Напоминание

«Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования


Автор: Митяева Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ЦО№32"1строение Дошкольные группы
Населённый пункт: Г.Тула Тульская область
Наименование материала: обобщённый педагогический опыт
Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр

образования №32» имени Ивана Васильевича Болдина

1строение .Дошкольные группы.

Опыт работы

«Развитие творческих способностей дошкольника

средствами нетрадиционных техник рисования»

Воспитателя :Митяевой Натальи Викторовны

г. Тула

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и

развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с

самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В

процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и

эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.

Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:

зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.

Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки,

владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и

способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их

всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-

трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи

подготовки детей к школе.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку

выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы

объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического

восприятия. Изобразительное искусство располагает многообразием

материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных,

традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а

также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе

отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась

возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в

работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и

творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют

необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно,

достоинством таких техник является универсальность их использования.

Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и

ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей,

так как они открывают большие возможности выражения собственных

фантазий, желаний и самовыражению в целом. Постоянный поиск новых

форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет

делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и

информационно насыщенной. Наличие материала для вариативной части, его

высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку

увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного

сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку

возможность удивиться и порадоваться миру.

Актуальность:

Занятия позволяют развивать у детей не только художественные способности,

но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Цель:

Развивать потенциальные способности, заложенные в ребенке, интерес к

собственным открытиям через поисковую деятельность.

Задачи:

Развивающие:

- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной

деятельности;

-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,

пространственное воображение.

- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих

работ.

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные

чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Образовательные:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного

творчества.

- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,

многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними,

закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их

возможного применения.

Воспитательные:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным

трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую

самореализацию.

Программа разработана для детей 6-7 лет. Рассчитана на 1 учебный год.

Включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Длительность занятий составляет 30 минут.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие

руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов,

что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу

рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и,

как следствие, познавательных способностей.

Новизна. Продолжительное время основной задачей в работе кружка было

обучение детей изобразительным навыкам с использованием традиционных и

нетрадиционных техник рисования..

Овладение техникой понимается при этом не только как основа

возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего

представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи

впечатления о нем в конкретном продукте.

Предполагаемый результат:

Развитие интегративных качеств: сравнивают предметы, выделяя их

особенности в художественно-изобразительных целях; плавно и ритмично

изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти;

используют цвет для создания различных образов; создают композиции на

листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе;

используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто

комментируют свою творческую работу;

Вариативный компонент составлен с учетом обеспечивания интеграции

всех образовательных областей:

Познание: игры по художественному творчеству, игры-моделирование

композиций.

Чтение художественной литературы: стихи и рассказы о природе.

Социализация: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских

взаимоотношений.

Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать

выводы, высказывать свою точку зрения.

Здоровье: физкультминутки.

Музыка: прослушивание музыкальных произведений.

Труд: воспитывать желание участвовать в совместной трудовой

деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам;

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

оттиск печатками из овощей;

тычок жесткой кистью;

оттиск печатками из ластика;

оттиск поролоном;

восковые мелки и акварель;

свеча и акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошек;

волшебные веревочки;

кляксография;

монотопия;

печть по трафарету.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование

позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,

развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же

эта работа способствует развитию координации движений, внимания, памяти,

воображения, фантазии. Дети неограниченны в возможностях выразить в

рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование

различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в

сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых

изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обученияЗанятие

превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при

помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те

же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится

роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы,

материал, на котором будет располагаться изображение. Разнообразие

способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, развивается речь,

фантазию и воображение, вызывает желание придумывать новые

композиции, развивается умение детей действовать с различными

материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и

др. В процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу

вопросы, делают предположения, упражняются во всех типах

коммуникативных высказываний.

Материал:

акварельные краски, гуашь;

восковые и масляные мелки, свеча;

ватные палочки;

поролоновые печатки;

коктельные трубочки;

палочки или старые стержни для процарапывания;

матерчатые салфетки;

стаканы для воды;

подставки под кисти; кисти.

Приемы и методы используемые на занятиях изо кружка:

Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений,

Практические – упражнения, игр методы,

Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово,

педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение,

пояснение, пед оценка.

Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ

образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Формы проведения итогов реализации рабочей программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

Оформление эстетической развивающей среды в группе. и т.д.

Показатели прохождения рабочей программы:

Узнают много об окружающем мире, т.к занятия проходят в

определенной теме.

Учатся использовать в одной работе разные изобразительные

материалы.

Учатся рисовать различными материалами.

Используют в работе разные дополнительные материалы (песок,

камни).

Развивать навыки по составлению сюжетов.

