Автор: Назарова Наталья Филипповна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ с. Черняево
Населённый пункт: с. Черняево, райони имени Лазо, Хабаровский край
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Математика о вреде курения через решение задач на проценты
Раздел: среднее образование
Тема: (слайд 1)
«Математика о вреде курения через решение задач на проценты".
Тип урока: урок – проблема, урок решения задач.
Проблема: Курить или быть здоровым? Выбирайте сами! (слайд 2)
Цели:
Образовательные:
-отработать практические умения и навыки нахождения процентов от числа на примерах
р е ш е н и я
з а д а ч
п о
в ы ч и с л е н и ю
п р о ц е н т о в
– помочь развить познавательный интерес к изучению процентов.
Воспитательные:
-
пропаганда
здорового
образа
жизни,
расширение
знаний
о
вреде
курения
– способствовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни:
«Курить или быть здоровым?».
Развивающие:
-
способствовать
формированию
умений
применять
приемы:
сравнения,
выделение
главного
в
понимании
поставленного
вопроса,
переноса
знаний
в
новую
ситуацию,
развитию внимания и памяти.
Оборудование: интерактивная доска, презентационный материал, раздаточный материал
(по количеству обучающихся), маршрутный лист для каждого ученика, карточки-задания
для выполнения домашней работы.
Ход урока.
I.
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
«Что такое хорошо и что такое плохо?»
Если делаешь зарядку, если кушаешь салат,
И не любишь шоколадку –
То найдёшь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши и в бассейн ты не идёшь.
С сигаретою ты дружишь – то здоровья не найдёшь.
Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам,
Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться. Это нужно только нам!
II. Мотивация урока
Учитель: Сегодня у нас необычный урок.
Проведем мы его, обсуждая проблему для
человечества - это здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из
которых является пагубная привычка – курение.
Закрепим наши умения:
- переводить процент в десятичную дробь и наоборот;
-находить процент от числа и наоборот.
В этом нам будут помогать наше отличное настроение, хорошее самочувствие и здоровый
дух.
Итак, тема нашего урока: «Математика о вреде курения через решение задач на
проценты".
Наш урок необычен еще тем, что свою работу вы будите оценивать в маршрутном листе,
который лежит у вас на столе. На уроке мы будем работать индивидуально, в парах, с
места и у доски.
III.
Устная работа
Задание 1. Игра «Ты мне, я- тебе».
(Ученики ведут опрос правил, сверяя с записанными ответами)
Вариант 1
1) Как найти % от числа?
2). Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо ……..
3). Как разделить десятичную дробь на 100?
Вариант 2.
1)
Чтобы перевести проценты в десятичную дробь надо…….
2)
Как умножить десятичную дробь на 100?
3)
Как найти число по его дроби?
(Оценить друг друга-максимум 3 балла)
Умеем ли мы беречь здоровье? Здоровье, как и жизнь,-личное богатство, но порою мы его
сами и губим.
Задание 2. (работа в парах) (слайд 3)
Запишите десятичные дроби в процентах. Расшифруйте код и узнаете, что пагубно влияет
на наше здоровье. (слайд)
Р- 8%
Н- 250%
Е- 85%
К- 80%
Е- 0.8%
И- 800%
У- 18%
(слайд 4) 0.8 0,18 0.08 0.008 2.5 8 0.85
К У Р Е Н И Е
Вывод: Сегодня поговорим о вреде курения математическим языком, языком процентов.
Девиз урока: «Я выбираю здоровый образ жизни»
IV.Исследовательская деятельность (проверка д/з)
Учитель: Начиная курить, люди не всегда задумываются, к чему может привести эта
вредная привычка? А стоило бы. Какой же вред наносит курение организму? Сегодня вам
надо решить очень важную проблему: Курить или быть здоровым? (слайд 5)
Ребята,
вами
было
проведено
социологическое
исследование.
Представьте
нам,
пожалуйста его результаты. (слайд 6)
(Ученики: Тема: «Доля курящих обучающихся по классам»
Цель: Определить процент курящих ребят в классах.
Мы
опрашивали
ребят
6
–
11
классов.
Задавали
вопрос
«Курите
ли
вы»
получили
следующую картину:
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
Всего: 12 чел
Курят: чел
Всего: 13 чел
Курят: чел
Всего: 8 чел
Курят: чел
Всего: 10 чел
Курят: чел
Всего: 8 чел
Курят: чел
Всего: 10 чел
Курят: чел
Доля
курящих:
%
Доля
курящих:
%
Доля
курящих:
%
Доля курящих
%
Доля
курящих:
%
Доля курящих:
%
Исходя из таблицы видим, что наибольший процент курящих учеников приходится на 7 и
9 классы. Поэтому мы порекомендуем классным руководителям этих классов провести с
ребятами профилактическую беседу о вреде курения.
V. Решение задач.
Решать задачи мы будем в парах.
№1.
Известно,
что
в
среднем
80%
курящих
страдают
заболеванием
лёгких.
