Напоминание

Химический КВН "Вдивном царстве щелочей кислот, оксидов и солей."


Автор: Сайранов Садрудин Нурилгудаевич
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ Сосновская СОШ №1
Населённый пункт: с.Семикино, Сосновского района, Тамбовской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Химический КВН "Вдивном царстве щелочей кислот, оксидов и солей."
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ Сосновская СОШ №1

Учитель химии:

Сайранов С.Н.

2018г.

2

Цели:

учебная - развитие интереса учащихся к химии и активизация их

познавательной

деятельности;

формирование

умений

из

накопленных

знаний

выделять главное, делать выводы, развитие творческого мышления.

воспитательная - формирование чувств коллективизма и индивидуализма как

свойств личности; развитие чувства прекрасного; воспитание умения отстаивать

свои убеждения.

План проведения:

I. Представление команды (название, эмблема, девиз)

II. Приветствие команды

1. соперникам

2. жюри

3. болельщикам

III. Разминка (по 3 вопроса)

IV. Домашнее задание (сочинить и инсценировать сказку о

веществах и их превращениях)

V. Конкурс капитанов

VI. Конкурс болельщиков

VII. Музыкальный конкурс (сочинить и исполнить песню на

химическую тему)

VIII. Подведение итогов

I. Представление команды 8 класса

Команда «Галогены»

Девиз:

Мы команда «Галогены»

Мы ребята, высший класс!

В нас химические гены,

Обыграй попробуй нас!

Представление команды 8 класса

Команда «Молекулки»

Девиз:

Молекулки активные, весёлые, спортивные,

На суше, в воздухе, в воде,

Непобедимы мы нигде!

3

II. Приветствие команды «Галогены»

1. Соперникам:

Мы соперникам своим

Удачи пожелаем,

Трудно будет победить,

Мы им обещаем.

С «Галогенами» шутить

Мы вам не советуем,

Чтобы вам не насолить

Мирно побеседуем

В команде нашей собрались

Самые активные: F, Cl, Br, I, Al.

Разъедаем, разрушаем

Вот какие сильные.

2. Жюри:

А кто из нас сильнейший

Жюри определит,

Пусть царствует веселье,

Пусть сильный победит

Надеемся, вы сможете

Очков нам больше дать.

Да здравствует победа

Поблажек не давать.

3.

Болельщикам:

Нынче грусти места нет

4

Все мы встрече рады

Зрителям большой привет

От всей команды

А болельщиков своих

Просим: «Помогите».

Доброй шуткой и улыбкой

Нас вы поддержите.

Приветствие команды «Молекулки».

1.

Соперникам:

Когда мы вас не победим,

Когда провалимся мы с треском,

К вам чувство дружбы сохраним,

Вот не сойти нам с этого места.

А если вы на дно пойдёте,

Мы вас полюбим от души.

Надеемся, что вы поймёте

Все варианты хороши.

2.

Жюри

Мы рады празднику такому:

Веселье, юмор, шутки, смех.

И пусть за труд вам всем наградой

Будет заслуженный успех.

Вы справедливо нас судите,

Не делайте суровый вид!

Вы вместе с нами отдыхайте-

Пусть наша дружба победит!

3.

Болельщикам:

(под песню «Пусть бегут неуклюже»)

Эх, не сесть бы нам в лужу!

И болельщик нам нужен,

Чтоб он мог обеспечить успех,

Постарайтесь ребята,

Постарайтесь девчата,

Чтоб мы выступили лучше всех

Припев:

Вы болейте непременно,

У народа на виду,

5

Очень жаль, что КВНы,

Только раз в году.

III.

Разминка:

вопросы команды «Галогены»

1. Горячая вода сгорает в струе этого галогена с образованием кислорода. В

переводе с греческого его название означает «разрушающий». Недостаток этого

элемента в организме человека приводит к гниению зубов.

2.

Вопрос в стихах:

Металл амфотерный.

К столу подаётся.

А в мире ещё он крылатым зовётся.

Крылатым его вы не зря назовете

Металл неотъемлем в любом самолёте

Ещё про него вам подсказку я дам:

С ложками дружит крылатый металл.