Дети учатся цветоведенью.

Экспериментируют.

Развивается связная речь.

Учатся уважительному отношению к работам товарищей при этом

объективно оценивать свою работу.

Формы работы.

Игры.

Беседы, работа с наглядным материалом.

Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чтение и заучивание художественной литературы.

Рассматривание репродукций картин.

Способы проверки:

- диагностические задания;

- выставки детских работ

Преемственность:

сформировать умения и навыки,

развивать личностные качества.

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями,

умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком

своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не

может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю

возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя,

испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие вариативный

компонент, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Перспективный план вариативного компонента «Мастерская

акварелька»

Тема

Количество

организованно

й учебной дея-

ти

Дата

1

Чудо-дерево

1

2

Овощной суп

1

3

Королева осень

1

4

Моя семья

1

5

Листопад. Нарядные деревья

1

6

Краски осени

1

7

Легковой автомобиль

1

8

Любимая игрушка

1

9

Дождливая осенняя погода

1

10

В гостях у сказки

1

11

Наши зимние забавы

1

12

Пришла зима

1

13

Птичка синичка

1

14

Новогодняя ёлка

1

15

Новогодние открытки

1

16

Серпантин

1

17

Зимние узоры

1

18

Дремлет лес под сказку сна

1

19

Белая берёза

1

20

Моё любимое домашнее

животное

1

21

Поздравляем наших мам

1

22

По дорожке красоты

1

23

Ваза с цветами

1

24

Весенние дерево

1

25

Космический пейзаж

1

26

Подводный мир

1

27

Синяя птица

1

28

Мои подарки

1

29

Мой сад

1

30

Деревья смотрят в озеро

1

31

Ветка японской сакуры

1

32

Одуванчик-волшебное чудо

ПРИЁМЫ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся

другие мисочка и поролон.

Оттиск смятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить

другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на

белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько

цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие,

кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками

разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для

получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев

можно дорисовать кистью.

Литература:

Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М.,

2004г.

Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.

2007г.

Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.

Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.

Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.

Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по

изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.

Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО

«Попурри», 2005. – 256с.

Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и

развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития»,

«Академия К», 1998.– 256с.

Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. –

96с.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»:

Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

Таблица результатов экспериментального исследования

«Обследование навыков рисования с использованием нетрадиционных

техник»

(старшая группа)

Ф,имя

ребёнка

Рисование

Цветовое

восприятие-

ребёнок видит

яркость и

нарядность

цвета и его

оттенков

Предметное-ребёнок

изображает

предметы путём

создания отчетливых

форм,подбора

цвета,аккуратного

закрашивания,испол

ьзования знакомых

материалов и

инструментов.

Сюжетное-ребёнок

передаёт несложный

сюжет,обьединяя в

рисунке несколько

предметов,используя

знакомые

нетрадиционные

техники.

Ф,имя

ребёнка

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

Май

Сент.

1

А.Инесса

3

3

2

3

1

2

2

А.Таня

3

3

2

3

1

2

3

В,Аврора

2

3

1

2

1

2

4

Г.Дианна

2

3

2

2

1

2

5

Д,Степан

3

23

3

3

2

3

6

З.Кирилл

1

2

2

3

1

1

7

И.Соня

1

3

1

2

1

2

8

К.Влада

3

3

3

3

2

3

9

К.Ксения

3

3

2

3

1

2

10

К.Дима

2

3

1

2

1

2

11

К.Алиса

2

3

2

3

1

2

12

М.Юра

3

3

3

3

2

3

13

П.Матвей

3

3

3

3

2

3

14

Р.Даша

3

3

3

3

2

3

15

С.Катя

2

2

2

3

1

2

16

Т.Яна

1

2

1

2

1

2

17

Т.Альбина

1

1

1

1

1

1

18

Х.Гегине

3

3

2

3

2

3

19

Щ.Егор

2

2

2

3

1

2

20

Э.Азизбек

-

-

-

-

-

-

Итоговый

показатель по

группе

2.3

2.6

2

2.6

1.3

1.9

Результат обследования

Уровни

Сентябрь

Высокий

о

Средний

11\55%

Низкий

8\45%

У большенства детей наблюдается стойкий интерес к рисованию в

нетрадиционных техниках,они правельно пользуются материалами и

инструментами,проявляют интерес к освоению новых техник.

Низкий уровень в начале года,обьясняется,чаще всего,недостаточным

владением техническими навыками и умениями,восприятие особенностей

использования нетрадиционных техник было слабо выражено и проявлялось

только при активном побуждении взрослого.

Лишь у одного ребёнка и в мае наблюдается низкий уровень,что

обуславливается особенностями его развития.



В раздел образования