Найдите
количество больных, если в селе живет 800 человек из них курят 40%.
Решение:
Всего – 800 человек
Курят - 40% из всех
Болеют- ? чел., - 80%
1)800*0,4=320 (чел.) - курят
2)0,8*320 =256 (чел) – страдают заболеванием лёгких
Ответ: 256 человек
№2
Смертельная доза никотина для человека от 50 до 100 мг. В сигарете
содержится 0,9 мг никотина, из которых вдыхается в лёгкие 20%. Сколько мг никотина
попадает в лёгкие? Результат округлите до десятых.
Решение:
Смерт. доза- 50-100 мг.
В сигарете-0,9 мг.
Вдыхается -? мг.20% никотина
1)
0,9*0,2= 0,18(мг) никотина попадает в лёгкие
Ответ: 0,2 мг.
Решение задач у доски: (слайд 7,8)
№1.
Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь курильщика на 6 – 10 минут. В общем,
курящие дети сокращают себе жизнь на 15 %. На сколько лет уменьшают свою жизнь
курящие
дети,
если
средняя
продолжительность
жизни
в
России
56
лет?
Какова
продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей?
Решение: 1)15% = 0,15
2) 0,15 ∙ 56 = 8,4(года)
3) 56 ─ 8, 4 = 47,6 (лет)
Ответ:8,4 года, 47,6 лет.
№ 2
Исследователи установили, что до 15% рабочего времени уходит на курение. Рабочий
день длится 8 часов. Сколько рабочего времени теряется из-за курения?
Решение: 1) 15%=0.15
2) 0.15х8=1.2час
Ответ: 1.2 час
Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
А сейчас мы немного отвлечемся от работы.
VI. ФИЗМИНУТКА (слайд 9)
Раз- подняться на носки и улыбнуться,
Два – руки вверх и подтянуться,
Три – согнуться и разогнуться,
Четыре – снова всё начать.
Пять – на пояс руки ставим,
Шесть – повороты туловища начинаем,
Семь – поглубже всем вздохнуть.
Восемь – мы разок присядем,
Девять – урок наш продолжаем.
Молодцы! Рассаживайтесь по группам. Продолжим нашу работу.
VII.
Учитель:
В
табачном
дыме
содержится
много
ядовитых
веществ,
разрушающих
организм.
Решение следующей задачи поможет увидеть процентное содержание этих веществ.
Предлагаю поработать самостоятельно в группах.
Задача: Определите % - ное содержание самых ядовитых веществ ─ синильной
кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония ─ в одной сигарете.
Если никотина 2%,
а синильная кислота составляет 1/2 часть никотина;
табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина;
окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя,
а полоний ─ 2/3 от количества окиси углерода.
Решение: 1) 2 ∙ 1/2 = 1% ─ синильной кислоты.
2) 2 ∙ 7,5 = 15% ─ табачного дегтя.
3) 0,6 ∙ 15 = 9% ─ окиси углерода.
4) 2/3 ∙ 9 = 6% ─ полоний.
(слайд 10) Ребята, кого называют «курильщиками поневоле»? У меня три ответа.
Выберите правильный.
Учитель: Мы рассмотрели с вами мизерную долю ядовитых веществ, содержащихся в
табачном дыме. Вообще,
в
табачном дыме, содержится около 5000 химических
соединений, из которых примерно 60 вызывают рак.
С помощью следующего ребуса (слайд 11) вы сможете узнать названия веществ,
которые
увеличивают сопротивляемость организма простудным и инфекционным
заболеваниям, повышают работоспособность.
То есть те вещества, которые способствуют укреплению нашего здоровья.
(слайд 12) Ответ: витамины.
VIII. Итог урока.
Наш урок подошел к концу. Давайте, подведём итог нашего урока.
Проведем лотерею.
1. Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивной лотереи:
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
Оценки за урок.
Приготовьте свои маршрутные листы.
Подсчитайте кол-во полученных вами баллов, и поставьте себе оценку.
IX. Домашнее задание. Задачи на дом: (текст на карточке)
1)
При проверке состояния здоровья группы учеников школы, из 20 человек со стажем
курения 3 – 5 лет, обнаружено, что 70% имеют по 2 заболевания – органов дыхания и
пищеварения. Остальные – по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся имеют по 2
заболевания и сколько по одному?
2)
Нарисовать плакат – рекламу о вреде курения, о здоровом образе жизни. Для
желающих: придумать четверостишие о здоровом образе жизни, о вреде курения.
(слайд 13) Сегодня вечером, когда ты ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Ни стану ни за что курить.
Я- человек! Я должен жить!
«Курить или не курить?» -важный вопрос, решать который приходится многим в какой-то
момент жизни. И в тот момент, когда вам придется делать этот выбор, вспомните наш
разговор и задумайтесь, что выбрать: курение или здоровье.
(СЛАЙД 14) СПАСИБО ЗА УРОК.