Автор: Князькина Дания Абдулбариевна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: МБОУ Мирновская СШ
Населённый пункт: поселок Мирный Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проектно–исследовательская деятельность одаренных детей
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Мирновская средняя школа имени Сергея
Юрьевича Пядышева
Проектно-исследовательская деятельность
в организации учебного процесса
Учитель высшей квалифика-
ционной категории,
Почетный работник РФ
в сфере образования
Князькина Д.А.
1
Введение
«Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и
копировать»
Л.Н.Толстой
Каждый
человек
должен
обладать
достаточным
профессиональным
мастерством, чтобы создать ситуацию успеха для ребенка.
Конечно же,
цель
каждого из нас, как педагога- это воспитание образованной, гармонично развитой
личности, которая может и должна найти свой жизненный путь, трудиться для
блага
общества,
коммуникабельной,
способной
адаптироваться
к
быстро
меняющимся
условиям.
Талантливые
дети
–это
бесценное
достояние
нашей
страны, именно они должны занять ключевые позиции в науке, искусстве и других
отраслях.
В
нашей
школе
уже
несколько
лет
существует
программа
работы
с
одаренными детьми, попытаюсь рассмотреть пути и методы выявления одаренных
детей
через проектную и исследовательскую деятельность, так как
моя тема
является самой актуальной в современном обществе.
Во первых: раскрытие талантов ребенка важно не только для него самого,
но и для общества, где нужны творческие люди, обладающих нестандартным
мышлением;
Во
вторых:
с
каждым
годом
увеличивается
на
человече ство
информационная
нагрузка
и
множество
проблем,
решение
которых
требует
интеллектуальных
усилий,
большого
кругозора,
профессионализма
и
образованности;
Цели:
1. Развитие творческого и интеллектуального потенциала через внедрение в
учебный процесс новых образовательных технологий;
2. Создание условий для проведения проектно- исследовательской работы;
2
На сегодняшний день новые ФГОС признает, что характер развития
талантливых детей – это результат слияния природных задатков, заложенных у
ребенка с рождения с социальной средой, где идет воспитание и развитие ребенка.
И конечно же я имею в виду
свои уроки, уроки физики, где дети проводят
исследования и создают новые проекты. Это позволяет привлечь к работе на
уроке каждого ученика, а значит увидеть уровень способностей и одаренности
каждого ребенка. Развитие творческой
активности начинается в начальной школе, где дети начинают делать проекты, а в
среднем
звене
(5-7
классы)
идет
уже
дальнейшее
формирование
основ
исследовательской и творческой деятельности учащихся.
Это этап создания
ситуаций для исследования, которые открывают новые увлекательные темы, идеи
и области знания.. Все это достигается на уроках или внеурочных занятиях, через
проблемные ситуации, можно дополнить эти проблемные ситуации сообщениями,
рефератами, экскурсиями, дискуссионными формами знаний ( «круглый стол»).
В старших классах работа с детьми уже направлена не только на развитие
исследовательских навыков, но и навыков публичного выступления, публичной
защиты своих проектов.
В настоящее время, когда на любой вопрос,
дети
находят ответ быстро в
интернете., и заинтересовать их очень трудно
И
перед каждым учителем в
настоящий момент стоит задача «Как заинтересовать детей?». Такая же задача
стоит и перед учителем физики с 35 летним педагогическим стажем, т.е передо
мной
.
Как
заинтересовать?
В
ФГОС
говорится
«
раскрыть
индивидуальные
особенности, и чтобы каждый сам смог добыть знания, уметь их применять на
практике» . Государство
нам
дает
возможность
заглянуть
во
внутренний
мир
каждого ученика, выяснять возможности каждого ученика и выстраивать свою
педагогическую деятельность таким образом, чтобы помочь выявить способности
ученика. Наша задача- вселить ребенку
уверенность в себе, преодолеть страх
перед учителем и предметом, и только тогда ученик может полностью раскрыться,
будет тянуться к новым знаниям. Надо постоянно доказывать, что « они смогут
3
решить, исследовать …!» Само развитие компетентности
личности –это есть
п р и о р и т е т
Ф Г О С .
