Напоминание

"Строение клетки"


Автор: Рыжкова Татьяна Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГКОУ ШИСОО№1
Населённый пункт: КБР г. Нальчик
Наименование материала: разработка урока
Тема: "Строение клетки"
Раздел: среднее образование





Назад




Строение клетки

1.Раздел темы – «Основы учения о клетке»

2.Программа – основного общего образования по биологии для 9 класса

«Основы общей биологии» авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой

3.Уровень –базовый

4.Тип урока – комбинированный

5.Цель урока – создать условия для осознания и осмысления темы «Строение

клетки», применения знаний об общем плане строения клетки в характеристике

имеющихся искусственных моделей (рисунков) и натуральных объектов,

проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

6.Задачи урока –

1)Выявить сущность понятия «клетка – структурная единица живого»

(образовательная задача)

2)Изучить особенности основных частей клетки (образовательная задача)

3)Научиться выстраивать причинно – следственные связи, отражающие

взаимосвязь между строением основных частей клетки и их функцией

(развивающая задача)

4)Научиться определять черты сходства и различия клеток животных и

растений, прокариот и эукариот (развивающая задача)

5)Осознать важность взаимосвязи различных представителей царств живого

мира как необходимое условие устойчивого развития биосферы

(воспитательная задача)

7.Учащиеся должны знать:

1)основные понятия (органоиды, цитоплазма, эукариоты, прокариоты

2)факты (строение клетки цитоплазмы и ядра, клетки бактерий, клеточное

строение организмов как доказательство их родства)

учащиеся должны уметь:

1) узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот

2) распознавать и описывать на таблицах основные части клетки и органоиды

3) называть способы проникновения веществ в клетку, функции основных

органоидов клетки

4) характеризовывать основные органоиды клеток эукариот

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Изучение любого живого организма начинается с клетки. В тайны

клеточного строения человек смог проникнуть благодаря работам англ.

естествоиспытателя Р. Гука, который ввел в науку биологию термин «клетка»

Используя свои знания из ботаники, зоологии и биологии человека давайте

с вами попробуем определить суть понятия «клетка».

Как вы понимаете, что означает, «клетка - структурно –

функциональная единица живого»? (самая маленькая в структуре

организма )

Цель нашего урока рассмотреть общий план строения клетки, изучить

строение и функцию основных частей клетки, отметить отличительные

черты клеток животных, растений, бактерий.

Запись темы урока в тетрадь

Любая клетка имеет очень сложное строение.

Основными компонентами клетки являются: цитоплазматическая

мембрана,цитоплазма и ядро

1.Цитоплазматическая или клеточная мембрана образована белками (белки

пронизывающие этот слой образуют пору), сложными липидами,

гликопротеидами, а так же в ее составе имеются углеводы.

-Каким свойством обладают липиды?

Липиды нерастворимы в воде, поэтому это надежно защищает клетку от

проникновения чужеродных частиц, а поры наоборот обеспечивают транспорт

нужных клетке веществ и образующихся в процессе жизнедеятельности.

Мембраны не образуются заново, а "собираются" из уже имеющихся путем

добавления и приращивания недостающих частей. С участием мембран

осуществляются контакты между клетками.

Она выполняет следующие функции:

придает клеткам форму

отделяе

т

внешней среды содержимое клетки

осуществляет ее взаимодействие с внешней средой,

обеспечивает соединение с соседними клетками

обладает избирательной проницаемостью

транспортирует питательные

вещества в клетку и выделяются ненужные продукты обмена.

У клеток растений, грибов и бактерий цитоплазматическая мембрана снаружи

покрыта клеточной стенкой. У клеток животных клеточной стенки нет.

биология-тюменьGulshatL/plazmaticheskaja_membrana.swf

Под мембраной находятся две важные части клетки – цитоплазма и ядро. В

цитоплазме находятся органоиды (или органеллы) и включения.

