Напоминание

"Использование на уроках географии межпредметных связей в условиях инклюзивного образования"


Авторы: Каримова Елена Александровна, Гилязова Галина Дмитриевна
Должность: учитель географии, учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №78"Фарватер"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья, методическая разработка
Тема: "Использование на уроках географии межпредметных связей в условиях инклюзивного образования"
Раздел: полное образование





Назад




Использование на уроках географии межпредметных связей в

условиях инклюзивного образования (из опыта работы с детьми ДЦП).

Е.А Каримова — учитель географии и биологии; Г.Д Гилязова — учитель

русского и литературы

МБОУ « Лицей № 78 «Фарватер»;Казань, Россия.

В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание

уделяется вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – закон «Об образовании в

Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными

возможностями здоровья».

Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит

собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства,

имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.

Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-

двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом

(ДЦП).

Детский церебральный паралич — это полиэтиологическое заболевание мозга,

которое возникает под влиянием действия различных вредных воздействий

внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода

или новорожденного. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно

велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и

относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым

поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при

специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально сверстниками

до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной

программе образования.

Вопрос «Как обучать» детей с ОВЗ актуален в настоящие время. Учитывая, что

учащиеся с ОВЗ отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной

познавательной активностью в процессе изучения курса географии, на

протяжении всего обучения у детей с ОВЗ должно формироваться целостное

восприятие мира при изучении дисциплин школьного курса. Использование на

уроках географии межпредметных связей с другими предметами способствует

укреплению в сознании учащихся идей о единстве наук, а так же оказывает

положительное влияние на скорость и качество изучения и усвоения нового

материала, возбуждающий интерес, развивающий мышление, память, речь

учеников, углубляющий понимание ими окружающих явлений, общественных

событий. Этот предмет так же способствует коррекции личности учащегося с

ОВЗ. Поэтому я считаю, что учащимся нужно периодически проводить такие

уроки, где интеграция вопросов и объединение в одном задании знаний из

разных областей наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения

конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о

человеке, о природе, об обществе, и на их основе – задачу формирования

понятий, общих для разных предметов. На моих уроках в коррекционных

классах, где обучаются учащиеся VI вида, преимущественно диагноз « Детский

церебральный паралич», повреждение центральной нервной системы, при

сохраненном интеллекте. Мной применяются межпредметные связи, возьмём

географию и историю – это приемлемо и актуально. Например, в седьмом

классе, при интеграции темы по истории «Технические открытия и выход к

Мировому океану» с темой по географии «Открытие и изучение Земли»

учащиеся с ОВЗ подходят к выводу о взаимосвязи географических путешествий

и открытий различных эпох, истории заселения народов и географического

положения населённых пунктов. Положительный эффект даёт интегрирование

географии с уроками русского языка и литературы. В процессе обучения

географии надо усвоить больше количество новых географических терминов и

названий. Различные по смысловой и фонетической сложности термины

требуют разных методов словарной работы. Например, при объяснении темы

«Подземные воды» раскрываем смысл термина «водоупорный» через

морфологический анализ. Если посмотреть связь с предметом география и

литература, то можно на примере изучении темы «Ветер»,

рассмотреть стихотворения А.С Пушкина:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Где, я с детьми рассматриваю такие слова, как – могуч, т.е сильный - сила;

Гоняешь, волнуешь – скорость;

Всюду веешь – дует в разных направлениях – стороны горизонта.

Приведу в пример уроки, на которых непосредственно мной используются

моменты интеграции географии и математики. В начальном курсе географии в

6 классе при изучении темы «План и карта» используется математические

знание о круге и градусах, о масштабе. По типу использования одних из этих

связей являются предшествующими, другие – сопутствующие, третьи –

перспективные. В курсе математики в 6 классе рассматриваются столбчатые и

круговые диаграммы, вычисляются средне арифметические показатели,

читаются графики. И все это как нельзя кстати для вычисления

среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха, а для расстояния между

двумя точками координатной оси – нахождения амплитуды температуры

воздуха. Учащиеся с ОВЗ учатся отвечать на вопросы, используя графики

зависимости температуры от времен года, от высоты. Определяют

преобладающее направление ветра по графику ветров. Тем самым, учащиеся с

ОВЗ убеждаются, что, используя математические методы, которыми

обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, делают

выводы, составляют прогнозы. На уроках темы «Реки России» в 8 классе при

знакомстве с типами водного режима рек одновременно закрепляются знания

по теме «Функции. Свойства функций » из математики. Поскольку тип водного

режима определяются по распределению расхода воды в течение года. Графики

распределения расхода воды ничто иное, как графики функций. Дети с ОВЗ

осознают на таком уроке, что функция, график функции – это не нечто

абстрактное, существующее само по себе, а необходимое звено для составления

прогнозов наводнений. На уроке (математика + физика) «Питание и режим рек

России» дети понимают, что без знаний математики нельзя провести какое-либо

водохозяйственное мероприятие, будь то орошение, водоснабжение, осушение

строительство гидроэлектростанции, сооружение водохранилища.

При изучении темы «Атмосфера» в 6 классе очень тесной является

предшествующая связь программы географии с математикой и физикой.

Поэтому целесообразно такие понятие, как температура, атмосферное давление,

влажность, осадки, ветер рассмотреть и учителю физики с детьми и показать

опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на

уроках географии.

Открываются перспективы перед детьми с ОВЗ информационные технологии,

которые является универсальным инструментом, способный помочь в решении

самых разнообразных проблем обучающегося с ОВЗ. Презентация усиливает

динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников. Она позволяет

учащемуся реализовать свое «я», создает для него ситуацию успеха,

способствует его саморазвитию, самосовершенствованию, развитию

творческих способностей. Появляются возможности у ребенка для того, чтобы

показать себя творческой личностью. Участвуя в разработке и реализации

проектов, ученик может проявить свой творческий потенциал: фантазию,

интерес, инициативу. В зависимости от дидактических целей и специфики

географии как учебного предмета использую следующие типы компьютерных

программ: учебные программы; программы-тренажёры; контролирующие

программы; демонстрационные программы; имитационные и моделирующие

программы; информационно-справочные программы; мультимедиа – учебники,

географические информационные системы

(ГИС). Использовании компьютерных технологий в своей дальнейшей работе

планирую следующие: внедрение геоинформационных технологий при

изучении тем, требующих анализа, сопоставления географических карт;

освоение новых проектов х компьютерных программ и интерактивной доски;

продолжить работу над созданием проектов с учащимися старших классов;

планировать проведение уроков обобщающего повторения, практических

занятиях на компьютере совместно с учителем информатики дистанционных;

участвовать с учащимися в дистанционных олимпиадах, фестивале

исследовательских и творческих работ и других конкурсах, размещенных в

Интернете.

Таким образом, межпредметные связи повышают эффективность более гибкого

и прочного усвоения знаний учащимися с ОВЗ, возможности их

самостоятельного движения в изучаемой области наук, существенно повышает

мотивацию к учению, происходит реализация компетентностного подхода

обучения.



В раздел образования