Прежде, чем научить защищать свои проекты, надо проводить нетрадиционные
уроки: урок-исследование, урок-дискуссия, урок-практикум. На этих уроках дети
научаться
решать
серьезные
проблемные
вопросы,
организации
активной
самостоятельной
деятельности,
научаться
овладевать
знаниями,
умениями
и
навыками и развитием мыслительных способностей.
Темы проектов близки
интересам школьников, актуальны и связаны с их жизненным опытом. Метод
исследовательских проектов ценен, что в ходе его выполнения учащиеся сами
самостоятельно
приобретают
знания,
получают
опыт
познавательной
деятельности. Учитель –помогает воспитывать личность. Одновременно учитель:
-эксперт –дает анализ результатов выполненного проекта;
- координатор –поддерживает групповой процесс решения проблем;
- специалист – компетентен во многих областях;
- энтузиаст – повышает мотивацию учащихся к учебе;
- руководитель- планирует и реализует проект;
Я использую проектную деятельность во внеурочной деятельности. Ребята
готовят дома проекты, представляют в различных видах. Проекты позволяют:
- приобретать опыт деятельности во всех этапах работы над проектом;
- формировать чувство ответственности;
- формировать у учащихся исследование, умения и навыки по мере работы над
проектом;
Учитель дает этапы проектирования:
1.Выбор темы проекта;
2. Определение цели и задачи, актуальность выбора, построение гипотезы;
3. Подбор литературы, интернет-сети;
4. Теоретическая часть;
5. Практическая часть (наблюдение, исследования, эксперименты);
6. Предложение результата, подведение итогов;
Последние несколько лет активно участвуем со старшеклассниками в
межрегиональных проектах, где дети становятся призерами конкурса: 2016-2017
4
учебный год –учащиеся 11 классов Сулейманова Сабина и Кашева Екатерина
стали победителями регионального конкурса «Вместе ярче», где защищали свои
проекты. 2017-2018 учебный год в этом же конкурсе –ученик 10 класса Илюшкин
Никита стал призером; 2017-2018 учебный год – в конкурсе «Охрана водных
ресурсов» имени Вернадского в лагере «Алые паруса» для одаренных детей-
ученицы
10
класса
Воронова
Ангелина
и
Фахуртдинова
Динара
защищали
проекты и стали призерами конкурса, 2017-2018 учебный год – в региональном
конкурсе « Юный ученый» в г.Димитровград –ученица 8 класса защищала проект
и стала призером конкурса. Все дети были награждены грамотами Министерства
образования и науки и получили подарки. Ученица 10 класса Воронова Ангелина
была включена в 2017-2018 учебном году в книгу «Почета одаренных детей»
Ульяновской
области.
2018-2019
учебном
году
ученики
10
класса-
Ишенина
Ксения и Юкин Евгений стали участниками Международного форума «Наука и
техника - 2018», где защищали свои проекты и получили дипломы.
Содержание работы учащимися определяется в рамках каждой из
учебных
дисциплин
и
внеурочной
деятельности.
Создаются
условия
для
оптимального развития детей, через приемы, методы, формы работы, которые
способствуют развитию самостоятельного мышления. В школе целенаправленно
реализуется программа познавательной активности детей. В начальной школе
дети участвуют в конкурсах, защищают проекты, занимают призовые места или
получают сертификаты за участие.
В настоящее время, особенно в 10-11 классах учащиеся выбирают профильное
обучение, это самые благоприятные возможности для обучения детей, так как в 10
классы
идут
в
основном
способные
дети,
у
детей
этого
возраста
уже
сформировался устойчивый интерес к определенной области знания ( у нас в
школе, естественно - научное направление ( химия и биология) и технологическое
направление ( физика-математика). Здесь уже используются различные типы и
содержания
и
методы
работы,
и
учитывается
требования
индивидуального
подхода
с
ориентацией
на
будущий
профессиональный
выбор.
