Автор: Мещерякова Лариса Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 4"
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Конспект
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМИЧЕСКОЕ ЦАРСТВО ЛУНЫ»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 4» г. Бийска Алтайского края
Конспект
«ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМИЧЕСКОЕ
ЦАРСТВО ЛУНЫ»
Подготовила воспитатель:
Мещерякова Лариса Борисовна
Конспект занятия по теме
«Путешествие в космическое царство Луны»
Цель: Углубить знания детей о космосе.
Программные задачи:
Познакомить с особенностями движения Луны вокруг Земли. Дать детям
представление о космосе, рассмотреть фазы Луны, обогащать словарный
запас
детей
(полнолуние,
новолуние,
месяц,
космонавты,
вселенная).
Расширять кругозор путём популяризации знаний о достижениях в области
космонавтики.
Формировать у детей эмоционально-радостные ощущения от
активного участия в совместной деятельности.
Развивать у детей речевую активность. Свободное общение детей вовремя
беседы,
познавательный интерес. Сохранять
и укреплять физическое и
психическое здоровье детей посредством использования физминуток.
Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Материал и оборудование: проектор, магнитофон; ширма с иллюстрациями
воздушного транспорта; изображение луны на ватмане; карандаши ( желтый,
чёрный); ракета из картона; фазы луны для раскрашивания на листе А4 по
количеству детей; маски и костюмы для лунатиков; маски: Солнца, Земли,
Луны; театральная ширма; карточки к сказке; медали.
Предварительная
работа:
Первоначальное
знакомство
с
атмосферой,
с
Вселенной,
Солнцем,
и
солнечной
системой,
созвездиями.
Рисование
на
космическую тему. Подготовка детей старшей группы к сценке «Лунатики».
Беседа по технике безопасности при работе с природным материалом (камни,
песок)
Методы и приемы: наглядные, словесные
Музыкальное
сопровождение:
музыкальная
сопровождение
полета
-
«космическая
музыка»,
музыкальное
сопровождение
лунатиков
-
«инопланетяне»
Этапы,
методы,
приемы
Деятельность педагога
Деятельность детей
Организаци
онный
момент
Приветствие
Загадка
Педагог активизирует внимание детей
на предстоящую деятельность.
Дети стоят около воспитателя.
Становись скорее в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
-Ребята,
посмотрите,
сколько
к
нам
гостей пришло. Все хотят узнать, что же
такого
интересного
мы
с
вами
будем
делать? Давайте подарим всем улыбки и
поприветствуем всех - здравствуйте.
- Скажите мне, пожалуйста, а вы любите
путешествовать?
Педагог усиливает интерес детей
-
Хорошо.
Тогда
отгадайте
загадку,
вставив отгадку в рифму.
Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (луна)
-
Как
вы
думаете,
о
чем
мы
будем
Дети
п р оя вл я ют
и н т е р е с
и
активность.
здороваются
Дети здороваются и
в к л ю ч а ю т с я
в
з а н я т и е
и з - з а
предстоящего
интереса.
Да
Ответы детей
Ответы детей
Предложени
е
Педагог
показывает
иллюстраци
и.
Педагог
задает
вопросы
узнавать?
-
А
в ы
хо т и т е
о т п р а в и т ь с я
в
космическое путешествие прямо сейчас!
- В царство Луны, хотите?
-А для чего вы хотите туда полететь?
-
Чтобы
добраться
до
Луны,
нужно
выбрать подходящий транспорт.
П од о й д и т е
к
ш и р м е ,
в с т а н ь т е
полукругом внимательно посмотрите, и
скажите,
что
объединяет
все
эти
транспортные
средства:
с а мол ё т,
дирижабль, воздушный шар, вертолёт..?
Какой это вид транспорта?
-А мы, на каком транспортном средстве
можем отправиться в космос?
Мы построили ракету –
Корабля быстрее нету.
Приглашаю всех в полёт
На Луну! Ракета ждет!
- А как нас можно будет называть, если
мы полетим в космос?
- Но если мы все космонавты тогда мне
нужно ещё задать несколько вопросов,
чтобы,
наверняка
убедиться,
что
вы
готовы к полёту.
Будьте внимательны!
Да
.
Ч т о б ы
б о л ь ш е
узнать о ней
Дети
подходят
к
ширме.
Высказывания
р е б я т
( н а
н и х
можно летать)
Воздушный
Ответы детей:
( на ракете)
Дети
подходят
к
скамеечкам,
рассаживаются друг
з а
д р у г о м .
У
первого
ребенка
в
руках
ка рто н н а я
ракета.
(космонавтами)
заслушивает
варианты ответов
е с т ь
п л а н е т ы ,
солнце, звезды…
Пояснения,
рассуждение
Оценка
Педагог
говорит
на
фоне музыки
Основная
часть
Педагог
показывает
на
большую
иллюстраци
ю Луны.
- Что вы знаете о солнечной системе?
- Сколько в солнечной системе планет?
-
К а к о й
п о
с ч е т у
о т
С о л н ц а
располагается наша планета Земля?
