Авторы: Каримова Елена Александровна, Гилязова Галина Дмитриевна
Должность: учитель географии, учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №78"Фарватер"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья, методическая разработка
Тема: "Использование на уроках географии межпредметных связей в условиях инклюзивного образования"
Раздел: полное образование
Использование на уроках географии межпредметных связей в
условиях инклюзивного образования (из опыта работы с детьми ДЦП).
Е.А Каримова — учитель географии и биологии; Г.Д Гилязова — учитель
русского и литературы
МБОУ « Лицей № 78 «Фарватер»;Казань, Россия.
В системе социальной защиты Российской Федерации значительное внимание
уделяется вопросам обеспечения условий для получения образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – закон «Об образовании в
Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья».
Особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит
собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства,
имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.
Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом
(ДЦП).
Детский церебральный паралич — это полиэтиологическое заболевание мозга,
которое возникает под влиянием действия различных вредных воздействий
внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода
или новорожденного. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно
велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и
относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым
поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при
специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально сверстниками
до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной
программе образования.
Вопрос «Как обучать» детей с ОВЗ актуален в настоящие время. Учитывая, что
учащиеся с ОВЗ отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной
познавательной активностью в процессе изучения курса географии, на
протяжении всего обучения у детей с ОВЗ должно формироваться целостное
восприятие мира при изучении дисциплин школьного курса. Использование на
уроках географии межпредметных связей с другими предметами способствует
укреплению в сознании учащихся идей о единстве наук, а так же оказывает
положительное влияние на скорость и качество изучения и усвоения нового
материала, возбуждающий интерес, развивающий мышление, память, речь
учеников, углубляющий понимание ими окружающих явлений, общественных
событий. Этот предмет так же способствует коррекции личности учащегося с
ОВЗ. Поэтому я считаю, что учащимся нужно периодически проводить такие
уроки, где интеграция вопросов и объединение в одном задании знаний из
разных областей наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения
конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о
человеке, о природе, об обществе, и на их основе – задачу формирования
понятий, общих для разных предметов. На моих уроках в коррекционных
классах, где обучаются учащиеся VI вида, преимущественно диагноз « Детский
церебральный паралич», повреждение центральной нервной системы, при
сохраненном интеллекте. Мной применяются межпредметные связи, возьмём
географию и историю – это приемлемо и актуально. Например, в седьмом
классе, при интеграции темы по истории «Технические открытия и выход к
Мировому океану» с темой по географии «Открытие и изучение Земли»
учащиеся с ОВЗ подходят к выводу о взаимосвязи географических путешествий
и открытий различных эпох, истории заселения народов и географического
положения населённых пунктов. Положительный эффект даёт интегрирование
географии с уроками русского языка и литературы. В процессе обучения
географии надо усвоить больше количество новых географических терминов и
названий. Различные по смысловой и фонетической сложности термины
требуют разных методов словарной работы. Например, при объяснении темы
«Подземные воды» раскрываем смысл термина «водоупорный» через
морфологический анализ. Если посмотреть связь с предметом география и
литература, то можно на примере изучении темы «Ветер»,
рассмотреть стихотворения А.С Пушкина:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Где, я с детьми рассматриваю такие слова, как – могуч, т.е сильный - сила;
Гоняешь, волнуешь – скорость;
Всюду веешь – дует в разных направлениях – стороны горизонта.
Приведу в пример уроки, на которых непосредственно мной используются
моменты интеграции географии и математики. В начальном курсе географии в
6 классе при изучении темы «План и карта» используется математические
знание о круге и градусах, о масштабе. По типу использования одних из этих
связей являются предшествующими, другие – сопутствующие, третьи –
перспективные. В курсе математики в 6 классе рассматриваются столбчатые и
круговые диаграммы, вычисляются средне арифметические показатели,
читаются графики. И все это как нельзя кстати для вычисления
среднемесячной, среднегодовой температуры воздуха, а для расстояния между
двумя точками координатной оси – нахождения амплитуды температуры
воздуха. Учащиеся с ОВЗ учатся отвечать на вопросы, используя графики
зависимости температуры от времен года, от высоты. Определяют
преобладающее направление ветра по графику ветров. Тем самым, учащиеся с
ОВЗ убеждаются, что, используя математические методы, которыми
обрабатывают результаты наблюдения, выявляют закономерности, делают
выводы, составляют прогнозы. На уроках темы «Реки России» в 8 классе при
знакомстве с типами водного режима рек одновременно закрепляются знания
по теме «Функции. Свойства функций » из математики. Поскольку тип водного
режима определяются по распределению расхода воды в течение года. Графики
распределения расхода воды ничто иное, как графики функций. Дети с ОВЗ
осознают на таком уроке, что функция, график функции – это не нечто
абстрактное, существующее само по себе, а необходимое звено для составления
прогнозов наводнений. На уроке (математика + физика) «Питание и режим рек
России» дети понимают, что без знаний математики нельзя провести какое-либо
водохозяйственное мероприятие, будь то орошение, водоснабжение, осушение
строительство гидроэлектростанции, сооружение водохранилища.
При изучении темы «Атмосфера» в 6 классе очень тесной является
предшествующая связь программы географии с математикой и физикой.
Поэтому целесообразно такие понятие, как температура, атмосферное давление,
влажность, осадки, ветер рассмотреть и учителю физики с детьми и показать
опыты, объяснить эти явления, расширить и углубить знания уже в 6 классе на
уроках географии.
Открываются перспективы перед детьми с ОВЗ информационные технологии,
которые является универсальным инструментом, способный помочь в решении
самых разнообразных проблем обучающегося с ОВЗ. Презентация усиливает
динамику урока, позволяет завоевать внимание учеников. Она позволяет
учащемуся реализовать свое «я», создает для него ситуацию успеха,
способствует его саморазвитию, самосовершенствованию, развитию
творческих способностей. Появляются возможности у ребенка для того, чтобы
показать себя творческой личностью. Участвуя в разработке и реализации
проектов, ученик может проявить свой творческий потенциал: фантазию,
интерес, инициативу. В зависимости от дидактических целей и специфики
географии как учебного предмета использую следующие типы компьютерных
программ: учебные программы; программы-тренажёры; контролирующие
программы; демонстрационные программы; имитационные и моделирующие
программы; информационно-справочные программы; мультимедиа – учебники,
географические информационные системы
(ГИС). Использовании компьютерных технологий в своей дальнейшей работе
планирую следующие: внедрение геоинформационных технологий при
изучении тем, требующих анализа, сопоставления географических карт;
освоение новых проектов х компьютерных программ и интерактивной доски;
продолжить работу над созданием проектов с учащимися старших классов;
планировать проведение уроков обобщающего повторения, практических
занятиях на компьютере совместно с учителем информатики дистанционных;
участвовать с учащимися в дистанционных олимпиадах, фестивале
исследовательских и творческих работ и других конкурсах, размещенных в
Интернете.
Таким образом, межпредметные связи повышают эффективность более гибкого
и прочного усвоения знаний учащимися с ОВЗ, возможности их
самостоятельного движения в изучаемой области наук, существенно повышает
мотивацию к учению, происходит реализация компетентностного подхода
обучения.