Напоминание

Россия на рубеже XVII – XVIII веков. Предпосылки Петровских преобразований


Автор: Зинина Наталья Игоревна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ Калачинская ООШ
Населённый пункт: Село Калачи, Карасукский район, Новосибирская область
Наименование материала: конспект урока по истории
Тема: Россия на рубеже XVII – XVIII веков. Предпосылки Петровских преобразований
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка

урока истории в 7 классе

учителя МБОУ Калачинской ООШ

Карасукского района Новосибирской

Зининой Н.И.

Тема: Россия на рубеже XVII – XVIII веков. Предпосылки Петровских

преобразований

Цель урока: Охарактеризовать международное и внутреннее положение России на рубеже 17-

18 веков.

Задачи урока:

1) Выяснить причины социально-экономического отставания России от европейских стран на

рубеже 17-18 веков;

2) Рассмотреть предпосылки преобразований в России и их понимание передовыми людьми

данного времени;

3) Продолжить формирование умения работать с картой, историческими источниками.

Тип урока: Формирование новых знаний с использованием опережающего задания- изучение

новой темы.

Оборудование: Историческая карта «Россия в первой четверти XVII века», ИКТ ресурсы,

учебная доска.

Ход урока:

I.

Организационный момент

Приветствие учащихся, постановка проблемы. Сегодня на уроке нам предстоит

выступить в роли исследователей. Предметом исследования станет изучение внутреннего

и международного положения России на рубеже 17-18 веков. Объектом -

Рассмотрение предпосылок в России на рубеже веков приведших в дальнейшем к

петровским реформам.

II.

Актуализация знаний

Проблема: В чем состояли основные причины социально-экономического отставания

России от европейских стран на рубеже 17-18 веков. Что необходимо было сделать

для ее дальнейшего успешного развития? ( Проблема записывается на доске.)

Работа с картой. Ребята покажите на карте границы Российского государства? С

какими государствами Россия имела общие границы? Какими морями омывалась? Какие

выводы можно сделать на основе изучения геополитического положения России. Ответ

учащихся:

Наша страна имела большую территорию. Она занимала большую часть

Восточно-Европейской равнины, всю Сибирь, часть Дальнего Востока. У России на

рубеже 17-18 веков не было выхода к Черному, Азовскому морям на юге. На северо-

западе - к Балтийскому морю. Со странами Западной Европы можно было торговать

только через порт расположенный в г. Архангельск. Однако путь проходил через моря

Северного Ледовитого океана, которые в зимний период замерзали. Таким образом, этот

путь на полгода был недоступен. Крым и Кубань принадлежат Крымскому ханству.

Ребята, а были в истории нашей страны еще попытки получить выход к

Балтийскому морю? Кем они были предприняты, в ходе какого события, каковы

итоги. (Иван Грозный, Ливонская война 1558-1583гг., война проиграна, выход к

Балтийскому морю не получили. )

Итак, одну проблему мы выяснили - отсутствие выхода к морям на северо-западе и юге

страны.

Какие еще вы можете назвать проблемы, которые, по вашему мнению,

препятствовали развитию России.

Наличие феодально-крепостнической системы;

Слабое развитие мануфактурного производства;

Не ведутся разработки полезных ископаемых, как следствие недостаток металлов;

Многие необходимые товары привозились, из-за границы;

Отсутствие регулярной армии;

Нужна реформа устаревшей системы управления страной;

Необходимость переустройства армии;

Необходимость замены системы налогов;

Необходимость развития образования;

Отсутствие выхода к морям на северо-западе и юге страны;

Слабое развитие международной торговли.

III.

Изучение нового материала

Как видим, проблем было много, и все их необходимо было решить. Но как это

сделать?

Вот что предлагали сделать передовые представители того времени.

(Опережающие задание. Учащиеся озвучивают подготовленную информацию о

деятельности Симеона Полоцкого, А. Ордин-Нащокина, В. Голицына, Ю. Крижанича.

Основные положения предлагаемых преобразований заносим в таблицу.)

реформатор

планы

результаты реформ

А. Л. Ордин -

Нащокин

- союз с Речью Посполитой

против Турции

-создание постоянной армии

-введение выборного

самоуправления в городах,

-защита интересов русских

купцов и ремесленников

-введение почтовой связи

-1667 г . – Новоторговый

устав – защита купцов и

ремесленников

В.В. Голицын

-отмена крепостного права

-введение подушной подати

-распространение образования

-отправка русских людей на учёбу

за границу

-создание наёмной армии

-открытие Славяно – греко –

латинской академии (1687 г.)