- Какие еще тела, кроме планет, есть в
космическом пространстве?
-
Что
образуют
небольшие
скопления
звезд?
- Молодцы, ребята! Вы доказали, что к
полёту в космос вы готовы.
- Начинаем обратный отчет все вместе:
10- 9- 8- 7- 6- 5- 4- 3- 2- 1-пуск!
М у з ы к а л ь н о е
с о п р о в о ж д е н и е
«Комическая музыка»- фоном.
- Итак, в путь!
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до Солнца долететь.
И всерьёз, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой!
(автор: С. Баруздин).
-
Вот
мы
и
прилетели
на
Луну.
Предлагаю её рассмотреть.
- Видели ли вы когда – ни будь Луну?
Где?
8..9…10
3
метеориты, кометы
созвездия
В с е
в м е с т е
считают.
Дети
выставляют
руки,
в
стороны
имитируя полет.
Слушают и
выполняют
движения полёта
Дети подходят
встают полукругом
Да,
На небе
Да на небе
Задаёт
вопросы и
слушает
ответы детей
Приглашает
присесть
за
столы.
Включает
презентацию
на проекторе
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Педагог
вызывает
детей
- А как вы думаете, всё ли вы о ней
знаете?
- А хотите узнать больше?
- Луна для человека с древних времён
была
загадкой.
Сегодня
благодаря
ученым мы о ней знаем гораздо больше.
Приглашаю вас пройти
и присесть за
столы.
-
П у т е ш е с т в у я
п о
Л у н е ,
м ы
п о с т а р а е м с я :
р а с с м о т р е т ь
е ё
поверхность, разгадать тайну Луны и
порассуждать может ли человек жить на
Луне? Готовы?
-
В
космическом
царстве
все
такие
н е п о с ед ы ,
н а
м е с т е
н и ко го
н е
удержишь.
Всё
движется
и
движется.
Вот
и
Луна
вертится
вокруг
своей
подружки Земли, вместе они вертятся
вокруг Солнца. Давайте и мы с вами
попробуем сделать?
Демонстрация взаимодействия Луны с
Землёй и Солнцем.
Ангелина ты будешь большая и
огненная звезда, которая называется
Солнце. Вставай в центр, раскрывай
руки и «свети».
Вова ты планета Земля. Ты медленно
вращаешься вокруг Солнца. У планеты
Ответы детей
Присаживаются за
столы
Слушают
Да
давайте
В ы х о д я т
д е т и
надевают
маски
на
г о л о в у
и
показывают
Приглашает
отдохнуть
Продолжает
р а с с к а з
и
показ
слайдов.
Показывает
на проекторе
Слайд 4
Рассказывает
Земля
есть
подружка,
которая
её
постоянно сопровождает - Луна.
Ульяна Луна, вращается вокруг Земли.
-
Спасибо.
Возвращайтесь
на
свои
места.
-Ребята,
теперь
вы
поняли,
ка к
вращаются Земля и Луна?
-Так
почему
же
Луну
называют
спутником Земли?
- Интересно?
Физминутка
-
Вставайте,
мы
с
вами
немножко
отдохнём. А поможет нам зарядка:
Приглашаю на зарядку,
Назову всё по - порядку.
Мелкие шажки - раз, два, три.
Легкие шажки - раз, два, три.
Вот и вся зарядка - раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.
Показ картинки для сравнения арбуза и
маленького яблока
- Посмотрите на эту картинку. Что вы
видите?
Представьте,
что
арбуз
–
это
планета
Земля,
а
яблоко
–
это
Луна.
Что
вы
можете сказать об их размерах?
- Луна, ребята, в 4 раза меньше Земли.
-
А если бы мы с вами шли на Луну
пешком, то потратили бы на это 9 лет.
- А ещё на Луне есть необыкновенные
движение
космических тел
Ответы детей
Да
Ответы детей
Земля и Луна
всегда вместе
Дети встают на
ноги.
Выполняют все
вместе.
Присаживаются
Арбуз и
яблоко
Слайд 5
Вопрос
Слайд 5
Раздача
к а м н е й
и
ёмкостей
с
песком
Слайд 6
Ставит
ширму.
Показывает
сказку
Слайд 7
Слайд 9
моря. В этих морях нет рыбы, нет волн.
В
этом
море
невозможно
нырнуть,
нельзя
утонуть.
Купаться
нельзя
и
плавать тоже.
- Чего же нет в морях на Луне?
-
Р е б я т а ,
д а в а й т е
р а с с м о т р и м
поверхность Луны. Какая она?
- Правильно.
И вся
покрыта пылью,
как будто её много лет не вытирали.
На Луну падали метеориты, ударяя об её
поверхность, образовывались впадины –
кратеры.
-
Сейчас,
каждый
из
вас,
вспомнив
технику
безопасности
при
работе
с
природным
материалом,
попробует
в
лунной
пыли
(в
песке)
образовать
впадину метеоритом (камнем).
Процесс
воспроизведения
падения
метеоритов на лунную поверхность
- Люди решили что это лунные моря и
д а л и
и м
н а з в а н и я
–
« М о р е
Спокойствия», «Море Дождей»…
- А Луна – это звезда?
