Напоминание

проектно–исследовательская деятельность одаренных детей


Автор: Князькина Дания Абдулбариевна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: МБОУ Мирновская СШ
Населённый пункт: поселок Мирный Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проектно–исследовательская деятельность одаренных детей
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Мирновская средняя школа имени Сергея

Юрьевича Пядышева

Проектно-исследовательская деятельность

в организации учебного процесса

Учитель высшей квалифика-

ционной категории,

Почетный работник РФ

в сфере образования

Князькина Д.А.

1

Введение

«Если человек в школе не научится творить,

то и в жизни он будет только подражать и

копировать»

Л.Н.Толстой

Каждый

человек

должен

обладать

достаточным

профессиональным

мастерством, чтобы создать ситуацию успеха для ребенка.

Конечно же,

цель

каждого из нас, как педагога- это воспитание образованной, гармонично развитой

личности, которая может и должна найти свой жизненный путь, трудиться для

блага

общества,

коммуникабельной,

способной

адаптироваться

к

быстро

меняющимся

условиям.

Талантливые

дети

–это

бесценное

достояние

нашей

страны, именно они должны занять ключевые позиции в науке, искусстве и других

отраслях.

В

нашей

школе

уже

несколько

лет

существует

программа

работы

с

одаренными детьми, попытаюсь рассмотреть пути и методы выявления одаренных

детей

через проектную и исследовательскую деятельность, так как

моя тема

является самой актуальной в современном обществе.

Во первых: раскрытие талантов ребенка важно не только для него самого,

но и для общества, где нужны творческие люди, обладающих нестандартным

мышлением;

Во

вторых:

с

каждым

годом

увеличивается

на

человече ство

информационная

нагрузка

и

множество

проблем,

решение

которых

требует

интеллектуальных

усилий,

большого

кругозора,

профессионализма

и

образованности;

Цели:

1. Развитие творческого и интеллектуального потенциала через внедрение в

учебный процесс новых образовательных технологий;

2. Создание условий для проведения проектно- исследовательской работы;

2

На сегодняшний день новые ФГОС признает, что характер развития

талантливых детей – это результат слияния природных задатков, заложенных у

ребенка с рождения с социальной средой, где идет воспитание и развитие ребенка.

И конечно же я имею в виду

свои уроки, уроки физики, где дети проводят

исследования и создают новые проекты. Это позволяет привлечь к работе на

уроке каждого ученика, а значит увидеть уровень способностей и одаренности

каждого ребенка. Развитие творческой

активности начинается в начальной школе, где дети начинают делать проекты, а в

среднем

звене

(5-7

классы)

идет

уже

дальнейшее

формирование

основ

исследовательской и творческой деятельности учащихся.

Это этап создания

ситуаций для исследования, которые открывают новые увлекательные темы, идеи

и области знания.. Все это достигается на уроках или внеурочных занятиях, через

проблемные ситуации, можно дополнить эти проблемные ситуации сообщениями,

рефератами, экскурсиями, дискуссионными формами знаний ( «круглый стол»).

В старших классах работа с детьми уже направлена не только на развитие

исследовательских навыков, но и навыков публичного выступления, публичной

защиты своих проектов.

В настоящее время, когда на любой вопрос,

дети

находят ответ быстро в

интернете., и заинтересовать их очень трудно

И

перед каждым учителем в

настоящий момент стоит задача «Как заинтересовать детей?». Такая же задача

стоит и перед учителем физики с 35 летним педагогическим стажем, т.е передо

мной

.

Как

заинтересовать?

В

ФГОС

говорится

«

раскрыть

индивидуальные

особенности, и чтобы каждый сам смог добыть знания, уметь их применять на

практике» . Государство

нам

дает

возможность

заглянуть

во

внутренний

мир

каждого ученика, выяснять возможности каждого ученика и выстраивать свою

педагогическую деятельность таким образом, чтобы помочь выявить способности

ученика. Наша задача- вселить ребенку

уверенность в себе, преодолеть страх

перед учителем и предметом, и только тогда ученик может полностью раскрыться,

будет тянуться к новым знаниям. Надо постоянно доказывать, что « они смогут

3

решить, исследовать …!» Само развитие компетентности

личности –это есть

п р и о р и т е т

Ф Г О С .

