Автор: Зинина Наталья Игоревна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Калачинская ООШ
Населённый пункт: Село Калачи, Карасукский район, Новосибирская область
Наименование материала: конспект урока по истории
Тема: Россия на рубеже XVII – XVIII веков. Предпосылки Петровских преобразований
Раздел: среднее образование
Методическая разработка
урока истории в 7 классе
учителя МБОУ Калачинской ООШ
Карасукского района Новосибирской
Зининой Н.И.
Тема: Россия на рубеже XVII – XVIII веков. Предпосылки Петровских
преобразований
Цель урока: Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже 17-
18 веков.
Задачи урока:
1) Выяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран на
рубеже 17-18 веков;
2) Рассмотреть предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми
данного времени;
3) Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.
Тип урока: Формирование новых знаний с использованием опережающего задания- изучение
новой темы.
Оборудование: Историческая карта «Россия в первой четверти XVII века», ИКТ ресурсы,
учебная доска.
Ход урока:
I.
Организационный момент
Приветствие учащихся, постановка проблемы. Сегодня на уроке нам предстоит
выступить в роли исследователей. Предметом исследования станет изучение внутреннего
и международного положения России на рубеже 17-18 веков. Объектом -
Рассмотрение предпосылок в России на рубеже веков приведших в дальнейшем к
петровским реформам.
II.
Актуализация знаний
Проблема: В чем состояли основные причины социально-экономического отставания
России от европейских стран на рубеже 17-18 веков. Что необходимо было сделать
для ее дальнейшего успешного развития? ( Проблема записывается на доске.)
Работа с картой. Ребята покажите на карте границы Российского государства? С
какими государствами Россия имела общие границы? Какими морями омывалась? Какие
выводы можно сделать на основе изучения геополитического положения России. Ответ
учащихся:
Наша страна имела большую территорию. Она занимала большую часть
Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока. У России на
рубеже 17-18 веков не было выхода к Черному, Азовскому морям на юге. На северо-
западе - к Балтийскому морю. Со странами Западной Европы можно было торговать
только через порт расположенный в г. Архангельск. Однако путь проходил через моря
Северного Ледовитого океана, которые в зимний период замерзали. Таким образом, этот
путь на полгода был недоступен. Крым и Кубань принадлежат Крымскому ханству.
Ребята, а были в истории нашей страны еще попытки получить выход к
Балтийскому морю? Кем они были предприняты, в ходе какого события, каковы
итоги. (Иван Грозный, Ливонская война 1558-1583гг., война проиграна, выход к
Балтийскому морю не получили. )
Итак, одну проблему мы выяснили - отсутствие выхода к морям на северо-западе и юге
страны.
Какие еще вы можете назвать проблемы, которые, по вашему мнению,
препятствовали развитию России.
Наличие феодально-крепостнической системы;
Слабое развитие мануфактурного производства;
Не ведутся разработки полезных ископаемых, как следствие недостаток металлов;
Многие необходимые товары привозились, из-за границы;
Отсутствие регулярной армии;
Нужна реформа устаревшей системы управления страной;
Необходимость переустройства армии;
Необходимость замены системы налогов;
Необходимость развития образования;
Отсутствие выхода к морям на северо-западе и юге страны;
Слабое развитие международной торговли.
III.
Изучение нового материала
Как видим, проблем было много, и все их необходимо было решить. Но как это
сделать?
Вот что предлагали сделать передовые представители того времени.
(Опережающие задание. Учащиеся озвучивают подготовленную информацию о
деятельности Симеона Полоцкого, А. Ордин-Нащокина, В. Голицына, Ю. Крижанича.
Основные положения предлагаемых преобразований заносим в таблицу.)
реформатор
планы
результаты реформ
А. Л. Ордин -
Нащокин
- союз с Речью Посполитой
против Турции
-создание постоянной армии
-введение выборного
самоуправления в городах,
-защита интересов русских
купцов и ремесленников
-введение почтовой связи
-1667 г . – Новоторговый
устав – защита купцов и
ремесленников
В.В. Голицын
-отмена крепостного права
-введение подушной подати
-распространение образования
-отправка русских людей на учёбу
за границу
-создание наёмной армии
-открытие Славяно – греко –
латинской академии (1687 г.)
Симеон Полоцкий
-Объединить русского,
украинского и белорусского
народов в рамках Российского
государства
-Ученики проводили попытки
реформ по западному образцу
Ю. Крижанич
-Введение в России европейской
системы образования
-Просвещение населения страны
-Реформирование самодержавной
власти, с сохранением «силы
государства»
Ребята, как вы считаете, какие из предлагаемых преобразований были наиболее
необходимы на данный период, и почему. В чем было сходство в идеях реформаторов.
