Напоминание

«Развитие ручной ловкости у детей дошкольного возраста посредством упражнений с гимнастической палкой»


Автор: Кракосевич Ирина Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №407" г.о.Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие ручной ловкости у детей дошкольного возраста посредством упражнений с гимнастической палкой»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие ручной ловкости у детей дошкольного возраста

посредством упражнений с гимнастической палкой»

Подготовил: инструктор по физической культуре Кракосевич Ирина Анатольевна

В

основном

у

всех

детей

дошкольного

возраста

наблюдается

мышечная

напряженность, скованность, нарушена крупная и мелкая моторика, ориентировка в

пространстве, недостаточно

развито

чувства

ритма

и

т.д. Так

нам,

педагогам,

необходимо создать такие условия, чтобы ребенок захотел действовать и при этом

развивал свои способности.

Использование спортивного предмета на занятиях по физической культуре дает

возможность педагогу продемонстрировать воспитанникам многообразие способов

его применения в различных видах двигательной деятельности (в прыжках, лазанье,

равновесии, беге).

Материал: гимнастическая

палка

(дошкольникам

удобнее

пользоваться

пластмассовой палкой не более 70 см, диаметром 2,5- 3 см, пластмассовые или

деревянные, круглые или овальные).

Гимнастика с данным спортивным снарядом полезна и эффективна для детей.

Она

благотворно

влияет

на

позвоночник.

Чтобы

не

допустить

проблем

с

позвоночником, следует регулярно выполнять утреннюю зарядку с применением

палки.

При коррекционной работе с детьми мелкую моторику пальцев рук, гораздо

эффективнее развивать параллельно с общей моторикой.

Занятие с предметом включают в себя упражнения, развивающие физические

качества, двигательные умения и навыки, фантазию и положительно влияющие на

все

группы

мышц. Проведение

таких

занятий

обогащает

двигательный

опыт

воспитанников,

позволяет

применять

эти

упражнения

в

самостоятельной

двигательной

деятельности.

Своеобразие

упражнений

с

гимнастической

палкой

заключается в том, что фиксируются не только исходные и конечные положения рук,

ног, туловища, но и путь движения палки. Это обеспечивает точность выполняемых

движений

с

различной

амплитудой,

усиливает

избирательное

воздействие

на

различные

группы

мышц,

позволяет

точно

развивать

и

совершенствовать

координацию

движений.

Специальные

подобранные

и

регулярно

выполняемые

упражнения с гимнастической палкой способствуют развитию гибкости.

Хотелось бы подробнее остановиться на использовании гимнастической палки

на занятиях по физкультуре.

Од н о в р е ме н н о

э т и

у п р а жн е н и я

п р е с л ед у ют цель

ф о р м ирования

подражательности движений, наиболее часто употребляемых в жизни детей и в

быту.

Задачи:

Образовательные:

-

помогать

приобретать

знания,

умения

и

навыки,

необходимые

для

сознательной двигательной деятельности;

- овладевать способами деятельности и опытом их реализации;

- обогащать представления детей о необходимости движений;

-развивать

физические

качества

(силу,

гибкость,

координацию,

ловкость,

равновесие) ;

Воспитательные:

-формировать

интерес

к

двигательной

активности,

используя

на

занятиях

упражнения с гимнастической палкой;

-

развивать

творческую

деятельность

ребенка,

его

познавательные

способности , волевые качества, эмоциональную сферу;

- воспитывать стремление и умение самостоятельно проводить и организовать

подвижные игры и упражнения со сверстниками;

-помогать овладевать способами построения собственных движений, развивать

двигательное воображение;

Оздоровительные:

-обеспечивать психоэмоциональный комфорт ребенка;

-осуществлять профилактику плоскостопия, нарушения осанки;

-способствовать реализации потенциальных природных способностей ребенка

(ловкости, быстроты, выносливости, силы);

-развивать эмоциональную, образную память.

Уникальность, своеобразие, эксклюзивность в упражнениях с палкой состоит в

том,

что,

развивая

силу

рук,

ног,

пресса,

шлифуем

координацию,

ловкость,

формируем пространственное чувство и равновесие, укрепляем стопу, развиваем

подвижность лучезапястного, локтевого, плечевого суставов, силу мелких групп

мышц плечевого пояса.

Упражнения с гимнастической палкой делятся на группы:

-палка находится в горизонтальном положении;

-в вертикальном;

-в наклонном положении;

-хват палки осуществляется двумя руками за один конец;

-одной рукой за один конец;

-выполняются круговые движения палкой;

-вращательные;

-махи, перемахи;

-подбрасывание и ловля;

-прыжки;

-балансирование.

Во время занятий с палками необходимо помнить о мерах безопасности.

При ходьбе палку следует держать одной рукой за один конец палки прижимать

к плечу, чтобы нечаянно не ударить рядом идущих детей.

После перестроения палку берут двумя руками за концы, несут в опущенных

руках или ставят вертикально на пол.

При выполнении наклонов, поворот и приседаний с палкой в руках важно

следить

за

правильным

положением

ног

ребенка.

Это

важно

потому,

что

дети

основное

внимание

уделяют

движениям

предметами,

забывают

принимать

правильные исходные положение, что ведет к искажению упражнения.

В старшей и подготовительной к школе группах, кроме индивидуальных, можно

проводить упражнения с палкой в парах (приседания, перетягивания, повороты), а

также групповые с шестом (2- 2,5 м).