Прежде, чем научить защищать свои проекты, надо проводить нетрадиционные

уроки: урок-исследование, урок-дискуссия, урок-практикум. На этих уроках дети

научаться

решать

серьезные

проблемные

вопросы,

организации

активной

самостоятельной

деятельности,

научаться

овладевать

знаниями,

умениями

и

навыками и развитием мыслительных способностей.

Темы проектов близки

интересам школьников, актуальны и связаны с их жизненным опытом. Метод

исследовательских проектов ценен, что в ходе его выполнения учащиеся сами

самостоятельно

приобретают

знания,

получают

опыт

познавательной

деятельности. Учитель –помогает воспитывать личность. Одновременно учитель:

-эксперт –дает анализ результатов выполненного проекта;

- координатор –поддерживает групповой процесс решения проблем;

- специалист – компетентен во многих областях;

- энтузиаст – повышает мотивацию учащихся к учебе;

- руководитель- планирует и реализует проект;

Я использую проектную деятельность во внеурочной деятельности. Ребята

готовят дома проекты, представляют в различных видах. Проекты позволяют:

- приобретать опыт деятельности во всех этапах работы над проектом;

- формировать чувство ответственности;

- формировать у учащихся исследование, умения и навыки по мере работы над

проектом;

Учитель дает этапы проектирования:

1.Выбор темы проекта;

2. Определение цели и задачи, актуальность выбора, построение гипотезы;

3. Подбор литературы, интернет-сети;

4. Теоретическая часть;

5. Практическая часть (наблюдение, исследования, эксперименты);

6. Предложение результата, подведение итогов;

Последние несколько лет активно участвуем со старшеклассниками в

межрегиональных проектах, где дети становятся призерами конкурса: 2016-2017

4

учебный год –учащиеся 11 классов Сулейманова Сабина и Кашева Екатерина

стали победителями регионального конкурса «Вместе ярче», где защищали свои

проекты. 2017-2018 учебный год в этом же конкурсе –ученик 10 класса Илюшкин

Никита стал призером; 2017-2018 учебный год – в конкурсе «Охрана водных

ресурсов» имени Вернадского в лагере «Алые паруса» для одаренных детей-

ученицы

10

класса

Воронова

Ангелина

и

Фахуртдинова

Динара

защищали

проекты и стали призерами конкурса, 2017-2018 учебный год – в региональном

конкурсе « Юный ученый» в г.Димитровград –ученица 8 класса защищала проект

и стала призером конкурса. Все дети были награждены грамотами Министерства

образования и науки и получили подарки. Ученица 10 класса Воронова Ангелина

была включена в 2017-2018 учебном году в книгу «Почета одаренных детей»

Ульяновской

области.

2018-2019

учебном

году

ученики

10

класса-

Ишенина

Ксения и Юкин Евгений стали участниками Международного форума «Наука и

техника - 2018», где защищали свои проекты и получили дипломы.

Содержание работы учащимися определяется в рамках каждой из

учебных

дисциплин

и

внеурочной

деятельности.

Создаются

условия

для

оптимального развития детей, через приемы, методы, формы работы, которые

способствуют развитию самостоятельного мышления. В школе целенаправленно

реализуется программа познавательной активности детей. В начальной школе

дети участвуют в конкурсах, защищают проекты, занимают призовые места или

получают сертификаты за участие.

В настоящее время, особенно в 10-11 классах учащиеся выбирают профильное

обучение, это самые благоприятные возможности для обучения детей, так как в 10

классы

идут

в

основном

способные

дети,

у

детей

этого

возраста

уже

сформировался устойчивый интерес к определенной области знания ( у нас в

школе, естественно - научное направление ( химия и биология) и технологическое

направление ( физика-математика). Здесь уже используются различные типы и

содержания

и

методы

работы,

и

учитывается

требования

индивидуального

подхода

с

ориентацией

на

будущий

профессиональный

выбор.

