Автор: Драндиди Олег Георгиевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ЧОУ гимназия "ОР АВНЕР – Свет Знаний"
Населённый пункт: г.Ростов–на–Дону
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Образование Дневнерусского государства"
Раздел: среднее образование
Открытый урок по истории России на тему: Образование Древнерусского
государства.
Учащиеся. 6 класс.
Составил: учитель истории и обществознания Драндиди О.Г.
ЧОУ гимназия “ Ор-Авнер-Свет знаний”
Цели урока:
1
. Образовательная
: сформировать знания о предпосылках и образованию
государства у восточных славян, организовать деятельность учащихся в
определении степени участия варягов в создании Древнерусского государства.
2. Развивающая
: создать условия для развития умений работать с текстом
учебника, историческим источником, картой для выявления необходимой
информации, прослеживать причинно - следственные связи, использовать
знания в новой ситуации, делать выводы, выражать свою точку зрения, давать
оценочные суждения.
3. Воспитательная
: способствовать осознанию личностного смысла изучаемого
материала и патриотическому воспитанию учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие
сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать
факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие
внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями
государство, предпосылки создания государства, князь дружина, полюдье.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Основные понятия: государство, предпосылки создания государства, князь
дружина, полюдье.
Оборудование:
ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация
Учебник – Пчелов В.В. История России с древнейших времен до конца 16 века
– М.: Русское слово, 2016.
Карты «Восточные славяне и их соседи в VII-IX вв.» ; «Древняя Русь в IX-XI
вв.»
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая,
фронтальная.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Вид урока: Комбинированный урок
1.Первые русские князья
Рассказ учителя о первых русских князьях
К середине IX века поселки восточных славян стали превращаться в города. Они
располагались обычно на берегах рек, озер, на высоких холмах. Рядом с
крепостью возникал посад, где стояли избы ремесленников и дворы купцов.
Города были центрами княжеской власти, а значит, и нарождавшейся русской
государственности.
В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных
основателях Киева. Рассказ этот очень краток: «И были три брата: один по
имени Кий, другой - Щек, и третий - Хорив, а сестра их была Лебедь. Сидел Кий
нагаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется
Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей. И
построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев».
Из всего сказанного можно сделать вывод, что уже в IX веке на территории
некоторых восточнославянских племен существовали княжества. А со временем
эти княжества объединились в Древнерусское государство.
Учитель - Назовите города, ставшие центрами первых русских княжеств?
Сделайте вывод (уже в IX веке на территории некоторых восточнославянских
племен существовали княжества, которые постепенно объединились в
государство).
2.Варяги на Руси.
Теперь обратимся к карте «Восточные славяне и их соседи в VII – IX вв.»
Вопросы учителя: Какие страны и народы были соседями славян на юге
(Византийская империя), на востоке (Волжская Булгария), на юго-
востоке(Хазарский Каганат)?
А на севере в середине VIII в. у них появились новые соседи – варяги. В Европе
их называли норманнами.
Вспомните, кого на Руси называли варягами (викингов)?
Что мы знаем о их занятиях и образе жизни? (в своих ответах учащиеся
используют знания, полученных на уроках Истории Средних веков)
Через славянские земли пролегал торговый путь, по которому викинги –
норманны совершали путешествия в Константинополь. Он получил название
путь «из варяг в греки».
Учитель показывает и комментирует, учащиеся следят по карте с.
40 (Ладожское озеро – р. Волхов – оз. Ильмень – р. Лавоть – суда
перетаскивали волоком – р. Днепр – Черное море - Константинополь).
Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
На предыдущих уроках мы с вами выяснили, что к VIII веку на территории
Восточно-Европейской равнины проживали племенные союзы восточных
славян.
(учащиеся показывают на карте и называют племенные союзы восточных
славян: поляне, полотчане, северяне, вятичи, уличи, дреговичи, древляне,
северяне, радимичи, ильменские племена)
Показывают на карте.
К середине IX века поселки восточных славян, являвшиеся центрами племен,
стали превращаться в города. Они располагались обычно на берегах рек,
озер, на высоких холмах, что было удобно для обороны. Обносили
деревянными стенами для защиты. Каменных строений в те времена на Руси
еще не было. Города были центрами княжеской власти.
