Автор: Тюркина Евгения Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ "Томский политехнический техникум
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: Организация практического обучения СПО в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее профессиональное
Организация практического обучения СПО в соответствии с ФГОС
Аннотация (данная статья будет интересна студентам их
родителям, работодателям и преподавателям, т.к. текущие изменения
от всех этих категорий требуют определенных знаний, четкого
понимания ситуации и требуют комплексного решения и системного
подхода для достижения общей цели, компетенций и
компетентностного подхода).
ОГБПОУ «Томский политехнический техникум», преподаватель –
Тюркина Евгения Дмитриевна.
За
последние
годы
в
российской
экономике
происходят
глобальные
преобразования.
Большие
экономические
волны,
связанные
с
развитием
научно-технического прогресса приводят к изменению экономики в целом и
преобразованию экономических законов и их воздействию на экономику в
целом.
Цифровизация
экономики,
разработка
новейших IT – технологий,
разработка
новейших
гаджетов
и
другие
технические
и
технологические
новшества,
требуют
принципиально
иного
подхода
к
личностным
и
профессиональным
качествам
работника.
Данные
преобразования
в
российской
экономике
выдвинули
перед
работодателями
требования
к
п о в ы ш е н и ю
у р о в н я
к в а л и ф и к а ц и и
р а б о т н и к о в ,
и х
профессиональной компетентности,
навыкам
в
профе ссиона льной
деятельности.
Уровень
развития
современного
производства
в
связи
с
внедрением инновационных технологий и реализацией высокотехнологичных
международных проектов, участием российских специалистов в разработке и
обслуживании
современного
оборудования
требует
обеспечения
системы
экономических и профессиональных отношений специалистами, свободно
ориентирующимся
в
рыночных
механизмах, умеющих применять
свои
способности в профессиональной деятельности.
Вступление Российской Федерации во всемирную торговую организацию
предполагает
возрастающую
конкуренцию
российским
специалистам
со
стороны
иностранных
работников,
что
также
диктует
необходимость
повышения
уровня
их
профессиональной
компетентности
для
востребованности и конкурентоспособности на рынке труда.
В
процессе
подготовки
специалистов
среднего
звена
в
учреждениях
среднего
профессионального
образования
основополагающую
роль
приобретает ориентация образовательного процесса на развитие личности и
профессиональной
компетентности,
позволяющая
существенно
облегчить
процесс
адаптации
молодежи
к
реализации
себя
в
профессиональном
сообществе, повысить ее конкурентоспособность.
Участие России в реализации положений болонских соглашений в сфере
профессионального
образования
среди
важнейших
требований
выдвигает
вопросы реализации качественно нового уровня форм и методов организации
образовательного
процесса
за
счет
включения обучающихся в
различные
виды деятельности.
Стратегия
развития
образования
до
2020
года
предполагает
новые
ориентиры
в
развитии
образовательных
учреждений
среднего
профессионального образования, что требует формирования новых подходов
к структуре и содержанию образовательного процесса.
Складывающаяся
в
настоящее
время
в
Российской
Федерации
образовательная
ситуация,
связанная
с
введением
нового
закона.
«Об
образовании»
2012г.
и
с
реализацией
в
образовательной
деятельности
учреждений среднего профессионального образования новых Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
определяет
необходимость
переосмысления
методологических
подходов
в
практике
принятия
и
реализации
решений,
связанных
с
профессиональным
образованием
и
профессиональной
подготовкой
молодежи
к
динамично
изменяющимся
рыночным условиям.
Постоянно
растущие
темпы
развития
производства,
расширение
международного
сотрудничества
подразумевает
изменение
характера
подготовки специалистов и требований предъявляемых к ним.
Образовательный
процесс
ориентирует
современную
молодежь
на
непрерывное
образование
как
обязательное
условие социализации и
адаптации
к
профессиональной
деятельности
и
повседневной
жизни.
Профессионалу
в
XXI
веке
недостаточно
получить
просто
образование,
получить
знания,
умения
и навыки по
специальности.
Экономические
и
профессиональные
условия,
развитие
технологий
и
международное
сотрудничество определяют требования к современному работнику в области
постоянного
повышения
квалификаций,
т.е.
реализовывается
концепция
«образование через всю жизнь».
