Автор: Безрукова Валентина Алексеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО « Центр детского творчества»
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: Конспект занятия по изобразительной деятельности
Тема: «Декоративный натюрморт».
Раздел: дополнительное образование
Конспект занятия по теме: «Декоративный натюрморт».
Тип занятия: занятие - знакомство с новой темой, закрепление знаний и
выработки навыков и умений по практическому применению знаний.
Цель
занятия: ознакомление
с
декоративным
натюрмортом
как
жанром изобразительного искусства.
Задачи занятия:
Обучающие:
-обучение рисованию изображения с натуры;
- обучение стилизации любой формы;
- обучение созданию цветовой гаммы картины.
Развивающие:
– развитие зрительного представления;
- развитие воображения и чувства вкуса;
-
развитие
чувства
пропорции,
соразмерности,
масштаба
и
материальности.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету;
- развитие аккуратности в работе;
- формирование эстетического вкуса.
Форма проведения: Практическая работа.
Формы и методы, применяемые на занятии:
Словесный (беседа, объяснение)
Наглядный (иллюстрации художников)
Практический (выполнение практического задания)
Оборудование для педагога:
репродукции картин: П. П. Кончаловского «Сирень в корзине», И.
И.
Машкова
«Две
темные
розы
и
тарелка
с
клубникой»,
М.С.Сарьяна
«Осенние цветы», И. Э. Грабаря «Дельфиниум» и «Хризантемы»;В. Ван-
Гог «Ваза с ирисами» .
работы обучающихся изостудии.
натурная постановка;
образец педагогического рисунка;
краски,
палитра,
кисти,
простой
карандаш,
ластик,
льняное
масло.
Оборудование
для
обучащихся: масляные
краски
,
холст,
кисти,
простой карандаш, ластик, вода.
Ход занятия:
Организационный момент
Приветствие. Мотивация. Организация рабочего места.
- Ребята, тема нашего занятия «Натюрморт». Слово «натюрморт» вам
уже знакомо. Давайте вспомним его значение. Что же такое натюрморт?
Обучающиеся: натюрморт – это неодушевлённые предметы.
Педагог: кто ещё как считает?
Обучающиеся: натюрморт
–
это
изображение
неодушевлённых
предметов.
Педагог: верно, ребята! Натюрморт – это группа неодушевлённых
предметов, объединённых в единую композицию по смыслу. Как вы уже
знаете, натюрморты бывают случайные и поставленные. Давайте приведём
примеры случайных натюрмортов.
Обучающиеся: например,
к
случайному
натюрморту
относятся
предметы на столе педагога ( карандашница, журнал и т.д.).
Педагог: молодцы,
ребята!
А
какие
натюрморты
называют
поставленными?
Обучающиеся: те натюрморты, которые ставятся специально с целью
написания
картины.
Они
обычно
бывают
на
определенную
тематику.
Например «Натюрморт из предметов деревенского быта»
Основной этап:
Педагог: правильно, ребята!
Педагог: в начале XX века художники стали уделять натюрморту
большое значение. Мастера разных стилистических направлений стали
работать
в
этом
жанре
живописи.
Они
много
экспериментировали.
Таким образом, появился еще и декоративный натюрморт. Давайте сравним
его с реалистическим натюрмортом.
Сначала,
давайте,
обратим
внимание
на
цветовое
решение.
Какие
особенности вы можете отметить?
Обучающиеся: в
живописном
натюрморте
очень
много
различных
цветов и оттенков, а в декоративном всего несколько цветов.
Педагог: верно, ребята. Причём надо отметить, что в декоративном
натюрморте главное – гармония цвета. Обычно художники используют не
более
3-х
цветов.
Путём
смешивания
этих
цветов,
можно
получить
множество
оттенков.
А
теперь,
ребята,
внимательно
посмотрите
на
реалистический
и
декоративный
натюрморты.
И
назовите
мне
ещё
одно
отличие.
Обучающиеся: предметы на живописном натюрморте – реалистичные, а на
декоративном – форма различных предметов самая разнообразная.
Педагог: верно
ребята!
Молодцы!
В
декоративном
натюрморте
предметы стилизованные, т.е. их форма упрощенная. А как вы думаете, в
каких материалах можно выполнить декоративный натюрморт?
Обучающиеся: при
помощи
красок,
из
природных
материалов,
аппликацией из бумаги и т.д.
Педагог: верно.
Ещё
одной
отличительной
особенностью
в
декоративном
натюрморте
является
фактура.
