Автор: Кравченко Марина Сергеевна
Должность: Методист (по воспитательной работе) отдела воспитательной работы
Учебное заведение: ФГКОУ "Краснодарское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: статья
Тема: Обсуждение проекта Концепции кадетского образования в Российской Федерации
Раздел: среднее образование
Доклад по теме « Обсуждение проекта Концепции кадетского
образования в Российской Федерации»
Кравченко Марина Сергеевна
кандидат социологических наук,
методист (по воспитательной работе) отдела воспитательной работы
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Краснодарское президентское кадетское училище»,
Изучив
проект
Концепции
кадетского
образования
в
Российской
Федерации,
и
используя
опыт
Краснодарского
президентского
кадетского
училища, считаем, что система кадетского образования является уникальной
образовательной технологией, позволяющей достигать высокие результаты в
обучении и воспитании молодого поколения. Однако на фоне обсуждения
национальных проектов, призванных, в том числе, модернизировать систему
образования
и
решить
проблему
патриотического
воспитания,
внесены
изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
в
части
реализации
образовательных
программ,
интегрированных
с
дополнительными предпрофессиональными программами, имеющими целью
подготовку
несовершеннолетних
обучающихся
к
военной
или
иной
государственной службе, в том числе к государственной службе российского
казачества.
Мы предлагаем оформить правовое регулирование проблем кадетского
образования в виде поправок к принятому федеральному закону РФ «Об
образовании». И в частности уточнить:
- порядок отбора и требования к кандидатам, поступающим в кадетские
училища,
т.к.
по
закону
об
образовании
в
кадетские
образовательные
организации принимают всех желающих.
Но у кадет своя специфика: жесткая дисциплина, интернатный режим,
серьезные физические нагрузки;
-
а
также
уточнить
особенности
правового
регулирования
образовательных
отношений
между
кадетской
образовательной
организацией
и
родителем
(законным
представителем)
обучающегося,
1
условия
расторжения
договора
об
оказании
образовательных
услуг,
при
наличии
низкой
успеваемости
обучающихся
по
учебным
предметам
и
систематического нарушения дисциплины.
Кадетское
образование
как
со ставная
часть
о б р а з о в а н и я
государственной
службы
требует
внесения
изменений
или
дополнений
в
ФГОС с учетом специфики кадетского образования и требований заказчика
по
военно-профессиональной
подготовке
воспитанников,
либо
создания
специального
федерального
государственного
стандарта
кадетского
образования и воспитания, формирования особой кадетской образовательной
среды.
Необходима разработка учебных планов и программ основного общего,
среднего
(полного)
общего
образования
в
соответствии
со
спецификой,
целями и задачами учреждений интернатного типа.
В основе профилизации на уровне среднего общего образования отражена
не
только
целевая
установка
кадетского
образования
-
подготовка
воспитанников к служению Отечеству на гражданском и военном поприще,
н о
и
реализуются
различные
организационные
модели
профильного
образования.
Профессиональный выбор воспитанников не ограничивается военными
вузами
или
вузами
силовых
структур
и
ведомств.
За
каждым
юношей
остается право свободного выбора своего дальнейшего профессионального
пути.
Кадетские
училища
-
это
общеобразовательные
учреждения
для
подготовки
высокообразованных
граждан,
которые
могут
выбрать
как
военное поприще, так и любую другую профессию и трудиться на благо
государства и общества.
Предлагаем
внести
изменения
в
пункт
19
проекта
концепции:
Федеральная система кадетского образования создается как составная часть
системы государственной службы, в рамках которой готовятся кандидаты на
поступление
в
профильные
высшие
учебные
заведения
с
последующим
исполнением
кадетами-выпускниками
государственной
службы
по
избранному профилю.
2
Мы
считаем,
что
образовательный
процесс
в
кадет ских
образовательных
организациях
целесообразно
осуществлять
в
рамках
установленного стандартного учебного года и 11-летнего общего среднего
образования.
Главной и приоритетной составляющей кадетского образования является
создание
особой
воспитательной
среды,
насыщенной
историческими,
национальными,
военно-патриотическими
ценностями,
нормами
морали,
символами
и
ритуалами
военной
службы.
Специфическая
кадетская
образовательная среда способствует формированию у кадет положительной
мотивации
на
приобретение
знаний,
навыков
и
умений,
необходимых
офицеру
в
процессе
службы,
а
также
таких
качеств
личности,
как
инициативность, самостоятельность, готовность к высокопрофессиональному
служению
Отечеству,
верности
культурно-историческим
традициям
и
религиям.
Предлагаем внести изменения в пункт 17 проекта концепции Основные
принципы
Кадетского
образования:
осознанное
восприятие
российской
культуры народов РФ и традиционных российских религий, не противореча
Конституции РФ.
В последние годы резко возросла общественная востребованность и
популярность учреждений кадетского образования, так как они оказались
практически
единственной
формой
и
типом
учреждений
системы
национального образования, которые по определению и статусу, способны
дать своим воспитанникам качественное среднее образование, уберечь от
соблазнов улицы и привить им патриотизм, навыки коллективизма, дружбы и
честности. Сегодня родители довольны уже этим, но скоро общественность
России
будет
ставить
вопрос
о
том,
что
государство,
взявшее
на
себя
ответственность за кадетское образование их детей, должно давать кадетам-
выпускникам привилегии при поступлении в профильные ВУЗы.
Мы
предлагаем
установить
порядок
поступления
выпускников
президентских
кадетских,
суворовских
военных,
нахимовского
военно-
морского
училищ
и
других
кадетских
образовательных
организаций
в
соответствующие
высшие
военные
учебные
заведения,
при
этом
3
законодательно определить льготы кадетам-выпускникам при поступлении в
военные
ВУЗы
РФ,
исходя
из
результатов,
достигнутых
при
освоении
программы Кадетского образования.
Основу
Кадетской
образовательной
организации
со ставляет
высокопрофессиональный,
компетентный
постоянный
состав
из
числа
руководителей, воспитателей и преподавателей, которые обладают высокими
п ед а го г и ч е с к и м и
с п о с о б н о с тя м и
и
гото в ы е
к
п о с т о я н н о м у
профессиональному росту.
Каждый из них является для воспитанников образцом для подражания и
примером личной высоконравственной жизненной позиции. Главной задачей
воспитателя
становится
развитие
творческой
индивидуальности,
формирование готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к
педагогическим
инновациям.
На
данный
момент
актуальной
остается
проблема организации курсов повышения квалификации для воспитателей
кадетских образовательных организаций.
Мы
считаем
необходимым
систематически
организовывать
выездные
курсы повышения квалификации для педагогов кадетских образовательных
организаций с целью повышения уровня их профессионализма.
В заключении необходимо отметить, что система кадетского образования
отвечает
современным
принципам
всестороннего
развития
личности
и
ориентирована на привитие и воспитание в молодом поколении качеств,
необходимых
мужчинам
как
защитникам
Отечества,
развитие
у
воспитанников
чувства
патриотизма,
стремления
приносить
желаемую
пользу
Родине,
формирование
у
них
гражданской
ответственности.
И
поэтому явные успехи кадетского образования в России ставят вопрос о его
признании в качестве самостоятельной ветви в системе образования страны.
Общий смысл кадетского образования можно сформулировать как создание
среды
для
возрождения
и
развития
патриотизма
и
государственности
-
утверждения роли России как великой державы.
Свое
выступление
закончу
словами
В.В.
Путина
«От
того,
как
мы
воспитаем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить
саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно
4
развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не
утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке.
Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте…»
5