Автор: Сайранов Садрудин Нурилгудаевич
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Сосновская СОШ №1
Населённый пункт: с.Семикино, Сосновского района, Тамбовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Химический КВН "Вдивном царстве щелочей кислот, оксидов и солей."
Раздел: среднее образование
МБОУ Сосновская СОШ №1
Учитель химии:
Сайранов С.Н.
2018г.
2
Цели:
учебная - развитие интереса учащихся к химии и активизация их
познавательной
деятельности;
формирование
умений
из
накопленных
знаний
выделять главное, делать выводы, развитие творческого мышления.
воспитательная - формирование чувств коллективизма и индивидуализма как
свойств личности; развитие чувства прекрасного; воспитание умения отстаивать
свои убеждения.
План проведения:
I. Представление команды (название, эмблема, девиз)
II. Приветствие команды
1. соперникам
2. жюри
3. болельщикам
III. Разминка (по 3 вопроса)
IV. Домашнее задание (сочинить и инсценировать сказку о
веществах и их превращениях)
V. Конкурс капитанов
VI. Конкурс болельщиков
VII. Музыкальный конкурс (сочинить и исполнить песню на
химическую тему)
VIII. Подведение итогов
I. Представление команды 8 класса
Команда «Галогены»
Девиз:
Мы команда «Галогены»
Мы ребята, высший класс!
В нас химические гены,
Обыграй попробуй нас!
Представление команды 8 класса
Команда «Молекулки»
Девиз:
Молекулки активные, весёлые, спортивные,
На суше, в воздухе, в воде,
Непобедимы мы нигде!
3
II. Приветствие команды «Галогены»
1. Соперникам:
Мы соперникам своим
Удачи пожелаем,
Трудно будет победить,
Мы им обещаем.
С «Галогенами» шутить
Мы вам не советуем,
Чтобы вам не насолить
Мирно побеседуем
В команде нашей собрались
Самые активные: F, Cl, Br, I, Al.
Разъедаем, разрушаем
Вот какие сильные.
2. Жюри:
А кто из нас сильнейший
Жюри определит,
Пусть царствует веселье,
Пусть сильный победит
Надеемся, вы сможете
Очков нам больше дать.
Да здравствует победа
Поблажек не давать.
3.
Болельщикам:
Нынче грусти места нет
4
Все мы встрече рады
Зрителям большой привет
От всей команды
А болельщиков своих
Просим: «Помогите».
Доброй шуткой и улыбкой
Нас вы поддержите.
Приветствие команды «Молекулки».
1.
Соперникам:
Когда мы вас не победим,
Когда провалимся мы с треском,
К вам чувство дружбы сохраним,
Вот не сойти нам с этого места.
А если вы на дно пойдёте,
Мы вас полюбим от души.
Надеемся, что вы поймёте
Все варианты хороши.
2.
Жюри
Мы рады празднику такому:
Веселье, юмор, шутки, смех.
И пусть за труд вам всем наградой
Будет заслуженный успех.
Вы справедливо нас судите,
Не делайте суровый вид!
Вы вместе с нами отдыхайте-
Пусть наша дружба победит!
3.
Болельщикам:
(под песню «Пусть бегут неуклюже»)
Эх, не сесть бы нам в лужу!
И болельщик нам нужен,
Чтоб он мог обеспечить успех,
Постарайтесь ребята,
Постарайтесь девчата,
Чтоб мы выступили лучше всех
Припев:
Вы болейте непременно,
У народа на виду,
5
Очень жаль, что КВНы,
Только раз в году.
III.
Разминка:
вопросы команды «Галогены»
1. Горячая вода сгорает в струе этого галогена с образованием кислорода. В
переводе с греческого его название означает «разрушающий». Недостаток этого
элемента в организме человека приводит к гниению зубов.
2.
Вопрос в стихах:
Металл амфотерный.
К столу подаётся.
А в мире ещё он крылатым зовётся.
Крылатым его вы не зря назовете
Металл неотъемлем в любом самолёте
Ещё про него вам подсказку я дам:
С ложками дружит крылатый металл.