Для
реализации
непрерывного
профессионального
образования
важнейшей педагогической проблемой выдвигается на первый план проблема
внедрения
в
образовательный
процесс
средств
и
методик,
помогающих
студентам
среднего
профессионального
образования
реализовывать
свои
профессиональные
наклонности,
формировать
и
раскрывать
личностные
качества,
вырабатывать
умение
принимать
решения
в
постоянно
модернизирующихся и усложняющихся профессиональных ситуациях.
Следует отметить, что наибольшую важность для специалиста среднего
звена
приобретают
не
столько
теоретические
и
практические
знания
в
выбранной
профессиональной
области,
сколько
способность
быстро
адаптироваться к быстро изменяющимся условиям и требования среды.
Возможность раскрытия личных качеств в достаточно краткие сроки
призваны
обеспечить
повышенную
устойчивость
и
независимость
о бу ч а ю щ и хс я ,
ч т о
о б е с п еч и в а е т
ко н к у р е н т о с п о с о б н о с т ь
и
стрессоустойчивость личности.
Одним из подходов, способных осуществить реализацию требований к
профессиональному образованию вообще и к среднему профессиональному,
в частности, с реализацией к нему требований экономики и социума может
служить системный подход в образовании.
Для
реализации
качества
результатов
образовательной
деятельности
учреждениям
среднего
профессионального
образования
признано
необходимым уделять особое внимание профессиональной компетентности,
требующиеся
работнику
на
современном
рынке
труда.
На
развитие
профессиональной
компетентности
выпускника
учреждения
среднего
профессионального
образования
ориентирует
концепция
модернизации
образования,
определившая
необходимость
перехода
системы
среднего
профессионального
образования
на
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
с
реализацией
системы
опережающего
профессионального
образования,
в
основе
которого
лежит
принцип
всестороннего развития личности студентов в процессе профессиональной
подготовки
с
активизацией
их
творческого
потенциала,
формированием
способностей к компетентному поведению в условиях конкурентной среды.
Данная
программа
позволяет
выстраивать
индивидуальный
план-график
развития личности и индивидуальную траекторию обучения. Это концепция
актуализирует
потребность
разработки
новых
педагогических
технологий
работы со студентами и выбора из этих технологий наиболее эффективных
для реализации профессионально-образовательных целей.
В
педагогическом
аспекте
осмысление
данного
вопроса
позволило
выявить ряд противоречий между :
-
между
традиционной
ориентацией
образовательного
процесса
на
абстрактно-знаниевое,
выраженное
в
простой
трансляции
знаний
по
дисциплинам
образовательной
программы,
простое
научение
студентов
основным понятиям из области профессиональной деятельности, операциям
в
отрыве
от целостной динамично
развивающейся
профессиональной
ситуации,
в
рамках
которой
формируется
мировоззрение
современного
специалиста среднего звена и требованиями современных теорий развития
образовательного
процесса
через
включение
новых
образовательных
методик;
-
между
традиционными
представлениями
об
организации
образовательного
процесса,
не
позволяющими
студентам
в
полной
мере
развивать свой творческий и профессиональный потенциал и современными
требованиями к результатам образовательной деятельности, являющимися
следствием изменившихся возможностей развития личности.
В образовательной системе среднего профессионального образования эти
а с п е к т ы
п р и о б р е т а ю т
о с о б у ю
з н а ч и м о с т ь ,
т а к
к а к
продуктивное усвоение профессиональных
знаний,
умений,
практического
опыта,
социально-
и
профессионально
ориентированное
личностное
развитие будущих специалистов
среднего
звена,
формирование
их
профессиональной
компетентности
являются
приоритетными
задачами
процесса подготовки квалифицированных кадров и проектная деятельность
является средством адаптации к будущей профессиональной деятельности. В
результате
выполнения
учебного
курсового
проекта
по
дисциплинам
профессионального модуля у студента появляется возможность моделировать
элементы
своей
будущей
профессиональной
деятельности
и
решать
конкретные профессиональные задачи, что позволяет развивать личностные и
п р о ф е с с и о н а л ь н ы е
к о м п е т е н ц и и ,
и ,
к а к
с л е д с т в и е ,
общую компетентность как
специалиста.
В
то
же
время
это
помогает
студенту представлять особенности своей профессиональной деятельности и
дает
возможность
утвердиться
в
своем
профессиональном
выборе
не
дожидаясь окончания обучения в учреждении среднего профессионального
образования.
