Напоминание

"Методический семинар"


Автор: Абдульманова Гульнара Ураловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОАУ школа-интернат основного общего образования д. Новониколаевка
Населённый пункт: д. Новониколаевка Зианчуринского района Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Методический семинар"
Раздел: среднее образование





Назад




Методический семинар

(СЛАЙД)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Меня

зовут

Абдульманова

Гульнара

Ураловна.

Я

работаю

учителем

русского языка и литературы в школе-тнтернат д. Новониколаевка.

Почему я пришла в школу? Почему я выбрала эту профессию? Ответ на этот

вопрос

очень

прост:

для

меня

это

не

только

профессия

или

работа

-

это

п р и з в а н и е ,

с о с т о я н и е

д у ш и ,

о б р а з

ж и з н и .

Каждый дорогу жизни выбирает по-своему. Скорее всего, я не могла не стать

учителем: на моем пути были такие люди, встреча с которыми во многом

определила мою судьбу. Муталлапова Тагура Шакировна – учитель русского

языка, влюблённая в свою профессию. За плечами ее огромный педагогический

опыт, в сердце – неподдельная любовь и привязанность к детям. Она научила

меня

простым

и

самым

главным

истинам

в

жизни:

свободное

мышление,

терпение, способность к самовыражению, милосердие и внимание к людям –

все

это

рождает

яркую

индивидуальность,

помогает

стать

личностью.

Энциклопедический ум, сдержанность, интеллигентность.

Современные образовательные технологии помогают учителю добиться

больших результатов на уроке и получить соответственно большую отдачу. Но,

несмотря

на

такое

обилие

образовательных

технологий,

педагогических

методов

и

приёмов

каждый

из

нас

несёт

свой

педагогический

багаж

и

использует в работе только то, что близко ему, соответствует его темпераменту

и

видению

современной

науки.

Но

при

этом

цель

у

всех

одна:

помочь

формированию и становлению грамотной, образованной личности, способной

даже в автономном режиме решать возникающие проблемы.

Я учитель русского языка, и моя цель не только научить ученика учиться,

но и помочь каждому овладеть практической грамотностью.

Как

сделать

урок

русского

языка

интересным?

Эта

проблема

давно

привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее

решения

находит

свое

отражение

как

в

привлечении

яркого,

необычного

дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в

использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами

работы).

(СЛАЙД)

Чему должен научиться ребенок? Мы все помним старую притчу о том, как

пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам

рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо

научить ловить ее.

Стандарт нового поколения и есть стандарт, который

помогает

научить

учиться,

научить

"ловить

рыбу",

а

тем

самым,

овладеть

универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и

которые формируют фундаментальное ядро образования.

СЛАЙД

Важнейший принцип деятельностного подхода заключается в том, чтобы

«научить ребёнка учиться». То есть теперь знания приобретаются только в

деятельности, а за умениями, навыками, развитием и воспитанием личности

ребёнка стоит действие.

В

своей

практике

я

использую

разнообразные

приемы

и

методы,

«включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий

практического

характера,

разгадывание

ребусов,

загадок,

игры,

уроки-

путешествия, уроки-семинары, уроки- диспуты и др. Например: «Сегодня у нас

не будет урока, у нас состоится пресс-конференция на тему…» Или «У нас урок

вопросов и ответов. Учимся задавать вопросы… Учимся подвергать сомнению

любую высказанную идею. Ищем ошибки в сказанном… Делимся на критиков

и изобретателей….».

Урок

я

начинаю

с

психологического

настроя,

что

способствует

формированию личностных универсальных учебных действий.

У.- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

Приготовьтесь узнать много нового, интересного. Пусть этот урок принесет

вам радость общения.

На начальном этапе изучения нового материала, для формирования

универсальных учебных действий я создаю проблемные ситуации на уроке.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда

у

него

есть

внутренняя

потребность

и

мотивация

такого

усвоения.

Ведь

мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо

понять.

И

начинается

мышление

с

проблемы

или

вопроса,

удивления

или

недоумения. Проблемную ситуацию создаю с учетом реальных противоречий,

значимых для детей, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое

главное, захотел это узнать. Она активизирует и направляет их мышление.

(СЛАЙД)

Актуализация знаний. Групповая форма.

На уроках я практикую работу в малых группах, парах и другие формы

групповой работы.

Использование парной формы контроля позволяет мне решить одну важную

задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно учатся контролировать и

себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание,

являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.

(СЛАЙД)

При

использовании

инновационных

технологий

в

обучении

русскому

языку и литературе я успешно применяю на своих уроках следующие приемы:

1) ассоциативный ряд;

2) опорный конспект;

3) мозговая атака;

4) групповая дискуссия;

8 синквейн;

9) эссе;

11) перепутанные логические цепочки;

12) дидактическая игры;

13) лингвистические карты;

15) исследование текста;

16) работа с тестами;

17) задания поискового характера;

18) нетрадиционные формы домашнего задания.

Остановлюсь лишь на некоторых из них:

Дидактические игры

Я использую большое количество дидактических лингвистических игр:

При

включении

детей

в

ситуацию

дидактической

игры

интерес

к

учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для

них

более

доступным,

работоспособность

значительно

повышается.

Они

способствуют

снятию

напряжения

у

детей,

создают

положительный

эмоциональный настрой в ходе урока.

