Автор: Глушак Татьяна Ивановна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№5
Населённый пункт: п.Тавричанка Надеждинского района Приморского края
Наименование материала: исследовательская работа
Тема: Фразеологизмы в речи третьеклассников
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5
п. Тавричанка Надеждинского района»
НПК «В науку первые шаги»
Фразеологизмы в речи третьеклассников
Исполнители
Ученики 3 «А» и 3 «Б» классов
Евсеев Тимофей, Иванова Ольга,
Соколова Ульяна, Кошуров Артур,
Тимохов Ярослав, Тормозов Дмитрий
Руководитель
Глушак Татьяна Ивановна
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №5 п. Тавричанка
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ:
1.Введение: стр. 3
1.1Актуальность изучения фразеологизмов 3
1.2.Цели, задачи исследования, объект исследования, гипотеза. 4
2.Основная часть: 5
2.1Изучение понятия фразеологизм 5
2.2. Изучение видов фразеологизмов 5-6
2.3. Изучение истории происхождения фразеологизмов 7-8
3. Практическая часть 9-13
4. Заключение 15
5.Приложение 16-18
2
1.Введение
Русский язык очень богат устойчивыми выражениями, фразеологизмами. Они
делают нашу речь более яркой, точной, эмоциональной и выразительной. Знание
их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык и более
сознательно им пользоваться. Понимание устойчивых выражений, а так же их
правильное употребление в речи считается одним из показателей совершенства
речевого мастерства и высокого уровня языковой культуры.
В 3 классе проходит только знакомство с фразеологизмами. Этого не достаточно
для осознанного применения в своей речи устойчивых выражений и обогащения
своего лексического запаса. А ведь овладение фразеологией является
необходимым условием глубокого овладения языком, его тайнами и богатством.
Чем раньше мы начнем постигать секреты родного языка, тем быстрее и глубже
сможем овладеть и постигнуть национальную культуру. Чтобы добиться
свободного владения языком, необходимо иметь достаточный словарный запас,
частью которого является фразеология. Отсюда и возник интерес к исследованию
в данной области.
Актуальность:
Проблема отсутствия знаний о фразеологизмах сейчас стоит особенно остро.
Многие из нас неправильно понимают фразеологизмы в речи учителей,
родителей. Наша речь засорена сквернословием, словами – паразитами «короче»,
«значит», «в смысле», «как бы». Для того чтобы в речи, диалоге добиться некоего
речевого эффекта, простых слов бывает недостаточно. Использование
фразеологизмов помогает нам, точнее высказать мысль, заменить одной ёмкой
фразой многословное предложение. Всё, что можно сказать обычными словами,
зачастую можно ярче выразить при помощи фразеологизмов. Они придают речи
образность, эмоциональность и выражают различные чувства с
дополнительными оттенками иронии, шутки, насмешки, упрёка, презрения, любви
и ненависти и т.д. Однако не всегда мы задумываемся о том, понимает ли
собеседник сказанные фразы, их значения.
3
Цель исследования:
изучение фразеологизмов, которые используются в своей речи учащиеся
3-х классов нашей школы, выяснение понимания их значения учащимися.
Задачи исследования:
1.
Изучить теоретические вопросы темы (понятие «фразеологизмы», история
изучения фразеологизмов, виды фразеологизмов).
2.
Провести анкетирование среди 3 классов.
3.
Составить список фразеологизмов часто употребляемых в их речи
4.
Провести опрос среди учащихся 3 класса о том, как они понимают
значение фразеологизмов.
5.
Обработать полученные результаты.
6.
Сделать выводы
Гипотеза: Из числа фразеологизмов, которые употребляют учителя, родители
есть такие выражения, значения которых школьники не понимают. Несмотря на
это, в речи фразеологизмы употребляются достаточно часто.
Объект исследования: Фразеологизмы в речи 3-классников нашей школы
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования
на уроках «Литературного чтения», «Русского языка», во внеклассной работе.
4
2. Основная часть работы
1.Изучение понятия «Фразеологизм»
Мы порой не сообразим ,
Отчего так говорим,
Почему в ситуациях разных
Произносим нелепые фразы.
Иностранцы их вряд ли поймут,
Коль дословно переведут.
Но мы этим серьезно займемся
И, конечно, во всем разберемся. (Автор неизвестен)
Приступая к исследованию в области фразеологии, необходимо дать определение
понятия фразеологизм. Мы рассмотрели несколько источников: словари,
учебники, Интернет порталы.
Мы убедились в том, что все ученые – лингвисты сходятся в определении
фразеологизмов:
Фразеологизмы (от греч. phrasis – выражение, logos – учение) – это устойчивые
сочетания слов, закрепившиеся как единицы наименования: железная
дорога, анютины глазки или выражения оценки: не лыком шит, спустя рукава.