И
программы
о б у ч е н и я
д о л ж н ы :
:
5
- включать изучение широких тем и проблем, что позволяет учитывать интерес
детей;
-предполагать
изучение
проблем,
позволяющих
учитывать
склонность
к
исследовательскому типу поведения; формировать навыки и методы проектно-
исследовательской работы
- поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;
- обеспечивать вариативность учебного процесса с точки зрения содержания,
форм и методов;
- гарантировать свободное использование разнообразных источников и способов
получения информации;
;
Мы, педагоги осуществляем обучение и воспитание в интересах ребенка,
государства, создание благоприятных условий для реализации достижений детей в
разработке и реализации проектов, созданных детьми, и миссия каждого учебного
заведения заключается в создании условий поиска методов и средств развития
образовательного процесса.
Проект ученицы 11 класса Фахуртдиновой Динары. Тема
проекта «Защита реки Урень Чердаклинского района», она стала призером очного
6
конкурса...
При
исследовании
и
создании
проекта
Динарой
была
сделана
колоссальная
работа.
Она
не
только
использовала
информационно-
коммуникационные технологии, но мы с ней ездили в с. Енганаево, разговаривали
со сторожилами данного села, несколько раз ездила и проводила анализ воды,
делала фотографии, ездила в архив, искала информацию, отбирала важную и
нужную информацию, собирала материал. Показала, что умеет самостоятельно
извлекать знания. Данный проект ее так захватил, что самостоятельно
делала
открытия,
помогала
привлечь
внимание
общественности
к
проблемам
реки.
Именно
такие
проекты
воспитывают
культуру
поведения,
милосердие
и
гуманность, развивают творческие способности детей.
«Защита реки Урень»
Содержание работы
1.
Введение
1.1. Обоснование актуальности проводимого исследования
1.2. Цель работы
1.3. Задачи работы
1.4. Объект исследования
1.5. Предмет исследования
1.6. Место и сроки проведения исследования
1.7. Оборудование
1.8. Этапы работы
1.9. Обзор литературы
1.10. Практическая значимость работы
2.
Методика исследований
3.
Результаты исследований и их анализ
3.1. Визуальное обследование реки Урень
3.2. Отбор проб воды для физико-химического анализа
3.3. Виды отбора проб
3.4. Изучение органолептических (гидрофизических) показателей воды
3.5. Изучение гидрохимических показателей воды
3.6. Оценка экологического состояния водоема
7
3.7. Рекомендации по улучшению экологического состояния водоема
4.
Выводы
5.
Заключение
6.
Список используемой литературы
7.
Приложения
Заключение
Можно показать очень много работ, которые мы сделали с ребятами.
Каждая
работа
по
своему
особенная
и
ценная.
Эти
работы
учат
ребят
целеустремленности, терпению, усидчивости. Каждый из нас, педагогов должен
на
каждом
уроке
вести
наблюдение
со
всеми
учащимися
в
процессе
образовательных потребностей, чтобы выявить талантливых детей. Это, конечно
же, не очень легко, так как нашей компетентностью, как педагогов является работа
с разными возможностями к обучению. Ведь талантливых учеников в классе не
так много, и поэтому главное выдерживать индивидуальный баланс для каждого
учащегося,
организовать
образовательный
процесс
с
учетом
индивидуальных
возможностей
и
способностей
каждого
учащегося
в
классе,
заинтересовать
каждого
учащегося,
а
для
этого
у
нас
есть
проектно-исследовательская
деятельность. Мы должны учить всех без исключения, вне зависимости от их
склонностей, способностей, особенностей развития.
В определенном смысле
требование ФГОС –это общественно-государственный заказ к профессиональной
деятельности педагога в реалиях современной школы.
8
9