Автор: Кондратович Елена Алексеев
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №323
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека русских народных игр для детей 5–7 лет
Раздел: дошкольное образование
Картотека русских народных игр
для детей 5-7 лет
«Золотые ворота»
Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Ход игры:
Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И
тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Стоящие поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся
внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
«Баба - Яга»
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество,
передавая игровой образ.
Ход игры:
Играющие выбирают Бабу – Ягу. Она находится в центре круга. Дети ходят
по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога
С печки упала, ногу сломала
Пошла Баба в огород, испугала весь народ. ( Идут в центр).
Побежала в баньку, ( Из круга обратно).
Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
«Бубенцы»
Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза,
другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и
поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка
старается его поймать.
Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра
продолжается.
«Медведь»
Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей
выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.
Ход игры:
Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают
грибы и ягоды, поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Медведь встает и начинает догонять детей.
«Ворон»
Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать
содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать
дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий
«ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон»
обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.
«Дятел»
Цель: Учить выслушивать слова до конца, бегать в парах.
Ход игры:Дети встают в пары и образуют круг. В середине круга стоит дятел.
Дети ходят по кругу и говорят:
Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышко пшеницы.
Дятел говорит: А мне скучно одному,
Кого хочу, того возьму!
Затем он начинает ловить пары.
«Заря»
Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту.
Ход игры: Дети встали вкруг, руки держат за спиной, а за один из играющих –
заря- ходит сзади с лентой и говорит слова:
Заря – заряница
Красна девица.
По полю ходила
Ключи обронила.
Ключи золотые.
Ленты голубые.
За водой пошла!
С последними словами входящий осторожно кладет ленту на плечо одному из
играющих, который заметив это, быстро берет ленту и они оба бегут в разные
стороны по кругу. Тот, кто останется без места становится зарей. Игра
повторяется.
«Метелица»
Цель: Учить ориентироваться в пространстве, двигаться в соответствии с
текстом.
Ход игры: Играющие встают в круг и не сходя с места, начинают кружиться,
напевая:
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится
Тот и заметелится!
На последнем слове песни все должны остановиться и стоять, не шевелясь.
Кто упадет, или не сможет во время остановиться, тот из игры выходит.
Остальные опять поют песню и кружатся. Остается в кругу самый
выносливый. Он и выигрывает.
«Дедушка-Рожок»
Цель: Учить ориентироваться в пространстве, бегать не сталкиваясь друг с
другом
Ход игры: Играющие делятся на две группы и занимают места ан
противоположных сторонах площадки. Дедушка-Рожок сидит в домике и из
него же спрашивает:
«Кто боится меня?» Дети отвечают: «Никто».
Затем дразнят: «Дедушка-Рожок, съешь с горошком пирожок! » и начинают
перебегать из одного дома в другой. Дедушка-Рожок ловит их.
«Капуста»
Цель: Развивать быстроту, ловкость.
Ход игры:
Рисуется круг – «огород». На середину круга складываются шапки, пояса,
платки и прочее. Это – «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один
из них выбирается хозяином. Он садится рядом с «капустой». «Хозяин»
изображает движениями то, о чем поет:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капусту не украли,
В огород не прибежали
Волк и лисица, бобер и курица,
Заяц усатый, медведь косолапый.
Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и
убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который
больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.
«Мороз красный нос»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, выдержке.
Упражнять в ходьбе и беге.
Ход игры: На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в
одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает
водящий - Мороз-Красный нос.
Он говорит:
Я Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет
их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные
останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания
перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.
«Ткачиха»
Цель: Развивать, ловкость, выдержку, координацию движений. Упражнять
детей в ходьбе, беге.
Ход игры: Две шеренги, плотно переплетясь руками, стоят напротив друг к
другу лицом. Посереди коридора будут бегать 2 «челнока» навстречу друг
другу по правой стороне коридора каждый. По команде все начинают петь
речитатив:
Я весёлая ткачиха,
Хорошо умею ткать.
Пинч- понч , клёпа - клёп,
Хорошо умею ткать.
Шеренги ровными стенками сближаются и расходятся, ткут, в это время
"челноки" должны проскочить.
Если "челноки" не успевают пробежать,
встают в шеренгу.
«Игровая»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, самостоятельному
выбору движений, упражнять в построении в круг, ходьбе со сменой
направления.
Ход игры:
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие
ходят по кругу и говорят нараспев слова:
У дядюшки Трифона
Было семеро детей,
Семеро сыновей:
Они не пили, не ели,
Друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил
движения лучше всех, становится ведущим.
«Лошадки»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в
беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.
Ход игры:
Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал педагога "Лошадки"
бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба
и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал
подряд.
Художественное слово:
Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро-скоро
Через реки, через горы!
Все-таки в галоп - гоп-гоп!
Трух-трух! Рысью, милый друг!
Ведь сдержать-то станет силы, -
Рысью-рысью, конь мой милый!
Трух-трух! Не споткнись, мой друг!
Правила игры: Бежать можно только после слова «догоняет».
«Скакалка»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять
в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.
Ход игры:
Один из играющих берет веревку и раскручивает ее. Низко от земли.
Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и
богатство.
Перед началом игры говорят следующие слова:
Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лен высок,
Прыгайте как можно выше.
Можно прыгать выше крыши.
Правила игры:
Кто задел за скакалку, выбывает из игры.
«Хлоп! Хлоп! Убегай!»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать
ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.
Ход игры:
Играющие ходят по игровой площадке — собирают на лугу цветы, плетут
венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей выполняют роль лошадок,
которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего:
«Хлоп, хлоп, убегай,
Тебя кони стопчут»
несколько игроков
произносят:
«А я коней не боюсь,
По дороге прокачусь!»
и начинают скакать на палочках, подражая лошадкам и стараясь поймать
детей, гуляющих на лугу.
Правила игры: Убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок,
которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.