Учитель – Итак, что такое государство и когда оно появляется?
Ученики – Государство имеет свою территорию и публичную власть, оно
обладает суверенитетом, то ест независимостью, существует единая система
мер и весов, а также законодательство и налоговая система.
Учитель- При каких обстоятельствах возможно становление государства?
Ученики- Все это стало возможно с развитием земледелия, ремесла и
распадом родоплеменных отношений и появления собственности.
Учитель- В какой момент появляется государство?
Ученики- Государство появляется в тот момент, когда люди перестают быть
равными друг другу, происходит распад родоплеменных отношений, а власть
вождя передается по наследству и вопросы решаются не на собрании, а
князем совместно с приближенными к нему людьми, которые получают
название – знать.
Другие признаки:
1.
Определенная территория
2.
Наличие границ
2. Единая налоговая и законодательная система.
3.Надличие постоянной армии (Дружина князя)
4. Наличие аппарата управления
2. Назовите мне соседей Древнерусского государства.
(
На юге соседом восточных славян была Византийская империя, на востоке –
Волжская Булгария, Южнее – Хазарский каганат, а на севере – в середине
VIII века у славян появились новые соседи – варяги.)
Учитель- Как назывались варяги в Европе и как они сами называли себя и что
мы о них знаем?
(В Европе- это норманны или викинги. Себя они называли русью. Основное
занятие-война. Торговали: рабами, мехами, рыбой, лесной промысел их
торговый путь проходил через славянские земли)
Учитель- А теперь давайте познакомимся с древнейшим и очень важном
торговом пути, который существовал в то время.
Учитель- Итак, как же назывался этот торговый путь, проходивший по
славянским землям?
Ученики- Путь из варяг в греки.
Ученики называют основные даты, относящиеся к основанию Киевской Руси.
862-879 гг. – княжения Рюрика
862 г.- начало становления Древнерусского государства.
После смерти Рюрика в 879 году новым князем стал его родственник Олег,
потому что сын Рюрика Игорь был еще совсем мал. Олег являлся при нем
регентом.
Потомки Рюрика – Рюриковичи – правили Русью до 1598 года. Последний
правитель из династии Рюриковичей был сын Ивана Грозного Федор.
879-912гг. –княжение Олега
1. 882 г.- объединил Новгород и Киев, который назвал матерью городов
русских. Притворившись купцом, обманом выманил правителей Киева
Аскольда и Дира, и убил их. Провозгласил князем маленького Игоря.
2. Подчинил себе плена древлян, северян, радимичей. Воевал с Хазарским
каганатом.
3. 907 г.- поход на Византию. Применил хитрость, велев вытащить на сушу
корабли, распустить паруса и дождавшись попутного ветра, буквально
въехать в ворота Константинополя. Испуганные греки откупились, в знак
победы Олег приколотил свой щит к воротам Царьграда. Итогом стал мирный
договор 911 года, выгодный для купцов Руси. Небольшая оговорка: об этом
договоре говорится только в русских источниках, в Византийских же нет и
слова.
4. Рассказ о смерти Олега.
Ученик: По преданию, смерть предсказал ему старый волхв (языческий
жрец): "Примешь ты смерть от коня своего".
По всей видимости, Олег приказал убить коня. Согласно преданию, в какой-
то момент Олег оказался рядом с останками коня, из черепа вылезла змея и
ужалила Олега. От укуса змеи Олег умер.
912-945 гг. княжение Игоря
1. Известно, что во время правления Игоря появилось официальное
название Руси - Русская земля, а сам он получил прозвище Старый. Что же
мы знаем о нем?
