивающая задача: развивать умение составлять предложения из

заданных слов; совершенствовать умение читать зашифрованные слова

по первым звукам картинок.

Воспитательная задача: воспитывать чувство товарищества, желание

прийти на помощь другим.

Предварительная

работа:

дидактические

игры

«Разгадай

слово»,

«Назови

парный

звук».

Составление

предложений

из

заданных

слов.

Составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.

Оборудование:

буквы (алфавит),

полоски картона,

конверты с цветными фишками,

д/и «Угадай, как нас зовут?»

кроссворд в картинках,

простые карандаши,

1 письмо.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришло много гостей.

Они хотят посмотреть, как мы с вами подготовились к школе, какие мы стали

взрослые, как много мы знаем и умеем. А еще, какие мы дружные и как мы

умеем друг другу помогать.

В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: Большое спасибо. Кто бы это мог быть?

(зачитывает

письмо вслух…)

Письмо Пиши-Читая.

Здравствуйте,

дорогие

ребята!

Пишет

вам

Пиши-Читай.

Мне

нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно

побывала

вредная

злодейка

Опечатка.

Она

просто

обожает

безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Сначала она перемешала

все буквы в алфавите, потом слова в предложениях. Заколдовала моих

жителей,

зашифровав

их

имена.

А

жители,

забыв

свои

имена,

совершенно забыли названия самых обычных предметов. На прощанье

Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь никто и никогда из

моих жителей не сможет ни читать, ни писать, ни сделать звуковой

анализ слов. А самое главное, она сказала, что очень скоро все дети

разучатся читать и писать.

Дорогие ребята! Мне известно, что вы без пяти минут школьники

и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста!

Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными. Помогая

нам, вы пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе.

Очень

надеюсь

на

вашу

смелость

и

отзывчивость.

Ваш

друг

Пиши-

Читай.

Воспитатель: Ребята, что будем делать?

Дети: Надо помочь!

Воспитатель: В волшебную страну можно попасть, только пройдя пароль, а

выйти из нее будет еще сложнее. Вы готовы? Тогда начинаем. Я буду каждому

из вас задавать вопрос, на который вы должны ответить, если кто-то не

сможет ответить на вопрос, то другие ребята смогут ему помочь.

Пароль.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв в алфавите? (10)

3. Сколько согласных букв? (21)

4. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2

буквы – Ъ, Ь)

5. Как пишется начало предложения? (С заглавной буквы)

6. С какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)

7. Что ставится в конце предложения? (Точка)

8. Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)

9. Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)

10. Какие звуки самые протяжные, певучие? (Гласные)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Пиши-

Читай. А вот и первое задание. Ребята, как вы знаете, русский алфавит

состоит из 33 букв, а буквы, в свою очередь, делятся на звуки.

Ход задания:

Воспитатель: Ребята, Опечатка смешала и перепутала весь алфавит.

Нам нужно найти и назвать гласные буквы. Сколько их всего? (10). Назовите

и покажите их.

Дети: А-Я, О-Е, Ы-И, Э-Е, У-Ю.

Воспитатель: Есть ли среди них особенные? Назовите их.

Дети: Буквы Е, Е, Ю, Я.

Воспитатель: А что в них особенного?

Дети: Эти гласные буквы имеют два звука, один из которых мягкий

согласный звук «Й».

Воспитатель: Правильно, молодцы! Есть ли среди согласных букв

особенные? Назовите и покажите их.

Дети: Есть. Буквы Й, Ч, Щ всегда мягкие, потому что у них нет

твердого парного звука. Буквы Ж, Ш, Ц –

всегда твердые, т.к. у них нет

мягкого парного звука.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь следующее задание: из слов

нужно составить предложение и прочесть его. Вот эти слова:

школе, В, читают, дети, и, пишут.

Воспитатель: Давайте их прочитаем. Какое бы предложение из этих

слов вы бы составили?

(предложения детей)

У

вас

на

столах

лежат

полоски

картона.

Вы

работаете

в

парах,

составляете схему этого предложения.

(Можно попросить у доски выполнить это

задание одного из детей самостоятельно. После выполнения проверка.)

Воспитатель:

Молодцы!

Ребята,

почему

у

вас

первое

слово

в

предложении обозначено большой буквой?

Дети:

Потому

что

первое

слово

в

предложении

всегда

пишется

с

большой буквы.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель:

Ребята,

послушайте

предложение:

«Девятого

мая

прозвучит салют Победы».

Назовите слово, в котором есть буква

«Ю».

Дети: Это слово «Салют».

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Сделайте звуковой анализ этого слова. У вас на столах конверты с

звуковыми карточками, которые помогут выполнить звуковой анализ слова.

Работаем дружно, слушайте друг друга, помогайте друг другу.

Воспитатель: Ребята, а почему в слове «Салют» у буквы «Ю» только

один звук?

Дети: Потому что, если буквы «Е», «Ё», «Ю», «Я» стоят после гласной

буквы, после ь и ъ, или в начале слова, они дают два звука.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием.

А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Мы осанку исправляем,спинку дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись, рплечи вверх,назад и вниз

Улыбнись всем и садись.

Воспитатель: Отдохнули немного? Теперь пора за дело приниматься.

Ребята,

Опечатка

зашифровала

имена

жителей

страны

Пиши-читай.

Мы

должны им помочь прочесть их имена по первым буквам этих картинок.

(«Знайка», «Умник», «Умница», «Азбука» - имена жителей)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам удалось расколдовать жителей

страны Пиши-Читай, теперь они обязательно вспомнят свои имена.

А теперь еще более сложное задание: для того, чтобы жители страны

Пиши-Читай

вспомнили

названия

некоторых

предметов,

нам

необходимо

решить кроссворд и вписать в него названия этих предметов.

Реши кроссворд;

Воспитатель. Я буду загадывать вам загадки, вы отгадываете, а слово

записываем в клеточки кроссворда.

Воспитатель: Молодцы! Страна Пиши-читай спасена! Вы прекрасно

справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране царит порядок.

А нам пора возвращаться домой, в свой родной детский сад.

Воспитатель: Ну, вот мы и дома! Скажите, ребята, вам было очень

трудно?

Дети: Немного трудно, но интересно!

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Огромное всем

спасибо! Теперь, я думаю, вы готовы пойти в школу, чтобы там пуститься в

еще более интересное путешествие по стране «Знаний». Хочется пожелать

вам успехов!



В раздел образования