Автор: Антошкина Оксана Олеговна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2 г. Томска
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие предметной одаренности у обучающихся на уроках географии
Раздел: среднее образование
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Томска
Россия, 634009, г.Томск, ул. Р. Люксембург, 64, тел-факс: 51-27-86
Антошкина О.О., учитель географии
МАОУ СОШ № 2 г. Томска
Развитие предметной одаренности у обучающихся
на уроках географии
Современные преобразования в социальной и экономической сферах
российского общества обусловили необходимость формирования и развития
духовного и интеллектуального потенциала школьников. В связи с этим,
работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в
системе образования на государственном уровне.
Понятия
«одаренные
дети»
и
«детская
одаренность»
определяют
неоднозначные
подходы
в
организации
педагогической
деятельности.
С
одной
стороны,
каждый
ребенок
«одарен»
и
задача
учителя
состоит
в
раскрытии интеллектуального, творческого потенциала каждого ребенка. С
другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от
своих
одноклассников,
и
требующих
организации
особого
обучения,
развития и воспитания. Причем, потенциальные предпосылки к достижениям
в
разных
видах
деятельности
присущи
многим
школьникам,
тогда
как
реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть
детей.
Особенностью
одаренных
детей
является
их
познавательная
потребность. Познавательная потребность - прежде всего в познавательной
информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность,
целенаправленная познавательная деятельность.
География
как
учебный
предмет
имеет
богатые
возможности
для
мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрывает в
своем содержании необычайно красочную и разнообразную географическую
картину
мира,
включающую
природу
планеты
Земля,
ее
население
и
хозяйственную деятельность человека, в разных уголках планеты, на разных
континентах, в разных странах мира. Само содержание школьной географии,
его
тесная
связь
с
жизнью,
с
современными
событиями
уже
служат
мотивацией к познавательной деятельности школьников.
В основу работы с одаренными обучающимися мною был положен
принцип
«горизонтального
расширения»,
т.е.
увеличения
объема
знаний,
умений и навыков на том же концептуальном уровне, который заложен в
учебной программе по географии.
Использование
личностно-ориентированного
подхода
на
уроках
позволяет мне как учителю выявить детей с высоким творческим уровнем
обучаемости.
Такие
дети
способны
самостоятельно
интегрировать
новые
знания
в
систему
собственных
знаний,
проектировать
новые
способы
решения проблем. Как правило, таких детей в классе немного. Для того,
чтобы они не потеряли интереса к предмету, на уроке используются задания
на
применение
знаний
и
умений
в
новых
ситуациях,
что
требует
от
обучающихся
сложной
мыслительной
деятельности.
Некоторые
задания
нуждаются в более полном и детальном изложении, такие задания даются
ученикам для домашней отработки. Каждое правильно выполненное задание
оценивается. Широко использую на уроках различные виды самостоятельных
работ, направленных на:
1)
приведение сравнений по отличию и сходству с выявлением причин
общего и отличного;
2)
раскрытие
причинно-следственных
связей
(выявление
причин
и
следствий;
установление
единичных
и
общих
связей;
выявление
закономерностей размещения географических объектов и явлений);
3)
формирование приемов обобщения с последующими выводами;
4)
выдвижение гипотез и их защита;
5)
составление текста с географическими ошибками.
Одной
из
форм
организации
познавательной
деятельно сти
обучающихся,
которая
предполагает
приобщение
учеников
к
решению
проблем, применению полученных знаний к практической ситуации, является
проектная и исследовательская деятельность. Результатами творческих работ
школьников
являются
буклеты,
презентации,
экскурсионные
маршруты,
картосхемы,
доклады,
выступления
на
конференциях
с
представлением
исследовательской работы и др.
Большая
часть
работ
носит
краеведческий
характер:
«Васюганское
болото» - о самом большом болоте в мире, большая территория которого
расположенна в пределах Томской области; «Проблема реки Ушайка» - о
небольшой
речке,
притоке
реки
Томь,
протекающей
через
город
Томск;
«Таёжные леса Томской области» - об особенностях тайги, её растениях в
животном мире, и другие работы школьников, представляющих свои работы
на конференциях разного уровня: городских, областных, региональных.
В
настоящее
время
я
преподаю
в
8-х
классах
школьный
курс
«География. Природа России». Курс географии 8 класса позволяет создавать
яркие,
эмоционально-окрашенные
образы
природы
нашей
страны,
её
народов,
знакомит
детей
с
объектами
природы
Всемирного
значения,
формирует у детей гордость и ответственность за величие нашей страны.
Составляю задания повышенной сложности для обучающихся, в том числе и
для выполнения домашней работы:
а) Задания на моделирование географических ситуаций и явлений;
б) Задания на группировку природных объектов;
в) Задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на
составление причинно-следственных цепочек.
г)
Задания
на
узнавание
объектов,
явлений
по
данным
признакам
(работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями).
д)
Задания
проверочного
характера
на
развитие
памяти,
умения
представлять картографические источники.
е) Задания на сопоставление, сравнение изученных объектов.
ж) Задания на прогнозирование географических ситуаций.
Обучающиеся
с
интересом
и
творческой
активностью
принимают
участие в нестандартных формах урока, например, таких как викторины,
состязания в форме КВН, игра-путешествие, игровой урок «Своя игра» и др.
Для ролевых игр характерно преобладание самообучения над обучением, а
поисковый,
мыслительный
и
организаторский
компоненты
игровой
деятельности формируют у детей исследовательское мышление и творческое
отношение к действительности.
Восьмиклассники
уже
довольно
хорошо
владеют
навыками
самостоятельной работы. Наиболее приемлемым вариантом учебной игры
становится давно используемая на уроках географии игра – путешествие.
К такому уроку необходима предварительная подготовка: заготовить
картосхемы маршрутов или маршрутные листы, стрелки разного цвета для
обозначения
движения
команд
и
различных
природных
явлений
(океанических
течений,
преобладающих
воздушных
масс
и
др.),
значки
полезных ископаемых, фигурки разных видов растений и животных, имена
путешественников
и
т.д.
Причем
проводить
игру-путешествие
можно
по
разным вариантам в зависимости от темы урока.
Одаренным
детям
важно
не
только
обеспечить
возможности
для
полноценного развития их способностей, но и обращать особое внимание на
их
социальную
адаптацию,
поскольку,
в
силу
своей
нестандартности,
отличий от одноклассников, они нередко испытывают серьезные трудности в
общении с окружающими. У одаренных детей часто встречаются и другие
личностные особенности, осложняющие процесс их социализации: высокая
избирательность
интересов,
низкая
устойчивость
к
стрессу,
склонность
замыкаться в себе.
П о м о щ ь
о д а р е н н ы м
д е т я м
в самореализации
их творческой
направленности заключается в следующем:
1.
Создание
для обучающегося
ситуации
успеха
и уверенности,
через
индивидуальный подход в обучении и воспитании;
2.
Включение
в учебный
план
школы
или
в
план
внеурочной
деятельности
программ
курсов
или
занятий
по углубленному
изучению
предметов школьной программы;
3. Формирование и развитие сети дополнительного образования через
организацию предметных кружков и клубов научных сообществ;
4.
Организация
проектной
и
исследовательской
деятельности
по
учебному предмету;
5.
Организация
и участие
в интеллектуальных
играх,
творческих
конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Таким образом, цель, которую должен ставить перед собой учитель, а
также в целом, педагогический коллектив школы, состоит в разработке и
реализации
системы
планомерных
и
целенаправленных
действий,
обеспечивающих
оптимальное
развитие
одаренных
детей
по
предметам
учебного плана.