Напоминание

Развитие предметной одаренности у обучающихся на уроках географии


Автор: Антошкина Оксана Олеговна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 2 г. Томска
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие предметной одаренности у обучающихся на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 г.Томска

Россия, 634009, г.Томск, ул. Р. Люксембург, 64, тел-факс: 51-27-86

Антошкина О.О., учитель географии

МАОУ СОШ № 2 г. Томска

Развитие предметной одаренности у обучающихся

на уроках географии

Современные преобразования в социальной и экономической сферах

российского общества обусловили необходимость формирования и развития

духовного и интеллектуального потенциала школьников. В связи с этим,

работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в

системе образования на государственном уровне.

Понятия

«одаренные

дети»

и

«детская

одаренность»

определяют

неоднозначные

подходы

в

организации

педагогической

деятельности.

С

одной

стороны,

каждый

ребенок

«одарен»

и

задача

учителя

состоит

в

раскрытии интеллектуального, творческого потенциала каждого ребенка. С

другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от

своих

одноклассников,

и

требующих

организации

особого

обучения,

развития и воспитания. Причем, потенциальные предпосылки к достижениям

в

разных

видах

деятельности

присущи

многим

школьникам,

тогда

как

реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть

детей.

Особенностью

одаренных

детей

является

их

познавательная

потребность. Познавательная потребность - прежде всего в познавательной

информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность,

целенаправленная познавательная деятельность.

География

как

учебный

предмет

имеет

богатые

возможности

для

мотивации познавательной деятельности школьников, так как раскрывает в

своем содержании необычайно красочную и разнообразную географическую

картину

мира,

включающую

природу

планеты

Земля,

ее

население

и

хозяйственную деятельность человека, в разных уголках планеты, на разных

континентах, в разных странах мира. Само содержание школьной географии,

его

тесная

связь

с

жизнью,

с

современными

событиями

уже

служат

мотивацией к познавательной деятельности школьников.

В основу работы с одаренными обучающимися мною был положен

принцип

«горизонтального

расширения»,

т.е.

увеличения

объема

знаний,

умений и навыков на том же концептуальном уровне, который заложен в

учебной программе по географии.

Использование

личностно-ориентированного

подхода

на

уроках

позволяет мне как учителю выявить детей с высоким творческим уровнем

обучаемости.

Такие

дети

способны

самостоятельно

интегрировать

новые

знания

в

систему

собственных

знаний,

проектировать

новые

способы

решения проблем. Как правило, таких детей в классе немного. Для того,

чтобы они не потеряли интереса к предмету, на уроке используются задания

на

применение

знаний

и

умений

в

новых

ситуациях,

что

требует

от

обучающихся

сложной

мыслительной

деятельности.

Некоторые

задания

нуждаются в более полном и детальном изложении, такие задания даются

ученикам для домашней отработки. Каждое правильно выполненное задание

оценивается. Широко использую на уроках различные виды самостоятельных

работ, направленных на:

1)

приведение сравнений по отличию и сходству с выявлением причин

общего и отличного;

2)

раскрытие

причинно-следственных

связей

(выявление

причин

и

следствий;

установление

единичных

и

общих

связей;

выявление

закономерностей размещения географических объектов и явлений);

3)

формирование приемов обобщения с последующими выводами;

4)

выдвижение гипотез и их защита;

5)

составление текста с географическими ошибками.

Одной

из

форм

организации

познавательной

деятельно сти

обучающихся,

которая

предполагает

приобщение

учеников

к

решению

проблем, применению полученных знаний к практической ситуации, является

проектная и исследовательская деятельность. Результатами творческих работ

школьников

являются

буклеты,

презентации,

экскурсионные

маршруты,

картосхемы,

доклады,

выступления

на

конференциях

с

представлением

исследовательской работы и др.

