Напоминание

«ТРИЗ – технология, как средство обучения дошкольников составлению загадок, рассказов, сказок»


Автор: Горюшина Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №96"
Населённый пункт: городской округ Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: «ТРИЗ – технология, как средство обучения дошкольников составлению загадок, рассказов, сказок»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«ТРИЗ – технология, как средство обучения дошкольников

составлению загадок, рассказов, сказок»

Горюшина Марина Викторовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад

№ 96» г. о. Самара

Ключевые

слова: креативность,

картина,

рассказы,

сказки,

объекты, воображение, речевое и изобразительное творчество.

Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит,

что нельзя воспитателю содействовать его

образованию и проявлению

Л.С.Выгодский

А

что

такое

креативность?

Креативность

-

это

творческая

направленность,

врожденно

свойственная

всем,

но

теряемая

большинством под воздействием сложившейся системы воспитания,

образования и социальной практики.

МБДОУ

«Детский

сад

№96»

г.о.

Самара,

работаем

с

детьми

с

картинами по технологии развития связной речи Сидорчук Т.А. Цель

этой технологии - развитие умственных способностей и создание

творческого продукта в речевой деятельности.

В этой технологии можно выделить следующие этапы:

1 этап «Определение состава картины»

2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

3

этап

«Описание

на

основе

возможного

восприятия

объектов

картины разными органами чувств»

4 этап «Составление загадок и метафор по картине»

5 этап «Преобразование объектов во времени»

6 этап «Описание местонахождения объектов на картине»

7 этап «Составление рассказов от лица разных объектов»

8 этап «Смысловая характеристика картины»

9 этап «Составление рассказов-фантазий»

10 этап «Составление сказок нравственно-этического характера»

11 этап «Составление рифмованных текстов по картине»

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на

картине используется прием «подзорная труба». Правило: навести

глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Воспитатель

должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на

ответы

детей.

Темп

работы

должен

быть

достаточно

быстрым,

воспитатель

должен

энергично

и

оперативно

производить

моделирование названных детьми объектов.

1

Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами,

изображенными

на

картине

(рисунок

1),

поиграем

в

игру

«Ищу

друзей». Необходимо найти объекты, которые между собой связаны

по

взаимному

расположению.

Например:

«Котенок

дружит

с

девочкой,

потому

что

они

любят

вместе

играть».

Игра

«Ищу

недругов» – найти объекты, которые между собой «не дружат».

Рис. 1 «Лягушка» Чарльз Бертон Барбер

Например: «Муха не дружит с лягушкой, потому что они она может

его съесть».

А

сейчас

определим

местонахождение

объектов

на

картине

и

поиграем в игру «Кто в домике живет». Воспитатель предлагает детям

назвать,

кто

«живет»

в

кружочке,

обозначенном

на

чистом

листе

бумаги (50 х 30 см), и его схематизировать. Игровое правило: в

кружке должен быть только один объект. Результат: нарисованные на

листе бумаги основные объекты – схемы.

А сейчас я предлагаю нам войти в картину и почувствовать её

разными органами чувств. Воспитатель побуждает детей к описанию

возможных

ощущений

и

предлагает

прислушаться

внимательнее,

вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т.д.

Даются творческие задания:

-

Пришел волшебник «Я слушаю» (и другие).

-

Назови объекты, которые могут издавать звук.

- Я ощущаю лицом и руками…

Я слышу…(например, я слышу как квакает лягушка и т.д. и т.п.)

Я чувствую запах…(например, я чувствую запах листьев,…..)

Я ощущаю …(например, я ощущаю мягкую шерстку котенка,…….)

2

А теперь составим по этой картине загадки. Дети выбирают объект

на

картине,

для

составления

загадки,

например

лягушка.

Далее

детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем

признакам.

Таблица 1

Какой?

Что бывает таким же?

Зеленая

Лист (яблоко, трава и т.п.)

Прыгает

Мяч (кенгуру, девочка и т.п.)

У кого 4 лапы

Щенок (котенок, слон, тигр и т.п)

-Какая лягушка по цвету? – Зеленая (воспитатель записывает это

слово в первой строчке левой части таблицы 1)

-Какая лягушка по действиям? – Прыгает (заполняется вторая

строчка левой части таблицы 1).

-У кого есть 4 лапы? - Щенок (заполняется третья строчка левой

части таблицы 1).

В итоге получается загадка: «Зеленая как лист, прыгает как мяч, с

4 лапками, но не щенок.»

Теперь

мы

с

вами

составим

рифмованный

текст

лимерика

( таблица 2).

Как

правило,

это

стихотворение

из

пяти

строчек,

которые

рифмуются следующим образом.

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

Таблица 2

1 строчка

Жил – был (объект)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

3 строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

4 строчка

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

3

Предложите

детям по итогам сделать рисунок к рассказу. Вы

научите их иллюстрировать собственные тексты. Собрав творческие

продукты

ребенка

воедино,

можно

создать

книгу

речевого

и

изобразительного творчества!

Литература:

1.

Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т.2. М., 1983.

2.

Журавлева

Н.М.

Методика

составления

рифмованных

текстов юмористического характера детьми дошкольного

возраста.// Тезисы докладов 3-й региональной научно –

практической

конференции

«Развитие

творческих

способностей детей с использованием элементов ТРИЗ».

– Челябинск, 2 – 3 июня, 2000. –С.21-22.

3.

Сидорчик

Т.А.

Программа

формирования

творческих

способностей

дошкольников:

Пособие

для

педагогов

детских

дошкольных

учреждений.

-

О б н и н с к :

ООО“Росток”, 1998.- 64 с.

4.

Сидорчук

Т.А.,

Кузнецова

А.Б.

Обучение

дошкольников

творческому

рассказыванию

по

картине. – Ульяновск, 1997. - 74с.

5.

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Технология составления

творческих

текстов

по

картине.

(Пособие

для

преподавателей и студентов педагогических учебных

заведений). - Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ – инфо». 2000. –

44 с.

6.

Корзун

А.В.

Обзор

материалов

сайта

Минского

центра

ОТСМ-ТРИЗ технологий по работе со сказкой.

4



В раздел образования