Напоминание

Учебно–исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности с целью формирования исследовательской культуры учащихся при реализации ФГОС.


Автор: Татьяна Витальевна Кошкарёва
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ "Лицей №11 Ворошиловского района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Учебно–исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и во внеурочной деятельности с целью формирования исследовательской культуры учащихся при реализации ФГОС.
Раздел: полное образование





Назад




Учебно-исследовательская и проектная деятельность на уроках

английского

языка и во внеурочной деятельности с целью формирования

исследовательской культуры учащихся при реализации ФГОС.

МОУ Лицей № 11 Ворошиловского района

города Волгограда

Подготовила: учитель английского языка

Кошкарёва Т.В.

Развитие современного общества, появление новых технологий диктует

необходимость внедрения и применения новых педагогических технологий в

образовательном процессе.

Изучив разнообразные современные образовательные технологии, я

определила для себя именно те, которые, на мой взгляд, приемлемы для

использования в работе с учащимися на уроках английского языка в рамках

ФГОС: игровые (на начальном этапе обучения), здоровьесберегающие,

информационно-коммуникационные, и

проектно-исследовательская, которая

наиболее эффективна на среднем и старшем этапах обучения.

Данная технология способствует формированию у учащихся на личностном

уровне исследовательской, проективной и коммуникативной культуры

(предлагаемое разделение весьма условно, в практике названные области

пересекаются и дополняют друг друга).

Рассматривая проектную деятельность для применения её на уроках

английского языка, важно понять, какое место занимает проектная деятельность в

реализации ФГОС нового поколения.

Основным отличием нового Стандарта является изменение результатов,

ожидаемых на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные

результаты). А данные результаты достигаются через универсальные учебные

действия (программы формирования УУД);

Согласно новым Стандартам системно-деятельностный подход является

основным для формирования УУД. Одним из методов (возможно наиболее

эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Проектная деятельность учащихся является важным компонентом в структуре

ФГОС второго поколения и полностью соответствует основному подходу.

Какие же умения формируются у учащихся через проектную деятельность?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим понятие проектной деятельности

учащихся и определим ее главные цели и задачи.

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального

результата.

Самостоятельная работа учащихся немыслима без проектной деятельности.

Качественно выполненный проект представляет собой поэтапное планирование

своих действий, прогнозирование и отслеживание результатов выполняемой

работы.

Целью проектной деятельности является понимание и рациональное

применение учащимися навыков и умений, а также знаний, приобретенных при

изучении различных предметов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- обучение планированию (учащийся четко определяет цель, описывает основные

шаги по достижению поставленной цели, концентрируется на достижении цели,

на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся

выбирает подходящую информацию и правильно ее использует);

- умение анализировать (в процессе работы развиваются креативность и

критическое мышление);

- умение составлять письменный отчет (учащийся составляет план работы,

презентует четко информацию, оформляет ремарки, иметь формирует

библиографию);

- формирование позитивного отношения к работе (поощряется инициатива,

энтузиазм, старание выполнить работу в срок и в соответствии с установленным

планом и графиком работы).

Проектная работа - это творческий процесс, включающий создание рисунков,

написание сочинений, а также наблюдения, аудио и видео-работы, презентации.

Поиск решения проблемы осуществляется учащимся самостоятельно или при

участии учителя, для чего необходимо не только знать язык, но и обладать

большим объёмом знаний предмета, владеть творческими, коммуникативными и

интеллектуальными умениями.

Проектная деятельность по английскому языку предусматривает разные

уровни и разные формы. Она является неотъемлемой частью урочной

деятельности учащихся. Творческие домашние задания предполагают подготовку

сообщений, поиск ответов на вопросы, написание мини сочинений, составление

задания для одноклассников. Это требует ежедневной работы с дополнительными

источниками.

Примерами урочной деятельности учащихся являются ролевые игры, уроки -

диспуты; уроки - защиты проектов. Формы работы с учащимися тоже

варьируются (работа в группе, в паре и индивидуально).

С две тысячи четырнадцатого года школы внедряют в работу новые

образовательные стандарты по английскому языку по учебникам издательства

Просвещение. В УМК входят учебник, книга для учителя, рабочая тетрадь с

раздаточным материалом, лексико-грамматический практикум и аудио

приложение, что полностью соответствует ФГОС НОО и способствует

достижению личностных, предметных и метапредметных планируемых

результатов стандарта.