Большая

часть

работ

носит

краеведческий

характер:

«Васюганское

болото» - о самом большом болоте в мире, большая территория которого

расположенна в пределах Томской области; «Проблема реки Ушайка» - о

небольшой

речке,

притоке

реки

Томь,

протекающей

через

город

Томск;

«Таёжные леса Томской области» - об особенностях тайги, её растениях в

животном мире, и другие работы школьников, представляющих свои работы

на конференциях разного уровня: городских, областных, региональных.

В

настоящее

время

я

преподаю

в

8-х

классах

школьный

курс

«География. Природа России». Курс географии 8 класса позволяет создавать

яркие,

эмоционально-окрашенные

образы

природы

нашей

страны,

её

народов,

знакомит

детей

с

объектами

природы

Всемирного

значения,

формирует у детей гордость и ответственность за величие нашей страны.

Составляю задания повышенной сложности для обучающихся, в том числе и

для выполнения домашней работы:

а) Задания на моделирование географических ситуаций и явлений;

б) Задания на группировку природных объектов;

в) Задания на поиск причинно-следственных связей, в том числе и на

составление причинно-следственных цепочек.

г)

Задания

на

узнавание

объектов,

явлений

по

данным

признакам

(работа с климатическими диаграммами, с художественными описаниями).

д)

Задания

проверочного

характера

на

развитие

памяти,

умения

представлять картографические источники.

е) Задания на сопоставление, сравнение изученных объектов.

ж) Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Обучающиеся

с

интересом

и

творческой

активностью

принимают

участие в нестандартных формах урока, например, таких как викторины,

состязания в форме КВН, игра-путешествие, игровой урок «Своя игра» и др.

Для ролевых игр характерно преобладание самообучения над обучением, а

поисковый,

мыслительный

и

организаторский

компоненты

игровой

деятельности формируют у детей исследовательское мышление и творческое

отношение к действительности.

Восьмиклассники

уже

довольно

хорошо

владеют

навыками

самостоятельной работы. Наиболее приемлемым вариантом учебной игры

становится давно используемая на уроках географии игра – путешествие.

К такому уроку необходима предварительная подготовка: заготовить

картосхемы маршрутов или маршрутные листы, стрелки разного цвета для

обозначения

движения

команд

и

различных

природных

явлений

(океанических

течений,

преобладающих

воздушных

масс

и

др.),

значки

полезных ископаемых, фигурки разных видов растений и животных, имена

путешественников

и

т.д.

Причем

проводить

игру-путешествие

можно

по

разным вариантам в зависимости от темы урока.

Одаренным

детям

важно

не

только

обеспечить

возможности

для

полноценного развития их способностей, но и обращать особое внимание на

их

социальную

адаптацию,

поскольку,

в

силу

своей

нестандартности,

отличий от одноклассников, они нередко испытывают серьезные трудности в

общении с окружающими. У одаренных детей часто встречаются и другие

личностные особенности, осложняющие процесс их социализации: высокая

избирательность

интересов,

низкая

устойчивость

к

стрессу,

склонность

замыкаться в себе.

П о м о щ ь

о д а р е н н ы м

д е т я м

в самореализации

их творческой

направленности заключается в следующем:

1.

Создание

для обучающегося

ситуации

успеха

и уверенности,

через

индивидуальный подход в обучении и воспитании;

2.

Включение

в учебный

план

школы

или

в

план

внеурочной

деятельности

программ

курсов

или

занятий

по углубленному

изучению

предметов школьной программы;

3. Формирование и развитие сети дополнительного образования через

организацию предметных кружков и клубов научных сообществ;

4.

Организация

проектной

и

исследовательской

деятельности

по

учебному предмету;

5.

Организация

и участие

в интеллектуальных

играх,

творческих

конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.

Таким образом, цель, которую должен ставить перед собой учитель, а

также в целом, педагогический коллектив школы, состоит в разработке и

реализации

системы

планомерных

и

целенаправленных

действий,

обеспечивающих

оптимальное

развитие

одаренных

детей

по

предметам

учебного плана.



В раздел образования