Напоминание

Использование современных форм и методов обучения в среднем профессиональном образовании


Автор: Данилевич Ирина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГАПОУ РС (Я) "Алданский политехнический техникум"
Населённый пункт: город Алдан
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных форм и методов обучения в среднем профессиональном образовании
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Использование современных фор и методов обучения в среднем профессиональном

образовании

Мы живем в «информационном обществе». Самым ценным товаром становится

информация, основным экономическим активом — интеллектуальный

потенциал. Не случайно в последнее время все чаще употребляется выражение

«экономика, основанная на знаниях».

Чтобы занять в таком обществе достойное место, России необходимо готовить

своих молодых граждан к жизни в информационном мире. Интеллектуальный

потенциал — это неисчерпаемый ресурс. Поэтому одной из основных целей

системы образования является развитие интеллектуального потенциала нации.

Ключевое условие достижения этой цели — обеспечение высокого уровня

доступности информационных и коммуникационных технологий для педагогов

и учащихся.

Использование ИКТ в образовательном процессе следует считать

приоритетным, поскольку именно они соответствуют эволюционной логике

развития образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса.

Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются

уникальными по своим возможностям средствами обучения, благодаря чему

прочно завоёвывают внимание педагогов и детей.

Активное использование ИКТ в учебном процессе позволит во многом снять

проблему «образовательного неравенства» за счет широкого распространения

качественных учебных материалов на цифровых носителях, развития системы

дистанционного обучения школьников и дистанционной поддержки учителей.

Процесс обучения сегодня невозможно построить только с использованием

устной и письменной речи без привлечения средств наглядности, оборудования,

компьютерных программ и Интернет-ресурсов. Потенциал современной

техники позволяет более полно использовать возможности зрительных и

слуховых анализаторов. Это в свою очередь, оказывает влияние, прежде всего,

на начальный этап.

Одним из направлений деятельности старейшего учреждения дополнительного

образования Детской художественной школы г. Сызрани, работающего с

одаренными детьми – является внедрение ИКТ в практику учебной работы.

Задача учителя – создать условия для развития личности каждого ребёнка,

воспитать его как носителя культуры своей страны.

Характерной особенностью школы ХХI века является обновление образования,

расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной

области культуры и в изобразительной базовой области “Искусство”. Одним из

наиболее интересных, глубоких и значимых в этой области является

интегрированный курс «Мировая художественная культура» (МХК) и «История

искусства», который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном

освоении различных видов искусств в их взаимосвязи.

На данном этапе развития информационный потенциал школы позволяет

использовать информационные технологии по следующим направлениям.

1. Проведение медиа-уроков по теоретическим предметам «Мировая

художественная культура» и «История искусств».

Основой образовательной деятельности в художественной школе является урок.

От того, насколько он грамотно методически и технологически изготовлен,

произведен, сконструирован, зависит обеспечение развития академических,

интеллектуальных, творческих и личностных способностей детей. Урок,

отвечающий современным требованиям, не может обойтись без использования

ИКТ, что приводит к новым формам работы учителей — предметников.

Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет: организовать

урок на качественно более высоком уровне; активизировать работу учащихся на

уроке; учесть психологические, возрастные особенности детей разного возраста;

понизить физическую и эмоциональную утомляемость, что способствует

сохранению здоровья детей; повысить качество знаний по предмету.

При проведении практических занятий, составляющих более 90% всего

учебного процесса детской художественной школы, широко используются

презентации, видеоряд по теме урока, мастер — классы ведущих специалистов,

художников—педагогов государственных образовательных учреждений

среднего и высшего звена: Школы акварели С. Андрияки, Пензенского

художественного училища, Российской академии художеств.

2. Современный уровень развития информационных технологий предъявляет

определенные требования к решению проблемы, повышения качества знаний.

Поэтому завершающим этапом обучения в художественной школе является

подготовка мультимедийной презентации, которая проводится под руководством

преподавателя информационных технологий.

При работе над презентацией решается несколько вопросов:

дополнительное погружение в проблему выпускного проекта;

акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;

систематизация материала;

использование и создание иллюстрированного материала;

создание мультимедийного диска, который может быть в дальнейшем

использован как учителем, так и учащимися в дальнейшей

образовательной деятельности, создавая, таким образом, свою

мультимедийную библиотеку, которая будет максимально приближена к

учебному процессу. Ценность таких программ возрастает, так как они

созданы непосредственно учениками под руководством учителей.

Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий

способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать

пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными

электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст,

подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном

информационном пространстве.