Иначе – фразеологические обороты.
На другие языки фразеологизмы дословно не переводятся. Фразеологизмы в
течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее
яркие.
2.2. Изучение видов фразеологизмов
Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца
18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под
различными названиями (крылатые выражения, пословицы и поговорки). Однако
фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.
Все фразеологизмы могут быть разделены на две группы:
1. исконно русские
5
2. заимствованные
Основную массу употребляющихся в настоящее время фразеологических
оборотов составляют устойчивые сочетания слов исконно русского
происхождения (ища ветра в поле, водой не разольёшь). Они возникли в русском
языке или унаследованы из более древнего языка.
Фразеологизмы подразделяют на разные группы, которые характеризуют
человека: его действия, его характер, его психологическое состояние.
По характеристике:
Характеризующие действие человека на основе его взаимоотношение и
взаимосвязи с окружающей средой, коллективом:
1.Ходить стоять на задних лапах - «угодничать, прислуживаться»;
2.Мылит голову (кому) - «сильно бранить. Распекать кого-либо».
Характеризующие манеру речевого общения:
1.Точить лясы, балясы - «заниматься пустой болтовней»
2.Вертеть, крутить вола - «говорить, болтать ерунду».
Характеризующие отношения человека к работе и делу:
1.Засучить рукава - усердно, старательно, энергично, делать что - либо.
2.Бить баклуши - праздно проводить время, бездельничать.
Характеризующие психическое состояние человека, которое проявляется
внешне, в его манере поведения:
1.Надувать губы - сердиться, обижаться, делая недовольное лицо.
2.Как осиновый лист дрожит, (трясётся, обычно от волнения, страха).
Просмотрев информацию по классификации фразеологизмов, мы выделили
основные группы:
Фразеологизмы русского происхождения.
Заимствованные фразеологизмы.
6
2.3. Изучение истории возникновения фразеологизмов
Появление фразеологизмов исконно русского характера тесно связано с жизнью
народа, его историей, бытом, верованиями, общим развитием нации.
Целый ряд русских фразеологизмов связан с бытом, обычаями, традициями и
верованиями древних славян. Например, вывести на чистую воду (кого) -
«разоблачить, раскрыть преступление»; как в воду опущенный - «унылый,
грустный человек»; прошёл сквозь огонь, воду и медные трубы - «об опытном,
бывалом человеке». Эти фразеологизмы восходят к следующему обычаю древних
славян: людей, подозреваемых в преступлениях, подвергали испытанию огнём и
водой; об этих испытаниях сохранили в языке названные выражения.
Большинство фразеологизмов родились из песен, сказок, притч, пословиц
русского народа: добрый молодец; горючими слезами обливаться; молочные реки.
Часть оборотов восходит к профессиональной речи: через час по чайной ложке –
из медицинского обихода; сойти со сцены – из речи артистов, попасть в тон,
играть первую скрипку - из речи музыкантов; от столяров ведут начало
фразеологизмы «без сучка, без задоринки», снять стружку и др.
От сапожников - два сапога пара - «одинаковые», сделаны на одну колодку -
«одинаковые, похожие», разделать под орех. Речь рыбаков и охотников отразилась
во фразеологизмах «ловить рыбку в мутной воде», «попасться на удочку» и
других. Так, морской фразеологизм отдать концы – «отплыть от берега» стал
использоваться в значении «уехать, уйти».
В русской фразеологии также отразились детали русского быта, например: лаптем
щи хлебать, не солоно хлебавши. От русских игр ведут свое начало
фразеологизмы «играть в прятки», «лежачего не бьют». Очень многие
фразеологизмы русского языка связаны с историей Руси. Например, кричать во
всю Ивановскую (кричать изо всех сил, очень громко). В 17 веке указы царей
зачитывались на городской площади, которая была многолюдной, шумной, и
поэтому приходилось не просто читать, а даже кричать. Некоторые выражения
пришли в язык из мифов (ахиллесова пята, весы Фемиды, авгиевы конюшни,
7
имеющее значение «запущенное помещение или трудно устранимый
беспорядок», связано с мифом о Геракле, который очистил огромные конюшни
царя Авгия. Из литературных произведений - (сказка про белого бычка - из
русских народных сказок, разбитое корыто — из сказки А.С. Пушкина,
мартышкин труд - из басни И.А. Крылова).
С течением времени одни фразеологизмы уходят из языка, то есть устаревают,
другие приходят им на смену. Например, раньше часто употреблялся
фразеологизм забрить лоб, что означало «взять в армию, в солдаты». В наше
время молодых людей также призывают в армию, но «лоб не забривают», поэтому
фразеологизм устарел.
