Автор: Ахметов Алмаз Рамисович
Должность: студент
Учебное заведение: КФУ г.Елабуга
Населённый пункт: г.Елабуга
Наименование материала: научная статья
Тема: совместная деятельность младших школьников в процессе обучения
Раздел: среднее профессиональное
Совместная деятельность младших школьников в процессе обучения.
Начало
школьного
обучения
приходится
на
кризис
семи
лет.
Это
означает, что кардинальное изменение в системе социальных отношений и
деятельности ребенка
совпадает
с
периодом
перестройки всех
систем
и
функций
организма,
что
требует
активизации
всех
резервов
организма
младшего школьника.
Новый вид деятельности (учебной) в которой оказывается ребёнок
отличается от прежней ситуации развития, где ведущим видом деятельности
была игра. Младший школьник становится общественным субъектом и все его
действия проходят через призму социальных законов и морали. Вся система
ценностей ребёнка перестраивается и приобретает новый смысл.
Новый
для
них
вид
деятельности
является
отправной
точкой
новообразований младшего школьного возраста, а именно:
Произвольность психических процессов;
Умение планировать;
Выработка иерархии мотивов;
Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции;
Усвоение социальных норм и морали и т.д.
Также в младшем школьном возрасте идёт процесс развитие важнейших
психических процессов заложенных ещё в раннем детстве, а именно:
Развитие восприятия;
Развитие внимания;
Развитие памяти;
Развитие воображения;
Развитие мышления;
Развития речи.
Все
психические
процессы
и
качества
школьника
претерпевают
изменения
и
так или
иначе
всё
это происходит
в
ситуации
совместной
деятельности – учебной или игровой.
Младший
школьный
возраст
знаменует
трансформацию
игровой
деятельности,
если
в
период
дошкольного
детства
только
начинают
выкристаллизовываться игры по правилам; сюжетные игры, то в период
школьного детства они закрепляются и остаются практически неизменными
до конца детства. Игры школьников более структурированы и подчиняются
правилам,
гарантом
которых
и
выступает
коллектив
играющих,
то
есть
совместная
деятельность
в
конкретном
случае
выполняет
регулятивную
функцию. Так как если ребёнок играет один, то и необходимости в правилах
нет.
Совместной
учебная
деятельность
также
диктует
определённые
правила, которым нужно подчиняться, чтобы оставаться в этой группе –
группе учеников. На момент поступления в школу меняется вся система
координат ребёнка, если ранее система отношений с миром сводилась к
простой формуле: ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, ребёнок-игрушка. То
теперь к ним прибавляется: ребёнок-учитель, ребёнок-класс, ребёнок-школа
(как социальный институт)
На первый план выходят отношения ребёнок-учитель, педагог здесь
больше расценивается не как просто взрослый, а как носитель знаний и опыта
человечества.
Не
зря
многие
родители
замечают,
что
дети
больше
прислушиваются к словам учителя, чем к словам родителей – на какой-то
момент педагог становиться центральной фигурой в жизни ребёнка.
Для дальнейшего гармоничного развития ребёнка важно не застрять на
этом этапе, так как буквально через 3-4 года фигура учителя уже не будет
иметь такого колоссального значения ы жизни ребёнка, на смену ему придёт
общение со сверстниками.
Соответственно уже в младшем школьном возрасте педагогам стоит
уделять большее внимание не на фронтальной подаче информации, а на
обучение
навыкам
коммуникации
между
детьми.
В
какой-то
момент
присутствие (активное) взрослого в совместной деятельности детей начинает
приносить негативные результаты.
Это прекрасно иллюстрирует эксперименты Н.Я. Михайленко (1987),
когда взрослый партнер по игре заслоняет для ребенка саму схему игрового
взаимодействия и препятствует возникновению самостоятельной игры. А.Л.
Венгер и К.Н. Поливанова (1988) показали, что одно только присутствие
взрослого может (в 25% случаев!) ухудшить результаты самостоятельной
работы ребенка, который перекладывает на взрослого часть инициативы,
добровольно отказываясь от самостоятельности.
Складывается парадоксальная картина: обучение может начаться только
в
ситуации
взаимодействия
ребенка
и
взрослого,
но
само
присутствие
взрослого в учебной ситуации накладывает существенные ограничения на
детскую самостоятельность. Что же нужно делать в данной ситуации?
Первоначально на всех этапах обучения, начиная с дошкольного нужно
прививать навыки сотрудничества детям в решении определённых задач, где
взрослый хоть и является инициатором деятельности, но при этом не будет
носить регулятивной функции. Дети должны самостоятельно решать игровые
и учебные задачи сообща, внося каждый свой посильный вклад в выполнении
задачи.
Исследования сотрудничества учащихся в учебной деятельности Р.Я.
Гузман, 1980, А.В, Коростылев, 1980, В.В. Рубцов, 1977, В. Полуянов, 1983 ,
Н.В.
Ривина,
1987)
убедительно
доказали,
что
взаимодействие
со
сверстниками
способствует
формированию
теоретического
мышления
учеников
и
рефлексивных
(прежде
всего
-
контрольно-оценочных)
компонентов учебной деятельности. Материализация сторон понятийного
противоречия в виде противостояния, конфликта точек зрения участников
совместного
действия
оказалась
эффективным
средством
формирования
теоретического мышления ребенка. Обучение детей способом обнаружения
разницы позиций и их координации и есть по сути дела обучение учебному
сотрудничеству,
в
ходе
которого
складывается
способность
ребенка
одновременно
удерживать
и
согласовывать
несколько
позиций,
исходно
занятых разными участниками взаимодействия.
Следовательно, собственно учебное сотрудничество со ''сверстниками
предполагает распределение между детьми не отдельных операций, входящих
в состав целого действия, а разных точек зрения на изучаемое явление, каждая
из которых, претендуя на целостность, не является, однако, достаточной для
решения задачи.
Многолетние
наблюдения
за
рождением
и
развитием
учебной
самостоятельности совместно работающих детей получили количественную
оценку в диагностических экспериментах, описанных в данной статье.