Автор: Нуралиева Назила Рафик Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №75
Населённый пункт: Санкт– Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Адаптация
«Садовник , собираясь пересаживать дерево , готовит участок, бережно окапывать дерево ,
стараясь не повредить его корневую систему ,пересаживает вместе с землей. Несмотря на все
усилия , дерево на новом месте болеет, пока не приживается.»
Аксарина Н.М.
Адаптация- от.лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который
происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.
Адаптация- это переход ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение. Не многие дети
принимают этот переход сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад
плачем, некоторые легко входят в группу, другие вечером дома капризничают, многие из них
перед входом в группу начинают капризничать и плакать. У них может нарушаться аппетит, сон,
эмоциональное состояние. У некоторых детей наблюдается частичное потеря положительных
привычек. Если до прихода в детский сад ребенок просился на горшок, то поступив в детский сад –
этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. И это эмоциональное
состояние приводит к снижению иммунитета. Потому что часть иммунной системы уходит на
адаптацию к новым условиям существования. Ребенок попадает в коллектив и его организм
сталкивается с новыми вирусами и бактериями.
Адаптация – это сложный период не только для детей, но и для родителей. Родители часто
сами испытывают тревогу , поэтому прежде всего надо успокоить взрослых, ведь дети видят и
чувствуют их настроение. Чтобы период адаптации детей проходил легче , необходима нужна
работа с родителями. Для этого я пригашала родителей осмотреть групповые помещения,
показывала шкафчики, кроватки, рассказывала чем будут играть и заниматься дети. Показывала
им информационные стенды, которые они могут найти и прочитать любую интересующую
информацию, режим дня, меню, расписание НОД, советы и рекомендации касающиеся адаптации
, укрепления здоровья. В дальнейшем ,в течение года , родители посещают родительские
собрании, круглые столы, мастер классы по разным темам.
Несколько рекомендаций родителям:
- Отдавая ребенка в детский сад , нужно сохранять спокойствие , потому что дети очень хорошо
чувствуют эмоциональное состояние мамы.
- Надо настроить себя на расставание , переодели, поцеловали, пообещали , что заберете его и
быстренько ушли.
- Время нахождения в детском саду надо увеличивать постепенно.
- Нужно заранее готовить своего ребенка к детскому саду.
- Надо первым делом знакомиться с будущей воспитательницей и группой.
- В раннем возрасте официальное имя и отчество воспитателя может вызывать у ребенка
недоверие, поэтому обычно называют по имени и добавляют слова «тетя».
- Надо за несколько месяцев до прихода в детский сад начинать перестраивать ребенка на новый
режим.
- Надо приучать ребенка к самостоятельности с самого раннего возраста.
-Наберитесь терпения! Через это проходят все детки , и вам нечего бояться. При правильной
подготовке этот процесс пройдет успешно.
Чтобы адаптация прошла успешно, прежде всего , в группе надо создать атмосферу тепла, уюта
и любви. Чтобы дети хотели с удовольствием идти в группу. Для этого нами созданный уголок
уединения и ширмы позволяют уединиться , провести несколько мгновений в тишине,
рассмотреть картинки, поиграть с игрушкой . Имеется большой подбор игрушек: куклы, коляски,
машины, горка, которые помогают справиться с напряженной ситуацией.
Как говорила Мария Мантессори : « Игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для
здорового развития детей.» Я в своей образовательно – педагогической деятельности
предпочтение отдаю играм с элементами методики Мантессори. Эти игры не требуют особых
материальных затрат. Игры по Мантессори развивают у ребенка навыки: самостоятельности,
уметь сортировать, координировать движения, концентрировать внимание, мелкую моторику рук,
сенсорное развитие: Игры с бумагой, «веселые прищепки» , «уборка» , «не просыпь и не пролей»,
«волшебное сито» , «шнуровка» , «переливание воды».
Работая с детьми , воспитатель должен быть актером, певцом, художником, волшебником,
фокусником. Игры во время адаптации нужны и индивидуальные и фронтальные, чтобы ни один
ребенок не чувствовал себя без внимания. Во время адаптации отдаю предпочтение играм,
направленным на неожиданный эффект: «Выдувание мыльных пузырей» , игры с воздушными
шарами, «солнечные зайчики» , «Чудесный мешочек» , сюрпризные моменты с разными
игрушками. Детям очень нравятся игрушки, изготовленные мной: «Разноцветные подушки» ,
«Поможем ежикам», «Цветик семи цветик».
Я в своей работе активно использую музыку. Музыка создает положительные эмоции. А
положительные эмоции – это внутреннее благополучие ребенка, его душевное и физическое
здоровье. Включаю детям для слушания релаксационную , расслабляющую и успокаивающую
музыку, которую можно слушать в удобной приятной обстановке. Даже самые активные
шалунишки , слушая музыку , успокаиваются и расслабляются. Использую активно колыбельные
во время сна, спокойная музыка один из факторов улучшающий эмоциональное состояние
ребенка. Пальчиковые игры , потешки, утренняя гимнастика, сказки, физкультминутки, подвижные
игры с музыкой.
В течение дня , чтобы доставить детям радость , я превращаюсь в кошечку , собачку, зайчика ,в
лисичку, в медведя и в волка. Дети с интересом наблюдают за воспитателем и друг за другом.
Основная моя задача во время игр добиться эмоционального контакта с детьми и доверия детей.
Ребенок должен увидеть доброго воспитателя , который готов всегда прийти на помощь.
Я хочу закончить свою статью словами Януша Корчака :
«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того , что
надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не
обидеть. Взрослые не должны сердиться на детей , потому что это не исправляет , а портит.