Автор: Данилевич Ирина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГАПОУ РС (Я) "Алданский политехнический техникум"
Населённый пункт: город Алдан
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных форм и методов обучения в среднем профессиональном образовании
Раздел: среднее профессиональное
Использование современных фор и методов обучения в среднем профессиональном
образовании
Мы живем в «информационном обществе». Самым ценным товаром становится
информация, основным экономическим активом — интеллектуальный
потенциал. Не случайно в последнее время все чаще употребляется выражение
«экономика, основанная на знаниях».
Чтобы занять в таком обществе достойное место, России необходимо готовить
своих молодых граждан к жизни в информационном мире. Интеллектуальный
потенциал — это неисчерпаемый ресурс. Поэтому одной из основных целей
системы образования является развитие интеллектуального потенциала нации.
Ключевое условие достижения этой цели — обеспечение высокого уровня
доступности информационных и коммуникационных технологий для педагогов
и учащихся.
Использование ИКТ в образовательном процессе следует считать
приоритетным, поскольку именно они соответствуют эволюционной логике
развития образования в нашей стране, мировым тенденциям этого процесса.
Компьютер и созданные на его основе технологии и ресурсы являются
уникальными по своим возможностям средствами обучения, благодаря чему
прочно завоёвывают внимание педагогов и детей.
Активное использование ИКТ в учебном процессе позволит во многом снять
проблему «образовательного неравенства» за счет широкого распространения
качественных учебных материалов на цифровых носителях, развития системы
дистанционного обучения школьников и дистанционной поддержки учителей.
Процесс обучения сегодня невозможно построить только с использованием
устной и письменной речи без привлечения средств наглядности, оборудования,
компьютерных программ и Интернет-ресурсов. Потенциал современной
техники позволяет более полно использовать возможности зрительных и
слуховых анализаторов. Это в свою очередь, оказывает влияние, прежде всего,
на начальный этап.
Одним из направлений деятельности старейшего учреждения дополнительного
образования Детской художественной школы г. Сызрани, работающего с
одаренными детьми – является внедрение ИКТ в практику учебной работы.
Задача учителя – создать условия для развития личности каждого ребёнка,
воспитать его как носителя культуры своей страны.
Характерной особенностью школы ХХI века является обновление образования,
расширение масштабов и содержания работы с учащимися в образовательной
области культуры и в изобразительной базовой области “Искусство”. Одним из
наиболее интересных, глубоких и значимых в этой области является
интегрированный курс «Мировая художественная культура» (МХК) и «История
искусства», который имеет свою специфику, заключающуюся в комплексном
освоении различных видов искусств в их взаимосвязи.
На данном этапе развития информационный потенциал школы позволяет
использовать информационные технологии по следующим направлениям.
1. Проведение медиа-уроков по теоретическим предметам «Мировая
художественная культура» и «История искусств».
Основой образовательной деятельности в художественной школе является урок.
От того, насколько он грамотно методически и технологически изготовлен,
произведен, сконструирован, зависит обеспечение развития академических,
интеллектуальных, творческих и личностных способностей детей. Урок,
отвечающий современным требованиям, не может обойтись без использования
ИКТ, что приводит к новым формам работы учителей — предметников.
Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет: организовать
урок на качественно более высоком уровне; активизировать работу учащихся на
уроке; учесть психологические, возрастные особенности детей разного возраста;
понизить физическую и эмоциональную утомляемость, что способствует
сохранению здоровья детей; повысить качество знаний по предмету.
При проведении практических занятий, составляющих более 90% всего
учебного процесса детской художественной школы, широко используются
презентации, видеоряд по теме урока, мастер — классы ведущих специалистов,
художников—педагогов государственных образовательных учреждений
среднего и высшего звена: Школы акварели С. Андрияки, Пензенского
художественного училища, Российской академии художеств.
2. Современный уровень развития информационных технологий предъявляет
определенные требования к решению проблемы, повышения качества знаний.
Поэтому завершающим этапом обучения в художественной школе является
подготовка мультимедийной презентации, которая проводится под руководством
преподавателя информационных технологий.
При работе над презентацией решается несколько вопросов:
дополнительное погружение в проблему выпускного проекта;
акцентирование внимания на наиболее существенных моментах;
систематизация материала;
использование и создание иллюстрированного материала;
создание мультимедийного диска, который может быть в дальнейшем
использован как учителем, так и учащимися в дальнейшей
образовательной деятельности, создавая, таким образом, свою
мультимедийную библиотеку, которая будет максимально приближена к
учебному процессу. Ценность таких программ возрастает, так как они
созданы непосредственно учениками под руководством учителей.
Метод проектов с применением информационно-коммуникативных технологий
способствует активизации ученика: он учится формулировать цель и намечать
пути ее осуществления, вырабатывает умение работать с разными
электронными носителями; выделять главную мысль, структурировать текст,
подбирать соответствующий видеоряд, ориентироваться в современном
информационном пространстве.