Проектная деятельность начинается в начальной школе. Младшие школьники,

являясь по своей природе исследователями, с большим интересом откликаются на

участие исследовательских проектах. Такая деятельность позволяет привлекать к

участию не только одаренных обучающихся, но и школьников, имеющих

невысокий уровень знаний. Важным условием проектной деятельности для

младших школьников является организация интересного, захватывающего

процесса.

Большая часть проектов предполагается как итог работы над темой, когда по

результатам их выполнения, оценивается уровень усвоение учащимися

пройденного учебного материала. Оценивая готовый проекта, важно обращать

внимание не только на правильное использование языка, но и на степень

творчества и оригинальность при выполнении проекта

Проектная деятельность учащихся среднего звена носит более осмысленный

личностный характер.

Проектная деятельность подразумевает использование современных

компьютерных технологий. Так, при работе над проектами, помимо

компьютерных презентаций учащиеся создают виртуальные экскурсии по

выбранным группой достопримечательностям и даже снимают рекламные ролики

и короткие фильмы.

На старшем этапе обучения учащиеся используют более сложные технологии

при создании проекта.

Работа над проектом имеет определённые трудности. Проектная деятельность

на иностранном языке предполагает умение вести дискуссию, обсуждать

организационные вопросы, грамотно и логично излагать ход мыслей. Неизбежны

языковые ошибки, так как часть дополнительной информации незнакома

учащимся и может вызвать определённые языковые трудности. Чтобы частично

снять эти трудности, необходимо повторить и обобщить грамматический и

лексический материал должны перед разработкой проектов. Таким образом будут

созданы все условия для свободной импровизации в работе с языковым и

речевым материалом.

Несмотря на определённые трудности, учащиеся осознают, что знание

иностранного языка активизирует их познавательный интерес к английскому

языку, повышает уровень коммуникативной культуры. Это позволяет заниматься

проектной деятельностью и вне уроков.

Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, являясь

логическим продолжением урочной деятельности носит более свободный

творческий характер. Рефераты, интеллектуальные он-лайн игры, языковые

марафоны и т.д.

Своей целью внеурочная деятельность представляет повышение мотивации к

изучению языка, максимальное вовлечение всех заинтересованных учащихся.

Основными традиционными формами такой деятельности были и остаются

олимпиады ,интернет-олимпиады, конкурсы разных уровней (сочинений, чтецов,

переводов, загадок, слоганов), элективная работа, научно-практические

конференции, участие в международном конкурсе «Британский Бульдог».

Научно-исследовательская деятельность по иностранному языку способствует

значительному расширению лексического запаса, закреплению грамматического

материала, совершенствованию навыков и умений по основным видам речевой

деятельности, способствует всестороннему развитию личности. Участие в

исследовательской работе помогает учащимся осознать свою значимость,

знакомит с методами научной и творческой работы, формирует познавательный

интерес, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает

возможность принимать участие в научных исследованиях.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися подготовкой к

олимпиадам, которые способствуют:

- выявлению способных учащихся для дальнейшего развития их творческих

способностей и интереса к научной и исследовательской деятельности;

- созданию необходимых условий для поддержки одаренных детей.

расширению образовательной языковой среды для укрепления личностных и

метапредметных результатов освоения образовательной программы.

Участие в олимпиадах создает основу для формирования интереса к

совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным

языком. Это способствует расширению и систематизации знания о языке

лингвистический кругозор и лексический запас, что соответствует требованиям

федерального стандарта и является одним из предметных результатов освоения

основной образовательной программы.

Различные международные, межрегиональные он-лайн соревнования и

проекты позволяют поучаствовать в образовательных проектах, не выходя из

дома, получить документы для портфолио: каждому конкурсанту вручается

свидетельство Участника или Лауреата, победителям - специальные дипломы и

сертификаты.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что внедрение

современных образовательных технологий в урочную и внеурочную деятельность

позволяют организовать образовательный процесс более эффективно, расширяя

тем самым языковое образовательное пространство и давая учащимся

перспективу иноязычного роста.

Всё это позволяет учителю планировать свою работу, которая направлена на

достижение основной цели современного образования - развитие личности

ребенка, выявление и стимулирование его творческих возможностей, сохранение

физического и психического здоровья, а также высоких результатов.



В раздел образования