Симеон Полоцкий

-Объединить русского,

украинского и белорусского

народов в рамках Российского

государства

-Ученики проводили попытки

реформ по западному образцу

Ю. Крижанич

-Введение в России европейской

системы образования

-Просвещение населения страны

-Реформирование самодержавной

власти, с сохранением «силы

государства»

Ребята, как вы считаете, какие из предлагаемых преобразований были наиболее

необходимы на данный период, и почему. В чем было сходство в идеях реформаторов.

Ответы учащихся.

Итак, перейдем к вопросу предпосылок реформ. Рассмотрим внутренние предпосылки.

Некоторые шаги по изменению российской действительности были предприняты еще в

царствование Федора Алексеевича. Перечислите реформы Федора Алексеевича.

Ответы учащихся.

-Отмена местничества – 1682 год

-Увеличение числа полков «нового строя» – регулярной армии

-Усиление власти воевод на местах

-Упразднение приказов дублирующих деятельность друг друга.

На что были направлены проводимые реформы?

Ответы учащихся: На укрепление государственной власти. Итак, назовем предпосылки

будущих преобразований.

-- Реформы Федора Алексеевича.

-- Идеи передовых людей того времени.

Внешние предпосылки:

--Необходимость получения выхода в Балтийское и Черное моря.

-- Западное влияние

«Немецкая слобода» - приглашение для консультаций и на службу иностранных

специалистов, прежде всего военных;Войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским

ханством и Турцией – усиление западного влияния на внешнюю, внутреннюю политику,

быт и традиции населения России. Польская шляхта привнесла новые обычаи,

иностранные слова (смутное время). Участие 6 полков «иноземного строя» в войне с

Польше. При Алексее Михайловиче принят первый воинский устав по западным

образцам. Участие голландских специалистов в строительстве пушечного завода в

Москве и первого русского военного корабля.

Итак, мы выяснили проблемы, которые стояли перед Россией в начале XVII века, а

также предпосылки будущих реформ. А теперь закрепим изученное на уроке , выполним

небольшой тест.

IV.

Обобщение и закрепление изученного материала

Выполнение теста

Тест по теме «Предпосылки петровских преобразований

»

1.Экономическое развитие России сдерживалось:

а) развитием товарного производства;

б) системой крепостного права;

в) специализацией районов по выработке той или иной продукции.

2. В отличие от стран Запада в России на мануфактурах применялся труд

а) наемных и крепостных крестьян;

б) батраков;

в) крепостных крестьян;

г) наемных рабочих.

3. На рубеже 17-18 вв. Росси отставала от европейских стран, потому что

а) в стране выплавлялось мало стали;

б) недостаточно развита была система образования;

в) была отсталая система управления;

г) господствовали феодальные порядки;

д) Россия не имела выхода к морю.

Обозначьте указанные причины слева порядковыми номерами в убывающей

последовательности (от большего к меньшему) в зависимости от их значимости.

4.Установите соответствие между государственным деятелем и предлагаемыми им

преобразованиями.

А) А. Ордин-Нащокин 1) освобождение крестьян от крепостной зависимости

Б) В. Голицын 2) создание единого славянского государства

В) Ю. Крижанич 3) введение рекрутской повинности в России.

5.

Вставте вместо пропусков подходящие по смыслу слово.

На рубеже 17-18 вв. в России созревали необходимые внутренние ________ для

решительных перемен (реформы, планы, предпосылки).

6. Войны России с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией

привели к

а) усилению влияния этих стран на Россию;

б) ослаблению контактов с этими странами;

в) никак не повлияли на развитие России.

7. Симеон Полоцкий повлиял на правление

а) Алексея Михайловича;

б) Петра Великого;

в) Федора Алексеевича и Софьи Алексеевны.

8. Необходимость реформ признавалась российскими государственными деятелями

и правителями.

А) да; б) нет.

Ответы к тесту

1.

Б

2.

А.

3.

Г В Д А Б

4.

А3, Б1, В2

5.

Предпосылки

6.

А

7.

В

8.

А

На «5» – 7-8 правильных ответов

На «4» – 5-6 правильных ответов

На «3» – 4 правильных ответа

V.

Итог урока

К концу XVII века в России представителями государственной власти была осознана

необходимость преобразований страны.

Преобразования должны быть проведены с обязательным использованием

европейского опыта и коснуться всех сторон жизни России.

На основе планов, реформ, замыслов государственных деятелей сформировались

программы будущих преобразований.

Это и определило направление деятельности не только Петра 1, но и всей дальнейшей

истории России в XVIII веке.

VI.

Рефлексия

Записать под значками + или - , что полезного / бесполезного узнали на уроке.

Что бы вы хотели узнать больше по этой теме?

Домашнее задание.

§ 12, разобрать вопросы устно. Задания в рабочей тетради на печатной основе к § 12.

Подготовить сообщение по теме: «Петр I».



В раздел образования