Новые фразеологизмы отражают события нашей жизни. Каждое значительное
событие жизни находит свое отражение в русской фразеологии: например,
развитие космических полётов родило фразеологизм «выйти на орбиту» -
«добиться успехов».
8
3.Практическая часть
Изучив теоретическую литературу по проблемной теме, мы составили анкету (см.
приложение) и провели анкетирование учащихся 3-х классов с целью выявления
того, что они знают о фразеологизмах и как понимают их значение. Результаты
проведённого опроса представлены ниже в таблицах и диаграммах. Опрошено 34
ученика.
1.
«Что такое фразеологизмы»
Таблица 1.
Варианты ответов
3 «а» класс
3 «б» класс
1. Устойчивое выражение
7
5
2.Устойчивое
словосочетание
6
4
3. Неизменяемые слова в
речи
1
3
4. Другое
3
3
5. Не знаю
-
2
Как показано в таблице
лишь из 34 учеников 3-х классов знают,
что такое
фразеологизмы 12 человек. Также было выявлено, что учащиеся употребляют
устойчивые выражения, но не все знают, что это фразеологизмы.
2. «Для чего вы употребляете фразеологизмы в речи».
Таблица 2.
Варианты ответов
3 «а» класс
3 «б» класс
1.Когда человек что-то делает плохо
-
1
2. Нужны в речи для связи слов
7
3
3. Помогают преодолеть недостаток слов
2
3
4. Делают речь ярче
7
6
5. Вообще не употребляю
-
1
6. Другое
-
1
9
Таким
образом,
анализ
ответов
позволил
сделать
вывод,
что
основная
цель
употребления фразеологизмов в речи школьников: делать речь ярче и служить
для связи слов.
3. «Какие фразеологизмы наиболее часто Вы употребляете в речи?»
Вот наиболее часто употребляемые фразеологизмы учащимися 3 «а» класса:
-Обвести вокруг пальца (4);
-Бить баклуши (4);
-Ловить ворон (3);
-Сбить с ног (3);
-Вешать лапшу на уши (3);
-Точить лясы (2);
-Одна нога здесь, другая там (2);
- Схватывать на лету(2);
- Как две капли воды (2);
-Ветер в голове (2);
-Язык заплетается (1)
-Прикусить язык (1)
Как корова языком слизала (1);
-Не суй свой нос в чужие дела (1);
-Замести следы (1);
-Как кот наплакал(1);
Вот наиболее часто употребляемые фразеологизмы учащимися 3 «б» класса:
- Как кот наплакал (3);
-Язык без костей (3);
- Валять дурака(2);
-Ветер в голове(2);
- Водить за нос(3);
-Язык заплетается(3);
-Спустя рукава(1);
Проанализировав
значение
оборотов,
мы
выяснили,
что
все
они
относятся
к
группе фразеологизмов, характеризующих человека:
а)
положительно
или
отрицательно
характеризующие
какие-либо
внутренние
качества:
10
-Язык без костей; язык заплетается;
б) характеризующие состояние и поведение человека в определенный момент:
- Точить лясы; - Бить баклуши; -Как с гуся вод
4.Объясните значение следующих фразеологизмов
Было предложено из 13 распространённых фразеологизмов выбрать те, которые
часто слышали, употребляют в речи, могут объяснить, заменить одним словом
Таблица 3.
Оказалось, что не слышали: яблоко раздора и на солнце есть пятна. Не
употребляют в речи: убить двух зайцев, яблоко раздора, умывать руки, сесть в
калошу, ни пуха ни пера, умывать руки. Могут объяснить смысл 6
фразеологизмов: лапшу на уши вешать, повесить нос, водить за нос, зарубить на
носу, знать на зубок, бить баклуши.
Также было предложено задание заменить фразеологизмы, одним словом:
Таблица 4. «Замени фразеологизм одним словом»
11
Фразеологизмы
Слышал
Употребляю
в
речи
Могу
объяснить
смысл
Лапшу
на
уши
вешать
30 ученик
3 ученика
10 учеников
У б и т ь
д в у х
зайцев
21 учеников
-
-
Сесть в галошу
15учеников
-
2 ученика
Повесить нос
32 ученика
6 учеников
4 ученика
Водить за нос
31 ученик
11 учеников
14 учеников
Бить баклуши
25 учеников
-
20 учеников
Яблоко раздора
-
-
1 ученик
Ловить ворон
34ученика
8 учеников
32 ученика
Ни пуха ни пера
4 ученика
2 ученика
1 ученик
И на солнце есть
пятна
-
-
-
Умывать руки
2 ученика
-
-
Зарубить на носу
30 учеников
2 ученика
30 учеников
Знать назубок
31
3 ученика
30 учеников
Вывод: Наибольшее затруднение у учащихся обоих классов вызвало объяснение
значения фразеологизмов. Эти вопросы, показывают, как далеки от сознания
современного школьника историко-культурные корни этих фразеологизмов.