О князе Игоре
Князь Игорь дважды ходил походом на Византию. В 941 году русские на 10
тысячах кораблях, как утверждают греки, вероятно, их было не больше
тысячи, пошли на греков, много горя принесли византийцам, одолели
греческое войско в сухопутном бою, но проиграли на море. Однако это лишь
одна версия. Согласно мнению ряда историков, поход Игоря носил не
грабительский характер, а политический. Игорь претендовал на титул
императора всех восточных славян, и ему требовалось признание
европейских государств, или хотя бы одного государства, но с мнением,
которого все считаются. Это была Византия. Однако император Роман никак
не хотел признавать язычника Игоря равным себе. Тогда князь, зная о том,
что византийский флот находится в Средиземноморье, собрал большое
войско и отправился в поход на Константинополь с целью принудить Романа
признать его права на титул. Поход окончился плачевно, войско Игоря было
разгромлено. В 944 году Игорь попытался отомстить за неудачу первого
похода. Византийцы отправили к Игорю послов с предложением дани. По
совету дружины Игорь согласился на эти условия и отказался от войны.
Решение идти к древлянам за данью (945), трагически закончившееся для
князя, также принято по настоянию дружины: «Отроки (дружина) Свенельда
изоделись оружьем и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью в
землю древлянскую, да и ты добудешь, и мы».
Древляне честно расплатились с Игорем. Однако по возвращении ему
показалось, что плата невелика. Князь отпустил большую часть дружины и
вернулся к древлянам с новым требованием дани. На этот раз древляне
возмутились — ведь князь грубо нарушил договор о полюдье. Древлянское
вече решило: «Если повадится волк к овцам, то унесёт всё стадо, пока не
убьют его». Древляне перебили княжеских дружинников и привязав князя к
двум деревьям, разорвали его на части.
Ученики: Игорь совершил неудачный поход на Византию в 941 году, но в 944
сумел переломить ситуацию в свою пользу. Игорь советовался с дружиной и
в 944 году заключен мирный договор с Византией.
Пояснение учителя. Дружинники для князя были не столько
подчиненные, сколько братья по оружию. Позже из старых дружинников
сформировался класс аристократии- бояре.
Ученики: В 945 г. Игорь пошел к древлянам за данью по настоянию дружины второй раз.
Там он был убит древлянами, причем подвергся казни, которая обычно применялась к
разбойникам и была недостойна правителя Руси.
3. Запись в тетрадь:
941г.- поход Игоря на Византию. Неудачный.
944г.- Второй поход на Константинополь. Удачный.
944 г.- заключен мирный договор с Византией.
945г- смерть Игоря от древлян
945-964гг.- княжение Ольги
1. Ольга жена Игоря, правила за Святослава (пока он был ребенком)
После смерти Игоря править государством стала его вдова княгиня Ольга.
Она четырежды отомстила древлянам за смерть мужа. А чтобы в дальнейшем
исключить события, подобные расправе с Игорем, княгиня установила
точный размер дани — уроки и места её сбора — погосты. Дань теперь
собирали не сами князья, а специально назначенные ими люди. Это была
первая государственная реформа — важное изменение в жизни людей.
В 957 году Ольга принимает христианство.
Налоговая реформа. Уроки- фиксированный размер дани. Погосты- место
сбора дани.
957 г.- приняла христианство в Царьграде ( Константинополе)
4. Подведение итогов.
Учитель. Кто же все- таки являлся основателем Древнерусского государства?
Норманская теория ( Шлецер, Бауэр):
1.
Согласно Повести временных лет, новгородцы действительно
пригласили на княжение варягов. Имена первых русских князей носят
шведское происхождение.
2.
Археологические раскопки доказывают, что на Руси существовали
варяжские поселения.
3.
С варягами торговали и использовали их дружины в качестве наемных
отрядом.
Антинорманская теория :
1.
О призвании варягов упоминается только в одной Повести
временных лет.
2.
Варяжские поселения, если и существовали на территории Руси, то
преимущественно на северо-западе, а значит, основная территория
Древнерусского государства не подверглась их влиянию.
3.
Визиты варягов на Русь, как правило, носили грабительский
характер.
4.
Древние славяне по уровню жизни и развитию превосходили
варягов.
5.
Доподлинно неизвестно, кого же на Руси называли варягами:
викингов или другие народы.
Как вы видите, вопрос о том, кто же является основателем
Древнерусского государства довольно спорный. Возможно, в
будущем, историки найдут дополнительные источники, которые
прояснят, кому же мы обязаны появлением государственности. На
этом урок окончен, всех благодарю за внимание.