3. Введение в учебный процесс предмета «Введение в компьютерный дизайн»

по обучению первичным знаниям о графических программах Paint и Photoshop,

презентационной программы.

Здесь ребенок через новые технологии с использованием новых материалов

создает дизайнерские работы, с выходом на практическое использование

учебных заданий: поздравление, рекламная афиша, приглашение.

Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что информационные

технологии позволяют ввести ребенка в мир изобразительного искусства,

развить его зрительное восприятие, сформировать элементарные эстетические

представления об окружающей действительности.

Развитие зрительного восприятия, наблюдательности, пространственного

мышления, чувства цвета, тонких и гибких двигательно-моторных навыков,

которые вырабатываются в правильно организованной изобразительной

деятельности школьников, имеют большое значение в различных областях

жизни.

Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам

возможность развить в нем эти качества, связать их с творческой практикой

самого ребенка и с восприятием художественных произведений. Если эта

способность ребенка будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его

собственных творческих поисках, то она уже никогда не покинет человека и

будет обогащаться и развиваться с возрастом.

В проекте работы школы, следующие направления:

1. Организация дистанционного обучения. 2011-2012 учебный год в

художественной школе будет ознаменован получением первого опыта в

организации дистанционного обучения учащихся. Будут апробированы три

курса: «Декоративная композиция», «Основы дизайна» и «Шрифты».

В течение следующего учебного года будет поэтапно внедрен в дистанционную

практику еще ряд курсов по графике, цветоведению и истории искусства.

«Зачем дистанционное обучение школьникам?» – спросите Вы. Что касается

школьной системы дистанционного обучения, то потенциальными

пользователями такой системы являются дети, не имеющие опытного

наставника, но проявляющие повышенные интеллектуальные способности в

каком-либо из научных направлений. А так же дети, родителям которых

приходится часто менять место жительства; школы, где существует проблема

нехватки кадров; дети с ограниченными возможностями. Наконец,

дистанционное обучение помогает решить вопросы организации элективного и

профильного обучения.

2. Организация зонального интернет-конкурса по компьютерной графике.

Участвовать в такой олимпиаде может любой школьник, имеющий доступ к сети

Internet и знающий современные графические программы. Ограничений по

возрасту конкурс не имеет.

Конечно, работая в такой среде, новичок испытывает определенные трудности.

Поэтому на базе художественной школы проводятся курсы «Компьютерной

грамотности», позволяющие не только ознакомиться со средой, но и

познакомиться с графическими редакторами.

В целом использование ИКТ в художественной школе позволяет не только

осуществлять обучение учащихся, но и поддерживать деятельность учителей

учреждений дополнительного образования в рамках обычного учебного

процесса. Это имеет достаточно большое значение, так как позволяет повысить

комфортность и эффективность обучения с одной стороны, а также

естественным способом ввести дистанционные компоненты в культуру

преподавания предметов особенно в сельской местности и малых городах. Так

как художественная школа является единственной в западном управлении

образования, объединяющем в себе учреждения г. Сызрани и Октябрьска,

Сызранского роайона, Шигоны, Первомайска, Валов и Переволок, то нередко

учащиеся старших классов и Курсов по подготовке к поступлению в ССУЗ, ВУЗ,

живут далеко от школы. Использование ИКТ мотивирует преподавателя на

новые формы и технологии учебного процесса.

Но самый важный результат, это то, что современный ребёнок, живущий в мире

цифровых технологий, мире, лишённом сантиментов, приходит на эти уроки,

легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы

на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир

цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся

полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.

Применение информационных технологий открывает большие возможности для

воспроизведения новых связей с предметами специального цикла и реализации

комплексной системы дополнительных занятий учащихся искусством. В связи с

этим наиболее эффективными формами организации интегрированной

деятельности учащихся являются самостоятельные исследовательские работы,

выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий и

упражнений, разработка творческих проектов с использованием современных

информационных технологий.

Список использованных источников

1.

Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура

информационного общества. Автореф. дис. докт. филос. наук. СПб., 2007.

2.

Ворсноп К., «Экранные образы: идеи для медиаобразования», М., 1994.

3.

Психолого-педагогический словарь / Сост. В.А. Мижериков. Ред. П.И.

Пидкасистый. – Ростов: Феникс, 1998. С.241.

4.

Фёдоров А.В. «Медиаобразование: история, теория и методика».

Монография д.п.н., ТГПИ, Таганрог, 2001.



В раздел образования