3. Введение в учебный процесс предмета «Введение в компьютерный дизайн»
по обучению первичным знаниям о графических программах Paint и Photoshop,
презентационной программы.
Здесь ребенок через новые технологии с использованием новых материалов
создает дизайнерские работы, с выходом на практическое использование
учебных заданий: поздравление, рекламная афиша, приглашение.
Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что информационные
технологии позволяют ввести ребенка в мир изобразительного искусства,
развить его зрительное восприятие, сформировать элементарные эстетические
представления об окружающей действительности.
Развитие зрительного восприятия, наблюдательности, пространственного
мышления, чувства цвета, тонких и гибких двигательно-моторных навыков,
которые вырабатываются в правильно организованной изобразительной
деятельности школьников, имеют большое значение в различных областях
жизни.
Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам
возможность развить в нем эти качества, связать их с творческой практикой
самого ребенка и с восприятием художественных произведений. Если эта
способность ребенка будет своевременно замечена, осознана и утверждена в его
собственных творческих поисках, то она уже никогда не покинет человека и
будет обогащаться и развиваться с возрастом.
В проекте работы школы, следующие направления:
1. Организация дистанционного обучения. 2011-2012 учебный год в
художественной школе будет ознаменован получением первого опыта в
организации дистанционного обучения учащихся. Будут апробированы три
курса: «Декоративная композиция», «Основы дизайна» и «Шрифты».
В течение следующего учебного года будет поэтапно внедрен в дистанционную
практику еще ряд курсов по графике, цветоведению и истории искусства.
«Зачем дистанционное обучение школьникам?» – спросите Вы. Что касается
школьной системы дистанционного обучения, то потенциальными
пользователями такой системы являются дети, не имеющие опытного
наставника, но проявляющие повышенные интеллектуальные способности в
каком-либо из научных направлений. А так же дети, родителям которых
приходится часто менять место жительства; школы, где существует проблема
нехватки кадров; дети с ограниченными возможностями. Наконец,
дистанционное обучение помогает решить вопросы организации элективного и
профильного обучения.
2. Организация зонального интернет-конкурса по компьютерной графике.
Участвовать в такой олимпиаде может любой школьник, имеющий доступ к сети
Internet и знающий современные графические программы. Ограничений по
возрасту конкурс не имеет.
Конечно, работая в такой среде, новичок испытывает определенные трудности.
Поэтому на базе художественной школы проводятся курсы «Компьютерной
грамотности», позволяющие не только ознакомиться со средой, но и
познакомиться с графическими редакторами.
В целом использование ИКТ в художественной школе позволяет не только
осуществлять обучение учащихся, но и поддерживать деятельность учителей
учреждений дополнительного образования в рамках обычного учебного
процесса. Это имеет достаточно большое значение, так как позволяет повысить
комфортность и эффективность обучения с одной стороны, а также
естественным способом ввести дистанционные компоненты в культуру
преподавания предметов особенно в сельской местности и малых городах. Так
как художественная школа является единственной в западном управлении
образования, объединяющем в себе учреждения г. Сызрани и Октябрьска,
Сызранского роайона, Шигоны, Первомайска, Валов и Переволок, то нередко
учащиеся старших классов и Курсов по подготовке к поступлению в ССУЗ, ВУЗ,
живут далеко от школы. Использование ИКТ мотивирует преподавателя на
новые формы и технологии учебного процесса.
Но самый важный результат, это то, что современный ребёнок, живущий в мире
цифровых технологий, мире, лишённом сантиментов, приходит на эти уроки,
легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы
на вопросы учителя и задаёт вопросы в свою очередь и открывает для себя мир
цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся
полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.
Применение информационных технологий открывает большие возможности для
воспроизведения новых связей с предметами специального цикла и реализации
комплексной системы дополнительных занятий учащихся искусством. В связи с
этим наиболее эффективными формами организации интегрированной
деятельности учащихся являются самостоятельные исследовательские работы,
выполнение специально разработанного комплекса творческих заданий и
упражнений, разработка творческих проектов с использованием современных
информационных технологий.
Список использованных источников
1.
Возчиков В. А. Философия образования и медиакультура
информационного общества. Автореф. дис. докт. филос. наук. СПб., 2007.
2.
Ворсноп К., «Экранные образы: идеи для медиаобразования», М., 1994.
3.
Психолого-педагогический словарь / Сост. В.А. Мижериков. Ред. П.И.
Пидкасистый. – Ростов: Феникс, 1998. С.241.
4.
Фёдоров А.В. «Медиаобразование: история, теория и методика».
Монография д.п.н., ТГПИ, Таганрог, 2001.