Напоминание

Работа" с одаренными детьми"


Автор: Банцекина Галина Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ" Соболевская СОШ", Московская область
Населённый пункт: д.Соболево, Московская область
Наименование материала: Организация научно–исследовательской деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время"
Тема: Работа" с одаренными детьми"
Раздел: полное образование





Назад




Из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ

«Соболевская СОШ»

Банцекиной Галины Дмитриевны.

Тема: «Организация научно-исследовательской деятельности

обучающихся в урочное и внеурочное время»

Государственные образовательные стандарты предполагают возможность

реализации актуальных в настоящее время компетентностного, системно-

деятельностного подходов, которые определяют ряд задач обучения истории.

Одной из задач является овладение способностью творческого решения

учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных

исследовательских работ, участие в проектной деятельности. С этим связано

введение в практику образовательных учреждений методов и технологий на

основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Выпускники школы должны овладеть составляющими исследовательской и

проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,

выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. В своей

педагогической практике я отвожу важное место проектно-исследовательской

деятельности. Данный вид деятельности связан с решением

исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Учебное

исследование имеет целью приобретение учащимися навыка

исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа

мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. При

обучении учеников проектной и исследовательской деятельности я ставлю

следующие задачи: - формирование и развитие творческих способностей

учащихся; - развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения

способов их решений; - развитие индивидуальной ответственности за свои

поступки, принятые решения и действия; - развитие у ученика

коммуникативных умений и навыков. Грамотно проводить

исследовательскую работу может не только человек, занимающийся наукой

профессионально, но и тот, кто еще учится в школе. Поэтому одним из

важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является

организация учебной исследовательской деятельности и развитие её

основного компонента — исследовательских умений, которые не только

помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и

создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. Формировать

исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во

внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися

предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во

внеклассной работе заданий, связанных с изучением истории своей

местности, развивает у школьников исследовательские наклонности. Во

время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности

реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, ощутить

успех. В ходе работы над учебным исследованием возможно и целесообразно

развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности

проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и

обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ

литературных данных, формулирование выводов. А также развитие таких

коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового

сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная

презентация работы. Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо,

прежде всего, опираться на их интересы. Все, что изучается, должно стать

для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний.

Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не

отталкивать своей сложностью. Существует три основных типа внеклассных

занятий: индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальная работа

тесно связана с приобщением учащихся к чтению и реферированию научно-

популярной и специальной литературы, интервьюированию сторожил села,

одноклассников, работой с архивным материалом. Проводя данную работу, я

учу детей уважительному отношению к истории не только своей страны,

своей деревни, но и своей семьи .

Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к

самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться

и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и

заносчивыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их

знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и

инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе все то лучшее, что

делает человека человеком.

Цели научно – исследовательской

работы.

выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию

исследовательской деятельностью;

совершенствование знаний учащихся в определённой области науки,

учебного предмета;

приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под

руководством педагогов.

развитие интеллектуальных способностей учащихся, поддержка

научно-исследовательской работы в школе;

развитие личностных качеств учащегося

Какие вопросы мы рассматриваем?

. Как подготовить научно-исследовательскую

работу?

• Как проводить научное исследование?

• Как определить и уточнить тему?

• Как изучать литературу?

Как сформулировать цель и задачи исследования?

• Как определить методы исследования?

• Как оформить работу?

• Какие требования к защите результатов

исследования?

Определение актуальности исследования:

Обязательное требование к любой научно-

исследовательской работе.

Актуальность может состоять, например, в

необходимости получения новых данных;

необходимости проверки новых методов и т.п.

Актуальность темы всегда обосновывается с учетом

практической необходимости разрешения поставленных

вопросов

Цель исследования -

это конечный ожидаемый результат, которого хотел

бы достичь исследователь в завершении своей

работы.

Цель формулируется кратко и предельно точно,

выражая то основное, что намеревается сделать

исследователь, она конкретизируется и развивается

в задачах.

Цель соответствует теме исследования.

Можно поставить целью: выявить…установить…

ообосновать… уточнить…разработать

Как оформить научно-исследовательскую работу.

работа имеют определенную структуру:

- Титульный лист

- Оглавление (план работы)

- Введение (анализ литературы,проблемы, гипотеза,

цели, задачи)

- Основная (содержательная) часть по разделам,

главам (в соответствии с задачами)

- Выводы по каждой главе

- Заключение

- Библиографического список, список

Интернет ресурсрв

- Приложение

(графики, схемы , Иллюстрации, Таблицы)

Основные требования к выступлению.

Оно должно строго соответствовать заявленной теме.

- Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту

тему?»

- Раскройте её актуальность и значимость для себя и

для ... Обоснуйте это.

- Предъявите гипотезу (Если она есть).

- Представьте цели и задачи работы.

- Назовите какие методы исследования использованы

Вами и как его проводили.

- Сообщите что самого важного и интересного

принесла Вам работа.

Пожелания выступающему.

- Чётко сформулируйте выводы. Они обязательно

должны быть связаны с целями и задачами работы

Говорите убеждённо, чётко и громко.

- Сообщая наиболее важную информацию, говорите:

“Я подчёркиваю... Хотел бы заметить, что... Я

акцентирую Ваше внимание, что“

- Ваше исследование – это совместный труд с научным

руководителем, поэтому говорите чаще: “Наше

исследование... Мы пришли в выводу... Нами было

сделано...”

- Не уходите от заданной темы.

- Приветствуйте слушателей и жюри в начале и

благодарите за внимание в конце речи.

- Интересно, когда выступающий говорит о мыслях

возникших после завершения работы. Озвучивает

“последействие

Итоги работы.

Работу по организации проектной и научно- исследовательской деятельности

я веду на протяжении более 10лет. Мои ребята представляют свои работы на

конкурсах и конференциях всех уровней.



В раздел образования