Напоминание

Методическая разработка общеобразовательной программы "Творческая мастерская"


Автор: Силина Надежда Алексеевна
Должность: методист школы
Учебное заведение: ГКОСУВУ школа №2(открытого типа)Санкт–Петербурга
Населённый пункт: г.Санкт–петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка общеобразовательной программы "Творческая мастерская"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка рабочей

дополнительной

общеобразовательной программы

«Творческая мастерская»

(графика, живопись, ДПИ)

Программа разработана методистом школы

Силиной Н.А.

Санкт-Петербург

2018 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность программы

Актуальность программы.

Назначение

Особенности программы.

Нормативно-правовая база.

Цель программы

Задачи

Возраст обучающихся и сроки реализации программы

Режим занятий в творческой мастерской

Направленность программы

Психологическая поддержка программы

Пути реализации и формы организации педагогического процесса.

Условия реализации программы.

Прогнозируемые результаты реализации программы

Способы оценки качества реализации программы

Формы и сроки аттестации обучающихся

Оценка и контроль результатов усвоения программы

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность

программы.

Настоящая

программа

направлена

на

эмоциональное и эстетическое развитие подростка, на развитие творческой деятельности в

области рисунка, живописи и декоративно прикладного искусства.

Актуальность

программы.

Актуальность

данной

программы

состоит

в

обращении

на

базе

современных

технологий

к

мировой

культуре,

попытке

через

прикосновение к искусству, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания,

воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей.

Назначение.

Программа

«Творческой

мастерской»

посвящена

сохранению

и

развитию искусства в традиционных техниках. Её назначение - заложить фундамент для

развития художественного вкуса детей, привить интерес и любовь к творчеству, дать

определённые

навыки

в

освоении

художественного

ремесла,

показать

эстетическую

ценность произведений ручного труда, заполнить свободное время подростков, заняв их

интересной деятельностью.

Особенности

программы.

Знакомство

и

приобщение

школьников

разных

возрастов

к

художественному

творчеству

имеет

образовательное

и

воспитательное

значение. Это не только приобщение к исторически сложившимся веками культурным

корням, но и к эстетическим ценностям, передаваемым из поколения в поколение. Занятия

в

«Творческой

мастерской»

способствуют

формированию

и

развитию

творческих

способностей, самостоятельности и трудолюбия обучающихся. Одной из задач мастерской

является

передача

ребятам

профессиональных

навыков,

выработанных

не

одним

поколением

российских

и

зарубежных

художников.

Обучение

заключается

в

преемственности поколений и сохранение сложившихся культурных традиций.

Программа

составлена

на

основе

«Требований

к

содержанию

и

оформлению

образовательных программ дополнительного образования детей».

Программа

носит

вариативный

характер

и

может

изменяться,

дополняться

в

зависимости от новых требований, социального заказа, от материально-технической базы,

от уровня подготовки детей, а также в связи с местными условиями работы.

Нормативно-правовая база программы.



ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ



Государственная

концепция

развития

дополнительного

образования

от

4.09.2014 № 1726-р



Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей



СанПиН 2.4.4.3172-14



Постановление Главного гос. санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41



Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 (Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам)

Цель программы.

3

Формирование творчески мыслящей личности, обогащённой знанием в области

декоративно-прикладного

искусства,

знанием

основ

графики,

живописи

и

умением

реализовать на практике свои художественные идеи.

Задачи:

Обучить

подростков

основным

приёмам

и

навыкам

творческой

работы

в

изобразительном искусстве;

Познакомить детей с различными техниками и направлениями в искусстве;

Познакомить детей с различными художественными материалами и техникой

работы с ними;

Развивать наблюдательность; научить замечать красоту ;

Научить видеть главное, сравнивать формы и размеры предметов, сохранять

пропорции изображаемого объекта;

Научить работать со всей палитрой красок, знать основы цветоведения;

Научить передавать движение, отображать наиболее характерное, значимое;

Воспитывать аккуратность и самостоятельность;

Развить интерес к самостоятельной деятельности;

Стимулировать

творческую

активность

каждого

ребёнка,

развить

индивидуальные задатки и способности;

Развить пространственное воображение обучающихся.

Создать условия для самореализации детей.

Возраст обучающихся и сроки реализации программы.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 18 лет.

Срок реализации программы – 2 года.

Режим занятий в творческой мастерской:

2 группы первого года обучения состоят из 6-10 человек. Продолжительность

занятий 1.5 часа. 4 раз в неделю.

2 группы второго года обучения состоят из 6-10 человек и посещение ими занятий

по 1.5 часа. 4 раз в неделю.

1 час в неделю – индивидуальное занятие.

5

часов

в

неделю

подготовка

мастерской

к

работе,

выставочные

работы,

методическая работа.

Кроме учебных часов программой предусматриваются часы на подготовку работы,

часы для работы над выставочными композициями и творческими проектами.

Количество часов в год, а также продолжительность занятий и их количество в

неделю могут варьироваться в зависимости от базы проведения занятий и других местных

условий.

Направления программы.

Программа реализуется по следующим направлениям:

Знакомство с художественными материалами

Изучение и овладение методикой создания художественных работ.

Изучение и применение на практике основ цветоведенья.

Овладение знаниями композиции, пропорции, перспективы, светотени.

Знакомство с историей искусств России и мировой художественной культурой.

Практические

занятия

по

созданию

различных

художественных

работ

в

техниках рисунок, графика, живопись, гравюра , витраж, гипсовые барельефы и др.

Психологическая поддержка программы.