(СЛАЙД)

С

целью

формирования регулятивного

универсального учебного

действия

– действия

контроля, часто

практикую

приемы

самопроверки

и

взаимопроверки

текста.

Учащимся

предлагаю

тексты

для

проверки,

содержащие различные виды ошибок и провожу игру «Лови ошибку!». А для

решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки

текста, определяющий алгоритм действия.

1. «Лови ошибку!»

2. “Исключи лишнее”,

3.“Узнай меня”,

4. «Кто больше?»,

5. «Дешифровщик»,

6. «Лексико-фразеологические игры»”,

7. «Литературный бой»,

8.« Речевые игры»

9. «Сигнальные карточки»и другие. Главное, чтобы детям на уроке

некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться.

Игра «Пятёрочка»

В своём 6 классе в этом учебном году я предложила игру «Пятёрочка».

Участник

должен

получить

всего

2

пятёрки

в

день.

Реально?

Конечно!

А

дальше? Дальше – это 12 пятёрок в неделю, 48 – в месяц, 100 – за четверть и

400 пятёрок в год! В результате – ты – успешный человек!

Эта игра увлекла всех без исключения. Дети стали инициативными, они

учились прогнозировать свой успех. Не у всех получается, но они стараются. К

ним пришло понимание того, что главная победа – в соревновании с самим

собой.

Перепутанные логические цепочки

Расположены на доске ключевые слова в специально «перепутанной»

логической

последовательности.

После

знакомства

с

текстом,

на

стадии

«рефлексии»

учащимся

предлагается

восстановить

нарушенную

последовательность.

Чтобы запомнить информации большого объема, например, на

уроках литературы изучается биография писателя, и запомнить все ключевые

даты и события трудно. Предлагаю ученикам составить логическую цепочку,

зафиксировав все важные моменты.

(СЛАЙД)

Биография А. С. Пушкина: Москва — Царскосельский лицей —

"Старик Державин нас заметил…" — Петербург — Село Михайловское —

Ссылка на юг…и т. д.

Такая форма

работы способствует развитию внимания и логического

мышления.

Более

применима

при

изучении

информативно-содержательных

текстов.

Взаимоопрос

Один из способов, которую я применяю на уроках литературы - это

работы

в

парах.

Технология

применения:

два

ученика

читают

текст,

останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного

уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию

коммуникативных навыков.

Эстафета

С последней парты передается листочек , на который нужно записать по

цепочке примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее отдаст учителю

листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

(СЛАЙД)

Театрализация

Особое

место

в

формировании

УУД

на

уроках

русского

языка

и

литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой

деятельности

учащихся.

Пятиклассники,

к

примеру,

с

удовольствием

инсценируют

басни

А.И.

Крылова,

рассказы

А.П.Чехова.

Самостоятельно

создают декорации, костюмы.

Групповая дискуссия

Дискуссия от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями,

доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

А) уважение к различным точкам зрения ее участников;

Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так

и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной

информацией,

выявление

противоречий,

а

во

втором

это

возможность

переосмысления

полученных

сведений,

сравнение

собственного

видения

проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии

спо собствует

развитию

диа логично сти

общения,

с т а н о в л е н и ю

самостоятельности мышления.

Веду вместе с учащимися проектно- исследовательскую деятельность.

Ребята, участвующие со своими исследованиями в районных конкурсах.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который

позволяет

эффективно

развивать

критическое

мышление,

исследовательские

способности

аудитории

активизировать

ее

творческую

деятельность,

медиакомпетентность обучающихся.

Для учебных проектов важно:

1)

определить

цель

исследовательской,

практической

и/или

творческой деятельности;

2)

2) обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или

специально созданной проблемной ситуации;

3)

3) выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной

проблемы

4)

4)

сформулировать

конкретные

задачи

проекта

и

определить

механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа

результатов;

5)

5) опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это

может быть, например, сценарий будущего медиатекста);

6) осуществить практическое выполнение плана проекта;

7)

подготовить

отчет

по

результатам

проекта

и

обсудить

его

результаты.

Типы домашнего задания:

- творческая работа;

- лингвистическое исследование текста;

-подготовка

иллюстраций

к

литературным

произведениям,

создание

видеоклипов по литературным произведениям;

- рисование обложек, диафильмов к литературным произведениям;

- художественное чтение;

- инсценировка художественного произведения;

- исторический комментарий к произведениям (слайд-шоу);

-

создание

самостоятельных

литературных

произведений

различных

жанров;

- продолжение неоконченных произведений;

- наблюдение за природой (фото и видеосъемка);

- подготовка словарных диктантов;

- составление вопросника к зачету по теме;

- составление конспекта, опорных таблиц;

- презентации (обзор героев произведения, биография писателя);

- письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия. Ребёнок может

почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя.

Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать,

систематизировать материал.

Однако

следует

особое

внимание

уделить

внимание

тому,

что

при

использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно

присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, -

этот

постулат

неоспорим. Целенаправленное

формирование

ключевых

компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.

В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с детьми — это

сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и

воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний.

И напоследок, хочу привести высказывание Сократа: «Учитель, подготовь себе

ученика, у которого сам сможешь учиться».( СЛАЙД)

Спасибо за внимание!



В раздел образования