Напоминание

Современные подходы в работе с одарёнными детьми


Автор: Файзрахманова Наиля Райхановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №139 – Центр образования"
Населённый пункт: г. Казань Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы в работе с одарёнными детьми
Раздел: начальное образование





Назад




Современные подходы в работе с одарёнными детьми

/Из опыта работы учителя начальных классов Файзрахмановой Н.Р./

Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,

Узнаешь – предела познания нет!

Фирдоуси

(персидский и таджикский поэт

940–1030 гг.)

Одарённость казалась раньше явлением необычным, редким, связанным с образами

гениальных людей прошлого и отдельными примерами детей вундеркиндов. Одарённость

можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого человека, пробуждая

ростки

удивительных

способностей,

талантов

к

жизни.

Под

одарённостью

ребёнка

понимают более высокую восприимчивость к учению и более выраженные творческие

проявления, чем у его сверстников при равных условиях.

На мой взгляд, выявление одарённых детей должно начинаться в начальной школе на

основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического

мышления, анкетирования и т.д.

Это позволяет определить траекторию их развития, учесть индивидуальные

особенности и построить правильную работу

с ними, чтобы любые индивидуальные

особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не

прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались.

Хочется отметить, что в каждом выпуске есть дети, отличающиеся от остальных ранней

психологической

зрелостью,

высоким

уровнем

социальной

культуры,

особой

предрасположенностью

к овладению той или иной образовательной области. Уже в

начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со

школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы

в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу.

В какой области одарённый ребенок проявит себя? Это неизвестно! Но не стоит

навязывать

ему

результаты

своих

наблюдений

или

испытаний. Главный принцип "Не

навреди"! Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.

Занятия

исследовательской

деятельностью,

выполнение

творческих

проектов

развивают

аналитические

способности,

формируют

способность

принимать

решения,

повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в современном мире

без подобных умений просто не обойтись!

Работая с одарёнными детьми, могу сказать, что рядом с ребёнком должен оказаться

умный, внимательный наставник, который бы способствовал развитию таланта, научил бы

ребёнка

трудиться.

Кто

как

не

учитель

сегодня

может

помочь

детям

раскрыть

свои

таланты.

Велика

и

роль

родителей.

Это

замечательные,

понимающие

люди,

хорошо

знающие своего ребёнка.

Во внеурочной деятельности учащиеся могут проявлять свои способности, посещая

занятия в различных кружках. Эти занятия не дублируют школьные уроки, а направлены

на развитие интеллекта детей, развитие вариативности мышления. Двери на такие занятия

открыты для всех детей

Мои ученики охотно участвуют в различных конкурсах, интеллектуальных играх,

соревнованиях,

олимпиадах. И мой совместный с родителями и учениками труд даёт

свои плоды:

- районная олимпиада по математике, призёр Никоноров Игорь, 4Б класс;

-районная олимпиада по русскому языку, призёр Ванюшечкин Глеб, 4Б класс;

-районная олимпиада по татарскому языку, победитель Счус Таисия, 4Б класс;

-районная интеллектуальная игра "Самый умный выпускник начальной школы",

победитель Ванюшечкин Глеб, 4Б класс;

-городской

конкурс,

посвящённый

празднованию

Международного Дня птиц,1место Баталов Ринат, 4Б класс;

-городской экологический конкурс «Человекообразные

обезьяны», 1место Ганиев Риназ, 4Б класс;

-XIV республиканский конкурс «Юный программист»,

районный тур, 3место Фатхудинова Алина, 4Б класс;

-районный конкурс «Династии Приволжского района»,

3место Баталов Ринат, 4Б класс;

- II городской конкурс «Юный исследователь», 1место

Ванюшечкин Глеб, 4Б класс;

-

победитель

Республиканского

тура IX

Всероссийского

интеллектуального

марафона

в

номинации

«Русский

язык»,

Ванюшечкин Глеб.

Он

же

становится

абсолютным

победителем

районной

интеллектуальной

игры

«Самый

умный»

и

награждается

почётным

званием «Самый умный ученик» начальной школы

Приволжского района г.Казани.

-Международный конкурс «Русский медвежонок»,

участник Фатхудинова Алина, 4Б класс, 97баллов, 1место;

-Международный конкурс «Кенгуру», участник

Ванюшечкин Глеб, 4Б класс,74балла, 1место;

-районный конкурс «Династии Приволжского района»,

1место Кадырова Наиля, 3Б класс;

-районный конкурс «Династии Приволжского района»,

1место Галиева Зарина, 3Б класс;

-НПК им.Хади Атласи, 3место Ванюшечкин Глеб,3Б класс;

-НПК им.Хади Атласи,

грамота Кадырова Наиля, 3Б

класс;

-Районный конкурс «Я – исследователь».,3место Кадырова Наиля, 2Б класс;

- Республиканский конкурс «Мой любимый классный руководитель», 2 место Диланьян

Камилла, 2Б класс;

-Российский конкурс «Я – исследователь», диплом Артемьев Максим, 4Б класс;

- Российский конкурс «Я – исследователь», диплом Бармина София, 4Б класс;

Мой ученик Галлямов Альмир занял

1

место

в

Республиканском

конкурсе

«Династии

Республики

Татарстан»

с

проектной работой «Семейный альбом».

На этой фотографии – участники

конференции

«Одарённый

ребёнок»,

которая

ежегодно

проходит

в

нашей

гимназии в конце учебного года. Это мои

« з в ё з д о ч к и »

в м е с т е

с о

с в о и м и

родителями –

победители

и призёры

различных уровней олимпиад, конкурсов,

научно-исследовательских

конференций.

Все они награждены ценными подарками

и грамотами.

Детская любознательность многогранна. При воспитании одарённого ребёнка

необходимо,

чтобы

любопытство

вовремя

переросло

в

любовь

к

знаниям

«любознательность», а затем – в «познавательную потребность». Хочется верить, что

после школы одарённые дети станут

успешными, счастливыми людьми, гармонично

сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.



В раздел образования