Напоминание

Адаптация детей раннего возраста


Автор: Нуралиева Назила Рафик Кызы
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №75
Населённый пункт: Санкт– Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Адаптация

«Садовник , собираясь пересаживать дерево , готовит участок, бережно окапывать дерево ,

стараясь не повредить его корневую систему ,пересаживает вместе с землей. Несмотря на все

усилия , дерево на новом месте болеет, пока не приживается.»

Аксарина Н.М.

Адаптация- от.лат. «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который

происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Адаптация- это переход ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение. Не многие дети

принимают этот переход сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад

плачем, некоторые легко входят в группу, другие вечером дома капризничают, многие из них

перед входом в группу начинают капризничать и плакать. У них может нарушаться аппетит, сон,

эмоциональное состояние. У некоторых детей наблюдается частичное потеря положительных

привычек. Если до прихода в детский сад ребенок просился на горшок, то поступив в детский сад –

этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. И это эмоциональное

состояние приводит к снижению иммунитета. Потому что часть иммунной системы уходит на

адаптацию к новым условиям существования. Ребенок попадает в коллектив и его организм

сталкивается с новыми вирусами и бактериями.

Адаптация – это сложный период не только для детей, но и для родителей. Родители часто

сами испытывают тревогу , поэтому прежде всего надо успокоить взрослых, ведь дети видят и

чувствуют их настроение. Чтобы период адаптации детей проходил легче , необходима нужна

работа с родителями. Для этого я пригашала родителей осмотреть групповые помещения,

показывала шкафчики, кроватки, рассказывала чем будут играть и заниматься дети. Показывала

им информационные стенды, которые они могут найти и прочитать любую интересующую

информацию, режим дня, меню, расписание НОД, советы и рекомендации касающиеся адаптации

, укрепления здоровья. В дальнейшем ,в течение года , родители посещают родительские

собрании, круглые столы, мастер классы по разным темам.

Несколько рекомендаций родителям:

- Отдавая ребенка в детский сад , нужно сохранять спокойствие , потому что дети очень хорошо

чувствуют эмоциональное состояние мамы.

- Надо настроить себя на расставание , переодели, поцеловали, пообещали , что заберете его и

быстренько ушли.

- Время нахождения в детском саду надо увеличивать постепенно.

- Нужно заранее готовить своего ребенка к детскому саду.

- Надо первым делом знакомиться с будущей воспитательницей и группой.

- В раннем возрасте официальное имя и отчество воспитателя может вызывать у ребенка

недоверие, поэтому обычно называют по имени и добавляют слова «тетя».

- Надо за несколько месяцев до прихода в детский сад начинать перестраивать ребенка на новый

режим.

- Надо приучать ребенка к самостоятельности с самого раннего возраста.

-Наберитесь терпения! Через это проходят все детки , и вам нечего бояться. При правильной

подготовке этот процесс пройдет успешно.

Чтобы адаптация прошла успешно, прежде всего , в группе надо создать атмосферу тепла, уюта

и любви. Чтобы дети хотели с удовольствием идти в группу. Для этого нами созданный уголок

уединения и ширмы позволяют уединиться , провести несколько мгновений в тишине,

рассмотреть картинки, поиграть с игрушкой . Имеется большой подбор игрушек: куклы, коляски,

машины, горка, которые помогают справиться с напряженной ситуацией.

Как говорила Мария Мантессори : « Игра – это работа ребенка. Игра имеет важное значение для

здорового развития детей.» Я в своей образовательно – педагогической деятельности

предпочтение отдаю играм с элементами методики Мантессори. Эти игры не требуют особых

материальных затрат. Игры по Мантессори развивают у ребенка навыки: самостоятельности,

уметь сортировать, координировать движения, концентрировать внимание, мелкую моторику рук,

сенсорное развитие: Игры с бумагой, «веселые прищепки» , «уборка» , «не просыпь и не пролей»,

«волшебное сито» , «шнуровка» , «переливание воды».

Работая с детьми , воспитатель должен быть актером, певцом, художником, волшебником,

фокусником. Игры во время адаптации нужны и индивидуальные и фронтальные, чтобы ни один

ребенок не чувствовал себя без внимания. Во время адаптации отдаю предпочтение играм,

направленным на неожиданный эффект: «Выдувание мыльных пузырей» , игры с воздушными

шарами, «солнечные зайчики» , «Чудесный мешочек» , сюрпризные моменты с разными

игрушками. Детям очень нравятся игрушки, изготовленные мной: «Разноцветные подушки» ,

«Поможем ежикам», «Цветик семи цветик».

Я в своей работе активно использую музыку. Музыка создает положительные эмоции. А

положительные эмоции – это внутреннее благополучие ребенка, его душевное и физическое

здоровье. Включаю детям для слушания релаксационную , расслабляющую и успокаивающую

музыку, которую можно слушать в удобной приятной обстановке. Даже самые активные

шалунишки , слушая музыку , успокаиваются и расслабляются. Использую активно колыбельные

во время сна, спокойная музыка один из факторов улучшающий эмоциональное состояние

ребенка. Пальчиковые игры , потешки, утренняя гимнастика, сказки, физкультминутки, подвижные

игры с музыкой.

В течение дня , чтобы доставить детям радость , я превращаюсь в кошечку , собачку, зайчика ,в

лисичку, в медведя и в волка. Дети с интересом наблюдают за воспитателем и друг за другом.

Основная моя задача во время игр добиться эмоционального контакта с детьми и доверия детей.

Ребенок должен увидеть доброго воспитателя , который готов всегда прийти на помощь.

Я хочу закончить свою статью словами Януша Корчака :

«Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаем, а от того , что

надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не

обидеть. Взрослые не должны сердиться на детей , потому что это не исправляет , а портит.



В раздел образования