Дальнейшие изменения в программах обучения связаны с введением новых
понятий в образовании, таких как демонстрационный экзамен, проектная
деятельность и наконец Всероссийское и Международное движение
WorldSkiils.WorldSkills — международное некоммерческое движение, целью
которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие
навыков мастерства.Демонстрационный экзамен по стандартам
Ворлдскиллс – это форма государственной итоговой аттестации выпускников
по программам среднего профессионального образования образовательных
организаций высшего и среднего профессионального образования, которая
предусматривает:
-моделирование реальных производственных условий для демонстрации
выпускниками профессиональных умений и навыков;
-независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного
экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;
-определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии
с международными требованиями.
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия проводится с
целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений,
навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в
определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или
специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру
государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных
образовательных организаций – это модель независимой оценки качества
подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы
профессионального образования и рынка труда без проведения
дополнительных процедур.
Система
среднего
профе ссионального
образования
Ро ссии
совершенствуется и преобразуется. Об этом свидетельствует значительный
комплекс
мер,
направленных
на
совершенствование
системы
среднего
профессионального
образования,
на
2015
–
2020
годы,
утвержденный
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации
№
349-р
от
03.03.
2015г.
Одним из первых шагов в этом направлении стало утверждение списка 50
наиболее
востребованных
на
рынке
труда,
новых
и
перспективных
профессий, требующих среднего профессионального образования.
Все изменения возможны только на основании практического освоения и
закрепления данных. Поэтому в образовательных программах практические и
лабораторные работы занимают не менее 50 процентов от общего объема.
Это очень ответственная миссия поскольку все преобразования проходят
на
фоне
неопределенности.
Важная
роль
отводится
практическому
обучению.
Согласно Положению о практике обучающихся, осваивающих основные
профессиональные образовательные программы среднего профессионального
образования, утвержденного Приказом Министерства образования
Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291 г., практика студентов
является составной частью образовательного процесса и составной частью
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) среднего
профессионального образования (СПО), обеспечивающей реализацию
Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО.
Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов
профессиональной деятельности по специальности среднего
профессионального образования, формирование общих и профессиональных
компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта
практической работы по специальности.
Эффективность подготовки кадров в учебных заведениях СПО не всегда в
полном объеме соответствует требованиям работодателей, что требует
формирования эффективной системы подготовки выпускников на основе
системного подхода. На развитие профессиональных компетенций
обучающихся влияет изменение подхода к проведению практики студентов,
среди которых наиболее значимыми являются:
1) развитие сети партнерских отношений с организациями,
представляющими базы практики;
2) совершенствование организационно-экономических механизмов
деятельности образовательных учреждений с организациями,
предоставляющими возможности прохождения практики студентами;
3) обеспечение образовательных учреждений специалистами практиками,
привлечение их к реализации учебно-воспитательного процесса.
Важным аспектом инновационного развития среднего профессионального
образования, выступающего как практико-ориентированное обучение,
является его интеграция с производственной сферой. Это является фактором
адекватности результатов системы среднего профессионального образования
нуждам производства, сближения процесса подготовки кадров запросам
различных отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечения
связи обучения студентов с будущей работой на предприятиях.
Системный подход должен способствовать новому видению самого
содержания образования, его методов и технологий, а также формированию
иных подходов к управлению деятельностью образовательной организации.
Развитие среднего профессионального образования с учетом меняющихся
роли, места и функций рабочих кадров, тормозится отдельными проблемами:
недостаточной результативностью управления организациями среднего
профессионального образования; разрушением традиционных связей
образовательных организаций с компаниями реального сектора, устареванием
материальной базы учебных заведений, затрудненным подбором баз для
производственной практики студентов; невозможностью обеспечить в
полном объеме практическую подготовку кадров нужной квалификации;
отсутствием пополнения учебных заведений руководителями и
преподавателями, обладающими опытом профессиональной деятельности на
современных предприятиях. Модель выпускника в контексте системного
подхода есть сложный многоуровневый комплекс, поясняющий, к чему
следует стремиться обучающемуся, к выполнению каких функций он должен
быть подготовлен и какими качествами обладать для последующей успешной
деятельности в профессиональной сфере. Для структурирования проблемы
повышения образовательных результатов студентов в ходе прохождения
практики, можно представить причинно-следственный анализ.
Причинно-следственный анализ проблем организации и проведения практики
В управлении качеством учебно-воспитательного процесса организации
профессионального образования должны быть выделены три ключевых
вопроса.