(алюминий)

вопросы команды «Молекулки»

1. Какие 5 географических названий и название одной из крупнейших «Малых

планет» спрятались в периодической таблице Менделеева.

Ответы: Франций - в честь Франции,

Германий - в честь Германии,

Калифорний - в честь Калифорнии,

Полоний - в честь Польши,

Скандий - в честь Скандинавского полуострова,

Палладий - в честь планеты Паллады.

2. Название какого химического элемента зашифровано в этих стихах:

1) Листья падают вниз и вниз,

Дождик капает на карниз,

Птицы улетают на юг,

И похолодало вдруг. (осень).

2)Когда нет войны, когда нет раздора,

Когда веселятся все люди, в покое

Находится наша родная земля,

Тогда наступает и это время навсегда. (мир).

3)На первый взгляд эта буква не нужна,

6

Но если подумать, будет важна

Запомни! Эта буква согласная

Не перепутай, смотри, понапрасну ты. (й).

Третий вопрос команды представляют в виде ребусов.

IV. Домашнее задание:

Сказка- загадка «О Прекрасной Деве»

7

В дивном царстве щелочей,

Кислот, оксидов и солей

Дева в пузырьке живёт,

Как огнём вокруг всё жжёт.

Только вот в один из дней

Без хороших, без друзей

Дева эта загрустила,

Заскучала, захандрила.

Пригласила докторов.

Их диагноз был таков:

«Устроить надо пышный бал,

Чтоб гость какой-то другом стал».

Придут на бал к девице

Жители столицы:

Герцоги и пэры,

Дамы, кавалеры.

В гости первая пришла

Баронесса кислота.

Хозяйка у дверей встречает

И в дом скорее провожает.

Гостью под руку берёт,

К столу скорей её ведёт

Отводит место во главе,

Прибор дает богатый ей.

И сразу чувствует:

Они для дружбы просто созданы.

Ведут весёлый разговор;

Пришёл тут в гости MgO.

«Оксида основного я в даме не стерплю!»

Кричит хозяйка рьяно.

MgO: «Пожалуй, я пойду.

Не надо мне скандалов!»

А в дверь уже опять стучат.

Родители на бал спешат!

Кислота: «Бонжур, светлейшая Водейль!

Бонжур, о герцог Натриэль!»

Родители проходят в зал.

8

А тут явилась соль на бал!

«Гуд ивнинг, дамы, господа!

Я рада видеть вас всегда!»

Хозяюшка приветила

Её, с почётом встретила.

(стучат)

Дева: «Минутку! Что это за стук?!»

Оксид: «Оксид кислотный. Тут- как- тут!»

Хозяйка очень встрече рада.

С оксида не спускает взгляда.

И был сражён оксид такой

Необычайной красотой.

С тех пор прошло

Немало дней,

А дружба их

Ещё сильней.

(Все участники замирают на сцене)

Вопрос: Догадайтесь теперь

Без подсказки,

Как же назвать

Героиню сказки?

(А так же напишите уравнения реакций в которые вступают герои сказки)

2Na + 2H

2

O → 2NaOH + H

2

NaOH + HCl → NaCl + H2O

NaOH + SO

3

→ Na

2

SO

4

+ H

2

O

2NaOH + CuSO

4

→ Cu(OH)

2

↓ + Na

2

SO

4

Дева- NaOH- в белом бальном платье.

Кислота- HCl- платье жёлтое.

Оксид кислотный- на шляпе формула SO

3

Соль- CuSO4- дама в голубом платье.

Сказка: «В неорганическом государстве».

Автор: В химическом царстве, в неорганическом государстве жила- была госпожа

кислота. Она была строгая, чопорная, любила порядок во всех мелочах. И за это

она и нравилась всем жителям города Периодического. Однажды к ней в гости

пришёл друг с приятелем.

Магний: Тук- тук. Здравствуйте, госпожа кислота. (Целует её руку).

Приятель: Здравствуйте! (Целует её руку, кислота одергивает руку).

Кислота: Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. (Сама садится) Я слышала, что

вы переехали на новую квартиру, а на новоселье меня не пригласили.

