Напоминание

Словарная работа на уроках русского языка. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ .


Автор: Брагина Надежда Константиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Чапаевская СОШ"
Населённый пункт: село Грязное Михайловского района Рязанской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Словарная работа на уроках русского языка. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ .
Раздел: полное образование





Назад




Словарная работа на уроках русского языка. Из опыта работы.

Надежда Брагина, учитель русского языка и

литературы Чапаевской СОШ

Михайловского района Рязанской области,

учитель высшей квалификационной категории

Словарная работа на уроках русского языка является одним из средств

решения образовательных и воспитательных задач. Через слово формируется

личность ученика, вырабатываются навыки владения русским языком.

Убеждена, что словарная работа является обязательным компонентом урока

русского языка. Наличие в конце учебников словарей не снимает

ответственности с учителя русского языка за отбор дополнительных слов и

выражений для активного усвоения. Незнакомые слова на уроке вводятся

преимущественно до выполнения определенного задания, так как словарная

работа изолированно от текста не достигнет своей цели. Обращается

внимание на лексическое значение данных слов, проверяется их понимание,

составляется со словами словосочетания и предложения. Опыт работы

показывает, что при введении активного словаря на уроках необходимо

придерживаться строгой дозировки: не более 2-3 слов за один урок.

Методика знает немало приёмов словарной работы на уроке русского

языка. Конечно же, это работа с различными словарями как обязательное

средство развития речи школьников.

В мире создано немало словарей, помогающих в словарной работе

на

уроках русского языка как учителю, так и ученикам. Едва ли не самый

выдающийся из них – «Толковый словарь живого великорусского языка»

Владимира Ивановича Даля. Прошло почти 145 лет со времени первого

издания данного словаря ( 1863-1966 г.), и всё же он остаётся одним из часто

используемых словарей учащимися школ, так как автор широко даёт примеры

при объяснении того или иного слова.

Кроме толковых словарей В.И.Даля, С.И.Ожегова, Д.Д.Ушакова и многих

других составителей на уроках русского языка для словарной работы часто

используем

словари,

которые

посвящены

какой-либо

одной

области

лингвистики:

словари

синонимов,

антонимов,

омонимов,

паронимов,

этимологические, фразеологические и орфоэпические словари.

На мой взгляд, в классах среднего звена объяснение слов целесообразно

проводить

с

помощью

подбора

синонимов:

«Каким

словом

можно

заменить?», «Как сказать иначе?» (мириться с судьбой - покориться, терпеть;

насмотреться не могу – не налюбуюсь). И тогда на помощь приходят словари

синонимов.

Например, «Словарь

синонимов»

З.

Е.

Александровой. От

значения синонимов и умения ими пользоваться зависит ясность и точность

речи школьника. Следует обращать внимание и синтаксически неделимым

словосочетаниям. Их следует включать в ответы на вопросы и в составление

диалогов и монологов.

Фразеологическая

работа

имеет

своей

целью

научить

уместно

пользоваться фразеологизмами в речи, понимать их смысл и значение в

тексте. Такая работа со словом помогает учащимся 9-х класса

без труда

выполнять задание ОГЭ «Лексика и фразеология» (задание 3,6) Например:

1. Замените разговорное слово «задело» в предложении №6 стилистически

нейтральным

синонимом.

Напишите

этот

синоним.

Ответ:

огорчило

обидело расстроило.

2. Укажите предложение, в котором средством выра-

зительности

речи

является

фразеологизм.

«Школьный

фразеологический

словарь

русского

языка»

под

редакцией

В.П.Жукова

и

другие

словари

фразеологизмов помогают школьникам справиться с данным заданием. Также

о зн а ком и т ь с я

с

ф р а зе ол о ги зма м и

и

и х

зн ач е н и е м

п ом ож е т

«Фразеологический

словарь

русского

языка»

А.

И.

Молоткова.

Узнать

историю многих слов можно обратившись к труду Н. М. Шанского «Краткий

этимологический словарь русского языка» и «Этимологическому словарю

русского языка» А.Преображенского.

В качестве лексической разминки в начале урока

русского языка

учащиеся успешно выполняют упражнения с антонимами: найти антонимы,

поставить к ним вопросы и дать ответы на них. Например: и днём и ночью

кот учёный всё ходит по цепи кругом; идёт направо - песнь заводит, налево-

сказку говорит. Но не хочу, о други, умирать; я жить хочу, чтоб мыслить и

страдать. Ты богат, я очень беден; ты прозаик, я поэт. (Из произведений

А.С.Пушкина)

Выполнить

такие

задания

помогают

словари

антонимов.

