Напоминание

«Использование инновационных форм оценочных средств в процессе обучения»


Автор: Фоменко Сергей Сергеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФКП Образовательное учреждение №281 филиал №4
Населённый пункт: р.п. Новобирюсинский, Тайшетский район, Иркутской области
Наименование материала: доклад
Тема: «Использование инновационных форм оценочных средств в процессе обучения»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДОКЛАД

На тему: «Использование инновационных форм оценочных средств в

процессе обучения»

В

современном

российском

обществе

остро

стоит

вопрос

о

качестве

подготовки специалистов. Традиционная модель обучения, основанная на знаниях,

уже не отвечает ни потребностям обучаемых, ни требованиям, предъявляемым к

выпускникам со стороны общества. Ключевым направлением совершенствования

качества

образования

в

настоящее

время

является

реализация

деятельностно-

компетентностного

подхода,

ориентированного

на

развитие

у

обучающихся

гибкости

мышления,

рефлексивных

и

адаптивных

способностей

в

быстро

меняющихся условиях жизни.

После перехода на стандарты нового поколения перед образовательными

учреждениями

встала

проблема

не

только

проектирования

основных

профессиональных образовательных программ (ОПОП), но и изменение моделей и

технологий

комплексного

управления

качеством

образования,

реорганизации

деятельности

преподавателей,

проектировки

дидактических

средств,

а

также

разработки

системы

контрольно-оценочных

средств,

процедур

и

технологий,

обеспечивающих реализацию практико-ориентированного образования.

В

современных

условиях

выбранные

методы,

формы

контроля

и

совокупность

показателей

оценки

должны

позволять

диагностировать

сформированность

соответствующих

общекультурных

и

профессиональных

компетенций.

В настоящее время в учебном процессе используются следующие методы

контроля: устный контроль, письменные работы, контроль с помощью технических

средств и информационных систем.

К традиционным формам устного контроля относят собеседование, семинар,

зачет, экзамен.

Традиционными

формами

письменного

контроля

являются

тест,

контрольная работа, эссе, реферат, курсовая работа, отчет по практике.

Электронные

обучающие,

аттестующие

тесты,

электронный

практикум,

виртуальные лабораторные работы относят к традиционным формам контроля с

помощью информационных систем и технологий.

Но

для

обеспечения

качества

образования

необходимо

использовать

и

инновационные

оценочные

средства,

то

есть

балльно-рейтинговую

систему,

стандартизированный тест с творческим заданием, кейс-метод, портфолио, метод

развивающейся кооперации, деловую (ролевую) игру, метод проектов.

Каждый

из

инновационных

форм

оценочных

средств

имеет

плюсы

и

минусы.

Стандартизированный тест с творческим заданием проверяет не только

знания,

умения,

владения,

но

и

компетенции.

Он

может

использоваться

для

промежуточного

и

итогового

контроля.

К

минусам

этого

средства

относят

трудоемкость разработки заданий, сложность обработки.

Кейс-метод

заключается

в

постановке специальных проблемных задач, в

ходе

решения

которых

обучающемуся

предлагают

осмыслить

реальную

профессиональную

ситуацию.

Он позволяет оценить у обучающихся

навыки

формирования цели, анализа ситуаций, моделирования решений в соответствии с

заданием, нахождения оптимального количества решений, принятия правильного

решения,

умение

работы

с

информацией,

навыки

формулирования

выводов,

изложения точки зрения, критического оценивания и самоконтроля. К минусам

этого

средства

относят

большие

временные

затраты,

сложность

разработки

и

обучения обучающихся работать в рамках метода.

Портфолио

э т о комплекс

индивидуальных

учебных

достижений

обучающихся. Он позволяет выявить не только знания обучающегося, но и то, как

он пришёл к этим знаниям,

позволяет определить

уровень сформированности

компетентности

обучающихся.

К

минусам

этого

средства

относят

сложность

формирования

обучающегося

собственных

критериев

оценки.

