Автор: Кракосевич Ирина Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №407" г.о.Самара
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие ручной ловкости у детей дошкольного возраста посредством упражнений с гимнастической палкой»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие ручной ловкости у детей дошкольного возраста
посредством упражнений с гимнастической палкой»
Подготовил: инструктор по физической культуре Кракосевич Ирина Анатольевна
В
основном
у
всех
детей
дошкольного
возраста
наблюдается
мышечная
напряженность, скованность, нарушена крупная и мелкая моторика, ориентировка в
пространстве, недостаточно
развито
чувства
ритма
и
т.д. Так
нам,
педагогам,
необходимо создать такие условия, чтобы ребенок захотел действовать и при этом
развивал свои способности.
Использование спортивного предмета на занятиях по физической культуре дает
возможность педагогу продемонстрировать воспитанникам многообразие способов
его применения в различных видах двигательной деятельности (в прыжках, лазанье,
равновесии, беге).
Материал: гимнастическая
палка
(дошкольникам
удобнее
пользоваться
пластмассовой палкой не более 70 см, диаметром 2,5- 3 см, пластмассовые или
деревянные, круглые или овальные).
Гимнастика с данным спортивным снарядом полезна и эффективна для детей.
Она
благотворно
влияет
на
позвоночник.
Чтобы
не
допустить
проблем
с
позвоночником, следует регулярно выполнять утреннюю зарядку с применением
палки.
При коррекционной работе с детьми мелкую моторику пальцев рук, гораздо
эффективнее развивать параллельно с общей моторикой.
Занятие с предметом включают в себя упражнения, развивающие физические
качества, двигательные умения и навыки, фантазию и положительно влияющие на
все
группы
мышц. Проведение
таких
занятий
обогащает
двигательный
опыт
воспитанников,
позволяет
применять
эти
упражнения
в
самостоятельной
двигательной
деятельности.
Своеобразие
упражнений
с
гимнастической
палкой
заключается в том, что фиксируются не только исходные и конечные положения рук,
ног, туловища, но и путь движения палки. Это обеспечивает точность выполняемых
движений
с
различной
амплитудой,
усиливает
избирательное
воздействие
на
различные
группы
мышц,
позволяет
точно
развивать
и
совершенствовать
координацию
движений.
Специальные
подобранные
и
регулярно
выполняемые
упражнения с гимнастической палкой способствуют развитию гибкости.
Хотелось бы подробнее остановиться на использовании гимнастической палки
на занятиях по физкультуре.
Од н о в р е ме н н о
э т и
у п р а жн е н и я
п р е с л ед у ют цель
ф о р м ирования
подражательности движений, наиболее часто употребляемых в жизни детей и в
быту.
Задачи:
Образовательные:
-
помогать
приобретать
знания,
умения
и
навыки,
необходимые
для
сознательной двигательной деятельности;
- овладевать способами деятельности и опытом их реализации;
- обогащать представления детей о необходимости движений;
-развивать
физические
качества
(силу,
гибкость,
координацию,
ловкость,
равновесие) ;
Воспитательные:
-формировать
интерес
к
двигательной
активности,
используя
на
занятиях
упражнения с гимнастической палкой;
-
развивать
творческую
деятельность
ребенка,
его
познавательные
способности , волевые качества, эмоциональную сферу;
- воспитывать стремление и умение самостоятельно проводить и организовать
подвижные игры и упражнения со сверстниками;
-помогать овладевать способами построения собственных движений, развивать
двигательное воображение;
Оздоровительные:
-обеспечивать психоэмоциональный комфорт ребенка;
-осуществлять профилактику плоскостопия, нарушения осанки;
-способствовать реализации потенциальных природных способностей ребенка
(ловкости, быстроты, выносливости, силы);
-развивать эмоциональную, образную память.
Уникальность, своеобразие, эксклюзивность в упражнениях с палкой состоит в
том,
что,
развивая
силу
рук,
ног,
пресса,
шлифуем
координацию,
ловкость,
формируем пространственное чувство и равновесие, укрепляем стопу, развиваем
подвижность лучезапястного, локтевого, плечевого суставов, силу мелких групп
мышц плечевого пояса.
Упражнения с гимнастической палкой делятся на группы:
-палка находится в горизонтальном положении;
-в вертикальном;
-в наклонном положении;
-хват палки осуществляется двумя руками за один конец;
-одной рукой за один конец;
-выполняются круговые движения палкой;
-вращательные;
-махи, перемахи;
-подбрасывание и ловля;
-прыжки;
-балансирование.
Во время занятий с палками необходимо помнить о мерах безопасности.
При ходьбе палку следует держать одной рукой за один конец палки прижимать
к плечу, чтобы нечаянно не ударить рядом идущих детей.
После перестроения палку берут двумя руками за концы, несут в опущенных
руках или ставят вертикально на пол.
При выполнении наклонов, поворот и приседаний с палкой в руках важно
следить
за
правильным
положением
ног
ребенка.
Это
важно
потому,
что
дети
основное
внимание
уделяют
движениям
предметами,
забывают
принимать
правильные исходные положение, что ведет к искажению упражнения.
В старшей и подготовительной к школе группах, кроме индивидуальных, можно
проводить упражнения с палкой в парах (приседания, перетягивания, повороты), а
также групповые с шестом (2- 2,5 м).
В
начале
обучения
физическим
упражнениям
с
гимнастической
палкой
(средний, начало старшего дошкольного возраста) детьми допускаются следующие
ошибки.
