Напоминание

Особенности формирования коммуникативных универсальных УУД в младшем школьном возрасте.


Автор: Полухина Ольга Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ–СОШ №1
Населённый пункт: город Асино Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования коммуникативных универсальных УУД в младшем школьном возрасте.
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности формирования

коммуникативных универсальных учебных действий

в младшем школьном возрасте.

Полухина Ольга Васильевна

Учитель начальных классов

МБОУ-СОШ №1 г. Асино Томской области

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение

учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем

сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Говоря простым

языком, это совокупность способов различных действий, (а также связанных с ними

навыков учебной работы), способствующих активному саморазвитию обучающегося,

помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального

опыта, становлению социальной идентичности.

УУД

как

обобщенные

действия

открывают

возможность

широкой

ориентации

учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной

деятельности.

УУД представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие

каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами

учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Общение

выступает

основой

дифференциации

и

развития

форм

психической

деятельности

на

этапах

раннего

развития.

Так,

происхождение

личностных,

познавательных и регулятивных действий определяется развитием коммуникации и

общения

ребенка

с

социальным

(учитель)

и

близким

(родители)

взрослым

и

сверстниками.

В

первую

очередь,

именно

из

общения

и

вырастает

способность

ребенка регулировать свою деятельность.

На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие

занятия. В этом возрасте интерес к сверстнику становится очень высоким. В этот

период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение

навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей

является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе. От навыков

конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном возрасте, во многом

зависит благополучие личностного развития младшего школьника.

Итак, овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно

усваивать

новые

знания,

умения

и

компетентности,

включая

самостоятельную

организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Коммуникативные действия

обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров

по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в

коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить

продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:

- коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные

на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

- коммуникация как кооперация (содержательное ядро - согласование усилий по

достижению общей цели);

- коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации

другим людям и становления рефлексии [4].

Рассмотрим

каждую

группу

коммуникативных

УУД

в

развитии

младших

школьников.

1.

Коммуникация как взаимодействие.

Важным

звеном

в

развитии

детей

младшего

школьного

возраста

является

преодоление

эгоцентрической

позиции

в

межличностных

и

пространственных

отношениях. Как известно, изначально детям доступна лишь одна точка зрения - та,

которая совпадает с их собственной. По мере приобретения опыта общения младшие

школьники учатся не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные

мнения

других

людей,

нередко

связанные

с

различиями

в

их

потребностях

и

интересах.

В итоге к концу начальной школы коммуникативные действия, направленные на учет

позиции

собеседника,

приобретают

более

глубокий

характер:

дети

становятся

способными понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же

предмета.

Названные

характеристики

служат

показателями

нормативно-возрастной

формы развития коммуникативного компонента УУД в начальной школе.

2. Коммуникация как кооперация.

Содержательным

ядром

этой

группы

коммуникативных

действий

является

согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению

совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация

на партнера по деятельности. Способность к согласованию усилий интенсивней всего

развивается в период обучения в начальных классах. Между тем в настоящее время

становление данной способности часто запаздывает и многие дети, приходя в школу,

имеют склонность работать, не обращая внимания на партнера.

В

условиях

специально

организуемого

учебного

сотрудничества

формирование

коммуникативных действий происходит более интенсивно.

3. Коммуникация как условие интериоризации.

Здесь коммуникативно-речевые действия служат средством передачи информации

другим людям и становления рефлексии.

Характеризуя

нормативно-возрастные

особенности

развития

коммуникативных

действий младших школьников, следует отметить, что, несмотря на значительное

внимание, уделяемое развитию речи, именно в школьные годы оно часто тормозится,

что в итоге приводит к неудовлетворительным результатам.

В

процессе

обучения

у

младших

школьников

должны

быть

сформированы

коммуникативные умения.

Коммуникативные

умения

-

это

владение

умственными

и

практическими

действиями,

направленными

на

установление

и

поддержание

целесообразных

взаимоотношений

с

людьми

в

процессе

учебной,

а

затем

и

дальнейшей

профессиональной деятельности.

Младший

школьный

возраст

является

благоприятным

для

формирования

коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения индивидуальные

успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из

основных задач начального образования является создание оптимальных условий для

формирования коммуникативных компетенций.



В раздел образования