И

программы

о б у ч е н и я

д о л ж н ы :

:

5

- включать изучение широких тем и проблем, что позволяет учитывать интерес

детей;

-предполагать

изучение

проблем,

позволяющих

учитывать

склонность

к

исследовательскому типу поведения; формировать навыки и методы проектно-

исследовательской работы

- поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;

- обеспечивать вариативность учебного процесса с точки зрения содержания,

форм и методов;

- гарантировать свободное использование разнообразных источников и способов

получения информации;

;

Мы, педагоги осуществляем обучение и воспитание в интересах ребенка,

государства, создание благоприятных условий для реализации достижений детей в

разработке и реализации проектов, созданных детьми, и миссия каждого учебного

заведения заключается в создании условий поиска методов и средств развития

образовательного процесса.

Проект ученицы 11 класса Фахуртдиновой Динары. Тема

проекта «Защита реки Урень Чердаклинского района», она стала призером очного

6

конкурса...

При

исследовании

и

создании

проекта

Динарой

была

сделана

колоссальная

работа.

Она

не

только

использовала

информационно-

коммуникационные технологии, но мы с ней ездили в с. Енганаево, разговаривали

со сторожилами данного села, несколько раз ездила и проводила анализ воды,

делала фотографии, ездила в архив, искала информацию, отбирала важную и

нужную информацию, собирала материал. Показала, что умеет самостоятельно

извлекать знания. Данный проект ее так захватил, что самостоятельно

делала

открытия,

помогала

привлечь

внимание

общественности

к

проблемам

реки.

Именно

такие

проекты

воспитывают

культуру

поведения,

милосердие

и

гуманность, развивают творческие способности детей.

«Защита реки Урень»

Содержание работы

1.

Введение

1.1. Обоснование актуальности проводимого исследования

1.2. Цель работы

1.3. Задачи работы

1.4. Объект исследования

1.5. Предмет исследования

1.6. Место и сроки проведения исследования

1.7. Оборудование

1.8. Этапы работы

1.9. Обзор литературы

1.10. Практическая значимость работы

2.

Методика исследований

3.

Результаты исследований и их анализ

3.1. Визуальное обследование реки Урень

3.2. Отбор проб воды для физико-химического анализа

3.3. Виды отбора проб

3.4. Изучение органолептических (гидрофизических) показателей воды

3.5. Изучение гидрохимических показателей воды

3.6. Оценка экологического состояния водоема

7

3.7. Рекомендации по улучшению экологического состояния водоема

4.

Выводы

5.

Заключение

6.

Список используемой литературы

7.

Приложения

Заключение

Можно показать очень много работ, которые мы сделали с ребятами.

Каждая

работа

по

своему

особенная

и

ценная.

Эти

работы

учат

ребят

целеустремленности, терпению, усидчивости. Каждый из нас, педагогов должен

на

каждом

уроке

вести

наблюдение

со

всеми

учащимися

в

процессе

образовательных потребностей, чтобы выявить талантливых детей. Это, конечно

же, не очень легко, так как нашей компетентностью, как педагогов является работа

с разными возможностями к обучению. Ведь талантливых учеников в классе не

так много, и поэтому главное выдерживать индивидуальный баланс для каждого

учащегося,

организовать

образовательный

процесс

с

учетом

индивидуальных

возможностей

и

способностей

каждого

учащегося

в

классе,

заинтересовать

каждого

учащегося,

а

для

этого

у

нас

есть

проектно-исследовательская

деятельность. Мы должны учить всех без исключения, вне зависимости от их

склонностей, способностей, особенностей развития.

В определенном смысле

требование ФГОС –это общественно-государственный заказ к профессиональной

деятельности педагога в реалиях современной школы.

8

9



В раздел образования