Автор: Горюшина Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №96"
Населённый пункт: городской округ Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: «ТРИЗ – технология, как средство обучения дошкольников составлению загадок, рассказов, сказок»
Раздел: дошкольное образование
«ТРИЗ – технология, как средство обучения дошкольников
составлению загадок, рассказов, сказок»
Горюшина Марина Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад
№ 96» г. о. Самара
Ключевые
слова: креативность,
картина,
рассказы,
сказки,
объекты, воображение, речевое и изобразительное творчество.
Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит,
что нельзя воспитателю содействовать его
образованию и проявлению
Л.С.Выгодский
А
что
такое
креативность?
Креативность
-
это
творческая
направленность,
врожденно
свойственная
всем,
но
теряемая
большинством под воздействием сложившейся системы воспитания,
образования и социальной практики.
МБДОУ
«Детский
сад
№96»
г.о.
Самара,
работаем
с
детьми
с
картинами по технологии развития связной речи Сидорчук Т.А. Цель
этой технологии - развитие умственных способностей и создание
творческого продукта в речевой деятельности.
В этой технологии можно выделить следующие этапы:
1 этап «Определение состава картины»
2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
3
этап
«Описание
на
основе
возможного
восприятия
объектов
картины разными органами чувств»
4 этап «Составление загадок и метафор по картине»
5 этап «Преобразование объектов во времени»
6 этап «Описание местонахождения объектов на картине»
7 этап «Составление рассказов от лица разных объектов»
8 этап «Смысловая характеристика картины»
9 этап «Составление рассказов-фантазий»
10 этап «Составление сказок нравственно-этического характера»
11 этап «Составление рифмованных текстов по картине»
Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на
картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести
глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Воспитатель
должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на
ответы
детей.
Темп
работы
должен
быть
достаточно
быстрым,
воспитатель
должен
энергично
и
оперативно
производить
моделирование названных детьми объектов.
1
Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами,
изображенными
на
картине
(рисунок
1),
поиграем
в
игру
«Ищу
друзей». Необходимо найти объекты, которые между собой связаны
по
взаимному
расположению.
Например:
«Котенок
дружит
с
девочкой,
потому
что
они
любят
вместе
играть».
Игра
«Ищу
недругов» – найти объекты, которые между собой «не дружат».
Рис. 1 «Лягушка» Чарльз Бертон Барбер
Например: «Муха не дружит с лягушкой, потому что они она может
его съесть».
А
сейчас
определим
местонахождение
объектов
на
картине
и
поиграем в игру «Кто в домике живет». Воспитатель предлагает детям
назвать,
кто
«живет»
в
кружочке,
обозначенном
на
чистом
листе
бумаги (50 х 30 см), и его схематизировать. Игровое правило: в
кружке должен быть только один объект. Результат: нарисованные на
листе бумаги основные объекты – схемы.
А сейчас я предлагаю нам войти в картину и почувствовать её
разными органами чувств. Воспитатель побуждает детей к описанию
возможных
ощущений
и
предлагает
прислушаться
внимательнее,
вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д.
Даются творческие задания:
-
Пришел волшебник «Я слушаю» (и другие).
-
Назови объекты, которые могут издавать звук.
- Я ощущаю лицом и руками…
Я слышу…(например, я слышу как квакает лягушка и т.д. и т.п.)
Я чувствую запах…(например, я чувствую запах листьев,…..)
Я ощущаю …(например, я ощущаю мягкую шерстку котенка,…….)
2
А теперь составим по этой картине загадки. Дети выбирают объект
на
картине,
для
составления
загадки,
например
лягушка.
Далее
детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем
признакам.
Таблица 1
Какой?
Что бывает таким же?
Зеленая
Лист (яблоко, трава и т.п.)
Прыгает
Мяч (кенгуру, девочка и т.п.)
У кого 4 лапы
Щенок (котенок, слон, тигр и т.п)
-Какая лягушка по цвету? – Зеленая (воспитатель записывает это
слово в первой строчке левой части таблицы 1)
-Какая лягушка по действиям? – Прыгает (заполняется вторая
строчка левой части таблицы 1).
-У кого есть 4 лапы? - Щенок (заполняется третья строчка левой
части таблицы 1).
В итоге получается загадка: «Зеленая как лист, прыгает как мяч, с
4 лапками, но не щенок.»
Теперь
мы
с
вами
составим
рифмованный
текст
–
лимерика
( таблица 2).
Как
правило,
это
стихотворение
из
пяти
строчек,
которые
рифмуются следующим образом.
Первые две строчки рифмуются между собой.
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.
Пятая содержит вывод и не рифмуется.
Таблица 2
1 строчка
Жил – был (объект)
2 строчка
Сравнение или указание на свойство объекта
3 строчка
Действие или взаимодействие с другими объектами
4 строчка
5 строчка
Вывод (утверждение или мораль)
3
Предложите
детям по итогам сделать рисунок к рассказу. Вы
научите их иллюстрировать собственные тексты. Собрав творческие
продукты
ребенка
воедино,
можно
создать
книгу
речевого
и
изобразительного творчества!
Литература:
1.
Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.
2.
Журавлева
Н.М.
Методика
составления
рифмованных
текстов юмористического характера детьми дошкольного
возраста.// Тезисы докладов 3-й региональной научно –
практической
конференции
«Развитие
творческих
способностей детей с использованием элементов ТРИЗ».
– Челябинск, 2 – 3 июня, 2000. –С.21-22.
3.
Сидорчик
Т.А.
Программа
формирования
творческих
способностей
дошкольников:
Пособие
для
педагогов
детских
дошкольных
учреждений.
-
О б н и н с к :
ООО“Росток”, 1998.- 64 с.
4.
Сидорчук
Т.А.,
Кузнецова
А.Б.
Обучение
дошкольников
творческому
рассказыванию
по
картине. – Ульяновск, 1997. - 74с.
5.
Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления
творческих
текстов
по
картине.
(Пособие
для
преподавателей и студентов педагогических учебных
заведений). - Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ – инфо». 2000. –
44 с.
6.
Корзун
А.В.
Обзор
материалов
сайта
Минского
центра
ОТСМ-ТРИЗ технологий по работе со сказкой.
4