1. Одним из значимых аспектов системы менеджмента качества является
привлечение работодателей к формированию, уточнению и обновлению
набора компетенций.
2. Другой вопрос касается измерительной процедуры оценки
сформированности компетенций обучающихся. Очевидно, что компетенция
как интегративный результат образовательной деятельности должна
выступать предметом специальной диагностики и оценки.
3. Третьим значимым является вопрос о проектировании компетентностно-
ориентированного учебного процесса в направлении формирования
заданного набора компетенций, владении педагогами методикой такого
проектирования, определения содержания дисциплин, междисциплинарных
модулей и форм организации прохождения практики, а также применения
технологий практико-ориентированного обучения.
Основная задача в организации практической подготовки студентов
заключается в обеспечении качества деятельности – формировании
контрольных процедур и механизмов, предоставляющих возможности оценки
этапов образовательного процесса тогда, когда обучающийся находится вне
образовательного учреждения, проходя практику в производственных
организациях. Однако сегодня преподаватели и руководители учебных
заведений при определении результатов производственной практики не
имеют апробированной методики оценки ее результатов и контроля за ее
прохождением.
Следует отметить, что полная формализация критериев качества и
технологического процесса производственного обучения вряд ли возможна. В
оценке разнообразной деятельности студентов и их руководителей в ходе
производственной практики достаточно сильны неформализуемые аспекты.
Решение проблемы эффективного управления качеством знаний и умений в
процессе производственного обучения можно обеспечить на основе
регламентации процедур и внедрения системы менеджмента качества
учреждения СПО в организацию проведения практики студентов в рамках
компетентностного подхода.
Для успешного функционирования образовательная организация должна
определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных
видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с
целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.
Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией
и взаимодействием, а также менеджмент процессов является «процессным
подходом».
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления,
которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы,
а также при их комбинации и взаимодействии.
В рамках проектирования системы менеджмента качества организация
должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем
состоянии процессы, обеспечивающие качество деятельности, постоянно
улучшать ее результативность. С этой целью организация должна определять:
а) процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их
применение во всей организации;
б) последовательность и взаимодействие этих процессов;
в) критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как
при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для
поддержки этих процессов и их мониторинга;
д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных
результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Разработка проекта системы менеджмента качества в организации практики
студентов начинается с определения формализованных характеристик и
описания процесса, а также критериев результативности мониторинга
процесса «Организация производственной практики студентов».
Способами снижения влияния рисковых факторов выступают:
1) четкая организационная регламентация деятельности членов
педагогического коллектива согласно имеющемуся уровню квалификации и
занимаемой должности (персонификация ответственности);
2) формирование адекватной и транспарентной системы мотивации
персонала на основе достижения разработанных формализованных
показателей деятельности.
Для создания системы менеджмента качества требуется решение
образовательной организации. На разработку и внедрение системы
менеджмента качества образовательной организации влияют изменяющиеся
потребности экономики и качество рабочих мест, конкретные цели,
направления и формы подготовки выпускников, применяемые процессы,
размер и структура образовательной организации.
Список литературы
1.
Вишнякова С.М. Анализ современного зарубежного опыта подготовки
специалистов среднего звена. — М.: НМЦ СПО, 1998. 32 с.
2.
Единый тарифно-квалификационный справочник рабочих профессий
для всех отраслей народного хозяйства. М.:ПРИОР,2003. - 184 с.
3.
Живойкин Ю.М. Деятельностный подход в организации
производственной практики студентов //Специалист. — 2001. №10. -
С.21.
4.
Живойкин
Ю.М.
Педагогические
требования
к
содержанию
производственной
практики
студентов
//Сборник
научных
трудов
докторантов, научных сотрудников, аспирантов и студентов. Вып. 11.
— Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2002. С.67-Живойкин Ю.М.
Производственная
практика
студентов:
методические
рекомендации
мастеру
и
руководителю
практики.
—
Чебоксары,
2001.
—
43с.Издательство «Омега-Л», 2013. – 134 с.
5.
М а л ь г и н а ,
С . Ю .
П е д а го г и ч е с к и е
у с л о в и я
р е а л и з а ц и и
профессионального
модуля
в
учреждениях
профессионального
образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. – М., 2013. –
26 с.
6.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по профессии/специальности. Раздел
VII «Требования к условиям реализации основной профессиональной
образовательной программы», утв. Приказом Минобрнауки РФ от 02
августа 2013 г. – Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ.
7.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». –
М.:2015