Автор: Силина Надежда Алексеевна
Должность: методист школы
Учебное заведение: ГКОСУВУ школа №2(открытого типа)Санкт–Петербурга
Населённый пункт: г.Санкт–петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка общеобразовательной программы "Творческая мастерская"
Раздел: среднее образование
Методическая разработка рабочей
дополнительной
общеобразовательной программы
«Творческая мастерская»
(графика, живопись, ДПИ)
Программа разработана методистом школы
Силиной Н.А.
Санкт-Петербург
2018 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Направленность программы
Актуальность программы.
Назначение
Особенности программы.
Нормативно-правовая база.
Цель программы
Задачи
Возраст обучающихся и сроки реализации программы
Режим занятий в творческой мастерской
Направленность программы
Психологическая поддержка программы
Пути реализации и формы организации педагогического процесса.
Условия реализации программы.
Прогнозируемые результаты реализации программы
Способы оценки качества реализации программы
Формы и сроки аттестации обучающихся
Оценка и контроль результатов усвоения программы
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
программы.
Настоящая
программа
направлена
на
эмоциональное и эстетическое развитие подростка, на развитие творческой деятельности в
области рисунка, живописи и декоративно прикладного искусства.
Актуальность
программы.
Актуальность
данной
программы
состоит
в
обращении
на
базе
современных
технологий
к
мировой
культуре,
попытке
через
прикосновение к искусству, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания,
воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.
Назначение.
Программа
«Творческой
мастерской»
посвящена
сохранению
и
развитию искусства в традиционных техниках. Её назначение - заложить фундамент для
развития художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к творчеству, дать
определённые
навыки
в
освоении
художественного
ремесла,
показать
эстетическую
ценность произведений ручного труда, заполнить свободное время подростков, заняв их
интересной деятельностью.
Особенности
программы.
Знакомство
и
приобщение
школьников
разных
возрастов
к
художественному
творчеству
имеет
образовательное
и
воспитательное
значение. Это не только приобщение к исторически сложившимся веками культурным
корням, но и к эстетическим ценностям, передаваемым из поколения в поколение. Занятия
в
«Творческой
мастерской»
способствуют
формированию
и
развитию
творческих
способностей, самостоятельности и трудолюбия обучающихся. Одной из задач мастерской
является
передача
ребятам
профессиональных
навыков,
выработанных
не
одним
поколением
российских
и
зарубежных
художников.
Обучение
заключается
в
преемственности поколений и сохранение сложившихся культурных традиций.
Программа
составлена
на
основе
«Требований
к
содержанию
и
оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей».
Программа
носит
вариативный
характер
и
может
изменяться,
дополняться
в
зависимости от новых требований, социального заказа, от материально-технической базы,
от уровня подготовки детей, а также в связи с местными условиями работы.
Нормативно-правовая база программы.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Государственная
концепция
развития
дополнительного
образования
от
4.09.2014 № 1726-р
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей
СанПиН 2.4.4.3172-14
Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 (Порядок
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам)
Цель программы.
3
Формирование творчески мыслящей личности, обогащённой знанием в области
декоративно-прикладного
искусства,
знанием
основ
графики,
живописи
и
умением
реализовать на практике свои художественные идеи.
Задачи:
Обучить
подростков
основным
приёмам
и
навыкам
творческой
работы
в
изобразительном искусстве;
Познакомить детей с различными техниками и направлениями в искусстве;
Познакомить детей с различными художественными материалами и техникой
работы с ними;
Развивать наблюдательность; научить замечать красоту ;
Научить видеть главное, сравнивать формы и размеры предметов, сохранять
пропорции изображаемого объекта;
Научить работать со всей палитрой красок, знать основы цветоведения;
Научить передавать движение, отображать наиболее характерное, значимое;
Воспитывать аккуратность и самостоятельность;
Развить интерес к самостоятельной деятельности;
Стимулировать
творческую
активность
каждого
ребёнка,
развить
индивидуальные задатки и способности;
Развить пространственное воображение обучающихся.
Создать условия для самореализации детей.
Возраст обучающихся и сроки реализации программы.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 18 лет.
Срок реализации программы – 2 года.
Режим занятий в творческой мастерской:
2 группы первого года обучения состоят из 6-10 человек. Продолжительность
занятий 1.5 часа. 4 раз в неделю.
2 группы второго года обучения состоят из 6-10 человек и посещение ими занятий
по 1.5 часа. 4 раз в неделю.
1 час в неделю – индивидуальное занятие.
5
часов
в
неделю
–
подготовка
мастерской
к
работе,
выставочные
работы,
методическая работа.
Кроме учебных часов программой предусматриваются часы на подготовку работы,
часы для работы над выставочными композициями и творческими проектами.
Количество часов в год, а также продолжительность занятий и их количество в
неделю могут варьироваться в зависимости от базы проведения занятий и других местных
условий.
Направления программы.
Программа реализуется по следующим направлениям:
Знакомство с художественными материалами
Изучение и овладение методикой создания художественных работ.
Изучение и применение на практике основ цветоведенья.
Овладение знаниями композиции, пропорции, перспективы, светотени.
Знакомство с историей искусств России и мировой художественной культурой.
Практические
занятия
по
созданию
различных
художественных
работ
в
техниках рисунок, графика, живопись, гравюра , витраж, гипсовые барельефы и др.
Психологическая поддержка программы.
Программа первого года обучения рассчитана на обучающихся в младших классах.