(алюминий)
вопросы команды «Молекулки»
1. Какие 5 географических названий и название одной из крупнейших «Малых
планет» спрятались в периодической таблице Менделеева.
Ответы: Франций - в честь Франции,
Германий - в честь Германии,
Калифорний - в честь Калифорнии,
Полоний - в честь Польши,
Скандий - в честь Скандинавского полуострова,
Палладий - в честь планеты Паллады.
2. Название какого химического элемента зашифровано в этих стихах:
1) Листья падают вниз и вниз,
Дождик капает на карниз,
Птицы улетают на юг,
И похолодало вдруг. (осень).
2)Когда нет войны, когда нет раздора,
Когда веселятся все люди, в покое
Находится наша родная земля,
Тогда наступает и это время навсегда. (мир).
3)На первый взгляд эта буква не нужна,
6
Но если подумать, будет важна
Запомни! Эта буква согласная
Не перепутай, смотри, понапрасну ты. (й).
Третий вопрос команды представляют в виде ребусов.
IV. Домашнее задание:
Сказка- загадка «О Прекрасной Деве»
7
В дивном царстве щелочей,
Кислот, оксидов и солей
Дева в пузырьке живёт,
Как огнём вокруг всё жжёт.
Только вот в один из дней
Без хороших, без друзей
Дева эта загрустила,
Заскучала, захандрила.
Пригласила докторов.
Их диагноз был таков:
«Устроить надо пышный бал,
Чтоб гость какой-то другом стал».
Придут на бал к девице
Жители столицы:
Герцоги и пэры,
Дамы, кавалеры.
В гости первая пришла
Баронесса кислота.
Хозяйка у дверей встречает
И в дом скорее провожает.
Гостью под руку берёт,
К столу скорей её ведёт
Отводит место во главе,
Прибор дает богатый ей.
И сразу чувствует:
Они для дружбы просто созданы.
Ведут весёлый разговор;
Пришёл тут в гости MgO.
«Оксида основного я в даме не стерплю!»
Кричит хозяйка рьяно.
MgO: «Пожалуй, я пойду.
Не надо мне скандалов!»
А в дверь уже опять стучат.
Родители на бал спешат!
Кислота: «Бонжур, светлейшая Водейль!
Бонжур, о герцог Натриэль!»
Родители проходят в зал.
8
А тут явилась соль на бал!
«Гуд ивнинг, дамы, господа!
Я рада видеть вас всегда!»
Хозяюшка приветила
Её, с почётом встретила.
(стучат)
Дева: «Минутку! Что это за стук?!»
Оксид: «Оксид кислотный. Тут- как- тут!»
Хозяйка очень встрече рада.
С оксида не спускает взгляда.
И был сражён оксид такой
Необычайной красотой.
С тех пор прошло
Немало дней,
А дружба их
Ещё сильней.
(Все участники замирают на сцене)
Вопрос: Догадайтесь теперь
Без подсказки,
Как же назвать
Героиню сказки?
(А так же напишите уравнения реакций в которые вступают герои сказки)
2Na + 2H
2
O → 2NaOH + H
2
NaOH + HCl → NaCl + H2O
NaOH + SO
3
→ Na
2
SO
4
+ H
2
O
2NaOH + CuSO
4
→ Cu(OH)
2
↓ + Na
2
SO
4
Дева- NaOH- в белом бальном платье.
Кислота- HCl- платье жёлтое.
Оксид кислотный- на шляпе формула SO
3
Соль- CuSO4- дама в голубом платье.
Сказка: «В неорганическом государстве».
Автор: В химическом царстве, в неорганическом государстве жила- была госпожа
кислота. Она была строгая, чопорная, любила порядок во всех мелочах. И за это
она и нравилась всем жителям города Периодического. Однажды к ней в гости
пришёл друг с приятелем.
Магний: Тук- тук. Здравствуйте, госпожа кислота. (Целует её руку).
Приятель: Здравствуйте! (Целует её руку, кислота одергивает руку).
Кислота: Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. (Сама садится) Я слышала, что
вы переехали на новую квартиру, а на новоселье меня не пригласили.
