Автор: Каменская Ирина Алексеевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №2
Населённый пункт: г.Кировск Ленинградская область
Наименование материала: Подвижная игра как ведущий вид деятельности в физическом развитии и воспитании дошкольников
Тема: Подвижная игра как ведущий вид деятельности в физическом развитии и воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование
СТАТЬЯ:
«Подвижная
игра
как
ведущий
вид
деятельности
в
физическом развитии и воспитании дошкольников».
Подвижные игры - один из способов физического развития ребенка. Они позволяют
снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного
вида деятельности на другой.
Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных
эмоций.
Игры
стимулируют
активную
работу,
мысли,
способствуют
расширению
кругозора, совершенствованию всех психических процессов.
Подвижные
игры
формируют
положительные
нравственные
качества
у
детей.
Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко
ценятся
среди
играющих,
а
такие
качества,
как
трусость,
себялюбие,
похвальба
осуждаются.
Подвижная
игра
—
это
сознательная,
активная
деятельность
ребенка,
характеризующаяся
точным
и
своевременным
выполнением
заданий,
связанных
с
обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная
игра
является
упражнением,
посредством
которого
ребенок
готовится
к
жизни.
Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к
определенным умственным и физическим усилиям.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции
р е б е н к а
н а с
и
г
н
а
л « Л о в и ! » ,
« Б е г и ! » ,
«Стой!» и др.
Подвижная
игра
—
незаменимое
средство
пополнения
ребенком
знаний
и
представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки,
ценных
моральноволевых
качеств.
При
проведении
подвижной
игры
имеются
неограниченные
возможности
комплексного
использования
разнообразных
методов,
направленных на формирование личности ребенка.
В
процессе
игры
происходит
не
только
упражнение
в
уже
имеющихся
навыках,
закрепление
их,
совершенствование,
но
и
формирование
новых
качеств
личности.
Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые России. Так,
в созданной П.Ф.Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся
принцип
гармоничного
развития,
а
физические
и
духовные
силы
человека
рассматривались
как
качественно
различные
стороны
единого
жизненного
процесса,
позволяющего формировать людей «идеальнонормального типа».
По
мнению
П.Ф.Лесгафта,
гармоничное
развитие
возможно
только
при
научно
обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует
принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально
и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим
эффектом, а также способствует духовному развитию человека.
Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются
ведущим
методом
формирования
физической
культуры.
В
педагогической
науке
подвижные
игры
рассматриваются
как
важнейшее
средство
всестороннего
развития
ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и
духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру
можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию
физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, Правил
поведения, этических ценностей общества.
С
помощью
подвижных
игр
мы
можем
совершенствовать
двигательные
качества
у
дошкольника. Организм
ребенка-дошкольника
находится
в
периоде
становления
функций,
их
непрерывного
совершенствования,
поэтому
весь
комплекс
средств
физического
воспитания
(режим,
гигиена,
закаливание,
активные
движения,
подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи —
воспитание здорового, гармонически развитого ребенка.
Под
физическими
качествами
и
способностями
мы
понимаем
такие
качества
и
способности,
которые
характеризуют
его
физическое
состояние,
это
-
прежде
всего
состояние
его
морфофункционального
развития:
конституция
его
организма
и
физиологические
функции
последнего.
К
числу
признаков,
характеризующих
конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как
рост,
вес,
окружность
тела
и
др.
Среди
разнообразных
физиологических
функций
человеческого
организма
особо
следует
отметить
двигательную
функцию,
которая
характеризуется
способностью
человека
выполнять
определенный
круг
движений
и
уровень развития двигательных (физических) качеств.
Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью,
на
основе
чего
у
ребенка
легко
образуются
новые
условные
связи.
Это
свойство
необходимо использовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных
навыков, а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще мало
сопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникает желудочно-
кишечные, простудные и другие заболевания.