- хват палки близко к центру, (посередине палки);
- несоблюдение дистанции друг от друга;
У старших дошкольников:
- не всегда получается хват снизу (они берут палку хватом сверху);
- при узком хвате кладут руки не на середину палки (смещают их к какому –
либо концу);
- при широком хвате оставляют «хвостики».
Методы обучения упражнениям с палкой
При
обучении
детей
физическим
упражнениям
с
гимнастической
палкой
используются различные методы: наглядные, словесные, практические.
Цели наглядного метода:
- создавать зрительные, слуховые, мышечные представления о движении;
-
обеспечить
яркость
чувственного
восприятия
и
двигательных ощущений
ребенка.
Приемы метода:
Наглядно – зрительные:
- показ физических упражнений;
- использование наглядных пособий(картинки, рисунки, схемы, фотографии);
- имитация (подражание);
- зрительные ориентиры (предметы, разметки поля);
Наглядно – слуховые:
- музыкальное сопровождение;
- рифмовки с показом;
- просмотр фильмов;
Тактильно – мышечные: непосредственная помощь воспитателя (инструктора).
Цели словесного метода:
- обращаться к сознанию детей;
- помогать осмысленно ставить двигательную задачу;
- раскрывать содержание и структуру движения.
Приемы метода:
Объяснения
Пояснения указания
Подача команд, распоряжений, сигналов;
Вопросы детям;
Образный сюжетный рассказ;
Беседа
Словесная инструкция.
Цели практического метода:
- закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений;
- способствовать созданию мышечных представлений о движении.
Приемы метода:
Повторение упражнений без изменения и с изменениями;
Проведение упражнений в игровой форме;
В соревновательной форме;
Во время обучения можно использовать как индивидуальный, групповой, так и
фронтальный способы организации детей.
Следует соблюдать поэтапность обучения детей физическим упражнениям с
гимнастической палкой:
- первоначальное разучивание;
- углубленное;
- закрепление навыков;
- совершенствование техники;
Правила или методические рекомендации (указания)
При выполнении упражнений с гимнастической палкой необходимо:
- держать дистанцию друг от друга;
- продумывать способы хвата.
Комплекс оздоровительной гимнастики для детей 6-7 лет,
с гимнастической палкой.
Строевые упражнения (построение, поворот на право).
Разные виды ходьбы (ходьба; ходьба на носочках – руки подняты вверх, ладони
смотрят друг на друга; ходьба; ходьба на пятках – руки за головой, разведены в
стороны).
Бег
в
чередовании
с
ходьбой (бег
до
1
минуты).
После
бега
необходимо
восстановить
дыхание.
Затем
дети
идут
по
кругу,
берут
в
правую
руку
гимнастическую палку и строятся на полоске.
Перестроение в 4 колонны.
Комплекс ОРУ:
Для мышц рук и плечевого пояса:
1.
«Палка вверх» И. п. — стойка ноги на ширине ступни, палка внизу
хватом шире плеч.
1 — палку вверх; 2 — сгибая руки, палку назад на голову; 3 — палку вверх; 4 —
палку вниз, вернуться в исходное положение (5-6 раз).
2. «Хватайка» И.п. – ноги на ширине плеч, палка вертикально в одной
рукой, зажав ее снизу и перехватом пропускаем ее через кулак до верхнего конца,
затем подбрасываем палку вверх, таким же способом. Повторить это упражнение
другой рукой.
3.
«Паучок» И.п. – то же.
Пальцы одной руки поднимаются по палке с низу вверх, затем другой рукой
Для мышц туловища:
4.
«Наклон» И. п. — стойка ноги врозь, палка внизу.
1-2 — наклон вперед, палку вверх, прогнуться; 3-4 — исходное положение (6 раз).
5.
«Повернись» И. п. — сидя на коленях, палка перед собой у груди.
1 – поворот вправо; 2 – исходное положение; 3 – влево; 4 – исходное положение (6
раз).
6.
«Птичка на веточке» И. п. — лежа на животе, руки впереди, палка в
обеих руках, ноги вместе.
1 – поднять руки и ноги одновременно, подержать 1-2 секунды; 2 – исходное
положение; 3 - поднять руки и ноги одновременно, подержать 1-2 секунды; 4 –
исходное положение (5-6 раз).
Для мышц ног и стоп:
7.
«Приседание» И. п. — стойка ноги на ширине ступни, палка внизу, хват
на ширине плеч.
1 — присесть, палку вперед; 2 — исходное положение (6 раз)
8. «Массаж ног» И. п. — сидя, пальцы правой ноги на палке. Раскатывать
палку ступней (от пальцев до пятки). То же повторить левой ногой (6 раз).
9. Прыжки: И. п. — ноги вместе, палка на полу; прыжки - через палку.
1 – прыгнуть через палку, повернуться кругом; 2 – перепрыгнуть через палку,
повернуться кругом (6 раз).
После упражнений с гимнастической палкой необходимо: выполнить упражнения
на расслабление мышц рук.
Дыхательные упражнения. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, палка внизу
хватом шире плеч. 1 — палку вверх (вдох носом), 2 - палку вниз, вернуться в
исходное положение (выдох ртом) (2-3 раза).
Строевые
упражнения: перестроение
из
колонн
в
круг
(дети
идут
по
кругу,
убирают палки на место).
Строевые упражнения. Построение в шеренгу, ходьба на месте.