Магний: Я присылал приглашение, но вас, вероятно, не было дома. Теперь я живу
в уютной квартире №12 на третьем этаже, а мой приятий в квартире №29 на
четвёртом этаже. Приходите ко мне в гости.
9
Кислота: Хорошо, я буду вас навещать. А с вашим приятелем, (топает ногой) я не
хочу иметь ничего общего.
Автор: С тех пор он часто заходил к ней в гости. Они ходили вместе по ночному
городу, разговаривали на разные темы, слушали музыку самого известного в их
городе певца Танталла. Скоро госпожа кислота поняла, что влюблена в этого
господина.
Магний: (Тук-тук). Я хотел навестить вас, но не находил повода.
Кислота: Я очень польщена вашим вниманием. Не хотите ли чашечку кофе?
Магний:
Я
полюбил
вас
с
первого
взгляда.
Прошу
вашей
руки
и
сердца.
Дальнейшая жизнь без вас бессмысленна.(Встает на колено и целует ее руку).
Кислота: Я согласна.
Автор: На свадьбе было очень много гостей. Их пришли поздравить кислотные и
основные оксиды. С одними она была радушна и приветлива, других же обходила
стороной.
Оксид СО2: Поздравляю вас!
ОксидNa
2
O: Поздравляю вас! Желаю счастья!
Автор: Через некоторое время у них в семье появилось прибавление – маленький
малыш. Астроном Силициум предсказал, что у малыша будет буйный характер.
Так оно и случилось.
Кислота: Маленький мой, иди сюда, хочешь ли мороженого?
Малыш: Не хочу! Не хочу!
Кислота обращается к мужу, который читает газету: Дорогой, я не справляюсь
с нашим малышом. (Топает ногой). Я с тобой разговариваю!
Магний: Дай объявление в газету, что нам нужна няня.
Кислота: Хорошо.
Няня №1: Всем большой привет! Кого здесь нянчить, тебя что ли?
Кислота: Что вы, что вы. Вот этого замечательного малыша.
Няня №1: А, мы с этим быстро справимся! Дай своей няне пять!
Малыш: Дай мне молока, молока хочу!
Няня №1: Ноги есть, руки есть, бери!
Малыш: Хочу молока, хочу молока!
Няня №1: На тебе молока!
Малыш: Горячее!
Няня №1: На, вот другое. Что за молодежь наглая пошла!
Малыш: А теперь холодное.
Няня №1: Эй, маманя! Шевели поршнями! Базар есть! У тебя ребенок какой-то не
такой, молока какого-то просит. Чупахтайся, короче со своим малышом сама!
Няня №2: Здравствуйте! Ах, какой хороший малыш! Как тебя зовут, золотце мое,
солнышко мое красное!
Малыш: Магниус Сульфатиус.
Няня №2: Ты любишь играть! А во что?
Малыш: Да, люблю. В мячик.
Няня №2: А где же наш мячик. А вот он (няня играет с малышом в мяч).
Автор: С тех пор они живут счастливо, не знают горести и бед.
Назовите героев сказки и напишите уравнения реакций, в которые они вступили.
10
Кислота – платье белое.
Малыш – в чепчике, на котором написано «Магниус Сульфатиус».
Няня №1 – на руке браслет с формулой N
a
2SO4.
Няня №2 – на фартуке написано «бабушка Хлоридушка свет Бариевна».
Кислота – Н2SO4
Молодые люди –Mg,Сu.
Оксиды – СО2, Na
2
О.
Няня №1 – Na2 SO4.
Няня №2 – ВаСl2.
Малыш –MgSO4.
Mg + H2SO4 → MgSO4 +H2
Na
2
O + H2SO4 →Na
2
SO4 + H2O
MgSO4 + BaCl2 → BaSO4 ↓+ MgCl
2
V. Конкурс капитанов:
Капитаны получают карточки с одинаковым заданием:
«Порядковые номера химических элементов А, В, С соответственно n; n+2; n+4.»
а) Если атом химического элемента А имеет электронную конфигурацию 1s
2
2s
2
2p
5
,
то каким химическим элементом будет В?
