Автор: Ковалевская Марина Васильевна
Должность: учитель музыки и искусства
Учебное заведение: МБОУСОШ №2
Населённый пункт: г. Беслан РСО–АЛАНИЯ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Музыка – душа моя"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№2» г.Беслана
«Музыка – душа моя»
Внеклассное мероприятие для учащихся
Автор-составитель
учитель музыки и искусства
Ковалевская М.В.
Музыкальная гостиная
Цели мероприятия:
воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, любви к музыке;
формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
воспитание позитивного отношения к искусству;
формирование нравственно-эстетических переживаний учащихся на
основе восприятия произведений музыки;
развитие музыкального и художественного мышления,творческой активности,
создание мотивации к получению знаний и навыков для достижения цели.
Звучит музыка И.С.Баха
«Можно звуками расплавить
Горе, грусть, как хрупкий лед,
По ступенькам звонких клавиш
До любых дойти высот.
И зажечь от солнца радость
Для себя и всех кругом…
Тихо, тихо сядет рядом –
Входит музыка в наш дом…»
Этими словами, ребята, я начинаю разговор о музыке. Слово «музыка» древнегреческого
происхождения и буквально означает «искусство муз». Из греческой мифологии известно,
что у верховного бога Зевса и богини памяти Мнемозины было девять дочерей,
родившихся у подножия Олимпа, - девять прекрасных дев с чистыми сердцами и дивными
голосами. Их называли Музами, (Звучит музыка. И.С.Бах. Токкато и фуга re-moll. Музыка
затихает) богинями – покровительницами искусств и науки
Каллиопа – эпической поэзии и знаний,
Клио – истории,
Талия – комедии,
Терпсихора – танца,
Эрато - любовной поэзии и мимики,
Эвтерпа – лирической поэзии и музыки,
Полигимния – красноречия и гимнов,
Урания – астрономии
Музы-сестры были родственно связаны друг с другом, водили дружные хороводы ,
танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл бог солнца и искусств
Аполлон
Звучит музыка (музыка звучит громче и затихает)
А Эвтерпа, Эрато и Терпсихора играли на музыкальных инструментах. Их божественное
искусство доставляло наслаждение, облегчало печаль и заставляло забыть всякое зло. Вот
такая удивительная сила таится в музыке. (музыка затихает)
Представьте себе на минуту, ребята, что в мире нет никакой музыки. Интересной была бы
жизнь? Безусловно, нет. Музыка служит взаимопониманию людей. Помогает обрести
смысл жизни.
Когда же появилась музыка?
Этот вопрос давно волнует людей. Еще в глубокой древности, как я уже говорила, было
сложено немало легенд о происхождении музыки. Ведь и древние греки считали, что
музыка дарована им богами.
Ученые же на основе археологических и этнографических исследований установили, что
музыка появилась еще в первобытном обществе. У древних людей она связана с
повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, пастухи созывали стадо
звуками рожков, воинственные возгласы повергали в ужас врагов. Музыка, ее ритм и
мелодия оказывали на человека сильное эмоциональное воздействие.
Какой была первобытная музыка, мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней
было много звукоподражаний: в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего
мира – крики диких зверей, птиц. Главным элементом первобытной музыки был ритм.
Певцы подчеркивали ритм ударами в ладони или притопыванием. Позже люди подметили,
что ритмические громкие звуки издают при ударах плоские камни, куски дерева,
раковины.
Они то и стали первыми музыкальными инструментами.
У африканских племен до сих пор существуют огромные барабаны из пустотелого ствола
дерева, барабаны поменьше из высушенной тыквы, а также рога, раковины – прообразы
современных ударных и духовых инструментов
Есть внутренняя музыка души…
Она как память о полузабытом,
Она как дальний шум
Не заглуши
Ее годами буднями и бытом!
Она таится в глубине, светя
Порой в случайном слове, в слабом жесте.
Ее имеют многие.
Дитя
Лишь обладает ею в совершенстве
А вот как о музыке писал замечательный композитор Д.Шостакович
«…Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы
неполна, глуха, бедна... Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до
звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до
бетховенских сонат.»
Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогая становиться лучше.
И каждый век истории человечества непременно рождал замечательных музыкантов –
любимцев своего времени. Кто-то из известных музыкантов прошлого сейчас забыт, но
имена многих великих музыкантов прошлого сегодня знают даже маленькие дети: Бах,
Моцарт, Бетховен. Чайковский
(музыка звучит громче)
(звучит фрагмент из сюиты М.Равеля «Дафнис и Хлоя» либо другой музыкальный номер
в исполнении флейты)
Ребята, вы слышите звук флейты. Она в какой-то степени напоминает звучание
распространенной в древней Элладе сиринги , на которой играл легендарный
древнегреческий бог Пан
(показ иллюстрации М.А.Врубеля «Пан» звучит музыка)
Однажды покровитель пастухов, бог лесов и полей Пан воспылала любовью к прекрасной
нимфе Спринкс. Влюбленный, он преследовал ее в любовном беге, но густой лес укрыл
уносящуюся от него прочь девушку. Спасаясь от Пана, нимфа с мольбой обратилась к
речному богу, и тот превратил ее в тростник. Пан уже было настиг девушку и простер
вперед руку. Он думал. Что догнал ее и держит за волосы, - оказалось, что он схватил не
волосы красавицы, а листву тростника. От гнева и обиды Пан срезал тростник, который,
как он думал, спрятал его возлюбленную. Но и после этого он не смог ее найти. Тогда он
подумал, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился оттого,что сам сгубил
ее, когда срезал его. Он собрал все срезанные тростинки, соединил из вместе, взял их в
руки стал целовать свежие срезы, словно раны девушки.…Заполняя отверстия, дыхание
его проникло сквозь отверстия в тростнике и сиринга зазвучала
(звучит «Мелодия» из оперы «Орфей» К.Глюка)
Из тростинки, сделав флейту,
Он играл так нежно, сладко,
Что в лесу смолкали птицы,
Затихал ручей украдкой…
(музыка звучит до конца)
Таким образом, флейта – один из первых музыкальных инструментов, изобретенных
человеком
«У лиры 7 семь струн»
Прошли годы , а звуки флейты мы можем услышать и сегодня в разных уголках планеты: в
Греции флейту Пана стали называть сиринке, а в Грузии – ларчеми, в Литве – скудучай, в
Молдавии – мускан, а на Руси – церница и кувыклы… Тысячи лет понабились для того,
чтобы человек хрупкую тростинку превратил в прекрасную флейту. Песнь любви бога
Пана будет звучать вечно.
Велико значение античной музыки. Ведь до сих пор музыканты всего мира пользуются
терминами греческого происхождения: «музыка», «мелодия», «гармония», «гамма».
Древние греки считали, что человек с детства должен заниматься спортом, чтобы закалить
свое тело, и музыкой, чтобы воспитать душу.
Поэт Евгений Винокуров в своем стихотворении пишет о «музыке души», которую он
ощущает как внутренний свет. И эта «музыка души» звучит в каждом человеке.
(тихо звучит музыка. Сен-Санс «Лебедь»)
Ребята! Надеюсь, наша встреча поможет вам войти в волшебный мир музыки. Вы сможете
познавать и открывать в ней что-то неведомое, «чудотворное»
Ведь Музыка – это особый язык общения между людьми, язык чувств, эмоций – язык
души
И совершенно прав был М.И.Глинка, когда сказал: «Музыка – душа моя!»
Литература:
1.
Истомин С.В. Я познаю мир. Музыка, Астрель, 2002
2.
Могилевская С. У лиры 7 струн Детская литература, 1981
3.
Тарасов Л. Музыка в семье Детская литература, 1981
Оформление:
1.
Книжно-иллюстративная выставка
2.
Музыка:
И.С.Бах. Токката и фуга re-moll. Фрагмент
А.Вивальди. Концерт A-moll для скрипки. Фрагмент
Сен-Санс «Лебедь»
К.Глюк «Мелодия»
М.Равель «Дафнис и Хлоя»