Магний: Я присылал приглашение, но вас, вероятно, не было дома. Теперь я живу

в уютной квартире №12 на третьем этаже, а мой приятий в квартире №29 на

четвёртом этаже. Приходите ко мне в гости.

9

Кислота: Хорошо, я буду вас навещать. А с вашим приятелем, (топает ногой) я не

хочу иметь ничего общего.

Автор: С тех пор он часто заходил к ней в гости. Они ходили вместе по ночному

городу, разговаривали на разные темы, слушали музыку самого известного в их

городе певца Танталла. Скоро госпожа кислота поняла, что влюблена в этого

господина.

Магний: (Тук-тук). Я хотел навестить вас, но не находил повода.

Кислота: Я очень польщена вашим вниманием. Не хотите ли чашечку кофе?

Магний:

Я

полюбил

вас

с

первого

взгляда.

Прошу

вашей

руки

и

сердца.

Дальнейшая жизнь без вас бессмысленна.(Встает на колено и целует ее руку).

Кислота: Я согласна.

Автор: На свадьбе было очень много гостей. Их пришли поздравить кислотные и

основные оксиды. С одними она была радушна и приветлива, других же обходила

стороной.

Оксид СО2: Поздравляю вас!

ОксидNa

2

O: Поздравляю вас! Желаю счастья!

Автор: Через некоторое время у них в семье появилось прибавление – маленький

малыш. Астроном Силициум предсказал, что у малыша будет буйный характер.

Так оно и случилось.

Кислота: Маленький мой, иди сюда, хочешь ли мороженого?

Малыш: Не хочу! Не хочу!

Кислота обращается к мужу, который читает газету: Дорогой, я не справляюсь

с нашим малышом. (Топает ногой). Я с тобой разговариваю!

Магний: Дай объявление в газету, что нам нужна няня.

Кислота: Хорошо.

Няня №1: Всем большой привет! Кого здесь нянчить, тебя что ли?

Кислота: Что вы, что вы. Вот этого замечательного малыша.

Няня №1: А, мы с этим быстро справимся! Дай своей няне пять!

Малыш: Дай мне молока, молока хочу!

Няня №1: Ноги есть, руки есть, бери!

Малыш: Хочу молока, хочу молока!

Няня №1: На тебе молока!

Малыш: Горячее!

Няня №1: На, вот другое. Что за молодежь наглая пошла!

Малыш: А теперь холодное.

Няня №1: Эй, маманя! Шевели поршнями! Базар есть! У тебя ребенок какой-то не

такой, молока какого-то просит. Чупахтайся, короче со своим малышом сама!

Няня №2: Здравствуйте! Ах, какой хороший малыш! Как тебя зовут, золотце мое,

солнышко мое красное!

Малыш: Магниус Сульфатиус.

Няня №2: Ты любишь играть! А во что?

Малыш: Да, люблю. В мячик.

Няня №2: А где же наш мячик. А вот он (няня играет с малышом в мяч).

Автор: С тех пор они живут счастливо, не знают горести и бед.

Назовите героев сказки и напишите уравнения реакций, в которые они вступили.

10

Кислота – платье белое.

Малыш – в чепчике, на котором написано «Магниус Сульфатиус».

Няня №1 – на руке браслет с формулой N

a

2SO4.

Няня №2 – на фартуке написано «бабушка Хлоридушка свет Бариевна».

Кислота – Н2SO4

Молодые люди –Mg,Сu.

Оксиды – СО2, Na

2

О.

Няня №1 – Na2 SO4.

Няня №2 – ВаСl2.

Малыш –MgSO4.

Mg + H2SO4 → MgSO4 +H2

Na

2

O + H2SO4 →Na

2

SO4 + H2O

MgSO4 + BaCl2 → BaSO4 ↓+ MgCl

2

V. Конкурс капитанов:

Капитаны получают карточки с одинаковым заданием:

«Порядковые номера химических элементов А, В, С соответственно n; n+2; n+4.»

а) Если атом химического элемента А имеет электронную конфигурацию 1s

2

2s

2

2p

5

,

то каким химическим элементом будет В?

