Напоминание

Подвижная игра как ведущий вид деятельности в физическом развитии и воспитании дошкольников


Автор: Каменская Ирина Алексеевна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №2
Населённый пункт: г.Кировск Ленинградская область
Наименование материала: Подвижная игра как ведущий вид деятельности в физическом развитии и воспитании дошкольников
Тема: Подвижная игра как ведущий вид деятельности в физическом развитии и воспитании дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТАТЬЯ:

«Подвижная

игра

как

ведущий

вид

деятельности

в

физическом развитии и воспитании дошкольников».

Подвижные игры - один из способов физического развития ребенка. Они позволяют

снять физическую усталость с мышц, достичь эмоционального переключения с одного

вида деятельности на другой.

Подвижные игры особенно любимы детьми, ведь они – важный источник радостных

эмоций.

Игры

стимулируют

активную

работу,

мысли,

способствуют

расширению

кругозора, совершенствованию всех психических процессов.

Подвижные

игры

формируют

положительные

нравственные

качества

у

детей.

Доброта, взаимопомощь, поддержка, смелость, внимательность, взаимовыручка высоко

ценятся

среди

играющих,

а

такие

качества,

как

трусость,

себялюбие,

похвальба

осуждаются.

Подвижная

игра

это

сознательная,

активная

деятельность

ребенка,

характеризующаяся

точным

и

своевременным

выполнением

заданий,

связанных

с

обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная

игра

является

упражнением,

посредством

которого

ребенок

готовится

к

жизни.

Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к

определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции

р е б е н к а

н а с

и

г

н

а

л « Л о в и ! » ,

« Б е г и ! » ,

«Стой!» и др.

Подвижная

игра

незаменимое

средство

пополнения

ребенком

знаний

и

представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки,

ценных

моральноволевых

качеств.

При

проведении

подвижной

игры

имеются

неограниченные

возможности

комплексного

использования

разнообразных

методов,

направленных на формирование личности ребенка.

В

процессе

игры

происходит

не

только

упражнение

в

уже

имеющихся

навыках,

закрепление

их,

совершенствование,

но

и

формирование

новых

качеств

личности.

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые России. Так,

в созданной П.Ф.Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся

принцип

гармоничного

развития,

а

физические

и

духовные

силы

человека

рассматривались

как

качественно

различные

стороны

единого

жизненного

процесса,

позволяющего формировать людей «идеальнонормального типа».

По

мнению

П.Ф.Лесгафта,

гармоничное

развитие

возможно

только

при

научно

обоснованной системе физического образования и воспитания, в которой превалирует

принцип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возможность рационально

и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим

эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются

ведущим

методом

формирования

физической

культуры.

В

педагогической

науке

подвижные

игры

рассматриваются

как

важнейшее

средство

всестороннего

развития

ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и

духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру

можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию

физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, Правил

поведения, этических ценностей общества.

С

помощью

подвижных

игр

мы

можем

совершенствовать

двигательные

качества

у

дошкольника. Организм

ребенка-дошкольника

находится

в

периоде

становления

функций,

их

непрерывного

совершенствования,

поэтому

весь

комплекс

средств

физического

воспитания

(режим,

гигиена,

закаливание,

активные

движения,

подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи —

воспитание здорового, гармонически развитого ребенка.

Под

физическими

качествами

и

способностями

мы

понимаем

такие

качества

и

способности,

которые

характеризуют

его

физическое

состояние,

это

-

прежде

всего

состояние

его

морфофункционального

развития:

конституция

его

организма

и

физиологические

функции

последнего.

К

числу

признаков,

характеризующих

конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как

рост,

вес,

окружность

тела

и

др.

Среди

разнообразных

физиологических

функций

человеческого

организма

особо

следует

отметить

двигательную

функцию,

которая

характеризуется

способностью

человека

выполнять

определенный

круг

движений

и

уровень развития двигательных (физических) качеств.

Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью,

на

основе

чего

у

ребенка

легко

образуются

новые

условные

связи.

Это

свойство

необходимо использовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных

навыков, а также навыков самообслуживания. Однако организм дошкольника еще мало

сопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникает желудочно-

кишечные, простудные и другие заболевания.

