Автор: Банцекина Галина Дмитриевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ" Соболевская СОШ", Московская область
Населённый пункт: д.Соболево, Московская область
Наименование материала: Организация научно–исследовательской деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время"
Тема: Работа" с одаренными детьми"
Раздел: полное образование
Из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ
«Соболевская СОШ»
Банцекиной Галины Дмитриевны.
Тема: «Организация научно-исследовательской деятельности
обучающихся в урочное и внеурочное время»
Государственные образовательные стандарты предполагают возможность
реализации актуальных в настоящее время компетентностного, системно-
деятельностного подходов, которые определяют ряд задач обучения истории.
Одной из задач является овладение способностью творческого решения
учебных и практических задач, самостоятельное выполнение различных
исследовательских работ, участие в проектной деятельности. С этим связано
введение в практику образовательных учреждений методов и технологий на
основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Выпускники школы должны овладеть составляющими исследовательской и
проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,
выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи. В своей
педагогической практике я отвожу важное место проектно-исследовательской
деятельности. Данный вид деятельности связан с решением
исследовательских задач с заранее неизвестным результатом. Учебное
исследование имеет целью приобретение учащимися навыка
исследовательской деятельности, освоения исследовательского типа
мышления, формирования активной позиции в процессе обучения. При
обучении учеников проектной и исследовательской деятельности я ставлю
следующие задачи: - формирование и развитие творческих способностей
учащихся; - развитие умений и навыков в постановке проблем и нахождения
способов их решений; - развитие индивидуальной ответственности за свои
поступки, принятые решения и действия; - развитие у ученика
коммуникативных умений и навыков. Грамотно проводить
исследовательскую работу может не только человек, занимающийся наукой
профессионально, но и тот, кто еще учится в школе. Поэтому одним из
важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является
организация учебной исследовательской деятельности и развитие её
основного компонента — исследовательских умений, которые не только
помогают школьникам лучше справляться с требованием программы, но и
создают внутренний мотив учебной деятельности в целом. Формировать
исследовательские умения необходимо не только на уроках, но и во
внеклассной работе, которая позволяет учащимся интересующимися
предметом, не ограничиваться рамками учебной программы. Применение во
внеклассной работе заданий, связанных с изучением истории своей
местности, развивает у школьников исследовательские наклонности. Во
время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности
реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, ощутить
успех. В ходе работы над учебным исследованием возможно и целесообразно
развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности
проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и
обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ
литературных данных, формулирование выводов. А также развитие таких
коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового
сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная
презентация работы. Привлекая учащихся к исследованиям, необходимо,
прежде всего, опираться на их интересы. Все, что изучается, должно стать
для ученика личностно значимым, повышать его интерес и уровень знаний.
Исследовательская деятельность должна вызывать желание работать, а не
отталкивать своей сложностью. Существует три основных типа внеклассных
занятий: индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальная работа
тесно связана с приобщением учащихся к чтению и реферированию научно-
популярной и специальной литературы, интервьюированию сторожил села,
одноклассников, работой с архивным материалом. Проводя данную работу, я
учу детей уважительному отношению к истории не только своей страны,
своей деревни, но и своей семьи .
Профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к
самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться
и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и
заносчивыми, но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их
знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и
инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе все то лучшее, что
делает человека человеком.
Цели научно – исследовательской
работы.
выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию
исследовательской деятельностью;
совершенствование знаний учащихся в определённой области науки,
учебного предмета;
приобретение умений и навыков исследовательской деятельности под
руководством педагогов.
развитие интеллектуальных способностей учащихся, поддержка
научно-исследовательской работы в школе;
развитие личностных качеств учащегося
Какие вопросы мы рассматриваем?
. Как подготовить научно-исследовательскую
работу?
• Как проводить научное исследование?
• Как определить и уточнить тему?
• Как изучать литературу?
Как сформулировать цель и задачи исследования?
• Как определить методы исследования?
• Как оформить работу?
• Какие требования к защите результатов
исследования?
Определение актуальности исследования:
Обязательное требование к любой научно-
исследовательской работе.
Актуальность может состоять, например, в
необходимости получения новых данных;
необходимости проверки новых методов и т.п.
Актуальность темы всегда обосновывается с учетом
практической необходимости разрешения поставленных
вопросов
Цель исследования -
это конечный ожидаемый результат, которого хотел
бы достичь исследователь в завершении своей
работы.
Цель формулируется кратко и предельно точно,
выражая то основное, что намеревается сделать
исследователь, она конкретизируется и развивается
в задачах.
Цель соответствует теме исследования.
Можно поставить целью: выявить…установить…
ообосновать… уточнить…разработать
Как оформить научно-исследовательскую работу.
работа имеют определенную структуру:
- Титульный лист
- Оглавление (план работы)
- Введение (анализ литературы,проблемы, гипотеза,
цели, задачи)
- Основная (содержательная) часть по разделам,
главам (в соответствии с задачами)
- Выводы по каждой главе
- Заключение
- Библиографического список, список
Интернет ресурсрв
- Приложение
(графики, схемы , Иллюстрации, Таблицы)
Основные требования к выступлению.
Оно должно строго соответствовать заявленной теме.
- Ответьте на вопрос «Почему Вы выбрали именно эту
тему?»
- Раскройте её актуальность и значимость для себя и
для ... Обоснуйте это.
- Предъявите гипотезу (Если она есть).
- Представьте цели и задачи работы.
- Назовите какие методы исследования использованы
Вами и как его проводили.
- Сообщите что самого важного и интересного
принесла Вам работа.
Пожелания выступающему.
- Чётко сформулируйте выводы. Они обязательно
должны быть связаны с целями и задачами работы
Говорите убеждённо, чётко и громко.
- Сообщая наиболее важную информацию, говорите:
“Я подчёркиваю... Хотел бы заметить, что... Я
акцентирую Ваше внимание, что“
- Ваше исследование – это совместный труд с научным
руководителем, поэтому говорите чаще: “Наше
исследование... Мы пришли в выводу... Нами было
сделано...”
- Не уходите от заданной темы.
- Приветствуйте слушателей и жюри в начале и
благодарите за внимание в конце речи.
- Интересно, когда выступающий говорит о мыслях
возникших после завершения работы. Озвучивает
“последействие
Итоги работы.
Работу по организации проектной и научно- исследовательской деятельности
я веду на протяжении более 10лет. Мои ребята представляют свои работы на
конкурсах и конференциях всех уровней.