Напоминание

"Музыка – душа моя"


Автор: Ковалевская Марина Васильевна
Должность: учитель музыки и искусства
Учебное заведение: МБОУСОШ №2
Населённый пункт: г. Беслан РСО–АЛАНИЯ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Музыка – душа моя"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№2» г.Беслана

«Музыка – душа моя»

Внеклассное мероприятие для учащихся

Автор-составитель

учитель музыки и искусства

Ковалевская М.В.

Музыкальная гостиная

Цели мероприятия:

воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, любви к музыке;

формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;

воспитание позитивного отношения к искусству;

формирование нравственно-эстетических переживаний учащихся на

основе восприятия произведений музыки;

развитие музыкального и художественного мышления,творческой активности,

создание мотивации к получению знаний и навыков для достижения цели.

Звучит музыка И.С.Баха

«Можно звуками расплавить

Горе, грусть, как хрупкий лед,

По ступенькам звонких клавиш

До любых дойти высот.

И зажечь от солнца радость

Для себя и всех кругом…

Тихо, тихо сядет рядом –

Входит музыка в наш дом…»

Этими словами, ребята, я начинаю разговор о музыке. Слово «музыка» древнегреческого

происхождения и буквально означает «искусство муз». Из греческой мифологии известно,

что у верховного бога Зевса и богини памяти Мнемозины было девять дочерей,

родившихся у подножия Олимпа, - девять прекрасных дев с чистыми сердцами и дивными

голосами. Их называли Музами, (Звучит музыка. И.С.Бах. Токкато и фуга re-moll. Музыка

затихает) богинями – покровительницами искусств и науки

Каллиопа – эпической поэзии и знаний,

Клио – истории,

Талия – комедии,

Терпсихора – танца,

Эрато - любовной поэзии и мимики,

Эвтерпа – лирической поэзии и музыки,

Полигимния – красноречия и гимнов,

Урания – астрономии

Музы-сестры были родственно связаны друг с другом, водили дружные хороводы ,

танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл бог солнца и искусств

Аполлон

Звучит музыка (музыка звучит громче и затихает)

А Эвтерпа, Эрато и Терпсихора играли на музыкальных инструментах. Их божественное

искусство доставляло наслаждение, облегчало печаль и заставляло забыть всякое зло. Вот

такая удивительная сила таится в музыке. (музыка затихает)

Представьте себе на минуту, ребята, что в мире нет никакой музыки. Интересной была бы

жизнь? Безусловно, нет. Музыка служит взаимопониманию людей. Помогает обрести

смысл жизни.

Когда же появилась музыка?

Этот вопрос давно волнует людей. Еще в глубокой древности, как я уже говорила, было

сложено немало легенд о происхождении музыки. Ведь и древние греки считали, что

музыка дарована им богами.

Ученые же на основе археологических и этнографических исследований установили, что

музыка появилась еще в первобытном обществе. У древних людей она связана с

повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, пастухи созывали стадо

звуками рожков, воинственные возгласы повергали в ужас врагов. Музыка, ее ритм и

мелодия оказывали на человека сильное эмоциональное воздействие.

Какой была первобытная музыка, мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней

было много звукоподражаний: в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего

мира – крики диких зверей, птиц. Главным элементом первобытной музыки был ритм.

Певцы подчеркивали ритм ударами в ладони или притопыванием. Позже люди подметили,

что ритмические громкие звуки издают при ударах плоские камни, куски дерева,

раковины.

Они то и стали первыми музыкальными инструментами.

У африканских племен до сих пор существуют огромные барабаны из пустотелого ствола

дерева, барабаны поменьше из высушенной тыквы, а также рога, раковины – прообразы

современных ударных и духовых инструментов

Есть внутренняя музыка души…

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум

Не заглуши

Ее годами буднями и бытом!

Она таится в глубине, светя

Порой в случайном слове, в слабом жесте.

Ее имеют многие.

Дитя

Лишь обладает ею в совершенстве

А вот как о музыке писал замечательный композитор Д.Шостакович

«…Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы

неполна, глуха, бедна... Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до

звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до

бетховенских сонат.»

Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогая становиться лучше.

И каждый век истории человечества непременно рождал замечательных музыкантов –

любимцев своего времени. Кто-то из известных музыкантов прошлого сейчас забыт, но

имена многих великих музыкантов прошлого сегодня знают даже маленькие дети: Бах,

Моцарт, Бетховен. Чайковский

(музыка звучит громче)

(звучит фрагмент из сюиты М.Равеля «Дафнис и Хлоя» либо другой музыкальный номер

в исполнении флейты)

Ребята, вы слышите звук флейты. Она в какой-то степени напоминает звучание

распространенной в древней Элладе сиринги , на которой играл легендарный

древнегреческий бог Пан

(показ иллюстрации М.А.Врубеля «Пан» звучит музыка)

Однажды покровитель пастухов, бог лесов и полей Пан воспылала любовью к прекрасной

нимфе Спринкс. Влюбленный, он преследовал ее в любовном беге, но густой лес укрыл

уносящуюся от него прочь девушку. Спасаясь от Пана, нимфа с мольбой обратилась к

речному богу, и тот превратил ее в тростник. Пан уже было настиг девушку и простер

вперед руку. Он думал. Что догнал ее и держит за волосы, - оказалось, что он схватил не

волосы красавицы, а листву тростника. От гнева и обиды Пан срезал тростник, который,

как он думал, спрятал его возлюбленную. Но и после этого он не смог ее найти. Тогда он

подумал, что девушка превратилась в тростник, и очень опечалился оттого,что сам сгубил

ее, когда срезал его. Он собрал все срезанные тростинки, соединил из вместе, взял их в

руки стал целовать свежие срезы, словно раны девушки.…Заполняя отверстия, дыхание

его проникло сквозь отверстия в тростнике и сиринга зазвучала

(звучит «Мелодия» из оперы «Орфей» К.Глюка)

Из тростинки, сделав флейту,

Он играл так нежно, сладко,

Что в лесу смолкали птицы,

Затихал ручей украдкой…

(музыка звучит до конца)

Таким образом, флейта – один из первых музыкальных инструментов, изобретенных

человеком

«У лиры 7 семь струн»

Прошли годы , а звуки флейты мы можем услышать и сегодня в разных уголках планеты: в

Греции флейту Пана стали называть сиринке, а в Грузии – ларчеми, в Литве – скудучай, в

Молдавии – мускан, а на Руси – церница и кувыклы… Тысячи лет понабились для того,

чтобы человек хрупкую тростинку превратил в прекрасную флейту. Песнь любви бога

Пана будет звучать вечно.

Велико значение античной музыки. Ведь до сих пор музыканты всего мира пользуются

терминами греческого происхождения: «музыка», «мелодия», «гармония», «гамма».

Древние греки считали, что человек с детства должен заниматься спортом, чтобы закалить

свое тело, и музыкой, чтобы воспитать душу.

Поэт Евгений Винокуров в своем стихотворении пишет о «музыке души», которую он

ощущает как внутренний свет. И эта «музыка души» звучит в каждом человеке.

(тихо звучит музыка. Сен-Санс «Лебедь»)

Ребята! Надеюсь, наша встреча поможет вам войти в волшебный мир музыки. Вы сможете

познавать и открывать в ней что-то неведомое, «чудотворное»

Ведь Музыка – это особый язык общения между людьми, язык чувств, эмоций – язык

души

И совершенно прав был М.И.Глинка, когда сказал: «Музыка – душа моя!»

Литература:

1.

Истомин С.В. Я познаю мир. Музыка, Астрель, 2002

2.

Могилевская С. У лиры 7 струн Детская литература, 1981

3.

Тарасов Л. Музыка в семье Детская литература, 1981

Оформление:

1.

Книжно-иллюстративная выставка

2.

Музыка:

И.С.Бах. Токката и фуга re-moll. Фрагмент

А.Вивальди. Концерт A-moll для скрипки. Фрагмент

Сен-Санс «Лебедь»

К.Глюк «Мелодия»

М.Равель «Дафнис и Хлоя»



В раздел образования