Ответы учащихся.
Итак, перейдем к вопросу предпосылок реформ. Рассмотрим внутренние предпосылки.
Некоторые шаги по изменению российской действительности были предприняты еще в
царствование Федора Алексеевича. Перечислите реформы Федора Алексеевича.
Ответы учащихся.
-Отмена местничества – 1682 год
-Увеличение числа полков «нового строя» – регулярной армии
-Усиление власти воевод на местах
-Упразднение приказов дублирующих деятельность друг друга.
На что были направлены проводимые реформы?
Ответы учащихся: На укрепление государственной власти. Итак, назовем предпосылки
будущих преобразований.
-- Реформы Федора Алексеевича.
-- Идеи передовых людей того времени.
Внешние предпосылки:
--Необходимость получения выхода в Балтийское и Черное моря.
-- Западное влияние
«Немецкая слобода» - приглашение для консультаций и на службу иностранных
специалистов, прежде всего военных;Войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским
ханством и Турцией – усиление западного влияния на внешнюю, внутреннюю политику,
быт и традиции населения России. Польская шляхта привнесла новые обычаи,
иностранные слова (смутное время). Участие 6 полков «иноземного строя» в войне с
Польше. При Алексее Михайловиче принят первый воинский устав по западным
образцам. Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода в
Москве и первого русского военного корабля.
Итак, мы выяснили проблемы, которые стояли перед Россией в начале XVII века, а
также предпосылки будущих реформ. А теперь закрепим изученное на уроке , выполним
небольшой тест.
IV.
Обобщение и закрепление изученного материала
Выполнение теста
Тест по теме «Предпосылки петровских преобразований
»
1.Экономическое развитие России сдерживалось:
а) развитием товарного производства;
б) системой крепостного права;
в) специализацией районов по выработке той или иной продукции.
2. В отличие от стран Запада в России на мануфактурах применялся труд
а) наемных и крепостных крестьян;
б) батраков;
в) крепостных крестьян;
г) наемных рабочих.
3. На рубеже 17-18 вв. Росси отставала от европейских стран, потому что
а) в стране выплавлялось мало стали;
б) недостаточно развита была система образования;
в) была отсталая система управления;
г) господствовали феодальные порядки;
д) Россия не имела выхода к морю.
Обозначьте указанные причины слева порядковыми номерами в убывающей
последовательности (от большего к меньшему) в зависимости от их значимости.
4.Установите соответствие между государственным деятелем и предлагаемыми им
преобразованиями.
А) А. Ордин-Нащокин 1) освобождение крестьян от крепостной зависимости
Б) В. Голицын 2) создание единого славянского государства
В) Ю. Крижанич 3) введение рекрутской повинности в России.
5.
Вставте вместо пропусков подходящие по смыслу слово.
На рубеже 17-18 вв. в России созревали необходимые внутренние ________ для
решительных перемен (реформы, планы, предпосылки).
6. Войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией
привели к
а) усилению влияния этих стран на Россию;
б) ослаблению контактов с этими странами;
в) никак не повлияли на развитие России.
7. Симеон Полоцкий повлиял на правление
а) Алексея Михайловича;
б) Петра Великого;
в) Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.
8. Необходимость реформ признавалась российскими государственными деятелями
и правителями.
А) да; б) нет.
Ответы к тесту
1.
Б
2.
А.
3.
Г В Д А Б
4.
А3, Б1, В2
5.
Предпосылки
6.
А
7.
В
8.
А
На «5» – 7-8 правильных ответов
На «4» – 5-6 правильных ответов
На «3» – 4 правильных ответа
V.
Итог урока
К концу XVII века в России представителями государственной власти была осознана
необходимость преобразований страны.
Преобразования должны быть проведены с обязательным использованием
европейского опыта и коснуться всех сторон жизни России.
На основе планов, реформ, замыслов государственных деятелей сформировались
программы будущих преобразований.
Это и определило направление деятельности не только Петра 1, но и всей дальнейшей
истории России в XVIII веке.
VI.
Рефлексия
Записать под значками + или - , что полезного / бесполезного узнали на уроке.
Что бы вы хотели узнать больше по этой теме?
Домашнее задание.
§ 12, разобрать вопросы устно. Задания в рабочей тетради на печатной основе к § 12.
Подготовить сообщение по теме: «Петр I».