Автор: Шарова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ д.с. № 40
Населённый пункт: город Колпино , Санкт–Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду .
Раздел: дошкольное образование
Использование нетрадиционных техник рисования в детском
саду .
Занятия рисования в детском саду любимы всеми детьми. Дети с самого раннего возраста пытаются
отразить свои впечатления об окружающем мире в изобразительном творчестве. Существует
множество приёмов, с помощью которых, можно создавать оригинальные работы, даже не имея
художественных навыков. Нетрадиционные техники изобразительного искусства, применяемые в
детском саду, помогают малышам, ещё не умеющим полностью владеть карандашами и кисточками, не
только воспринимать окружающий мир, но и передавать его через рисунок. Всё, что дети видели на
прогулке, очень просто изображается на бумаге с помощью подручных средств. Термин -
«нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования,
которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. В процессе
нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Такие занятия не утомляют
дошкольников, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего
времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу
осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные
материалы и техники, которые используются в изобразительной деятельности, способствуют развитию
у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного
восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также
мелкой моторики рук. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке,
дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной
образ получился выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует
положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед
процессом рисования. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает
не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и
непосредственность детского восприятия и деятельности. Рисование нетрадиционным способом – это
увлекательная и завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дошкольное
детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет
собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и
удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет
разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления
творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов рисования с детьми в детском
саду является изобразительная, художественно – продуктивная деятельность, создающая условия для
вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что – то красивое,
необычное. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания
маленьких шедевров.
Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:
- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- печать из ниток
- печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:
- отпечатки-картинки
- печать пластилином
- масляная пастель + акварель
- отпечатки листьев
- рисунки из ладошки
- рисование ватными палочками
- волшебные ниточки
- монотипия.
А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:
- рисование мыльными пузырями
- рисование мятой бумагой
- рисование солью
- кляксография
- пластилинография
- граттаж.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник
позволяет детям чувствовать себя раскованние, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают
воображение, дают полную свободу для самовыражения.
Я считаю, что не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому,
чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. считаю важным
активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи
дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть творческие игры. Перед тем как рисовать
какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит.
Для этого рисование я начинаю с чтения, рассматривания, наблюдения явления или предмета, который
нужно
изобразить,
далее
объясняю
технику
рисования,
обязательно
провожу
физкультминутки,
анализирую
в
конце
занятия
работы
детей.
В
дальнейшем
планирую
продолжить
работу
над
нетрадиционными техниками рисования. Так как на основе проделанной работы я увидела, что у детей
возрос интерес к рисованию. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные
оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют
творчество,
фантазию,
реализуют
свой
замысел,
и
самостоятельно
находят
средства
для
его
воплощения.
Я
убеждена,
что
нельзя
останавливаться
на
достигнутых
результатах,
ведь
только
творческий педагог может сформировать творческую личность. В своей работе я пользуюсь, и буду
продолжать пользоваться простым правилом – бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь
раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.
Используемая литература :
1.А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
2.Р.Г. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду»
3. И.А. Лыкова «Развитие ребенка в изобразительной деятельности»
4.Интернет источники