Этот
возраст,
прежде
всего,
характеризуется
тем,
что
дети
не
научились
работать
в
коллективе,
внимательно
и
усидчиво
слушать
и
полностью
воспринимать
учебный
материал, а также тем, что недостаточно умеют выражать свои творческие способности.
Исходя из этого, занятия строятся таким образом, чтобы дети не уставали и в тоже время
4
получали необходимый объём знаний, умений и навыков, чередуются практические и
теоретические виды занятий.
Пути реализации и формы организации педагогического процесса.
Программа реализуется на занятиях теоретического и практического циклов.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, экскурсий, конкурсов.
Практические
занятия
проводятся
в
форме
коллективной,
групповой,
парной,
индивидуальной в зависимости от вида деятельности и поставленных задач.
Условия реализации программы.
Успешное выполнение программы в значительной мере зависит от полноценного
материально-технического обеспечения.
Оно предполагает наличие светлого и просторного кабинета на 10рабочих мест,
подсобного помещения для хранения художественных материалов
шкафы-стеллажи для сушки и хранения готовых работ;
место для хранения необходимых отделочных материалов и инструментов;
витрины для выставки образцов художественных, выставочных композиций;
шкаф для наглядных пособий, книг, таблиц и другой методической литературы;
Для выполнения практических заданий программы необходимы
следующие инструменты и материалы:
1. краски: акварель, масляные краски, разбавитель (масло льняное);
2. бумага: ватман, холсты на картоне грунтованные;
3. графические материалы: карандаши, фломастеры, кисти;
4. другие материалы: клей ПВА, лак, разбавитель для лака, гипсовые и пластиковые
формы, канцелярский нож, линейка, булавки, кисти, проволока, кусочки стекла, ткань для
протирки и др.;
Прогнозируемые результаты реализации программы.
Год
обучения
Знания
Умения и навыки
Формы
контроля
результатов
Первый год
обучения
Обучающиеся знают:
правила Т.Б. при
работе с
художественными
инструментами и
материалами;
виды
художественных
материалов,
используемых на
практических занятиях,
их происхождение и
свойства;
основные и
дополнительные цвета,
тёплые и холодные
цвета, правила
смешения красок;
азы композиции:
понятия симметрия и
асимметрия, динамика
и статика, пропорция;
Обучающиеся
умеют:
правильно
организовывать своё
рабочее место;
Воплощать в
материале объекты
своего воображения
(на свободную тему
и по
представлению)
Проведение
различных кон-
курсов в
мастерской;
Промежуточных
просмотров;
5
Второй год
обучения
элементарные
правила композиции в
живописи;
законы линейной и
воздушной
перспективы в
живописи;
основы
цветоведенья, понятия
«контраст», «акцент»,
«гармония цвета»,
светотень, блик;
формы скульптуры –
барельеф и горельеф;
виды и особенности
народных промыслов;
Простые приёмы
творческой работы
правильно
передавать общую
композицию и
основные
пропорции в
живописи
Проведение
различных кон-
курсов в
мастерской;
Промежуточных
просмотров;
Участие в отчётных
выставках;
Способы
оценки
качества
реализации
программы.
Основным
показателем уровня качества знаний и умений обучающихся является итоговая выставка
детских работ, организуемая в конце учебного года.
После завершения каждого блока тем педагогом проводятся мини-выставки для
просмотра
и
анализа
всех
выполненных
работ.
Обучающимся
даётся
возможность
сравнить,
самостоятельно
оценить
свою
работу,
её
результат,
видеть
достоинства
и
недостатки.
В учебном процессе оправдан опыт участия ребят в конкурсах различного вида, что
является не только хорошим стимулом для обучающихся, но и позволяет объективно
оценивать итоги усвоения программы.
В целях наиболее успешного усвоения материала и стимулирования творческих
способностей школьников, ребятам предлагается самим определить темы, разработать и
представить
рефераты
и
практические
работы,
как
формы
проектной
и
учебно-
исследовательской
деятельности,
на
различных
конференциях
по
декоративно-
прикладному творчеству.
Формы и сроки аттестации обучающихся.
Основными формами аттестации обучающихся являются участие их работ в мини-
выставках и конкурсах в рамках творческой мастерской, в ежегодной отчётной выставке, а
так же в конференциях, конкурсах, выставках различного уровня.
Аттестация проходит два раза в год приурочена к окончаниям полугодий: первое
полугодие – ноябрь-декабрь; второе – апрель, май.
Оценка и контроль результатов усвоения программы.
Аттестация
проводится
в
виде
самостоятельной
работы,
во
время
которой
оценивается уровень усвоения материала и умение применить полученные знания на
практике, так же в форме доклада или рассказа о выполняемой работе.
6
Список литературы:
Планирование составлено на основе примерной программы среднего общего образования
МО РФ издательство Дрофа составитель В.С. Кузин 2001г. и примерной программы
среднего общего образования МО РФ составитель Б.М. Неменский.
Учебник: Изобразительное искусство 6 класс Б.М. Неменский.
Учебник: Технология (вариант для мальчиков) Симоненко В.Д. и др. 2-е изд., перераб. –М.:
2004. – 144 с.
Дополнительная литература:
С. Калинина «Художественная школа» издательство Эксмо 2011г.
Л. Сильянова «Масляная живопись» Астрель 2006г.
П. Эдисонес «Живопись» изд. Лайн СПб.
7