Например, «Словарь антонимов» под редакцией Л. А. Введенской

.

Речи современной молодёжи свойственно стремительное развитие. В

условиях бурного технологического прогресса практически ежегодно в

устной и письменной речи появляются новые выражения и чаще всего это

заимствованные слова. Мощным источником новых слов, употребляемых в

основном молодёжью, без сомнения, является изобилие иностранных

кинофильмов и рекламных роликов на телевидении, увлечение

компьютерными играми. Вот и происходит то, что речь большинства

молодых людей пытается «угнаться» за потоком данной информации. Что же

это: проблема или естественная необходимость? Полезны ли такие

изменения для нашей речи или губительны?

Я не думаю, что появление новых слов «засоряет» речь современной

молодёжи. Ведь испокон века наша лексика пополнялась неологизмами,

заимствованными словами, занесенными в толковые словари русского

языка. Так что могу предположить, что через определенное время такие

слова как «тусовка» (компания), « клёво, супер, классно» (отлично,

замечательно) и другие можно будет встретить в современных словарях.

Однако замечу, что обилие новых слов несколько отрицательно сказывается

на грамотности устной речи и письма современной молодёжи. СМС-

сообщения, которыми обменивается сегодня каждый школьник или студент,

отвергают все правила русского языка: исключаются знаки препинания,

заглавные буквы, используются сокращения слов. Часто многие используют

эти слова неуместно, так как не знают их истинного значения или путают с

похожими. Министр образования РФ О.Ю.Васильева пообещала вместе со

специалистами разработать план исключения из учебников таких слов, как

«паркинг», «бизнес», «шопинг», «ингредиенты» и других заимствований из

иностранных языков. На мой взгляд, наши дети должны знать значение

данных заимствованных слов так же хорошо, как и исконно-русских слов

нашего «великого, могучего и свободного русского языка». Во всяком случае,

должно пройти немало лет, чтобы заимствованные слова исчезли из нашей

речи, ведь около 20% слов нашего активного словаря приходится на

заимствование из английского, немецкого, тюркского и других языков мира.

А пока дети с удовольствием выполняют на уроках русского языка

упражнения, в условиях которых указано заменить заимствованные слова

общеупотребительными, и успешно справляются с такими заданиями.

Необходимость и целесообразность лексической работы в современной

школе уже не вызывает сомнений, однако программа общеобразовательной

школы не предусматривает изучения лексики как особого раздела. Выход

нашла: провожу работу над орфографической грамотностью в контексте

обогащения словаря школьников в начале урока на так называемых «речевых

разминках». Сама создаю презентации по орфоэпии и привлекаю к данной

творческой работе учащихся. Знание орфоэпических норм необходимо

применить при выполнении задания 4 на ЕГЭ по русскому языку.

Учащиеся 10-ого класса подготовили проект «Говорить грамотно - модно!» и

успешно выступили с данной работой в конкурсе проектных работ. Главным

продуктом данной работы стали созданные самими школьниками мини -

орфографические словарики для учащихся начальной школы и отдельно для

учащихся 5-9 классов.

Чтобы успешно выполнить задание 5 на ЕГЭ по русскому языку,

выпускник должен владеть умением подбирать паронимы к предложенному

слову. Так, совместно с учащимися создана и успешно применяется во всех

классах среднего и старшего звена презентация «Паронимы».

В контрольно-измерительные материалы единого государственного

экзамена по русскому языку с 2018 года включено новое задание 20 на знание

лексических норм, которое проверяет умение находить в предложении

речевую ошибку и исправлять ее. В КИМах 2019 года это задание 6. Хотя

задание оценивается в 1 балл и имеет базовый уровень сложности, для

учащихся оно представляет трудность, потому что плеоназмы и тавтологии

настолько прочно вошли в нашу речь, в речь СМИ, рекламы, что многие не

замечают излишних в смысловом отношении компонентов.

Задание из демонстрационного варианта 2019 года:

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

лишнее слово. Выпишите это слово.

Целесообразность включения в экзаменационную работу нового задания

обусловлена результатами единого государственного экзамена: результаты

освоения лексических норм в целом удовлетворительны, но невысоки.