Декоративный
натюрморт
можно
выполнить
на
ткани
(холодный
батик),
на
мятой
бумаге
нетрадиционной техникой рисования в стиле старой фрески гуашью, а также
написать натюрморт в технике пуантилизм и писать можно как гуашевыми,
так и масляными красками. Я хочу познакомить
вас, с новой техникой
пуантилизм.
В 19
и
20
века
были
богаты
на
новые
направления
в
искусстве.
Художники много экспериментировали, искали новые выразительные формы
и
возможности.
И
в
результате
таких
поисков
появился
пуантилизм
в
живописи. Название стиля «пуантилизм» происходит от французского слова
«точка». Уже само название стиля говорит об особенностях манеры письма.
Пуантилизм
был
одним
из
вариантов
новой
техники,
художник
пишет
маленькими
квадратными
мазками,
точками
или
прямоугольной
формы
мазками. Движение его кисти напоминает легкое порхание бабочки, которая
лишь на мгновение касается холста и вновь отрывается от него. Но суть
метода
не
только
в
особом
наложении
красочного
слоя
на
поверхность
полотна. Поиски особых воздействующих возможностей на зрителя породили
пуантилизм в живописи. Картины пуантилистов легко определить с первого
взгляда. Сама техника получила название от французского слова pointiller,
означающего
«писать
точками».
Каждая
точка
в
картинах
пуантилистов
находится
на
небольшом
расстоянии
от
других,
и,
значит,
ее
цвет
не
смешивается с цветом соседней точки. Однако работу по соединению цветов
и превращению отдельных точек в единое полотно выполняет человеческий
глаз. Именно это ежесекундно делают наши глаза, когда мы смотрим на что-
либо. Пуантилисты не преследовали идею удивить кого-либо необычной и
довольно сложной техникой написания картин. Они стремились передать в
своих работах движение воздуха, энергию природы. И это им прекрасно
удавалось.
Как
вы
думаете,
ребята,
где
в
жизни
мы
можем
применить
декоративный натюрморт.
Ребята дают примерные ответы и при помощи наглядного материала
даются
современные
возможности
применения
д екоративного
натюрморта.
Педагог: Ребята сегодня мы с вами познакомились с декоративным
натюрмортом.
Назовите
мне,
пожалуйста,
основные
отличительные
его
черты.
Обучающиеся: цвет, форма, фактура.
Педагог: правильно, ребята! Вы хорошо усвоили новый материал . И
теперь вы можете приступить к созданию своего натюрморта.
Практическая часть:
Педагог: мы выполним с вами натюрморт масляными красками, вы
подберёте основные цвета для натюрморта, и мы поработаем над формой
предметов.
1.Сначала вам необходимо на альбомных листах выполнить эскиз, т.е. в
небольшом формате простым карандашом нарисовать те предметы, которые
будут находиться на ваших натюрмортах. Отталкиваясь от нашей постановки
(натюрморта).
Подумайте,
как
вы
может
стилизовать
его.
Поиграйте
с
формой. Вы можете максимально проявить своё творчество. Формат листа
может быть как вертикальным, так и горизонтальным.
Воспитанникам дается определенное время для выполнения эскиза.
2.Теперь, ребята, вы уже определились, что будете изображать.
Вы
сделаете наброски на холсте. А затем необходимо научиться подбирать цвета.
Посмотрите на меня, если я возьму синий цвет (цвет фона) и вазу бордового
цвета, будет ли она видна?
Обучающиеся: нет!
Педагог: а если я возьму вазу оранжевого цвета, будет ли она видна?
Ребята: да!
Педагог: таким образом, если вы хотите, чтобы предмет был хорошо
виден, то подбираем контрастные цвета, если менее – родственные.
Объяснение
по
цветовому
кругу
(нахождение
контрастных,
гармоничных, родственных, родственно-гармоничных цветов).
Ребята, сначала, вам необходимо определить цвет фона. И висящих
драпировок.
Исходя
из
правила
«от
общего
к
частному».
И
постепенно
двигаясь к более мелким предметам.
3.Затем вам необходимо подбирать цвета предметов, смотрите на ваши
эскизы и на цветовой круг.
4.А далее вы можете выписать ваш натюрморт подетально, выделяя
главное в своей работе.
Подведение итогов:
Итак, ребята на сегодняшнем занятии вы выполнили эскиз, поострили
рисунок на холсте подобрали и определились с цветовыми отношениями и
элементами. На следующем занятии мы продолжим эту тему.
Спасибо за занятие, до свидания!