2. Цитоплазма - взкая внутренняя среда клетки, которая представляет собой

водный раствор различных веществ — белков, жиров, углеводов и минеральных

солей. В ней присутствуют также нерастворимые отходы обменных процессов и

запасные питательные вещества.Она находится в постоянном движении,

осуществляя таким образом перемещение веществ и связь между органоидами

В ней проходят все процессы обмена веществ.

-Как вы считаете, почему цитоплазма состоит на 80 % из воды и почему

она постоянно движется? Предположите, какое биологическое значение это

имеет? (Вода, входящая в состав цитоплазмы представляет собой среду для

осуществления химических реакций, в результате ее движении осуществляетя

транспорт веществ).

Таким образом, цитоплазма ыполняет следующие функции:

она - внутренняя среда клетки

в ней протекают все биохимические реакции

осуществляет связь между органоидами

Цитоплазма способна к росту и воспроизведению, при частичном удалении

может восстановиться. Однако нормально функционирует цитоплазма только в

присутствии ядра. Без него долго существовать цитоплазма не может, так же как

и ядро без цитоплазмы.

3. Ядро имеется в клетках многих одноклеточных и всех многоклеточных

организмов. Как правило, в клетках имеется одно ядро, но бывают и

многоядерные клетки.Клеточное ядро – это плотное тельце, часто овальной

формы. Оно заполнено густым ядерным веществом – кариоплазмой (греч.

karyon – "ядро").

От цитоплазмы ядро отделено двухслойной ядерной мембраной, в которой

находятся многочисленные поры.

-Как вы считаете, какое биологическое значение имеют ядерная оболочка и

кариоплазма?(Ядерная оболочка осуществляет обмен веществами между ядром

и цитоплазмой, защищает хромосомы от повреждающего воздействия веществ

цитоплазмы)

Через поры происходит обмен молекулами между ядром и цитоплазмой. В ядре

имеется одно или несколько ядрышек, связанных с синтезом РНК

Кроме ядрышек в ядре находятся хромосомы, образованные двухцепочечными

молекулами ДНК и белками.

ХРОМОСОМЫ=МОЛЕКУЛЫ ДНК+БЕЛОК

Хромосомы являются носителями генов, определяющих наследственные

свойства клетки и организма в целом.

Генэто участок молекулы ДНК с определенной последовательностью

нуклеотидов.

Ядро:

обеспечивает хранение и передачу наследственной информации

управляет процессами, происходящими в клетке

У многих одноклеточных и некоторых многоклеточных организмов в клетке нет

оформленного ядра, но есть ДНК–содержащая зона, которая называется

нуклеоидом (от лат. nucleus – "ядро" и греч. eidos – "вид"), т.е. похожим на ядро.

Обычно нуклеоид прикреплен к внутренней части мембраны, но он не

отграничен мембранами от цитоплазмы. Это свойственно прокариотам.

Клетки, не имеющие оформленного ядра, называют прокариотическими (от

лат. pro – "перед", "раньше" и греч. karyon – "ядро"), а имеющие ядро –

эукариотическими (от лат. eu – "полностью", "хорошо" и греч. karyon –

"ядро").

-Как вы считаете, какие клетки Прокариотические или Эукариотические

являются более прогрессивными, продвинутыми?

К прокариотам относятся бактерии (включая цианобактерий) и архебактерии.

Прокариотические клетки присущи древним одноклеточным организмам, а

эукариотические возникли позже в процессе эволюции. Эукариоты – это

растения, животные и грибы

Обратите внимание на рисунки в учебнике, где изображены различные клетки.

Определите, чем они сходны и чем различаются?

Как вы считаете, чем вызвано отличие клеток по форме?

Форма клеток бывает разной , что зависит от выполняемых клетками функций.

Рефлексия

(подведение итогов)

Что вы узнали на уроке?

Что было трудным для понимания?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ параграф № 7



В раздел образования