Программа первого года обучения рассчитана на обучающихся в младших классах.

Этот

возраст,

прежде

всего,

характеризуется

тем,

что

дети

не

научились

работать

в

коллективе,

внимательно

и

усидчиво

слушать

и

полностью

воспринимать

учебный

материал, а также тем, что недостаточно умеют выражать свои творческие способности.

Исходя из этого, занятия строятся таким образом, чтобы дети не уставали и в тоже время

4

получали необходимый объём знаний, умений и навыков, чередуются практические и

теоретические виды занятий.

Пути реализации и формы организации педагогического процесса.

Программа реализуется на занятиях теоретического и практического циклов.

Теоретические занятия проводятся в форме бесед, лекций, экскурсий, конкурсов.

Практические

занятия

проводятся

в

форме

коллективной,

групповой,

парной,

индивидуальной в зависимости от вида деятельности и поставленных задач.

Условия реализации программы.

Успешное выполнение программы в значительной мере зависит от полноценного

материально-технического обеспечения.

Оно предполагает наличие светлого и просторного кабинета на 10рабочих мест,

подсобного помещения для хранения художественных материалов

шкафы-стеллажи для сушки и хранения готовых работ;

место для хранения необходимых отделочных материалов и инструментов;

витрины для выставки образцов художественных, выставочных композиций;

шкаф для наглядных пособий, книг, таблиц и другой методической литературы;

Для выполнения практических заданий программы необходимы

следующие инструменты и материалы:

1. краски: акварель, масляные краски, разбавитель (масло льняное);

2. бумага: ватман, холсты на картоне грунтованные;

3. графические материалы: карандаши, фломастеры, кисти;

4. другие материалы: клей ПВА, лак, разбавитель для лака, гипсовые и пластиковые

формы, канцелярский нож, линейка, булавки, кисти, проволока, кусочки стекла, ткань для

протирки и др.;

Прогнозируемые результаты реализации программы.

Год

обучения

Знания

Умения и навыки

Формы

контроля

результатов

Первый год

обучения

Обучающиеся знают:

правила Т.Б. при

работе с

художественными

инструментами и

материалами;

виды

художественных

материалов,

используемых на

практических занятиях,

их происхождение и

свойства;

основные и

дополнительные цвета,

тёплые и холодные

цвета, правила

смешения красок;

азы композиции:

понятия симметрия и

асимметрия, динамика

и статика, пропорция;

Обучающиеся

умеют:

правильно

организовывать своё

рабочее место;

Воплощать в

материале объекты

своего воображения

(на свободную тему

и по

представлению)

Проведение

различных кон-

курсов в

мастерской;

Промежуточных

просмотров;

5

Второй год

обучения

элементарные

правила композиции в

живописи;

законы линейной и

воздушной

перспективы в

живописи;

основы

цветоведенья, понятия

«контраст», «акцент»,

«гармония цвета»,

светотень, блик;

формы скульптуры –

барельеф и горельеф;

виды и особенности

народных промыслов;

Простые приёмы

творческой работы

правильно

передавать общую

композицию и

основные

пропорции в

живописи

Проведение

различных кон-

курсов в

мастерской;

Промежуточных

просмотров;

Участие в отчётных

выставках;

Способы

оценки

качества

реализации

программы.

Основным

показателем уровня качества знаний и умений обучающихся является итоговая выставка

детских работ, организуемая в конце учебного года.

После завершения каждого блока тем педагогом проводятся мини-выставки для

просмотра

и

анализа

всех

выполненных

работ.

Обучающимся

даётся

возможность

сравнить,

самостоятельно

оценить

свою

работу,

её

результат,

видеть

достоинства

и

недостатки.

В учебном процессе оправдан опыт участия ребят в конкурсах различного вида, что

является не только хорошим стимулом для обучающихся, но и позволяет объективно

оценивать итоги усвоения программы.

В целях наиболее успешного усвоения материала и стимулирования творческих

способностей школьников, ребятам предлагается самим определить темы, разработать и

представить

рефераты

и

практические

работы,

как

формы

проектной

и

учебно-

исследовательской

деятельности,

на

различных

конференциях

по

декоративно-

прикладному творчеству.

Формы и сроки аттестации обучающихся.

Основными формами аттестации обучающихся являются участие их работ в мини-

выставках и конкурсах в рамках творческой мастерской, в ежегодной отчётной выставке, а

так же в конференциях, конкурсах, выставках различного уровня.

Аттестация проходит два раза в год приурочена к окончаниям полугодий: первое

полугодие – ноябрь-декабрь; второе – апрель, май.

Оценка и контроль результатов усвоения программы.

Аттестация

проводится

в

виде

самостоятельной

работы,

во

время

которой

оценивается уровень усвоения материала и умение применить полученные знания на

практике, так же в форме доклада или рассказа о выполняемой работе.

6

Список литературы:

Планирование составлено на основе примерной программы среднего общего образования

МО РФ издательство Дрофа составитель В.С. Кузин 2001г. и примерной программы

среднего общего образования МО РФ составитель Б.М. Неменский.

Учебник: Изобразительное искусство 6 класс Б.М. Неменский.

Учебник: Технология (вариант для мальчиков) Симоненко В.Д. и др. 2-е изд., перераб. –М.:

2004. – 144 с.

Дополнительная литература:

С. Калинина «Художественная школа» издательство Эксмо 2011г.

Л. Сильянова «Масляная живопись» Астрель 2006г.

П. Эдисонес «Живопись» изд. Лайн СПб.

7



В раздел образования