Таким образом, анализ результатов проведённого анкетирования показывает, что
ученики часто слышат
фразеологизмы, но мало употребляют
в своей речи.
Многие не понимают устойчивые выражения и не умеют употреблять их в речи.
Проведенное нами анкетирование среди учащихся третьих классов выявило,
что
тема
«Фразеологические
обороты»
сложна
для
понимания
учащимися.
Поэтому хотелось бы познакомить с ней учеников нашей школы более подробно,
чтобы они могли грамотно использовать фразеологизмы в своей речи. Для того
чтобы изучение данной темы стало более интересным, мы разработали альбом
«Фразеологические
обороты
в
картинках».
Так
ученики значительно
быстрее
научатся находить фразеологизмы, значение которых им непонятно. В будущем
это поможет также в умении пользоваться другими словарями.
12
3 «А» и 3 «Б» - 34 уч.
Правильно
Неправильно
Кот наплакал
11
23
чесать языки
8
26
Яблоку негде упасть
11
23
не в своей тарелке
9
25
строить глазки
6
28
делать из мухи слона
8
26
точить зубы
1
33
развешивать уши
11
23
писать как курица
лапой
30
4
клевать носом
6
28
прикусить язык
21
13
готов сквозь землю
провалиться
10
24
Мы решили выпустить стенгазету «Откуда к нам пришли фразеологизмы»
Мы выучили забавные стихотворения о фразеологизмах и выступили на классных
во 2 «а» и в 4 «б классах.
13
4.Заключение
Изучив результаты исследования, мы пришли к выводу: что фразеологизмы
широко
употребляются
в
жизни,
обогащают
нашу
речь,
делают
её
яркой,
эмоциональной, красочной, помогают нам пополнить словарный запас, исключить
из речи сквернословие, дают возможность лучше постигнуть язык, а значит,
прививают любовь к русскому языку.
Для того
чтобы правильно употреблять фразеологизмы в речи, нужно хорошо
знать их значение. Здесь может потребоваться справочник, словарь. В словарях
авторы
раскрывают
значение
фразеологизмов,
показывают,
как
следует
использовать их в речи. Понимание фразеологизмов при чтении художественной
литературы,
газет,
при
просмотре
фильмов,
употреблении
их
в
устной
и
письменной
речи
является
показателем
уровня
владения
русским
языком.
Фразеологизмы составляют национальное богатство языка, точно, метко и очень
образно
характеризуют
или
называют
все
стороны
окружающей
действительности.
Работа нас увлекла, и мы не остановимся на данном этапе по изучению
устойчивых выражений. В плане задумано выпустить сборник «Цветные
фразеологизмы», «Фразеологизмы и животные». Считаем, что наша работа будет
полезна при изучении фразеологизмов на уроках и для внеклассных занятий.
Цели и задачи нашей работы были выполнены. Гипотеза, поставленная в ходе
исследования, подтвердилась.
Литература
1.
1.Е.В. Лаврентьева «Весёлый фразеологический словарь», изд-во РООССА,
2012, 143с.
2.
Розе Т.В. «Большой фразеологический словарь для детей», изд-во РОССА,
2011,стр. 223
3.
Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. – Л.: Наука, 1986. –
248с.
4.
Жуков, А. В., Жуков, В. П. «Школьный фразеологический словарь русского
языка». - «Просвещение», 1989.
5.
Ожегов, С. И. «Словарь русского языка». - М: «Русский язык», 1984.
6.
БСЭ,1969-1978гг.
Приложение 1.
Анкета
1.Что такое фразеологизм
Варианты ответов
3 «а» класс
3 «б» класс
2. «Для чего вы употребляете фразеологизмы в речи».
Варианты ответов
3 «а» класс
3 «б» класс
3. «Какие фразеологизмы наиболее часто Вы употребляете в речи?»
Приложение 2
4.Объясните значение следующих фразеологизмов
Приложение 3.
5. «Замени фразеологизм одним словом»
Фразеологизмы
Слышал
Употребляю
в
речи
Могу
объяснить
смысл
Лапшу
на
уши
вешать
У б и т ь
д в у х
зайцев
Сесть в галошу
Повесить нос
Водить за нос
Бить баклуши
Яблоко раздора
Ловить ворон
Ни пуха ни пера
И на солнце есть
пятна
Умывать руки
Зарубить на носу
Знать назубок
3 «А» и 3 «Б» - 34 уч.
Правильно
Неправильно
Кот наплакал
чесать языки
Яблоку негде упасть
не в своей тарелке
строить глазки
делать из мухи слона
точить зубы
развешивать уши
писать как курица
лапой
клевать носом
прикусить язык
готов сквозь землю
провалиться