В

начале

обучения

физическим

упражнениям

с

гимнастической

палкой

(средний, начало старшего дошкольного возраста) детьми допускаются следующие

ошибки.

- хват палки близко к центру, (посередине палки);

- несоблюдение дистанции друг от друга;

У старших дошкольников:

- не всегда получается хват снизу (они берут палку хватом сверху);

- при узком хвате кладут руки не на середину палки (смещают их к какому –

либо концу);

- при широком хвате оставляют «хвостики».

Методы обучения упражнениям с палкой

При

обучении

детей

физическим

упражнениям

с

гимнастической

палкой

используются различные методы: наглядные, словесные, практические.

Цели наглядного метода:

- создавать зрительные, слуховые, мышечные представления о движении;

-

обеспечить

яркость

чувственного

восприятия

и

двигательных ощущений

ребенка.

Приемы метода:

Наглядно – зрительные:

- показ физических упражнений;

- использование наглядных пособий(картинки, рисунки, схемы, фотографии);

- имитация (подражание);

- зрительные ориентиры (предметы, разметки поля);

Наглядно – слуховые:

- музыкальное сопровождение;

- рифмовки с показом;

- просмотр фильмов;

Тактильно – мышечные: непосредственная помощь воспитателя (инструктора).

Цели словесного метода:

- обращаться к сознанию детей;

- помогать осмысленно ставить двигательную задачу;

- раскрывать содержание и структуру движения.

Приемы метода:

Объяснения

Пояснения указания

Подача команд, распоряжений, сигналов;

Вопросы детям;

Образный сюжетный рассказ;

Беседа

Словесная инструкция.

Цели практического метода:

- закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений;

- способствовать созданию мышечных представлений о движении.

Приемы метода:

Повторение упражнений без изменения и с изменениями;

Проведение упражнений в игровой форме;

В соревновательной форме;

Во время обучения можно использовать как индивидуальный, групповой, так и

фронтальный способы организации детей.

Следует соблюдать поэтапность обучения детей физическим упражнениям с

гимнастической палкой:

- первоначальное разучивание;

- углубленное;

- закрепление навыков;

- совершенствование техники;

Правила или методические рекомендации (указания)

При выполнении упражнений с гимнастической палкой необходимо:

- держать дистанцию друг от друга;

- продумывать способы хвата.

Комплекс оздоровительной гимнастики для детей 6-7 лет,

с гимнастической палкой.

Строевые упражнения (построение, поворот на право).

Разные виды ходьбы (ходьба; ходьба на носочках – руки подняты вверх, ладони

смотрят друг на друга; ходьба; ходьба на пятках – руки за головой, разведены в

стороны).

Бег

в

чередовании

с

ходьбой (бег

до

1

минуты).

После

бега

необходимо

восстановить

дыхание.

Затем

дети

идут

по

кругу,

берут

в

правую

руку

гимнастическую палку и строятся на полоске.

Перестроение в 4 колонны.

Комплекс ОРУ:

Для мышц рук и плечевого пояса:

1.

«Палка вверх» И. п. — стойка ноги на ширине ступни, палка внизу

хватом шире плеч.

1 — палку вверх; 2 — сгибая руки, палку назад на голову; 3 — палку вверх; 4 —

палку вниз, вернуться в исходное положение (5-6 раз).

2. «Хватайка» И.п. – ноги на ширине плеч, палка вертикально в одной

рукой, зажав ее снизу и перехватом пропускаем ее через кулак до верхнего конца,

затем подбрасываем палку вверх, таким же способом. Повторить это упражнение

другой рукой.

3.

«Паучок» И.п. – то же.

Пальцы одной руки поднимаются по палке с низу вверх, затем другой рукой

Для мышц туловища:

4.

«Наклон» И. п. — стойка ноги врозь, палка внизу.

1-2 — наклон вперед, палку вверх, прогнуться; 3-4 — исходное положение (6 раз).

5.

«Повернись» И. п. — сидя на коленях, палка перед собой у груди.

1 – поворот вправо; 2 – исходное положение; 3 – влево; 4 – исходное положение (6

раз).

6.

«Птичка на веточке» И. п. — лежа на животе, руки впереди, палка в

обеих руках, ноги вместе.

1 – поднять руки и ноги одновременно, подержать 1-2 секунды; 2 – исходное

положение; 3 - поднять руки и ноги одновременно, подержать 1-2 секунды; 4 –

исходное положение (5-6 раз).

Для мышц ног и стоп:

7.

«Приседание» И. п. — стойка ноги на ширине ступни, палка внизу, хват

на ширине плеч.

1 — присесть, палку вперед; 2 — исходное положение (6 раз)

8. «Массаж ног» И. п. — сидя, пальцы правой ноги на палке. Раскатывать

палку ступней (от пальцев до пятки). То же повторить левой ногой (6 раз).

9. Прыжки: И. п. — ноги вместе, палка на полу; прыжки - через палку.

1 – прыгнуть через палку, повернуться кругом; 2 – перепрыгнуть через палку,

повернуться кругом (6 раз).

После упражнений с гимнастической палкой необходимо: выполнить упражнения

на расслабление мышц рук.

Дыхательные упражнения. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, палка внизу

хватом шире плеч. 1 — палку вверх (вдох носом), 2 - палку вниз, вернуться в

исходное положение (выдох ртом) (2-3 раза).

Строевые

упражнения: перестроение

из

колонн

в

круг

(дети

идут

по

кругу,

убирают палки на место).

Строевые упражнения. Построение в шеренгу, ходьба на месте.



В раздел образования