Автор: Митяева Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ЦО№32"1строение Дошкольные группы
Населённый пункт: Г.Тула Тульская область
Наименование материала: обобщённый педагогический опыт
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр
образования №32» имени Ивана Васильевича Болдина
1строение .Дошкольные группы.
Опыт работы
«Развитие творческих способностей дошкольника
средствами нетрадиционных техник рисования»
Воспитателя :Митяевой Натальи Викторовны
г. Тула
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В
процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,
владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и
способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их
всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-
трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи
подготовки детей к школе.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку
выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы
объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического
восприятия. Изобразительное искусство располагает многообразием
материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных,
традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а
также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе
отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась
возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в
работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и
творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют
необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно,
достоинством таких техник является универсальность их использования.
Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и
ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей,
так как они открывают большие возможности выражения собственных
фантазий, желаний и самовыражению в целом. Постоянный поиск новых
форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет
делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и
информационно насыщенной. Наличие материала для вариативной части, его
высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку
увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного
сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку
возможность удивиться и порадоваться миру.
Актуальность:
Занятия позволяют развивать у детей не только художественные способности,
но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Цель:
Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к
собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи:
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной
деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,
пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих
работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного
творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними,
закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их
возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным
трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Программа разработана для детей 6-7 лет. Рассчитана на 1 учебный год.
Включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Длительность занятий составляет 30 минут.
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие
руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,
что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу
рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,
как следствие, познавательных способностей.
Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было
обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и
нетрадиционных техник рисования..
Овладение техникой понимается при этом не только как основа
возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего
представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи
впечатления о нем в конкретном продукте.
Предполагаемый результат:
Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их
особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично
изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти;
используют цвет для создания различных образов; создают композиции на
листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе;
используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто
комментируют свою творческую работу;
Вариативный компонент составлен с учетом обеспечивания интеграции
всех образовательных областей:
Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование
композиций.
Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.
Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских
взаимоотношений.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать
выводы, высказывать свою точку зрения.
Здоровье: физкультминутки.
Музыка: прослушивание музыкальных произведений.
Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой
деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;
Методическое обеспечение.
Нетрадиционные техники:
оттиск печатками из овощей;
тычок жесткой кистью;
оттиск печатками из ластика;
оттиск поролоном;
восковые мелки и акварель;
свеча и акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошек;
волшебные веревочки;
кляксография;
монотопия;
печть по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же
эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти,
воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в
рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование
различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в
сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых
изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обученияЗанятие
превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при
помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те
же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится
роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы,
материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие
способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь,
фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые
композиции, развивается умение детей действовать с различными
материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и
др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу
вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах
коммуникативных высказываний.
Материал:
акварельные краски, гуашь;
восковые и масляные мелки, свеча;
ватные палочки;
поролоновые печатки;
коктельные трубочки;
палочки или старые стержни для процарапывания;
матерчатые салфетки;
стаканы для воды;
подставки под кисти; кисти.
Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,
Практические – упражнения, игр методы,
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,
педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение,
пояснение, пед оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ
образца, показ способов выполнения и др.
Все методы используются в комплексе.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы:
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.
Оформление эстетической развивающей среды в группе. и т.д.
Показатели прохождения рабочей программы:
Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в
определенной теме.
Учатся использовать в одной работе разные изобразительные
материалы.
Учатся рисовать различными материалами.
Используют в работе разные дополнительные материалы (песок,
камни).
Развивать навыки по составлению сюжетов.
Дети учатся цветоведенью.
Экспериментируют.
Развивается связная речь.
Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом
объективно оценивать свою работу.
Формы работы.
Игры.
Беседы, работа с наглядным материалом.
Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
Чтение и заучивание художественной литературы.
Рассматривание репродукций картин.
Способы проверки:
- диагностические задания;
- выставки детских работ
Преемственность:
сформировать умения и навыки,
развивать личностные качества.
Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями,
умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком
своих способностей, сформированность способов самоконтроля.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не
может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю
возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя,
испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие вариативный
компонент, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Перспективный план вариативного компонента «Мастерская
акварелька»
№
Тема
Количество
организованно
й учебной дея-
ти
Дата
1
Чудо-дерево
1
2
Овощной суп
1
3
Королева осень
1
4
Моя семья
1
5
Листопад. Нарядные деревья
1
6
Краски осени
1
7
Легковой автомобиль
1
8
Любимая игрушка
1
9
Дождливая осенняя погода
1
10
В гостях у сказки
1
11
Наши зимние забавы
1
12
Пришла зима
1
13
Птичка синичка
1
14
Новогодняя ёлка
1
15
Новогодние открытки
1
16
Серпантин
1
17
Зимние узоры
1
18
Дремлет лес под сказку сна
1
19
Белая берёза
1
20
Моё любимое домашнее
животное
1
21
Поздравляем наших мам
1
22
По дорожке красоты
1
23
Ваза с цветами
1
24
Весенние дерево
1
25
Космический пейзаж
1
26
Подводный мир
1
27
Синяя птица
1
28
Мои подарки
1
29
Мой сад
1
30
Деревья смотрят в озеро
1
31
Ветка японской сакуры
1
32
Одуванчик-волшебное чудо
ПРИЁМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ
С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Оттиск поролоном
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной
подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся
другие мисочка и поролон.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к
штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить
другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на
белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько
цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие,
кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками
разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для
получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев
можно дорисовать кистью.
Литература:
Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М.,
2004г.
Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.
2007г.
Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.
ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО
«Попурри», 2005. – 256с.
Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и
развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития»,
«Академия К», 1998.– 256с.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. –
96с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»:
Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
Таблица результатов экспериментального исследования
«Обследование навыков рисования с использованием нетрадиционных
техник»
(старшая группа)
№
Ф,имя
ребёнка
Рисование
Цветовое
восприятие-
ребёнок видит
яркость и
нарядность
цвета и его
оттенков
Предметное-ребёнок
изображает
предметы путём
создания отчетливых
форм,подбора
цвета,аккуратного
закрашивания,испол
ьзования знакомых
материалов и
инструментов.
Сюжетное-ребёнок
передаёт несложный
сюжет,обьединяя в
рисунке несколько
предметов,используя
знакомые
нетрадиционные
техники.
№
Ф,имя
ребёнка
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент.
Май
Сент.
1
А.Инесса
3
3
2
3
1
2
2
А.Таня
3
3
2
3
1
2
3
В,Аврора
2
3
1
2
1
2
4
Г.Дианна
2
3
2
2
1
2
5
Д,Степан
3
23
3
3
2
3
6
З.Кирилл
1
2
2
3
1
1
7
И.Соня
1
3
1
2
1
2
8
К.Влада
3
3
3
3
2
3
9
К.Ксения
3
3
2
3
1
2
10
К.Дима
2
3
1
2
1
2
11
К.Алиса
2
3
2
3
1
2
12
М.Юра
3
3
3
3
2
3
13
П.Матвей
3
3
3
3
2
3
14
Р.Даша
3
3
3
3
2
3
15
С.Катя
2
2
2
3
1
2
16
Т.Яна
1
2
1
2
1
2
17
Т.Альбина
1
1
1
1
1
1
18
Х.Гегине
3
3
2
3
2
3
19
Щ.Егор
2
2
2
3
1
2
20
Э.Азизбек
-
-
-
-
-
-
Итоговый
показатель по
группе
2.3
2.6
2
2.6
1.3
1.9
Результат обследования
Уровни
Сентябрь
Высокий
о
Средний
11\55%
Низкий
8\45%
У большенства детей наблюдается стойкий интерес к рисованию в
нетрадиционных техниках,они правельно пользуются материалами и
инструментами,проявляют интерес к освоению новых техник.
Низкий уровень в начале года,обьясняется,чаще всего,недостаточным
владением техническими навыками и умениями,восприятие особенностей
использования нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось
только при активном побуждении взрослого.
Лишь у одного ребёнка и в мае наблюдается низкий уровень,что
обуславливается особенностями его развития.