Если

критерии

оценки не определены достаточно чётко, портфолио может стать бессистемным

собранием работ студента, не отражающим не только полноту его достижений, но

и динамику развития.

Материалы портфолио иногда сложно анализировать и

обобщать с целью выделения тенденций профессионального роста обучающегося.

Метод развивающейся кооперации - предусматривает постановку задач, для

которых нужно объединение обучающихся с распределением внутренних ролей в

группе. Он позволяет оценить умения обучающегося выслушивать и принимать во

внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения,

справляться с разнообразием мнений, сотрудничать и работать в команде, брать на

себя

ответственность,

участвовать

в

совместном

принятии

решений.

Однако

обучающийся,

не

принимающий

активного

участия

в

решении

поставленной

задачи, получает оценку за счёт работы других членов группы, так как оценивается

работа группы в целом.

Деловая (ролевая) игра - позволяет оценить умения обучающегося работать

в

команде,

применять

полученные

знания

для

решения

конкретных

производственных

задач,

находить

выход

из

неординарных

ситуаций,

анализировать сложившуюся ситуацию с разных позиций,

учитывать мнение

оппонентов, находить несколько вариантов решений. Однако подготовка деловой

игры очень трудоемка. Не все виды профессиональной деятельности подходят для

игрового моделирования. Необходимо использовать лишь те, которые связаны с

решением проблем и не могут быть усвоены или оценены индивидуально.

Метод

проектов

-

позволяет

оценить

сформированность

поисковых,

коммуникативных,

оценочных,

презентационных

умений

и

навыков,

умения

сотрудничать, самостоятельно работать. Однако использование этого метода

по

нескольким дисциплинам одновременно проблематично, трудоемки разработка и

ведение

проекта,

необходимы

дополнительные

временные

затраты

на

презентационный этап.

Балльно-рейтинговая система оценки уровня подготовки обучающегося –

это комплексная система учета и документального отражения учебной и иных

видов работы обучающегося при освоении соответствующей учебной дисциплины.

Она

основывается

на

интегральной

оценке

результатов

изучения

учебной

дисциплины и участия в научно-исследовательской деятельности по разработке

проблем, связанных с изучаемой дисциплиной. Обучающийся имеет возможность

сопоставить результаты своей учебы с результатами товарищей, что позволяет

повысить мотивы познавательной деятельности.

Основные принципы рейтинговой системы:

1) оценка не зависит от характера межличностных отношений обучающегося и

преподавателя;

2) критерии оценивания обговариваются заранее;

3) по каждому критерию обучающемуся начисляются баллы;

4) итоговая оценка зависит от общего количества набранных баллов;

5) обучающийся сам выбирает стратегию деятельности;

6) незнание не наказывается, стимулируется прогресс познания.

Рейтинговая

система

имеет

большие

преимущества

перед

традиционной

системой обучения. Она стимулирует познавательную активность обучающихся,

повышается

ритмичность

их

работы,

формирует

ответственное

отношение

и

своевременность выполнения заданий, мотивирует к выполнению заданий более

высокого уровня, заинтересовывает во внеурочной работе, снижает количество

пропусков занятий, дает возможность выбора индивидуальной образовательной

тактики

для

обучающихся

с

различными

способностями,

возможностями

и

потребностями, устраняется экзаменационные стрессы.

Однако

при

разработке

и

внедрении

балльно-рейтинговой

системы

образовательные

учреждения

сталкиваются

с

проблемами

и

трудностями,

как

методического, так и личностного характера:

- трудоёмкость разработки оценочных средств;

- затраты на проведение контроля результатов обучения;

- анализ результатов и сопровождение системы в информационной среде;

-

нормирование

знаний,

умений,

навыков

и

личностных

качеств

обучающихся в баллах;

- несовершенство обработки полученных результатов обучения и др.

Таким

образом,

использование

инновационных

форм

оценочных

средств

является

достаточно

сложной,

многокомпонентной

задачей,

успешное

решение

которой позволит повысить качество российского образования.

Преподаватель С.С. Фоменко



В раздел образования