б)
Если
атом
химического
элемента
С
имеет
электронную
конфигурацию
1s
2
2s
2
2p
1
, а В- металл, то каким химическим элементом является А?
Ответ:
а) А- элемент 2 периода; 7 группы- это F, его порядковый номер 9, значит В будет
иметь порядковый номер n+2=9+2=11. Это - натрий.
б) С- элемент 2 периода; 3 группы- это В, его порядковый номер 5, значит можно
найти n.
n+4=5, n=1. Отсюда найдём
порядковый номер В. n+2=1+2=3. Это-
литий, тогда элемент А имеет порядковый номер n=1. Это- водород.
VI. Конкурс болельщиков:
1. 1. В предложенных рядах исключи (вычеркни) «лишнюю» формулу. Объясни
свой выбор. Назови вещества:
Na2O; SO2; BaO; K2O;
NaCl; K2SO4; Ba(NO3)2; NaOH;
H2SO4; HCl; NaCl; H3PO4.
2. Найди
ошибку:
Формулы каких соединений написаны неправильно:
FeOH, HNO3, Ca(OH)
3
, H
2
SO2, Mg2O, Cu
2
SO4,NaO.
3. Кроссворд:
Разгадайте кроссворд, составленный из названий химических
элементов.
11
1
Х
Р
О
М
2
Н
И
К
Е
Л
Ь
М
А
Г
Н
И
Й
Ц
И
Р
К
О
Н
И
Й
М
Ы
Ш
Ь
Я
К
1.
Без первой буквы названия химического элемента - напиток, который очень
любил капитан Сильвер.
2.
Если первые три буквы названия химического элемента поставить в конец,
то получиться название леса.
3.
Первыми
тремя
буквами
названия
химического
элемента
называют
волшебников.
4.
Если отбросить вторую половину названия химического элемента, останется
название места, куда вы любили ходить в детстве.
5.
Название химического элемента состоит из названий двух животных.
VII. Музыкальный конкурс:
Песня команды «Галогены». (На мотив песни «Электричка»)
I В школе страданье-
Чуть не взлетело
На воздух всё зданье
А мы так ждали…
Все вещества мы перемешали
Тогда
Но не успели нагреть и вылить.
Колбы упали, мы всё пролили,
И в наказанье к директору попали мы.
Припев: «Что же, вы ребята,
Там натворили
Нашу школу вы ведь
Чуть не сгубили!
Мы вас так любили,
Уму научили.
Чем же вы за это
Нам отплатили?!
Мы же из-за вас
Уже поседели,
Но лишь добра
Всегда вам хотели
Жалко, что понять
Вы нас не сумели
Боже, как жаль!- Очень, очень жаль.»
II. «Вы нас поймите:
Нам очень трудно.
Всю жизнь учиться,
Ведь это так нудно.
12
Вас понимаем,
Но вы поймите
И нас. А лучше
На дискотеку
К нам приходите
И настроенье приподнимите
Знаем, что после
Вы всей душой простите нас»
Припев: «Школу взрывать мы
Больше не будем
И про эти мысли пока позабудем,
Свойства всех веществ
Всю жизнь помнить будем,
Вы простите нас, вы простите нас.»
Песня команды «Молекулки» (По мотивам песни «Маленькая страна»)
I. В хим. кабинете за замками
Маленькая страна,
Там вещества взрываем сами,
Там жизнь идет сполна,
Там кислота на щёлочь злиться,
Что кислота сильней,
Все вещества её боятся,
И реагируют с ней.
Припев: Маленькая страна,
Ты веществами полна
Кто нам покажет,
Кто подскажет,
Как получить вещества.
II. Если возьмём мы щёлочь с солью,
Будем их нагревать.
То мы добьёмся результата,
И золото будет сверкать.
Там все искали чудный камень,
Но так и не нашли,
Мы получили его сами,
И вам преподнесли.
Припев: Маленькая страна,
Ты веществами полна
Кто нам покажет,
Кто подскажет,
Как получить вещества.
VIII. Подведение итогов:
13