Учителям хорошо известно, что нередко у учащихся вызывает трудности

толкование лексического значения слова, выпускники школ смешивают

иноязычные названия, а неумение учеников точно излагать свои мысли

делает формулировки неточными, расплывчатыми. Вот некоторые примеры

ошибок в речи.

Комильфо Услышав фразу «Позвони ему, а то мне как-то не комильфо», мы

сразу понимаем, что один человек стесняется набрать номер другого. Это

слово часто употребляется в значении удобно / неудобно или комфортно /

некомфортно. Мало кто знает, что словарное значение слова «комильфо» —

утончённый, изысканный, соответствующий правилам хорошего тона. «На

людях он держится комильфо, а вот дома…»

Нонсенс Этому слову нередко придают неверное значение: «Новый айфон —

это просто нонсенс!» Хотели подчеркнуть невероятную крутость и

сенсационность гаджета, а сказали, что это бессмыслица и нелепость. Ведь

именно таково значение слова «нонсенс».

Одиозный Насторожитесь, если кого-то в вашем окружении называют

одиозной личностью. Хорошо, если люди просто не знают, что одиозный —

это не экстравагантный и неординарный, а неприятный, вызывающий бурю

негативных эмоций

Подарок — сувенир Использование этих слов как синонимов не всегда

уместно. Сувенир — это памятная вещь, связанная с посещением какого-либо

места. То, что мы покупаем на память о стране, городе или человеке.

Выражения «памятный сувенир» или «сувенир на память» обладают

смысловой избыточностью. Если презент не связан с поездкой, лучше сказать

«подарок».

Дилемма — проблема Решить дилемму и справиться с проблемой —

отнюдь не одно и то же. Дилемма — это сложный выбор между двумя

исключающими друг друга вариантами. Быть или не быть? Третьего, как

правило, не дано. Проблема — это, в первую очередь, неприятная ситуация

со множеством решений или не имеющая таковых.

Идеология — идейность Эти понятия нельзя подменять друг другом.

Идеология — это система взглядов, формирующая мировоззрение. Раньше

мир чётко делился на приверженцев той или иной политико-экономической

идеологии. Идейность — это верность какой-либо точке зрения, идее.

Значит, есть над чем работать и к чему стремиться: искать и применять

различные формы работы со словарным словом на уроках русского языка,

так как данная работа развивает орфографическую грамотность, расширяет

словарный запас и воспитывает интерес к родному слову.

Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и

красочнее его устная и письменная речь.

На мой взгляд, молодёжь, шагающая в одну ногу с научно-техническим

прогрессом, должна осознавать, что культура речи всегда была показателем

культуры человека. Бывает обидно, когда слышишь из уст молодых людей

грубую речь, зараженную словами-«паразитами». А ведь молодежь сегодня –

это наше будущее, интеллектуальная элита российского общества, это

поколение, которому предстоит определять и реализовывать основные пути

развития родной страны. Главное, осознавать существование проблемы

чистоты русской речи и необходимости борьбы с ней. Значит, актуальной

задачей молодёжи сегодня является формирование речевой культуры,

сохранение её многообразия, богатства и красоты.

Даже тот, кто считает себя в достаточной степени овладевшим родным

языком и речью, должен постоянно учиться для того, чтобы достичь высоких

результатов.

Роль речи в жизни человека огромна, имеет первостепенное, главное

значение. Речевая деятельность применима повсюду: в общении с друзьями

и близкими, в сфере образования, преподавательском труде, торговле, в

любой профессии, требующей контакта с людьми. Языковая культура тесным

образом связана с современной психологической наукой. Если человек хочет

приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих кругах

интеллигентом, культурной и образованной личностью, он должен много

работать над собой, достаточно времени уделять развитию речи,

правильному произношению слов и чтению книг. Читая книги, человек

совершенствуется, расширяет свое представление о мире и о себе самом.

Речь при этом имеет определяющее значение: ведь не зная языка, не умея

общаться, человек не имел бы возможности развиваться.

Убеждена, что уроки русского языка — это не только изучение правил

орфографии, это намного больше. Это искусство чувствовать и

наслаждаться красотой русской речи. На память приходят известные строки

из стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», в котором автор

называет «великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык своей

«опорой и поддержкой». Хочется, чтобы речь современной молодёжи и была

такой опорой, от прочности которой зависит будущее России.



В раздел образования