б)

Если

атом

химического

элемента

С

имеет

электронную

конфигурацию

1s

2

2s

2

2p

1

, а В- металл, то каким химическим элементом является А?

Ответ:

а) А- элемент 2 периода; 7 группы- это F, его порядковый номер 9, значит В будет

иметь порядковый номер n+2=9+2=11. Это - натрий.

б) С- элемент 2 периода; 3 группы- это В, его порядковый номер 5, значит можно

найти n.

n+4=5, n=1. Отсюда найдём

порядковый номер В. n+2=1+2=3. Это-

литий, тогда элемент А имеет порядковый номер n=1. Это- водород.

VI. Конкурс болельщиков:

1. 1. В предложенных рядах исключи (вычеркни) «лишнюю» формулу. Объясни

свой выбор. Назови вещества:

Na2O; SO2; BaO; K2O;

NaCl; K2SO4; Ba(NO3)2; NaOH;

H2SO4; HCl; NaCl; H3PO4.

2. Найди

ошибку:

Формулы каких соединений написаны неправильно:

FeOH, HNO3, Ca(OH)

3

, H

2

SO2, Mg2O, Cu

2

SO4,NaO.

3. Кроссворд:

Разгадайте кроссворд, составленный из названий химических

элементов.

11

1

Х

Р

О

М

2

Н

И

К

Е

Л

Ь

М

А

Г

Н

И

Й

Ц

И

Р

К

О

Н

И

Й

М

Ы

Ш

Ь

Я

К

1.

Без первой буквы названия химического элемента - напиток, который очень

любил капитан Сильвер.

2.

Если первые три буквы названия химического элемента поставить в конец,

то получиться название леса.

3.

Первыми

тремя

буквами

названия

химического

элемента

называют

волшебников.

4.

Если отбросить вторую половину названия химического элемента, останется

название места, куда вы любили ходить в детстве.

5.

Название химического элемента состоит из названий двух животных.

VII. Музыкальный конкурс:

Песня команды «Галогены». (На мотив песни «Электричка»)

I В школе страданье-

Чуть не взлетело

На воздух всё зданье

А мы так ждали…

Все вещества мы перемешали

Тогда

Но не успели нагреть и вылить.

Колбы упали, мы всё пролили,

И в наказанье к директору попали мы.

Припев: «Что же, вы ребята,

Там натворили

Нашу школу вы ведь

Чуть не сгубили!

Мы вас так любили,

Уму научили.

Чем же вы за это

Нам отплатили?!

Мы же из-за вас

Уже поседели,

Но лишь добра

Всегда вам хотели

Жалко, что понять

Вы нас не сумели

Боже, как жаль!- Очень, очень жаль.»

II. «Вы нас поймите:

Нам очень трудно.

Всю жизнь учиться,

Ведь это так нудно.

12

Вас понимаем,

Но вы поймите

И нас. А лучше

На дискотеку

К нам приходите

И настроенье приподнимите

Знаем, что после

Вы всей душой простите нас»

Припев: «Школу взрывать мы

Больше не будем

И про эти мысли пока позабудем,

Свойства всех веществ

Всю жизнь помнить будем,

Вы простите нас, вы простите нас.»

Песня команды «Молекулки» (По мотивам песни «Маленькая страна»)

I. В хим. кабинете за замками

Маленькая страна,

Там вещества взрываем сами,

Там жизнь идет сполна,

Там кислота на щёлочь злиться,

Что кислота сильней,

Все вещества её боятся,

И реагируют с ней.

Припев: Маленькая страна,

Ты веществами полна

Кто нам покажет,

Кто подскажет,

Как получить вещества.

II. Если возьмём мы щёлочь с солью,

Будем их нагревать.

То мы добьёмся результата,

И золото будет сверкать.

Там все искали чудный камень,

Но так и не нашли,

Мы получили его сами,

И вам преподнесли.

Припев: Маленькая страна,

Ты веществами полна

Кто нам покажет,

Кто подскажет,

Как получить вещества.

VIII. Подведение итогов:

13



В раздел образования