-
Луна
–
не
звезда
и
не
планета
это
большой каменный шар.
- Посмотрите, какой формы она бывает?
– Почему она такая? Предлагаю вашему
вниманию
народную
сказку,
которая
раскроет вам тайну «Почему у месяца
нет платья»
Показ сказки
- Какую тайну раскрывает эта сказка?
(Луна меняет свой внешний вид).
- а вы знаете, от чего зависит разный
вид Луны?
- Разный вид Луны зависит от того, как
она
освещена
невидимым
нам
ночью
Солнцем.
- Солнце, как электрическая лампочка
Ответы детей
Воды
Поверхность Луны
каменистая и очень
неровная
Смотрят, показ
воспитателя
Осмысливают
Дети кидают камни
в «лунную пыль»
нет
круглая,
половинчатая….
Смотрят, слушают,
Показывает
Слайд 8
Рассказывает
Слайд 10
Слайд 11
Оценка
Выставляет
ширму
Дополнитель
ная
информация
Включает
сопровожда
ющую
само излучает свет, а Луна так не может
она
этот
свет
отражает,
как
зеркало.
Лучи
Солнца
светят
только
на
одну
сторону Луны. Эту сторону мы и видим
с Земли. В зависимости от того, какая
часть Луны освещена, мы видим на небе
её то целиком, то половинкой, то узким
серпиком.
-
А,
сейчас,
я
предлагаю
нарисовать
фазы
Луны.
Каждому
раздам
готовые
л и с т о ч к и .
В ы
р а с с м о т р и т е
п р е д л о ж е н н ы е
ф а з ы
Л у н ы
и
постараетесь их повторить.
- Молодцы!
Ширма с иллюстрациями космических
станций.
-
Как
вы
думаете,
мечтали
ли
люди
побывать на Луне?
-Да. Мечтали,
и в прошлом веке туда
отправлялись
лунные
станции.
Они
передавали
на
землю
изображения
Лунной поверхности, брали грунт для
исследований.
- на Луне днем очень жарко, а ночью
очень холодно. Как вы думаете, от чего
это происходит? Какой защиты нет на
поверхности Луны?
- На Луне нет цветов, нет деревьев, нет
радуги. Только камни. И, самое главное,
на Луне нет ни воды, ни воздуха. Там
нет дождей, нет снега. Может там жить
человек?!
- Но мы с вами можем пофантазировать
и
представить
жителей
Луны.
Это
лунатики.
Послушаем,
о
чем
они
говорят.
осмысливают
Ответы детей
Выполняют
задание.
Работы помещают
на магнитную
доску.
да
Слушают
музыку.
Рефлексия
Оценка
Раздает
Тихо не спугните.
Под музыку выходят лунатики. Ведут
диалог писклявым голосом.
- Ох, как бы я хотела вдохнуть свежий
воздух.
- а я увидеть зелёные леса, услышать
щебетание птиц.
- Я, слышала, всё это есть на «Голубой»
планете, вокруг которой вращается наша
Луна.
- А называется это планета Земля.
-
но
представляешь,
если
мы
туда
попадём, наш вес будет во много раз
тяжелее.
Например,
на
Луне
мой
вес
10кг, а Земле будет 60кг.
- И прыгать на Луне мы можем на много
выше, чем на Земле.
(пытаются прыгать, огорчаются и под
музыку уходят)
- Ребята, а на самом деле мы можем
кого-нибудь
встретить
на
Луне?
Почему?
- Нам пора отправляться назад.
- Но ракета не двинется
в обратный
путь, пока мы не ответим на вопросы.
- Куд а
м ы
с е г о д н я
с о в е р ш а л и
путешествие? (на Луну)
- Что же такое Луна? (спутник Земли)
- Кем мы сегодня были? (космонавтами)
- Есть ли жизнь на Луне? (нет)
- Почему Луна всё время меняет свою
форму?
(на
неё
по-разному
светит
Солнце)
-
Молодцы,
ребята,
вы
успешно
справились
с
заданием,
и
мы
можем
возвращаться домой.
Нет атмосферы
не может
Выходят
подготовленные два
ребёнка
Смотрят
Слушают
нет
Ответы детей (без
медали
Начинаем
обратный
от счет
и
возвращаемся на Землю!
- Хором: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-пуск!
М у з ы к а л ь н о е
с о п р о в о ж д е н и е
«Комическая музыка»- фоном.
- Как прошел полёт?
Нормально?
- Расскажите об этом дома?
-
А
вот
вам
домашнее
з а д а н и е :
нарисуйте, что вы видели на Луне.
-Спасибо
вам
за
увлекательное
путешествие
и
мне
хочется
всех
наградить
медалями
«Покоритель
царства Луны».
Фоновое музыкальное сопровождение
жизненная, нет
воды и воздуха)
Проходят
в
ракету,
присаживаются
Полёт прошел
нормально.
Да.
Удовлетворение
интереса и радость
детей от
проделанной
работы.