Автор: Рыжкова Татьяна Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГКОУ ШИСОО№1
Населённый пункт: КБР г. Нальчик
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Строение клетки"
Раздел: среднее образование
Строение клетки
1.Раздел темы – «Основы учения о клетке»
2.Программа – основного общего образования по биологии для 9 класса
«Основы общей биологии» авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой
3.Уровень –базовый
4.Тип урока – комбинированный
5.Цель урока – создать условия для осознания и осмысления темы «Строение
клетки», применения знаний об общем плане строения клетки в характеристике
имеющихся искусственных моделей (рисунков) и натуральных объектов,
проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
6.Задачи урока –
1)Выявить сущность понятия «клетка – структурная единица живого»
(образовательная задача)
2)Изучить особенности основных частей клетки (образовательная задача)
3)Научиться выстраивать причинно – следственные связи, отражающие
взаимосвязь между строением основных частей клетки и их функцией
(развивающая задача)
4)Научиться определять черты сходства и различия клеток животных и
растений, прокариот и эукариот (развивающая задача)
5)Осознать важность взаимосвязи различных представителей царств живого
мира как необходимое условие устойчивого развития биосферы
(воспитательная задача)
7.Учащиеся должны знать:
1)основные понятия (органоиды, цитоплазма, эукариоты, прокариоты
2)факты (строение клетки цитоплазмы и ядра, клетки бактерий, клеточное
строение организмов как доказательство их родства)
учащиеся должны уметь:
1) узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот
2) распознавать и описывать на таблицах основные части клетки и органоиды
3) называть способы проникновения веществ в клетку, функции основных
органоидов клетки
4) характеризовывать основные органоиды клеток эукариот
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Изучение любого живого организма начинается с клетки. В тайны
клеточного строения человек смог проникнуть благодаря работам англ.
естествоиспытателя Р. Гука, который ввел в науку биологию термин «клетка»
Используя свои знания из ботаники, зоологии и биологии человека давайте
с вами попробуем определить суть понятия «клетка».
–
Как вы понимаете, что означает, «клетка - структурно –
функциональная единица живого»? (самая маленькая в структуре
организма )
Цель нашего урока рассмотреть общий план строения клетки, изучить
строение и функцию основных частей клетки, отметить отличительные
черты клеток животных, растений, бактерий.
Запись темы урока в тетрадь
Любая клетка имеет очень сложное строение.
Основными компонентами клетки являются: цитоплазматическая
мембрана,цитоплазма и ядро
1.Цитоплазматическая или клеточная мембрана образована белками (белки
пронизывающие этот слой образуют пору), сложными липидами,
гликопротеидами, а так же в ее составе имеются углеводы.
-Каким свойством обладают липиды?
Липиды нерастворимы в воде, поэтому это надежно защищает клетку от
проникновения чужеродных частиц, а поры наоборот обеспечивают транспорт
нужных клетке веществ и образующихся в процессе жизнедеятельности.
Мембраны не образуются заново, а "собираются" из уже имеющихся путем
добавления и приращивания недостающих частей. С участием мембран
осуществляются контакты между клетками.
Она выполняет следующие функции:
✔
придает клеткам форму
✔
отделяе
т
внешней среды содержимое клетки
✔
осуществляет ее взаимодействие с внешней средой,
✔
обеспечивает соединение с соседними клетками
✔
обладает избирательной проницаемостью
→
транспортирует питательные
вещества в клетку и выделяются ненужные продукты обмена.
У клеток растений, грибов и бактерий цитоплазматическая мембрана снаружи
покрыта клеточной стенкой. У клеток животных клеточной стенки нет.
биология-тюменьGulshatL/plazmaticheskaja_membrana.swf
Под мембраной находятся две важные части клетки – цитоплазма и ядро. В
цитоплазме находятся органоиды (или органеллы) и включения.
2. Цитоплазма - взкая внутренняя среда клетки, которая представляет собой
водный раствор различных веществ — белков, жиров, углеводов и минеральных
солей. В ней присутствуют также нерастворимые отходы обменных процессов и
запасные питательные вещества.Она находится в постоянном движении,
осуществляя таким образом перемещение веществ и связь между органоидами
В ней проходят все процессы обмена веществ.
-Как вы считаете, почему цитоплазма состоит на 80 % из воды и почему
она постоянно движется? Предположите, какое биологическое значение это
имеет? (Вода, входящая в состав цитоплазмы представляет собой среду для
осуществления химических реакций, в результате ее движении осуществляетя
транспорт веществ).
Таким образом, цитоплазма ыполняет следующие функции:
✔
она - внутренняя среда клетки
✔
в ней протекают все биохимические реакции
✔
осуществляет связь между органоидами
Цитоплазма способна к росту и воспроизведению, при частичном удалении
может восстановиться. Однако нормально функционирует цитоплазма только в
присутствии ядра. Без него долго существовать цитоплазма не может, так же как
и ядро без цитоплазмы.
3. Ядро имеется в клетках многих одноклеточных и всех многоклеточных
организмов. Как правило, в клетках имеется одно ядро, но бывают и
многоядерные клетки.Клеточное ядро – это плотное тельце, часто овальной
формы. Оно заполнено густым ядерным веществом – кариоплазмой (греч.
karyon – "ядро").
От цитоплазмы ядро отделено двухслойной ядерной мембраной, в которой
находятся многочисленные поры.
-Как вы считаете, какое биологическое значение имеют ядерная оболочка и
кариоплазма?(Ядерная оболочка осуществляет обмен веществами между ядром
и цитоплазмой, защищает хромосомы от повреждающего воздействия веществ
цитоплазмы)
Через поры происходит обмен молекулами между ядром и цитоплазмой. В ядре
имеется одно или несколько ядрышек, связанных с синтезом РНК
Кроме ядрышек в ядре находятся хромосомы, образованные двухцепочечными
молекулами ДНК и белками.
ХРОМОСОМЫ=МОЛЕКУЛЫ ДНК+БЕЛОК
Хромосомы являются носителями генов, определяющих наследственные
свойства клетки и организма в целом.
Ген – это участок молекулы ДНК с определенной последовательностью
нуклеотидов.
Ядро:
✔
обеспечивает хранение и передачу наследственной информации
✔
управляет процессами, происходящими в клетке
У многих одноклеточных и некоторых многоклеточных организмов в клетке нет
оформленного ядра, но есть ДНК–содержащая зона, которая называется
нуклеоидом (от лат. nucleus – "ядро" и греч. eidos – "вид"), т.е. похожим на ядро.
Обычно нуклеоид прикреплен к внутренней части мембраны, но он не
отграничен мембранами от цитоплазмы. Это свойственно прокариотам.
Клетки, не имеющие оформленного ядра, называют прокариотическими (от
лат. pro – "перед", "раньше" и греч. karyon – "ядро"), а имеющие ядро –
эукариотическими (от лат. eu – "полностью", "хорошо" и греч. karyon –
"ядро").
-Как вы считаете, какие клетки Прокариотические или Эукариотические
являются более прогрессивными, продвинутыми?
К прокариотам относятся бактерии (включая цианобактерий) и архебактерии.
Прокариотические клетки присущи древним одноклеточным организмам, а
эукариотические возникли позже в процессе эволюции. Эукариоты – это
растения, животные и грибы
Обратите внимание на рисунки в учебнике, где изображены различные клетки.
Определите, чем они сходны и чем различаются?
Как вы считаете, чем вызвано отличие клеток по форме?
Форма клеток бывает разной , что зависит от выполняемых клетками функций.
Рефлексия
(подведение итогов)
Что вы узнали на уроке?
Что было трудным для понимания?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ параграф № 7