Теория
физического
воспитания
учитывает
психофизиологические
особенности
детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие
интересы
и
потребности,
формы
наглядно-действенного,
наглядно-образного
и
логического
мышления,
своеобразия
преобладающего
вида
деятельности
в
связи
с
развитием
которой
происходят
главнейшие
изменения
в
психике
ребенка
и
подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития».
В общей системе воспитания развитие двигательных качеств детей дошкольного
возраста
занимает
особое
место.
Именно
в
дошкольном
детстве
в
результате
целенаправленного
педагогического
воздействия
формируются
здоровье,
общая
выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые
для всестороннего гармонического развития личности.
Формирование
двигательных
качеств,
навыков
и
умений
тесно
связано
с
интеллектуальным и психическим развитием ребенка с воспитанием нравственно-волевых
черт личности.
На
протяжении
дошкольного
детства
осуществляется
беспрерывное
развитие
физических
качеств,
о
чем
свидетельствует
показатели
общей
физической
подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается
вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм.
Улучшаются
показатели
быстроты.
Время
бега
на
10
метров
с
хода
сокращается
у
мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей
выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики, возрастает с 602,3
метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.
Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических
качеств
по
годам
не
совпадают.
Более
высокие
увеличения
показателей
быстроты
отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до
5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей.
Необходимо
учитывать
это
при
организации
целенаправленной
работы
по
развитию
физических качеств дошкольников.
На
развитие
физических
качеств
дошкольника
оказывают
влияние
различные
средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты
являются
упражнения
направленные
на
развитие
способности
быстро
выполнять
движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен
предусмотреть,
чтобы
упражнения
не
были
продолжительными,
однообразными.
Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями
или наоборот, со снижением требований.
Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и
условиям
проведения:
применение
необычных
исходных
положений
(бег
и
исходное
положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к
направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или
темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками.
Могут
быть
использованы
упражнения,
в
которых
дети
прилагают
усилия,
чтобы
сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.
Упражнения
для
развития
силовых
способностей
делятся
на
2
группы:
с
сопротивлением,
которое
вызывает
вес
бросаемых
предметов
и
выполнение
которых
затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет
количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое
может привести к утомлению.
Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем
меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение
следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают
сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент
выполнения
упражнения.
Упражнения
с
мышечным
напряжением
целесообразно
чередовать с упражнениями на расслабления.
Для
развития
выносливости
больше
всего
подходят
упражнения
циклического
характера
(ходьба,
бег,
прыжки,
плавание
и
др.).
В
выполнении
этих
упражнений
принимает
участие
большое
количество
групп
мышц,
хорошо
чередуются
моменты
напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.
В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически
всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание
координационных
способностей,
в
частности
на
такие
компоненты,
как
чувство
равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении
новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении
движений ребенок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет
сразу видеть результат своего действия.
Необходимо,
чтобы
занятия
физической
культурой
доставляли
детям
радость,
поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.
В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств,
служат подвижные игры, в которые включены физические упражнения, оздоровительные
силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы.
Одна из важных задач в нашем МБДОУ это физическое развитие и воспитание
средствами подвижных игр. Подвижные игры – общедоступное средство физического и
нравственного воспитания детей.
В многообразии средств физического воспитания игре принадлежит совершенно
особое
место.
Появление
игры
было
оправданно
с
биологических
позиций
необходимостью передачи опыта от одного поколения к другому. Игра по праву занимает
одно из центральных мест в сфере физического развития и воспитания. В развитие
двигательной деятельности подвижной игре также принадлежит ведущая роль. Подвижная
игра как двигательная деятельность обладает определённой спецификой: она требует от
ребёнка быстрой реакции на сигналы, правильного выполнения задания и неожиданные
изменения игровой обстановки.
При
применении
подвижных
игр
в
физкультурных
занятиях
на
протяжении
длительного времени мы видим, что проведение различных подвижных игр способствуют
физическому развитию и воспитанию дошкольников. Это видно из опыта работы.