Автор: Дубро Анастасия Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Тяжинская средняя общеобразовательная школа № 1"
Населённый пункт: п. Тяжинский
Наименование материала: методический семинар
Тема: "Приемы быстрого счета"
Раздел: полное образование
Формирование
навыков быстрого
счета через
индивидуальный
образовательный
маршрут
Анастасия Николаевна Дубро,
учитель математики МБОУ
«Тяжинская средняя
общеобразовательная школа № 1»
Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек. Ни ручек. Ни мела.
"Устный счёт!" Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Цифры сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица.
Потому что считаем в уме!
Валентин Берестов
БЫСТРОЕ
СЛОЖЕНИЕ
:
округление
Если слагаемые близки к круглым
числам, то их заменяют разностью или
суммой между круглым числом и
дополнением.
Пример1:
3916+991+1998+2002=
=(4000+1000+2000+2000)-(84+9+2)+2=
=9000–95+2=8907
БЫСТРОЕ ВЫЧИТАНИЕ:
поразрядное вычитание
Пример 1:
574-243=(500-200)+(70-40)+(4-3)=
=300+30+1=331.
Если число единиц какого-либо разряда
вычитаемого больше числа единиц того
же разряда уменьшаемого, то пос-леднее
число единиц увеличивается на 10 путем
заимствования одной едини-цы
следующего высшего разряда
уменьшаемого.
Пример 2:
647–256=(500-200)+(140-50)+(7-6)=
=300+90+1=391.
БЫСТРОЕ УМНОЖЕНИЕ:
на 5; 50; 0,5
Чтобы умножить число на 5, нужно умножить его на 10 и
разделить на 2.
Пример 1:
138*5=(138*10):2=1380:2=690.
Чтобы умножить число на 50, нужно умножить его на 100
и полученное произведение разделить на 2.
Пример 2:
87*50=(87*100):2=4350.
Чтобы умножить число на 0,5, нужно разделить на 2.
Пример 3:
360*0,5=360:2=180.
БЫСТРОЕ УМНОЖЕНИЕ:
на 11
Следует “раздвинуть” цифры числа, умножаемого на 11, и в
образовавшийся промежуток вписать сумму этих цифр, причем
если эта сумма больше 9, то, как при обычном сложении,
следует единицу перенести в старший разряд.
Пример 2: 34*11 = 374, т.к. 3 + 4 =7, семерку помещаем между
тройкой и четверкой
Пример 3: 68*11 = 748, т.к. 6 + 8 = 14, четверку помещаем между
семеркой (шестерка плюс перенесенная единица) и
восьмеркой.
БЫСТРОЕ УМНОЖЕНИЕ:
двузначное число на 101 и
10101
Пожалуй, самое простое правило:
припишите ваше число к самому себе.
Пример 1:
57*101 = 5757
Пример 2:
89*10101 = 898989
БЫСТРОЕ УМНОЖЕНИЕ:
на 9, 99 и 999
К первому множителю приписать
столько нулей, сколько девяток во
втором множителе, и из результата
вычесть первый множитель.
Пример 1:
286*9 = 2860 – 286 = 2574;
Пример 2:
23*99 = 2300 – 23 = 2277;
Пример 3:
18*999 = 18000 – 18 = 17982.
БЫСТРОЕ ДЕЛЕНИЕ:
на 25; 2,5; 0,25
Чтобы число разделить на 25, надо это
число разделить на 100 и умножить на
4.
Пример 1:
12100:25=12100:100*4=484
Чтобы число разделить на 2,5, надо это
число разделить на 10 и умножить на 4.
Пример 2:
31:0,25=31:10*4=124.
Чтобы число разделить на 0,25, надо это
число умножить на 4:
Пример 3: 240:2,5=240*4=24*4=96.
БЫСТРОЕ ДЕЛЕНИЕ:
на 125; 12,5; 1,25; 0,125
Чтобы число разделить на 125; 12,5; 1,25;
0,125, надо это число умножить на 8 и
разделить на 1000; 100; 10; 1
соответственно.
Пример 1:
4000:12,5=4000:100*8=320
Пример 2:
9000:125=9000:1000*8=72
Пример 3:
18:1,25=18:10*8=14,4
Пример 4:
11:0,125=11:1*8=88
Тесты на вычисления
Тесты на вычисления
Ответ 1)
Ответ 2)
Ответ 3)
Ответ 4)
Лист индивидуального
образовательного маршрута
(фрагмент)
№
Требования (умения), проверяемые заданиями
экзаменационной работы
Срок
сдачи
Дата
факти
-
ческо
й
сдачи
Отмет
ка
Комментарии,
примечания
1.
Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы,
арифметические действия с рациональными числами,
сравнивать действительные числа; находить в несложных
случаях значения степеней с целыми показателями и корней;
вычислять значения числовых выражений; переходить от одной
формы записи чисел к другой
2.
Округлять целые числа и десятичные дроби, находить
приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять
прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений
3.
Решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с
отношением, пропорциональностью величин, дробями,
процентами
4.
Изображать числа точками на координатной прямой
5.
Составлять буквенные выражения и формулы по условиям
задач, находить значения буквенных выражений, осуществляя
необходимые подстановки и преобразования
6.
Выполнять основные действия со степенями с целыми
показателями, с многочленами и алгебраическими дробями
7.
Выполнять разложение многочленов на множители
???????
Спасибо за внимание)))???????