Автор: Полухина Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ–СОШ №1
Населённый пункт: город Асино Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования коммуникативных универсальных УУД в младшем школьном возрасте.
Раздел: начальное образование
Особенности формирования
коммуникативных универсальных учебных действий
в младшем школьном возрасте.
Полухина Ольга Васильевна
Учитель начальных классов
МБОУ-СОШ №1 г. Асино Томской области
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение
учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Говоря простым
языком, это совокупность способов различных действий, (а также связанных с ними
навыков учебной работы), способствующих активному саморазвитию обучающегося,
помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального
опыта, становлению социальной идентичности.
УУД
как
обобщенные
действия
открывают
возможность
широкой
ориентации
учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной
деятельности.
УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие
каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами
учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Общение
выступает
основой
дифференциации
и
развития
форм
психической
деятельности
на
этапах
раннего
развития.
Так,
происхождение
личностных,
познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и
общения
ребенка
с
социальным
(учитель)
и
близким
(родители)
взрослым
и
сверстниками.
В
первую
очередь,
именно
из
общения
и
вырастает
способность
ребенка регулировать свою деятельность.
На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие
занятия. В этом возрасте интерес к сверстнику становится очень высоким. В этот
период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение
навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей
является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. От навыков
конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом
зависит благополучие личностного развития младшего школьника.
Итак, овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно
усваивать
новые
знания,
умения
и
компетентности,
включая
самостоятельную
организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Коммуникативные действия
обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров
по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в
коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
- коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные
на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
- коммуникация как кооперация (содержательное ядро - согласование усилий по
достижению общей цели);
- коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации
другим людям и становления рефлексии [4].
Рассмотрим
каждую
группу
коммуникативных
УУД
в
развитии
младших
школьников.
1.
Коммуникация как взаимодействие.
Важным
звеном
в
развитии
детей
младшего
школьного
возраста
является
преодоление
эгоцентрической
позиции
в
межличностных
и
пространственных
отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения - та,
которая совпадает с их собственной. По мере приобретения опыта общения младшие
школьники учатся не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные
мнения
других
людей,
нередко
связанные
с
различиями
в
их
потребностях
и
интересах.
В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет
позиции
собеседника,
приобретают
более
глубокий
характер:
дети
становятся
способными понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же
предмета.
Названные
характеристики
служат
показателями
нормативно-возрастной
формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе.
2. Коммуникация как кооперация.
Содержательным
ядром
этой
группы
коммуникативных
действий
является
согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению
совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация
на партнера по деятельности. Способность к согласованию усилий интенсивней всего
развивается в период обучения в начальных классах. Между тем в настоящее время
становление данной способности часто запаздывает и многие дети, приходя в школу,
имеют склонность работать, не обращая внимания на партнера.
В
условиях
специально
организуемого
учебного
сотрудничества
формирование
коммуникативных действий происходит более интенсивно.
3. Коммуникация как условие интериоризации.
Здесь коммуникативно-речевые действия служат средством передачи информации
другим людям и становления рефлексии.
Характеризуя
нормативно-возрастные
особенности
развития
коммуникативных
действий младших школьников, следует отметить, что, несмотря на значительное
внимание, уделяемое развитию речи, именно в школьные годы оно часто тормозится,
что в итоге приводит к неудовлетворительным результатам.
В
процессе
обучения
у
младших
школьников
должны
быть
сформированы
коммуникативные умения.
Коммуникативные
умения
-
это
владение
умственными
и
практическими
действиями,
направленными
на
установление
и
поддержание
целесообразных
взаимоотношений
с
людьми
в
процессе
учебной,
а
затем
и
дальнейшей
профессиональной деятельности.
Младший
школьный
возраст
является
благоприятным
для
формирования
коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные
успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из
основных задач начального образования является создание оптимальных условий для
формирования коммуникативных компетенций.