Теория

физического

воспитания

учитывает

психофизиологические

особенности

детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие

интересы

и

потребности,

формы

наглядно-действенного,

наглядно-образного

и

логического

мышления,

своеобразия

преобладающего

вида

деятельности

в

связи

с

развитием

которой

происходят

главнейшие

изменения

в

психике

ребенка

и

подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития».

В общей системе воспитания развитие двигательных качеств детей дошкольного

возраста

занимает

особое

место.

Именно

в

дошкольном

детстве

в

результате

целенаправленного

педагогического

воздействия

формируются

здоровье,

общая

выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые

для всестороннего гармонического развития личности.

Формирование

двигательных

качеств,

навыков

и

умений

тесно

связано

с

интеллектуальным и психическим развитием ребенка с воспитанием нравственно-волевых

черт личности.

На

протяжении

дошкольного

детства

осуществляется

беспрерывное

развитие

физических

качеств,

о

чем

свидетельствует

показатели

общей

физической

подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается

вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм.

Улучшаются

показатели

быстроты.

Время

бега

на

10

метров

с

хода

сокращается

у

мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд. Изменяются показатели общей

выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики, возрастает с 602,3

метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.

Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических

качеств

по

годам

не

совпадают.

Более

высокие

увеличения

показателей

быстроты

отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до

5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей.

Необходимо

учитывать

это

при

организации

целенаправленной

работы

по

развитию

физических качеств дошкольников.

На

развитие

физических

качеств

дошкольника

оказывают

влияние

различные

средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты

являются

упражнения

направленные

на

развитие

способности

быстро

выполнять

движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен

предусмотреть,

чтобы

упражнения

не

были

продолжительными,

однообразными.

Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями

или наоборот, со снижением требований.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и

условиям

проведения:

применение

необычных

исходных

положений

(бег

и

исходное

положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к

направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или

темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками.

Могут

быть

использованы

упражнения,

в

которых

дети

прилагают

усилия,

чтобы

сохранить равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения

для

развития

силовых

способностей

делятся

на

2

группы:

с

сопротивлением,

которое

вызывает

вес

бросаемых

предметов

и

выполнение

которых

затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет

количество повторений: небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое

может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем

меньшее количество раз должно выполняться. В силовых упражнениях предпочтение

следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища. Они разгружают

сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент

выполнения

упражнения.

Упражнения

с

мышечным

напряжением

целесообразно

чередовать с упражнениями на расслабления.

Для

развития

выносливости

больше

всего

подходят

упражнения

циклического

характера

(ходьба,

бег,

прыжки,

плавание

и

др.).

В

выполнении

этих

упражнений

принимает

участие

большое

количество

групп

мышц,

хорошо

чередуются

моменты

напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.

В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически

всех физических качеств. В первую очередь следует обращать внимание на воспитание

координационных

способностей,

в

частности

на

такие

компоненты,

как

чувство

равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений. При освоении

новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении

движений ребенок теряет его смысл, а, следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет

сразу видеть результат своего действия.

Необходимо,

чтобы

занятия

физической

культурой

доставляли

детям

радость,

поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

В детских дошкольных учреждениях средствами развития двигательных качеств,

служат подвижные игры, в которые включены физические упражнения, оздоровительные

силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы.

Одна из важных задач в нашем МБДОУ это физическое развитие и воспитание

средствами подвижных игр. Подвижные игры – общедоступное средство физического и

нравственного воспитания детей.

В многообразии средств физического воспитания игре принадлежит совершенно

особое

место.

Появление

игры

было

оправданно

с

биологических

позиций

необходимостью передачи опыта от одного поколения к другому. Игра по праву занимает

одно из центральных мест в сфере физического развития и воспитания. В развитие

двигательной деятельности подвижной игре также принадлежит ведущая роль. Подвижная

игра как двигательная деятельность обладает определённой спецификой: она требует от

ребёнка быстрой реакции на сигналы, правильного выполнения задания и неожиданные

изменения игровой обстановки.

При

применении

подвижных

игр

в

физкультурных

занятиях

на

протяжении

длительного времени мы видим, что проведение различных подвижных игр способствуют

физическому развитию и воспитанию дошкольников. Это видно из опыта работы.



В раздел образования